Музыкальный проект "Детский альбом для мамы" .
методическая разработка (подготовительная группа)

Коваленко Елена Ивановна

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ДИСТАНЦИОННОГО УЧАСТИЯ, СОТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ ДЛЯ МАМЫ» 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ДИСТАНЦИОННОГО УЧАСТИЯ, СОТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ ДЛЯ МАМЫ» 

Коваленко Елена Ивановна, музыкальный руководитель

МБДОУ № 23 «Золотой петушок»

Создание условий для домашнего музицирования детей и родителей по музыке «Детского альбома» П.И.Чайковского; продвижение посредством детей  технологий орф-педагогики в музыке (импровизаций, моделирования, экспериментирования с музыкой) для родителей.

(Сл.1)При работе с детьми с ОВЗ(ТНР) как ни с кем начинаешь понимать, что для оптимального решения задач, поставленных ФОП ДО нужно очень тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Но в жизни случаются моменты (карантин), из-за которых родители (законные представители) детей вынужденно выключаются из процесса взаимодействия, сотворчества на мероприятиях (праздниках, развлечениях, тематических занятиях). События 2020 года заставили нас пересмотреть формы работы с родителями, и так как опыт организации дистанционного взаимодействия уже был, то я им и воспользовалась.

Поэтом в этом учебном году празднование Дня Матери не хотелось оставлять без участия родителей, и я организовала дистанционный вариант для домашнего сотворчества детей и их родителей, создав условия для совместного их взаимодействия в процессе игры с музыкой на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает получение знаний через исследовательскую, экспериментальную деятельность с музыкой.

Дети «открывают» сами для себя в процессе исследовательской, экспериментальной деятельности с музыкой выразительные особенности (динамика, штрихи, акценты, способы звукоизвлечения (пиццикато), особенности мелодии, размер,  и с успехом «учат» своих родителей такому игровому общению с музыкой, что обеспечивает творческое, а самое главное личностное саморазвитие воспитанника.

Организация  «активного» слушания обязательно проходит в процессе каждой непосредственной образовательной музыкальной деятельности детей и выстроена у меня по определенному алгоритму:

(Сл.2) 1 занятие – «Открытая задача» (Мозговой штурм)+пластическое интонирование, дирижирование

Детям предлагается после прослушивания произведения предложить свое название для него. Они вынуждены прислушиваться к характеру, выразительным особенностям и искать свои аналогии (настроение, проявления природы, предметы и т.д.для названия произведения).

Пример: Произведение «Мама» П.И.Чайковский, высказывания детей: «Мамино облачко», «Раздумье», «В ожидании праздника», «Колыбельная» и т.д.

Обязательным условием проведением мозгового штурма является создание атмосферы доверия, уважения высказывания каждого ребенка, отсутствие позиции «правильно-неправильно».

Обязательный вопрос к детям – дети вы согласны с Вовиным предложением назвать произведение «Облака»?  Поддерживать рассуждения детей. «А почему ты решил так назвать, что такого…в этой музыке, чем она похожа на облака?»

Перед повторным прослушиванием произведения знакомлю детей с композитором и даю его (настоящее) название произведения,  побуждая детей к пластическому интонированию, дирижированию.

2 занятие – Инструментальная импровизация +

                                 (исследовательская, экспериментальная деятельность)

Дети выбирают, подходящий, по их мнению, по звучанию инструмент и «украшают», подбирая способы игры и моменты для звучания своего инструмента в данном произведении.

Дети сами по ходу звучания совершают выбор: способов игры, когда играть, как играть.

Исполнение проходит  подгруппами и обязательна!!!   оценка детьми выступлений  и аргументация (почему понравилось, не понравилось).

3 занятие – Интуитивное рисование

Интуитивное (правополушарное) рисование – ключик к своим внутренним эмоциям и переживаниям, к своему подсознанию. Интуитивное рисование связано с экзистенциальной психологией своей сосредоточенностью на «здесь» и «сейчас».

Что получают от интуитивного рисования?

-Учатся слушать свою интуицию и себя

-Убирают барьеры «я не смогу», «у меня не получится»

-Снимают стресс, отрицательные эмоции, состояния

-Развивают творческий потенциал

-Самовыражаются, доставляют удовольствие себе!

4 занятие – повтор инструментальной импровизации + оценка исполнений с аргументацией.

На данном занятии детям предложены подходящие по звучанию и не подходящие по звучанию инструменты. В этом случае при выборе неподходящего  по звучанию инструмента ребёнок дополнительно встает перед проблемой подбора способа звукоизвлечения, силы звучания и т.п.

Исполнение осуществляется подгруппами и обязательна!!!  оценка детьми выступлений  и аргументация.

5 занятие – Танцевальная импровизация (элементарные движения)

+ Приемы: Танцуй-Замри; с атрибутами;  танцует платочек – танцуешь ты с платочком…т.д.

         Дети в процессе танцевальной импровизации совершают исследование движений своего тела, наблюдение за движением атрибутов (качеством и ритмичностью их движений под музыку).

6 занятие – Ритмодекламация

Если в данный момент дети разучивают стихотворение по лексической теме, которое по характеру и ритму попадает в возможность его декламирования под данное музыкальное произведение, то обязательно пробуем такой сложный вид деятельности с музыкой.

