« Взаимодействие с родителями в процессе дистанционного обучения детей дошкольного возраста"
консультация

Самойлова Вера Александровна

В настоящее время многие родители отстраняются от педагогического процесса или у них не хватает времени на плотное взаимодействие с педагогами ДОУ в вопросах полноценного, в частности и речевого, развития дошкольников. Одной из причин такого отношения является недостаточность знаний и нежелание разобраться в них.

Современные родители уже не желают посещать родительские собрания и выслушивать «сухие» доклады педагогов. Поэтому необходимо создать условие для удобного формата работы с родителями через Интернет-ресурс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одна из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семьи в образовательную деятельность.

В настоящее время многие родители отстраняются от педагогического процесса или у них не хватает времени на плотное взаимодействие с педагогами ДОУ в вопросах полноценного, в частности и речевого, развития дошкольников. Одной из причин такого отношения является недостаточность психолого-педагогических знаний и нежелание разобраться в них.

Современные родители уже не желают посещать родительские собрания и выслушивать «сухие» доклады педагогов. Поэтому необходимо строить сообщения и консультации для родителей в такой форме, чтобы они привлекали их к обсуждению проблемы, настраивали на сотрудничество с педагогами ДОУ.

Так как речевое развитие детей в дошкольном возрасте остается одной из актуальных задач, то мы начали искать различные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, посещающих логопункт ДОУ. Мы обратили свое внимание на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На сегодняшний день применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт основными задачами дошкольного образования ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей ([5] р.1, п. , пп. 9) и оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» ([5] р.5, п , пп. 6), так как сложно переоценить роль семьи в жизни ребенка дошкольного возраста.

Характерной тенденцией современного периода в развитии дошкольного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, сотрудничеству с родителями (законными представителями), установлению доверительных партнерских отношений, созданию благоприятного климата взаимодействия, вовлечению семьи в единое образовательное пространство. В том числе и коррекционно-развивающая работа в дошкольном образовательном учреждении с воспитанниками, имеющими нарушения речи, строится в сотрудничестве специалистов, педагогов и родителей (законных представителей), которое призвано оптимизировать зачастую длительный и сложный коррекционный процесс.

При выборе форм и методов организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников учитываются родительские запросы, степень заинтересованности родителей (законных представителей) деятельностью ДОУ, их психолого-педагогическая компетентность, осведомленность в вопросах использования современных коммуникационных технологий.

В практике нашего учреждения активно используются традиционные и хорошо зарекомендовавшие себя формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников: родительские собрания, консультации, беседы, опросы, анкетирование, информационные уголки для родителей (законных представителей), дневники взаимодействия, информационные буклеты, семинары-практикумы, мастер-классы.

Стремление увеличить эффективность коррекционной работы, оптимально организовать преемственность в работе учителя-логопеда и родителей (законных представителей) способствовало поиску и внедрению в практику новых путей и средств взаимодействия с использованием современных информационно-коммуникационных технологий:

  • взаимодействие через системы удаленной связи;
  • использование интернет-сайта дошкольного образовательного учреждения;
  • использование сайта учителя-логопеда.

Достаточно новой, но показавшей себя как эффективная, является форма организации взаимодействия с родителями (законными представителями) при помощи интернет ресурса.Как показывают результаты опросов, важнейшей потребностью родителей детей с нарушениями развития является потребность в информации. Все вопросы, актуальные для родителей, можно разделить на три большие группы по типу заявленных трудностей:

  • вопросы, касающиеся правовых норм и возможности получения дошкольного образования ребенком (в том числе ребенком с ограниченными возможностями здоровья), информационно-организационные вопросы, касающиеся деятельности ДОУ;
  • вопросы, связанные с логопедическим сопровождением в детском саду;
  • выполнения домашнего задания;
  • выполнения артикуляционной гимнастики

Также родителями (законными представителями) востребована постоянная квалифицированная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Как показывает опыт, родители (законные представители) не всегда достаточно компетентны в вопросах создания необходимых условий для развития личности ребенка и его речи. Очень часто родители (законные представители) отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, испытывают трудности, не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома или не знают, как организовать занятия.

Создание интернет-ресурса специалиста позволяет решить многие вопросы.

Помощь родителям (законным представителям) в осознании важности их роли в процессе развития ребенка, в отборе и освоении не только правильных, но и доступных, интересных и увлекательных именно для их ребенка методов и приемов, которые они смогут использовать в домашних условиях.

