Картотека дидактических игр для подготовительной группы
картотека (подготовительная группа)

Абалян Анастасия Олеговна
Картотека дидактических игр для подготовительной группы Дидактические игры— это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра нужна для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивации), для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радонежский» г. Строитель Яковлевского городского округа».

Картотека дидактических игр для подготовительной группы

Подготовил воспитатель:

Абалян Анастасия Олеговна

Г. Строитель

2024

Картотека дидактических игр для подготовительной группы

Дидактические игры— это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра нужна для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивации), для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра:  «Антонимы»  «Скажи наоборот»

Цель: Развивать у детей быстроту мышления , сообразительность, воображение, устанавливать причинно - следственные связи, находить сходство и различие между предметами. Развивать умение подбирать слова , противоположные по смыслу.

Учить детей подбирать антонимы к словам.  

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное.

по смыслу слово - противоположность названному понятию.

 (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

объясните ребенку, что

Антонимы — это слова с противоположным смысловым значением.

Например, утро — вечер, темно — светло, холодно — жарко.

Прочтите ребенку предложения.

Попросите найти в них слова, противоположные по смыслу.
Зимой короткий день, а летом ... (длинный). 

Жарко теплым летом, холодно ... (зимой).
Грустно поздней осенью, радостно ... (зимой).
Зверям голодно зимой, зверям сытно ... (летом).
Лето далеко, зима ... (близко).
В городе дороги широкие, в лесу тропинки ... (узкие).

Например: Холодный - горячий, большой - маленький, один - много,  мало - много, вверху - внизу,  слева - справа, впереди - сзади, высокий - низкий, далеко - близко, широкий - узкий, узкий - широкий, толстый - худой, мягкий - твёрдый,  пушистый - колючий, трусливый - храбрый, сладкий - горький, сильный - слабый, красивый - некрасивый, страшный,  уродливый,  добрый - злой,  темный - светлый, чёрный - белый,  огромный - малюсенький,  веселый - печальный, глупый - умный, легкий - тяжелый, грязный - чистый, больной - здоровый,  водный - безводный,

 снять - повесить, гибкий - негибкий \ жесткий, мокрый - сухой, глубокий - мелкий, новый - старый , молодой - старый, древний/старинный – современный волосатый - лысый, прямой - кривой, одетый - раздетый, открыть -закрыть, включенный - выключенный, открытый - закрытый, полный - наполненный пустой,
положить - взять, горячий - холодный, мягкий - твердый, внутри - снаружи,

шумный - тихий \ бесшумный, шум - тишина, труд - отдых, старт - финиш,

 бежать - стоять, победа - поражение, проиграл - победил,  счастье - горе,

правда - ложь,  сухой - мокрый,  ехать - остановиться, чистый - грязный, пустой - полный, входить - выходить, целое - часть, спускаться - подниматься, сильный - слабый, сшивать - расшивать,  бросать - поднимать,  сытый - голодный,

острый - тупой, зима - лето, осень - весна, солнце - луна, темно - светло, ночь - утро,

 кричать громко - шептать тихо, мальчик - девочка, злой  враг - добрый друг, сильный мужчина - слабая женщина, быстрый - медленный, одинаковые - разные, раннее утро - поздний вечер,   пушистая - гладкая, интересная - скучная, зашнурованный - расшнурованный, умный учитель  - глупый ученик, мудрая старость - беззаботная юность, жадный - добрый, щедрый, чистый - грязный, съедобный - ядовитый,

Дидактическая игра:  «Синонимы»  «Скажи по другому»

Цель: Учимся подбирать синонимы.  Развивать у детей  словарный запас,  

           связанную речь.
Ход игры: объясните ребенку, что

Синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются  смысловыми оттенками. Воспитатель называет слово, а дети называют слово, обозначающее

одно и тоже, но звучащее по другому.

Например: слово «грустный» имеет синонимы — печальный, угрюмый;

слово «морозный» — холодный, студеный.

Предложите ребенку подобрать как можно больше синонимов к каждому из следующих словосочетаний, а затем составить с любым из них предложение.

Холодный день — ... (морозный).
На улице холодно — ... (зябко, морозно).
Белый снег — ... (чистый).
Зимой выпал белый ... (чистый, светлый) снег.
Снег блестит — сверкает, переливается.
На солнце снег блестит.
Красивый - прекрасный, очаровательный.