7 занятие – форма «Доска выбора»

Детям очень нравится такой формат проведения комплексного  занятия по слушанию музыки, не зависимо от варианта его проведения. Дети максимально используют возможность для выбора деятельности с музыкой, проявления инициативы, решения проблемных ситуаций при выборе инструментов и атрибутов.

В такой форме и было проведено заключительное занятие «Детский альбом для мамы», результатом которого стали созданные детьми книжечки с партитурами, рисунками самих детей с QR кодами для совместного музицирования дома с родителями по произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского. Инструкции, QR коды для музицирования и записи занятий детей были предложены на страничке ДОУ в ВКонтакте.

(Сл.3) Цель занятия - Создать условия для формирования  сознательного выбора деятельности для музицирования с музыкой П.И.Чайковского «Детский альбом», осознания, оценки своих продуктов творчества посредством организации музыкального занятия в форме «Доски выбора».

        Обеспечить условия для совместного последующего сотворчества ребенка и родителей дома.

Задачи   - Формировать чувство удовольствия, удовлетворения от  самовыражения через разные виды деятельности с классической музыкой: танцевальная, инструментальная импровизации, пластическое интонирование (дирижирование), интуитивное рисование.

-Развивать способность дифференцировать (узнавать) изученные произведения «Детского альбома» П.И.Чайковского по их характеру и выразительным особенностям.

-Способствовать осознанию своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, формированию музыкального вкуса и сознания. Дать представление о других композиторах, которые сочиняли музыку для детей.

- Продолжать работу по самостоятельному созданию детьми  графических моделей отображающих звучание инструментов (партитура);  моделированию линии собственного танца и исполнение их совместно с родителями.

(Сл.4) Планируемый результат  

- Сознательный выбор детей музыкальной деятельности соответственно его желаниям, возможностям себя творчески проявить.

- Демонстрация эмоционального отклика на характер, выразительные особенности произведений через элементарную музыкальную деятельность. Выделение любимых произведений.

- Создание собственных различных импровизаций, попытки самостоятельного моделирования звучания инструментов (создание партитуры), линии танца.

- Вовлечение детьми  родителей в творческую деятельность по произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского дома.

(Сл.5,6)  Подготовительная работа: 

Подготовлены книжки «Детский альбом для мамы» со страничками для каждой импровизаций, QR коды, с соответствующей произведению картинками, чтобы потом приклеить на страничке, потому что порядок произведений определяли сами дети – своим выбором.

Ход занятия: После поздравления мамы песней и просмотра альбомов и композиторов, которые писали музыку для детей, я предложила создать каждому свой музыкальный «Альбом для мамы» в подарок.

(Сл.7,8) Выбор страничек вместо «Доски выбора»  доверили компьютеру, а

(Сл.9) порядок выбора произведений для игры дети осуществляли сами

(Сл.10)Инструментальная страничка, Дирижирование,

(Сл.11) Танцевальная,

(Сл.12) Рисование.

На 2-ом занятии мы продолжили заполнять странички для совместного с мамой домашнего творчества: замоделировали рисунок танца (Сл.13), звучание инструментов, составив собственную партитуру для исполнения дома с родителями (Сл.14), а для дирижирования изобразили (нарисовали) настроение

фото страничек детских книжек – (сл.15)

Видео занятий с QR кодами к произведениям были выставлены на страничке в ВК, с поздравлениями и рекомендациями, как весело и творчески провести праздничное время с детьми дома. ( Сл.16 )  

Анализируя по тетрадям обратной связи на группах отзывы и пожелания родителей, я увидела, что многие родители «играли» по созданными их детьми книжкам-подаркам и готовы продолжать такой опыт домашнего сотворчества с детьми. Дети выступают для родителей в роли учителей, что очень значимо для их личностного и творческого роста. (Сл.17 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Музыкальный детский альбом П.И.Чайковского"

Развитие музыкального вкуса и творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством слушания и восприятия музыкальных пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского....

Музыкальные инструменты -альбом на липучках

Альбом "Музыкальные инструменты"знакомит детей с различными группами музыкальных инструментов .,способствует расширению кругозора и развитию речи....

Сценарий музыкально-игрового досуга с мамами для детей средней группы "Умнички" - "Обнимая маму"

Цель: развивать у детей умение выступать перед самыми близкими - мамами, относиться к зрителм с любовью и уважением....

Фото альбом "Наши мамы"

Что за праздник мы с тобойПервым встретили весной?Спросим Аню, спросим КатюИ они ответят намЭто праздник наших мам!Мама в жизни каждого человека- это самый дорогой и важный человек. В преддверии ...

Спортивно-музыкальный праздник "Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые!"

Совместные праздники и развлечения пользуются большой популярностью в ДОУ. Взрослые с большим азартом бегают, прыгают, соревнуются вместе с детьми, получая от этого удовольствие наряду с дошкольниками...

Литературно- музыкальный интернет- альбом-"Песни, с которыми мы победили".

В альбоме отражена история создания военных песен."Песни. с которыми мы победили"....

"Детский альбом для мамы" НОД

Тематическое музыкальное занятие в форме "Доски выбора", посвященное Дню Матери для организации дистанционного сотворчества родителей и детей....