Музыкальный проект "Детский альбом для мамы" .
методическая разработка (подготовительная группа)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ДИСТАНЦИОННОГО УЧАСТИЯ, СОТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ ДЛЯ МАМЫ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23_kovalenko_muzyk.proekt_detskiy_albom_dlya_mamy_kovalenko_e.i._mbdou_23_2024g.docx | 21.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ДИСТАНЦИОННОГО УЧАСТИЯ, СОТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ ДЛЯ МАМЫ»
Коваленко Елена Ивановна, музыкальный руководитель
МБДОУ № 23 «Золотой петушок»
Создание условий для домашнего музицирования детей и родителей по музыке «Детского альбома» П.И.Чайковского; продвижение посредством детей технологий орф-педагогики в музыке (импровизаций, моделирования, экспериментирования с музыкой) для родителей.
(Сл.1)При работе с детьми с ОВЗ(ТНР) как ни с кем начинаешь понимать, что для оптимального решения задач, поставленных ФОП ДО нужно очень тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Но в жизни случаются моменты (карантин), из-за которых родители (законные представители) детей вынужденно выключаются из процесса взаимодействия, сотворчества на мероприятиях (праздниках, развлечениях, тематических занятиях). События 2020 года заставили нас пересмотреть формы работы с родителями, и так как опыт организации дистанционного взаимодействия уже был, то я им и воспользовалась.
Поэтом в этом учебном году празднование Дня Матери не хотелось оставлять без участия родителей, и я организовала дистанционный вариант для домашнего сотворчества детей и их родителей, создав условия для совместного их взаимодействия в процессе игры с музыкой на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает получение знаний через исследовательскую, экспериментальную деятельность с музыкой.
Дети «открывают» сами для себя в процессе исследовательской, экспериментальной деятельности с музыкой выразительные особенности (динамика, штрихи, акценты, способы звукоизвлечения (пиццикато), особенности мелодии, размер, и с успехом «учат» своих родителей такому игровому общению с музыкой, что обеспечивает творческое, а самое главное личностное саморазвитие воспитанника.
Организация «активного» слушания обязательно проходит в процессе каждой непосредственной образовательной музыкальной деятельности детей и выстроена у меня по определенному алгоритму:
(Сл.2) 1 занятие – «Открытая задача» (Мозговой штурм)+пластическое интонирование, дирижирование
Детям предлагается после прослушивания произведения предложить свое название для него. Они вынуждены прислушиваться к характеру, выразительным особенностям и искать свои аналогии (настроение, проявления природы, предметы и т.д.для названия произведения).
Пример: Произведение «Мама» П.И.Чайковский, высказывания детей: «Мамино облачко», «Раздумье», «В ожидании праздника», «Колыбельная» и т.д.
Обязательным условием проведением мозгового штурма является создание атмосферы доверия, уважения высказывания каждого ребенка, отсутствие позиции «правильно-неправильно».
Обязательный вопрос к детям – дети вы согласны с Вовиным предложением назвать произведение «Облака»? Поддерживать рассуждения детей. «А почему ты решил так назвать, что такого…в этой музыке, чем она похожа на облака?»
Перед повторным прослушиванием произведения знакомлю детей с композитором и даю его (настоящее) название произведения, побуждая детей к пластическому интонированию, дирижированию.
2 занятие – Инструментальная импровизация +
(исследовательская, экспериментальная деятельность)
Дети выбирают, подходящий, по их мнению, по звучанию инструмент и «украшают», подбирая способы игры и моменты для звучания своего инструмента в данном произведении.
Дети сами по ходу звучания совершают выбор: способов игры, когда играть, как играть.
Исполнение проходит подгруппами и обязательна!!! оценка детьми выступлений и аргументация (почему понравилось, не понравилось).
3 занятие – Интуитивное рисование
Интуитивное (правополушарное) рисование – ключик к своим внутренним эмоциям и переживаниям, к своему подсознанию. Интуитивное рисование связано с экзистенциальной психологией своей сосредоточенностью на «здесь» и «сейчас».
Что получают от интуитивного рисования?
-Учатся слушать свою интуицию и себя
-Убирают барьеры «я не смогу», «у меня не получится»
-Снимают стресс, отрицательные эмоции, состояния
-Развивают творческий потенциал
-Самовыражаются, доставляют удовольствие себе!
4 занятие – повтор инструментальной импровизации + оценка исполнений с аргументацией.
На данном занятии детям предложены подходящие по звучанию и не подходящие по звучанию инструменты. В этом случае при выборе неподходящего по звучанию инструмента ребёнок дополнительно встает перед проблемой подбора способа звукоизвлечения, силы звучания и т.п.
Исполнение осуществляется подгруппами и обязательна!!! оценка детьми выступлений и аргументация.
5 занятие – Танцевальная импровизация (элементарные движения)
+ Приемы: Танцуй-Замри; с атрибутами; танцует платочек – танцуешь ты с платочком…т.д.
Дети в процессе танцевальной импровизации совершают исследование движений своего тела, наблюдение за движением атрибутов (качеством и ритмичностью их движений под музыку).
6 занятие – Ритмодекламация
Если в данный момент дети разучивают стихотворение по лексической теме, которое по характеру и ритму попадает в возможность его декламирования под данное музыкальное произведение, то обязательно пробуем такой сложный вид деятельности с музыкой.