 Грустный - печальный. Смеяться - хохотать. Думать - размышлять.

Малыш - ребёнок. Друг - товарищ. Школьник - ученик. Обман - враньё.

Работа - труд. Работать - трудиться. Лениться - бездельничать. Скакать - прыгать. Бросать - кидать. Строить - возводить. Ломать - разрушать .    

Начальник - директор, заведующий. Врач -доктор. Артист - актёр.  

Швея - портниха. Турист - путешественник. Пища - еда. Храбрый - смелый.

Дом - жилище. Будка - конура. Дыра - отверстие. Старый - ветхий.

Машина - автомобиль. Брюки - штаны. Кривая - извилистая, волнистая.

 Большой - огромный.  Пианино - фортепиано.  Штора - занавеска.

Холод - мороз. Жара - зной.  Метель - вьюга. Буря - ураган.  

Аккуратный  - опрятный.  Государство - страна .

Дидактическая игра: «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком,  а что даёт человеку природа.

Ход игры: «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч).

Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так

по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос:

«Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок,

 не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает

и назовет слово, то снова принимается в игру.

Дидактическая игра: «Назови растение с нужным звуком».

 Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.  

Дидактическая игра: «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д. «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку.

Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

Дидактическая игра: «Добавь слог».

 Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч.

Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово,

например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

Дидактическая игра: «Скажи по-другому».

 Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

 Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Дидактическая игра: «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

Дидактическая игра: «Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.

Задание. Представить себе отдых на поляне.

Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

Дидактическая игра: «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп.

Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев,  а потом найти такие же на земле.

Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдёт нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Дидактическая игра: «Закончи  предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять

в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

Дидактическая игра:  «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

Дидактическая игра: «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает.

Кто ошибется, заплатит фишкой».

Дидактическая игра: «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра: «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать:

 «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

Дидактическая игра: «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

Дидактическая игра: «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

Дидактическая игра: «Придумай сам».

 Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

 Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов.

Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

Дидактическая игра: «Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

 Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Дидактическая игра: «Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками,

а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

Дидактическая игра: «Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники.

Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок.

«Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян». Он может только описать дерево, не называя его.

Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику».

 Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

Дидактическая игра: «Бывает – не бывает» с мячом.

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры.  Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.  

Иней летом… (не бывает).   Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).   Капель летом… (не бывает).

Жара зимой…(не бывает).  Листопад весной….(не бывает).

Сосульки весной тают…(бывает). Расцвели весной подснежники…(бывает).

Расцвели зимой цветы… (не бывает). С тополей летом летит пух…(бывает).

Дидактическая игра:  «Что это такое?».

 Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

 Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают.

Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

Дидактическая игра: «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство)

с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

Дидактическая игра: «Расскажи без слов».

Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях

в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы. Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

Дидактическая игра: «Найдите, что опишу».

Цель: развивать умение искать растение по описанию.

Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

Дидактическая игра: «Отгадываем загадки».

 Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

 Ход игры. Дети сидят. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

Дидактическая игра: «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку.

Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому.

Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

Дидактическая игра: «Что вокруг нас?».

 Цель: научить делить двух  и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

 Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад), две части (забор, кусты, цветы, песок, трава),

три части (качели, веранда, береза, машина).

За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.

Дидактическая игра: «Найди пару».

Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

 Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листу и говорит:

«Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, дети кружатся с листочками в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!»

Каждый должен стать рядом с тем деревом, лист от которого держит

 в руках».

Дидактическая игра: «Исправь ошибку».

Цель: учить понимать смысл предложения.

 Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в них допущены ошибки, вы их должны исправить. Слушайте внимательно: Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Дорога идёт по машине. Гена разбил стеклом мяч и т. д.

Дидактическая игра: «Вспомни разные слова».

 Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его следующему, как бы передать его, следующий говорит  то же одно слово, повернувшись к третьему ребенку.  По очереди все дети должны произнести по одному слову.  Через 3 круга игра останавливается.  Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит

из круга.

Правила игры. Нельзя повторять одно слово дважды.

Дидактическая игра:  «Стоп! Палочка, остановись».

Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов;

упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

 Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре.

Воспитатель говорит, что они будут описывать животное и каждый ребенок должен что-то сказать о нем.

Например: воспитатель говорит: «Медведь» и передает палочку ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает палочку следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.

