Художественная литература и ее значение в развитии дошкольников
статья (подготовительная группа)

Шунина Лариса Владимировна

В статье раскрывается влияние художественной литературы на развитие дошкольников и значение педагогического воздействия на формирование интереса к книге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ключевые слова: ребенок, художественная литературы, книга.

Художественная литература является действенным средством воспитания детей, оказывая огромное влияние на обогащение речи ребенка и социальное развитие дошкольников. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, которые различны по своему воздействию. В рассказах дети познают лаконичность слова; народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка.  Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей поступков, характеров.

Дошкольное образовательное учреждение ставит задачу заложить в детях любовь к художественному слову, уважения к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Пред воспитателем стоит сложная задача: каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с раннего возраста. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем слушателем. Педагог, чтобы донести книгу до ребенка, должен сам любить литературу, понимать сложность в изображении коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. От этого и зависит, как сложатся у ребенка первые «отношения» с литературой. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Цель современной педагогики – учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги, чтобы в школьные годы, затем в дальнейшей жизни, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Литература

1.        Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература и ее значение в развитии ребенка»

Знакомство   с  художественной  литературой  осуществляется  с  помощью литературных  произведений  разных жанров. Необходимо не только учить детей...

"Художественная литература и её значение в развитии ребёнка"

   Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она сопровождает человека с первых дней его жизни....

"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"

Велико  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

«Художественная литература и ее значение в развитии ребенка»

Велико  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

«Художественная литература и ее значение в развитии ребенка»

Велико воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Художественная литература отк...