7 занятие – форма «Доска выбора»
Детям очень нравится такой формат проведения комплексного занятия по слушанию музыки, не зависимо от варианта его проведения. Дети максимально используют возможность для выбора деятельности с музыкой, проявления инициативы, решения проблемных ситуаций при выборе инструментов и атрибутов.
В такой форме и было проведено заключительное занятие «Детский альбом для мамы», результатом которого стали созданные детьми книжечки с партитурами, рисунками самих детей с QR кодами для совместного музицирования дома с родителями по произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского. Инструкции, QR коды для музицирования и записи занятий детей были предложены на страничке ДОУ в ВКонтакте.
(Сл.3) Цель занятия - Создать условия для формирования сознательного выбора деятельности для музицирования с музыкой П.И.Чайковского «Детский альбом», осознания, оценки своих продуктов творчества посредством организации музыкального занятия в форме «Доски выбора».
Обеспечить условия для совместного последующего сотворчества ребенка и родителей дома.
Задачи - Формировать чувство удовольствия, удовлетворения от самовыражения через разные виды деятельности с классической музыкой: танцевальная, инструментальная импровизации, пластическое интонирование (дирижирование), интуитивное рисование.
-Развивать способность дифференцировать (узнавать) изученные произведения «Детского альбома» П.И.Чайковского по их характеру и выразительным особенностям.
-Способствовать осознанию своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, формированию музыкального вкуса и сознания. Дать представление о других композиторах, которые сочиняли музыку для детей.
- Продолжать работу по самостоятельному созданию детьми графических моделей отображающих звучание инструментов (партитура); моделированию линии собственного танца и исполнение их совместно с родителями.
(Сл.4) Планируемый результат
- Сознательный выбор детей музыкальной деятельности соответственно его желаниям, возможностям себя творчески проявить.
- Демонстрация эмоционального отклика на характер, выразительные особенности произведений через элементарную музыкальную деятельность. Выделение любимых произведений.
- Создание собственных различных импровизаций, попытки самостоятельного моделирования звучания инструментов (создание партитуры), линии танца.
- Вовлечение детьми родителей в творческую деятельность по произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского дома.
(Сл.5,6) Подготовительная работа:
Подготовлены книжки «Детский альбом для мамы» со страничками для каждой импровизаций, QR коды, с соответствующей произведению картинками, чтобы потом приклеить на страничке, потому что порядок произведений определяли сами дети – своим выбором.
Ход занятия: После поздравления мамы песней и просмотра альбомов и композиторов, которые писали музыку для детей, я предложила создать каждому свой музыкальный «Альбом для мамы» в подарок.
(Сл.7,8) Выбор страничек вместо «Доски выбора» доверили компьютеру, а
(Сл.9) порядок выбора произведений для игры дети осуществляли сами
(Сл.10)Инструментальная страничка, Дирижирование,
(Сл.11) Танцевальная,
(Сл.12) Рисование.
На 2-ом занятии мы продолжили заполнять странички для совместного с мамой домашнего творчества: замоделировали рисунок танца (Сл.13), звучание инструментов, составив собственную партитуру для исполнения дома с родителями (Сл.14), а для дирижирования изобразили (нарисовали) настроение
фото страничек детских книжек – (сл.15)
Видео занятий с QR кодами к произведениям были выставлены на страничке в ВК, с поздравлениями и рекомендациями, как весело и творчески провести праздничное время с детьми дома. ( Сл.16 )
Анализируя по тетрадям обратной связи на группах отзывы и пожелания родителей, я увидела, что многие родители «играли» по созданными их детьми книжкам-подаркам и готовы продолжать такой опыт домашнего сотворчества с детьми. Дети выступают для родителей в роли учителей, что очень значимо для их личностного и творческого роста. (Сл.17 )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Музыкальный детский альбом П.И.Чайковского"
Развитие музыкального вкуса и творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством слушания и восприятия музыкальных пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского....
Музыкальные инструменты -альбом на липучках
Альбом "Музыкальные инструменты"знакомит детей с различными группами музыкальных инструментов .,способствует расширению кругозора и развитию речи....
Сценарий музыкально-игрового досуга с мамами для детей средней группы "Умнички" - "Обнимая маму"
Цель: развивать у детей умение выступать перед самыми близкими - мамами, относиться к зрителм с любовью и уважением....
Фото альбом "Наши мамы"
Что за праздник мы с тобойПервым встретили весной?Спросим Аню, спросим КатюИ они ответят намЭто праздник наших мам!Мама в жизни каждого человека- это самый дорогой и важный человек. В преддверии ...
Спортивно-музыкальный праздник "Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые!"
Совместные праздники и развлечения пользуются большой популярностью в ДОУ. Взрослые с большим азартом бегают, прыгают, соревнуются вместе с детьми, получая от этого удовольствие наряду с дошкольниками...
Литературно- музыкальный интернет- альбом-"Песни, с которыми мы победили".
В альбоме отражена история создания военных песен."Песни. с которыми мы победили"....
"Детский альбом для мамы" НОД
Тематическое музыкальное занятие в форме "Доски выбора", посвященное Дню Матери для организации дистанционного сотворчества родителей и детей....