« Взаимодействие с родителями в процессе дистанционного обучения детей дошкольного возраста"
консультация
В настоящее время многие родители отстраняются от педагогического процесса или у них не хватает времени на плотное взаимодействие с педагогами ДОУ в вопросах полноценного, в частности и речевого, развития дошкольников. Одной из причин такого отношения является недостаточность знаний и нежелание разобраться в них.
Современные родители уже не желают посещать родительские собрания и выслушивать «сухие» доклады педагогов. Поэтому необходимо создать условие для удобного формата работы с родителями через Интернет-ресурс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одна из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семьи в образовательную деятельность.
В настоящее время многие родители отстраняются от педагогического процесса или у них не хватает времени на плотное взаимодействие с педагогами ДОУ в вопросах полноценного, в частности и речевого, развития дошкольников. Одной из причин такого отношения является недостаточность психолого-педагогических знаний и нежелание разобраться в них.
Современные родители уже не желают посещать родительские собрания и выслушивать «сухие» доклады педагогов. Поэтому необходимо строить сообщения и консультации для родителей в такой форме, чтобы они привлекали их к обсуждению проблемы, настраивали на сотрудничество с педагогами ДОУ.
Так как речевое развитие детей в дошкольном возрасте остается одной из актуальных задач, то мы начали искать различные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, посещающих логопункт ДОУ. Мы обратили свое внимание на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На сегодняшний день применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основными задачами дошкольного образования ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей ([5] р.1, п. , пп. 9) и оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» ([5] р.5, п , пп. 6), так как сложно переоценить роль семьи в жизни ребенка дошкольного возраста.
Характерной тенденцией современного периода в развитии дошкольного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, сотрудничеству с родителями (законными представителями), установлению доверительных партнерских отношений, созданию благоприятного климата взаимодействия, вовлечению семьи в единое образовательное пространство. В том числе и коррекционно-развивающая работа в дошкольном образовательном учреждении с воспитанниками, имеющими нарушения речи, строится в сотрудничестве специалистов, педагогов и родителей (законных представителей), которое призвано оптимизировать зачастую длительный и сложный коррекционный процесс.
При выборе форм и методов организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников учитываются родительские запросы, степень заинтересованности родителей (законных представителей) деятельностью ДОУ, их психолого-педагогическая компетентность, осведомленность в вопросах использования современных коммуникационных технологий.
В практике нашего учреждения активно используются традиционные и хорошо зарекомендовавшие себя формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников: родительские собрания, консультации, беседы, опросы, анкетирование, информационные уголки для родителей (законных представителей), дневники взаимодействия, информационные буклеты, семинары-практикумы, мастер-классы.
Стремление увеличить эффективность коррекционной работы, оптимально организовать преемственность в работе учителя-логопеда и родителей (законных представителей) способствовало поиску и внедрению в практику новых путей и средств взаимодействия с использованием современных информационно-коммуникационных технологий:
- взаимодействие через системы удаленной связи;
- использование интернет-сайта дошкольного образовательного учреждения;
- использование сайта учителя-логопеда.
Достаточно новой, но показавшей себя как эффективная, является форма организации взаимодействия с родителями (законными представителями) при помощи интернет ресурса.Как показывают результаты опросов, важнейшей потребностью родителей детей с нарушениями развития является потребность в информации. Все вопросы, актуальные для родителей, можно разделить на три большие группы по типу заявленных трудностей:
- вопросы, касающиеся правовых норм и возможности получения дошкольного образования ребенком (в том числе ребенком с ограниченными возможностями здоровья), информационно-организационные вопросы, касающиеся деятельности ДОУ;
- вопросы, связанные с логопедическим сопровождением в детском саду;
- выполнения домашнего задания;
- выполнения артикуляционной гимнастики
Также родителями (законными представителями) востребована постоянная квалифицированная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Как показывает опыт, родители (законные представители) не всегда достаточно компетентны в вопросах создания необходимых условий для развития личности ребенка и его речи. Очень часто родители (законные представители) отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, испытывают трудности, не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома или не знают, как организовать занятия.
Создание интернет-ресурса специалиста позволяет решить многие вопросы.
Помощь родителям (законным представителям) в осознании важности их роли в процессе развития ребенка, в отборе и освоении не только правильных, но и доступных, интересных и увлекательных именно для их ребенка методов и приемов, которые они смогут использовать в домашних условиях.
