Волшебный мир геометрии
учебно-методическое пособие
материал содержит дидактические игры и упражнения для формирования у дошкольников знаний в области геометрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_geometriya_dlya_doshkolnikov_pomozhet_v_uvlekatelnoy_forme.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебный мир геометрии»
Воспитатель МБДОУ д/с №32 Ефимычева С.В.
Занимательная геометрия для дошкольников поможет в увлекательной форме, через игры, сказки и интересные задания познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и методами их измерения, заложить фундамент пространственного мышления и дать представления о конструировании.
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о прямых, кривых и ломаных линиях. Он должен уметь измерять длину отрезка, показывать тонки пересечения линий. Ребенок должен различать геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, четырехугольник и т. д.), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Еще Макаренко А.С. говорил, что «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело, вся его жизнь это игра».
Хочу поделиться своим опытом по разработке и использованию геометрического материала по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с другими коллегами.
Мною создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены занимательные математические игры, индивидуальный раздаточный материал для развития геометрических представлений);
Составлена картотека занимательных упражнений со счётными палочками; подобрана художественная литература с математическим содержанием.
В своей работе с детьми 5 - 6 лет я использую разнообразные игры и упражнения с геометрическим материалом:
Игра «Занимательная геометрия»
Цель данной игры: закрепление знаний о геометрических фигурах и линиях.
Я даю детям задание найти геометрические фигуры, которые спрятались на рисунке. Предлагаю ответить на вопросы:
- Какая линия длиннее – ломаная или прямая?
- Как быстрее добраться до дома? Почему?
Следующая игра это «Фигурный конструктор»
В качестве материала можно использовать коктейльные трубочки, счетные палочки, деревянные цветные палочки и бусы. Детям предлагаю составить разные фигуры. Для детей постарше – это конструирование трапеций, многоугольников. Можно выкладывать цифры, рисунки по образцу.
С помощью данного пособия провожу игру «Кто самый внимательный»
Понадобятся разноцветные палочки и карточки образцы. Предъявляю детям карточку в течении 1-2 минут, потом убираю и дети воспроизводят узор на столе.
Игра «Из каких фигур состоит рисунок?»
Цель данной игры: закрепление названий геометрических фигур, умения видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и образного мышления.
Дети рассматривают картинки, называют изображенные предметы, определяют из каких фигур они состоят.
Игра «Найди лишнюю фигуру»
Дидактическая задача: определение признака фигур
Дети рассматривают картинки, называют изображенные фигуры, находят и исключают лишнюю фигуру по определенному признаку
"Геометрические раскраски»
Цель: закрепление визуального образа фигур.
Предлагаю детям рассмотреть рисунки, назвать изображенные предметы. Определить из каких фигур они состоят и раскрасить их цветными карандашами.
Дидактическая игра «Математический квадрат»
С помощью данной игры можно выполнять с детьми различные задания.
Задание 1
Воспитатель предлагает ребёнку натянуть резинку форме какой-либо
фигуры.
Задание 2
Воспитатель предлагает разгадать загадку, а ответом будет являться фигура,
которую ребёнок должен натянуть при помощи резинки.
Задание 3
Предложить создать фигуру определённого цвета.
Задание 4
Можно предложить задания на закрепление свойств фигур. Например,
построй большой красный треугольник или построй маленький жёлтый
прямоугольник, построй фигуру больше или меньше данной.
Задание 5
По заданию воспитателя дошкольники могут закреплять расположение
предметов в пространстве. Воспитатель просит сделать фигуру слева или
справа линии, сверху или снизу линии. Так же можно попросить ребёнка
расположить фигуры вдоль заданной стороны или расположить в нужном
углу. Например: расположи треугольник вдоль правой стороны, расположи
квадрат в левом верхнем углу и т.д.
«Танграм»
Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами.
Задачи данной игры:
- Развивать у детей память, внимание, мелкую моторику рук, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное), сообразительность, воображение,
- Формировать у детей восприятие цвета и формы,
- Научить соблюдать инструкцию и играть по заданным правилам,
- Вырабатывать усидчивость, терпение, как необходимые качества для будущего школьного периода,
- Воспитывать в детях ответственность, серьезное отношение к выполнению поставленной задачи.
Заключение.
Таким образом, в игровой занимательной форме я прививаю детям знания из области геометрия, развиваю память, мышление, творческие способности. Играя с ребёнком, я получаю ощущение радости, открываю в нём новые удивительные черты характера, вызываю у него желание учиться, познавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной логопедической группы на тему: "Путешествие в волшебную страну Геометрию"
В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей, развивающие их восприятие и умение находить способы решения т...
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»
Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...
«Путешествие в волшебную страну Геометрию»
Тема: «Путешествие в волшебную страну Геометрию»Программное содержание:Закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать vсравнивать по форме, цвету и размеру.Совершенствовать нав...
«Путешествие в волшебную страну Геометрию»
Тема: «Путешествие в волшебную страну Геометрию»Программное содержание:Закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать vсравнивать по форме, цвету и размеру.Совершенствовать нав...
«Путешествие в волшебную страну Геометрию»
Тема: «Путешествие в волшебную страну Геометрию»Программное содержание:Закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать vсравнивать по форме, цвету и размеру.Совершенствовать нав...
«Путешествие в волшебную страну Геометрию»
Тема: «Путешествие в волшебную страну Геометрию»Программное содержание:Закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать vсравнивать по форме, цвету и размеру.Совершенствовать нав...
Конспект ООД «Путешествие в волшебную страну Геометрию» по образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа)
Конспект ООД «Путешествие в волшебную страну Геометрию» по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе разработала воспитатель перво...