Волшебный мир геометрии
учебно-методическое пособие

материал содержит дидактические игры и упражнения для формирования у дошкольников знаний в области геометрии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Волшебный мир геометрии»

Воспитатель МБДОУ д/с №32 Ефимычева С.В.

Занимательная геометрия для дошкольников поможет в увлекательной форме, через игры, сказки и интересные задания познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и методами их измерения, заложить фундамент пространственного мышления и дать представления о конструировании.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о прямых, кривых и ломаных линиях. Он должен уметь измерять длину отрезка, показывать тонки пересечения линий. Ребенок должен различать геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, четырехугольник и т. д.), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Еще Макаренко А.С. говорил, что «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело, вся его жизнь это игра».

Хочу поделиться своим опытом по разработке и использованию геометрического материала по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с другими коллегами.

Мною создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены занимательные математические игры, индивидуальный раздаточный материал для развития геометрических представлений);

Составлена картотека занимательных упражнений со счётными палочками; подобрана художественная литература с математическим содержанием.

В своей работе с детьми 5 - 6 лет я использую разнообразные игры и упражнения с геометрическим материалом:

Игра «Занимательная геометрия»
Цель данной игры: закрепление знаний о геометрических фигурах и линиях.
Я даю детям задание найти геометрические фигуры, которые спрятались на рисунке. Предлагаю ответить на вопросы:
- Какая линия длиннее – ломаная или прямая?
- Как быстрее добраться до дома? Почему?

Следующая игра это «Фигурный конструктор»

В качестве материала можно использовать коктейльные трубочки, счетные палочки, деревянные цветные палочки и бусы. Детям предлагаю составить разные фигуры. Для детей постарше – это конструирование трапеций, многоугольников. Можно выкладывать цифры, рисунки по образцу.

С помощью данного пособия провожу игру «Кто самый внимательный»

Понадобятся разноцветные палочки и карточки образцы. Предъявляю детям карточку в течении 1-2 минут, потом убираю и дети воспроизводят узор на столе.


Игра «Из каких фигур состоит рисунок?»
Цель данной игры: закрепление названий геометрических фигур, умения видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и образного мышления.
Дети рассматривают картинки, называют изображенные предметы, определяют из каких фигур они состоят.

Игра «Найди лишнюю фигуру»
Дидактическая задача: определение признака фигур
Дети рассматривают картинки, называют изображенные фигуры, находят и исключают лишнюю фигуру по определенному признаку

"Геометрические раскраски»
Цель: закрепление визуального образа фигур.
Предлагаю детям рассмотреть рисунки, назвать изображенные предметы. Определить из каких фигур они состоят и раскрасить их цветными карандашами.

Дидактическая игра «Математический квадрат»

С помощью данной игры можно выполнять с детьми различные задания.

Задание 1

Воспитатель предлагает ребёнку натянуть резинку форме какой-либо

фигуры.

Задание 2

Воспитатель предлагает разгадать загадку, а ответом будет являться фигура,

которую ребёнок должен натянуть при помощи резинки.

Задание 3

Предложить создать фигуру определённого цвета.

Задание 4

Можно предложить задания на закрепление свойств фигур. Например,

построй большой красный треугольник или построй маленький жёлтый

прямоугольник, построй фигуру больше или меньше данной.

Задание 5

По заданию воспитателя дошкольники могут закреплять расположение

предметов в пространстве. Воспитатель просит сделать фигуру слева или

справа линии, сверху или снизу линии. Так же можно попросить ребёнка

расположить фигуры вдоль заданной стороны или расположить в нужном

углу. Например: расположи треугольник вдоль правой стороны, расположи

квадрат в левом верхнем углу и т.д.

«Танграм»

Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами.

Задачи данной игры:

  • Развивать у детей память, внимание, мелкую моторику рук, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное), сообразительность, воображение,
  • Формировать у детей восприятие цвета и формы,
  • Научить соблюдать инструкцию и играть по заданным правилам,
  • Вырабатывать усидчивость, терпение, как необходимые качества для будущего школьного периода,
  • Воспитывать в детях ответственность, серьезное отношение к выполнению поставленной задачи.

Заключение.

Таким образом, в игровой занимательной форме я прививаю детям знания из области геометрия, развиваю память, мышление, творческие способности. Играя с ребёнком, я получаю ощущение радости, открываю в нём новые удивительные черты характера, вызываю у него желание учиться, познавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной логопедической группы на тему: "Путешествие в волшебную страну Геометрию"

В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей, развивающие их восприятие и умение находить способы решения т...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

«Путешествие в волшебную страну Геометрию»

Тема: «Путешествие в волшебную страну Геометрию»Программное содержание:Закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать vсравнивать по форме, цвету и размеру.Совершенствовать нав...

«Путешествие в волшебную страну Геометрию»

Тема: «Путешествие в волшебную страну Геометрию»Программное содержание:Закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать vсравнивать по форме, цвету и размеру.Совершенствовать нав...

«Путешествие в волшебную страну Геометрию»

Тема: «Путешествие в волшебную страну Геометрию»Программное содержание:Закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать vсравнивать по форме, цвету и размеру.Совершенствовать нав...

«Путешествие в волшебную страну Геометрию»

Тема: «Путешествие в волшебную страну Геометрию»Программное содержание:Закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать vсравнивать по форме, цвету и размеру.Совершенствовать нав...

Конспект ООД «Путешествие в волшебную страну Геометрию» по образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа)

Конспект ООД  «Путешествие в волшебную страну Геометрию» по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе разработала воспитатель перво...