- Наполнение конкретным содержанием домашней поддержки логопедической работы с детьми по закреплению освоенных навыков.
- Ознакомление родителей (законных представителей) с различными пособиями, образовательными и информационными ресурсами.
- Транслирование педагогических знаний по актуальным вопросам речевого и познавательного развития дошкольников.
- Реализация семейных проектов и проведение мини-конкурсов.
Вопросы нормативного и отклоняющегося развития речи ребенка особенно актуальны, так как специалисты с каждым годом отмечают возрастание числа детей с речевыми проблемами, которые приходят в детские дошкольные учреждения. Начинать работу по повышению логопедической компетентности родителей (законных представителей) целесообразно как можно раньше, на этапе, когда ребенок еще только готовится к посещению ДОУ. Остро встает вопрос о необходимости информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), воспитывающими детей раннего дошкольного возраста. Ведь ранний возраст является очень значимым этапом развития ребенка. Дети раннего возраста в основном воспитываются в домашних условиях. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) - основа совершенствования семейного воспитания детей с речевыми сложностями и профилактики недоразвития речи в среднем и старшем дошкольном возрасте. Информирование родителей (законных представителей) по вопросам развития речи имеет важное значение для раннего выявление нарушений речевого развития у детей и своевременного оказание им помощи родителями (законными представителями) и специалистами. Доступность информации на интернет-сайте дошкольного образовательного учреждения и сайте специалиста не только родителям (законным представителям) детей, посещающих учреждение, но и всем заинтересованным лицам, привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в речевом развитии ребенка, может способствовать профилактике речевых нарушений у будущих воспитанников и может способствовать в дальнейшем облегчению работы специалистов и сокращению сроков коррекционной работы при тяжелых нарушениях речи.
Основные преимущества организации работы с родителями (законными представителями) путем взаимодействия через интернет-сайт:
- Доступность - интернет-сайт доступен с любого устройства (в том числе мобильного).
- Оперативность - информация на сайте обновляется по мере необходимости.
- Легкость восприятия - информация представлена с иллюстрациями, ссылками на источники, которыми можно воспользоваться при возникновении вопросов или необходимости ознакомиться с проблематикой полнее.
- Конфиденциальность - доступ к личной информации, состоянию звукопроизношения и других сторон речи ребенка имеет только зарегистрированный родитель (законный представитель) ребенка. Вся информация закодирована и обезличена.
- Удобство использования - все задания, которые необходимо выполнить ребенку представлены на странице с рисунками и пояснениями.
- Обратная связь - форма обратной связи позволяет задать вопросы учителю-логопеду и оперативно получить на них ответы в личном кабинете.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет добиться позитивной динамики. Количество консультаций для родителей (законных представителей) за текущий учебный год увеличилось на тридцать процентов. Количество участников семинаров-практикумов для родителей (законных представителей), анонсированных на интернет-ресурсах, возросло в два раза. Координация усилий учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников, направленных на коррекцию речевых проблем, способствовала повышению мотивации к коррекционно-развивающей деятельности и позволила более эффективно устранять имеющиеся нарушения.
Список литературы
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Майер А.А., Довыдова О.И., Н.В.Воронина. 555 идей для вовлечения родителей̆ в жизнь детского сада. //Приложение к журналу «Управление ДОУ», 2011.
- Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011
- Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. / Под ред. Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Издательство: Центр педагогического образования, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-68142-1505562491.jpg)
Рекомендации для организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, по...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-985220-1705334987.jpg)
Рекомендации для организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста
В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как подддержать детскую инициативу? Как организовать образовательну...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/19/picture-1046678-1676819896.jpg)
Консультация для педагогов: "#СИДИМДОМА или дистанционное обучение детей дошкольного возраста в условиях самоизоляции: методические рекомендации педагогам"
В представленной консультации рассматривается понятийный аппарат, нормативная база, деятельность педагога в системе дистанционного обучения. Педагогам даны полезные ссылки для подчерпывания различной ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-613853-1427369437.jpg)
Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.
В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1049557-1578745618.jpg)
Методическая разработка на тему "Дистанционное обучение детей дошкольного возраста рисованию, с использованием новых способов художественной выразительности".
Представляю Вашему вниманию разработку дистанционного занятия с детьми.Видео - занятие по художественно- эстетическому развитию (рисованию) с использованием новых техник рисования.Рассчитано на ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/17/picture-864727-1592396300.jpg)
Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....