  • Наполнение конкретным содержанием домашней поддержки логопедической работы с детьми по закреплению освоенных навыков.
  • Ознакомление родителей (законных представителей) с различными пособиями, образовательными и информационными ресурсами.
  • Транслирование педагогических знаний по актуальным вопросам речевого и познавательного развития дошкольников.
  • Реализация семейных проектов и проведение мини-конкурсов.

Вопросы нормативного и отклоняющегося развития речи ребенка особенно актуальны, так как специалисты с каждым годом отмечают возрастание числа детей с речевыми проблемами, которые приходят в детские дошкольные учреждения. Начинать работу по повышению логопедической компетентности родителей (законных представителей) целесообразно как можно раньше, на этапе, когда ребенок еще только готовится к посещению ДОУ. Остро встает вопрос о необходимости информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), воспитывающими детей раннего дошкольного возраста. Ведь ранний возраст является очень значимым этапом развития ребенка. Дети раннего возраста в основном воспитываются в домашних условиях. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) - основа совершенствования семейного воспитания детей с речевыми сложностями и профилактики недоразвития речи в среднем и старшем дошкольном возрасте. Информирование родителей (законных представителей) по вопросам развития речи имеет важное значение для раннего выявление нарушений речевого развития у детей и своевременного оказание им помощи родителями (законными представителями) и специалистами. Доступность информации на интернет-сайте дошкольного образовательного учреждения и сайте специалиста не только родителям (законным представителям) детей, посещающих учреждение, но и всем заинтересованным лицам, привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в речевом развитии ребенка, может способствовать профилактике речевых нарушений у будущих воспитанников и может способствовать в дальнейшем облегчению работы специалистов и сокращению сроков коррекционной работы при тяжелых нарушениях речи.

Основные преимущества организации работы с родителями (законными представителями) путем взаимодействия через интернет-сайт:

  • Доступность - интернет-сайт доступен с любого устройства (в том числе мобильного).
  • Оперативность - информация на сайте обновляется по мере необходимости.
  • Легкость восприятия - информация представлена с иллюстрациями, ссылками на источники, которыми можно воспользоваться при возникновении вопросов или необходимости ознакомиться с проблематикой полнее.
  • Конфиденциальность - доступ к личной информации, состоянию звукопроизношения и других сторон речи ребенка имеет только зарегистрированный родитель (законный представитель) ребенка. Вся информация закодирована и обезличена.
  • Удобство использования - все задания, которые необходимо выполнить ребенку представлены на странице с рисунками и пояснениями.
  • Обратная связь - форма обратной связи позволяет задать вопросы учителю-логопеду и оперативно получить на них ответы в личном кабинете.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет добиться позитивной динамики. Количество консультаций для родителей (законных представителей) за текущий учебный год увеличилось на тридцать процентов. Количество участников семинаров-практикумов для родителей (законных представителей), анонсированных на интернет-ресурсах, возросло в два раза. Координация усилий учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников, направленных на коррекцию речевых проблем, способствовала повышению мотивации к коррекционно-развивающей деятельности и позволила более эффективно устранять имеющиеся нарушения.

Список литературы

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Майер А.А., Довыдова О.И., Н.В.Воронина. 555 идей для вовлечения родителей̆ в жизнь детского сада. //Приложение к журналу «Управление ДОУ», 2011.
  3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011
  4. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. / Под ред. Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Издательство: Центр педагогического образования, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, по...

Рекомендации для организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста

В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как подддержать детскую инициативу? Как организовать образовательну...

Консультация для педагогов: "#СИДИМДОМА или дистанционное обучение детей дошкольного возраста в условиях самоизоляции: методические рекомендации педагогам"

В представленной консультации рассматривается понятийный аппарат, нормативная база, деятельность педагога в системе дистанционного обучения. Педагогам даны полезные ссылки для подчерпывания различной ...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации  по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста»....

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.

В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...

Методическая разработка на тему "Дистанционное обучение детей дошкольного возраста рисованию, с использованием новых способов художественной выразительности".

Представляю Вашему вниманию разработку дистанционного  занятия с детьми.Видео - занятие по художественно- эстетическому развитию (рисованию) с использованием новых техник рисования.Рассчитано на ...

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....