Дидактическая игра: «Кто где живет?».

Цель: закреплять умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).

Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один (водящий) – «лисой». «Белочки» прячутся за деревья, а «зайчики» – за кустики. «Зайчики» и «белочки» бегают по поляне. По сигналу «Опасность, лиса!» «белочки» бегут к дереву,

«зайцы» – к кустам. Кто неправильно выполнил задание, «лиса» тех ловит.

Дидактическая игра:  «Назови птицу с нужным звуком».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

 Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте птиц, в названии которых есть буквы А, К,…» Кто больше назовет, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Третий лишний» (птицы).

Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть перелетными и зимующими. Я сейчас буду называть птиц вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».

Дидактическая игра: «Птицы (звери, рыбы)».

Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

 Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы) и передает маленький мячик соседу, тот называет следующую птицу и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.

Дидактическая игра: «Кому что нужно?».

 Цели: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры. Воспитатель предлагает вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Он называет профессию, а дети отвечают, что нужно для работы

в этой области. А во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Дидактическая игра: «Какое время года?».

Цели: учить слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что писатель и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года, затем читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

Дидактическая игра: «Какая? какой? какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие

по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…

Лиса - хитрая, ловкая, рыжая, пушистая,…..

Медведь - бурый, косолапый, неуклюжий, сладкоежка, ……..

Зайчик - трусливый, пугливый, пушистый, короткохвостый,….

 Платье - новое, красивое, шикарное, большое, длинное, короткое….

Пальто – теплое, зимнее, новое, старое, красивое, …

Мама – красивая, добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, заботливая, …

Папа - сильный, добрый, мужественный, ответственный….

Дом –  деревянный, каменный, новый, панельный, многоэтажный, …

Речка - быстрая, широкая, узкая, тёплая, холодная, быстротечная…..

Спортсмен - сильный, ловкий, целеустремлённый, красивый, …..

Дидактическая игра: «Где что можно делать?».

Цель: активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.

Ход игры. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

 Игра в виде соревнования.

 – Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.)

– Что делают в больнице? (Лечиться, делать уколы, сдавать анализы…)

 – Что можно делать на реке? (Ловить рыбу, купаться, загорать, кататься на лодке, катере, пароходе…….)

- Что можно делать в театре? (Не шуметь, не кричать, смотреть спектакль, аплодировать артистам, в антракте ходить в буфет,… )

- Что можно делать в детском саду? (Играть, гулять ,делать зарядку, заниматься спортом, читать, считать, писать, спать в тихий час, …..

Дидактическая игра: «Чего нельзя  делать?».

Цель: активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.

Ход игры. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

 Игра в виде соревнования.

- Чего нельзя  делать в детском саду? (Драться, кусаться, обижать малышей и девочек, баловаться на занятиях, …..)

- Чего нельзя  делать на участке детского сада? ( обсыпаться песком,   бегать за пределы участка, лазить в кусты, лазить на забор……)

- Чего нельзя  делать в лесу? (Кричать, ломать деревья, разрушать муравейники, отвалять не потушенный костёр,

- Чего нельзя  делать в общественных местах (театре, кинотеатре, магазине) (Кричать, привлекать на себя внимание, бегать…………)

Дидактическая игра:  «Дополни предложение».

 Цель: развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила…». «…Книжки, тетради, портфель», – продолжают дети.

Дидактическая игра:  «Какое что бывает?».

 Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

 Ход игры. Давайте расскажем, что бывает зеленым, – огурец, крокодил,  листик, яблоко, платье, елка, куст …    Широкой – река, дорога, лента, улица… и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов, за каждое правильно сказанное слово ребенок получает фишку.

Дидактическая игра:  «Ищи».

 Цель: учить правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их

 с существительными.

 Ход игры. Дети должны в течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета, или одинаковой формы, или

 из одного материала. По сигналу воспитателя один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

Дидактическая игра:  «Кто больше слов придумает».

Цели: активизировать словарь; расширять кругозор.

Ход игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова на определенную тематику (например, «Осень»), в которых встречается этот звук.

Дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч.

Поймавший должен сказать слово с условным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Дидактическая игра:  «Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас детей.

 Ход игры. Воспитатель говорит, что можно придумать из одного слова другое, похожее, например: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы – клюквенный кисель. Суп из овощей – овощной суп.

Пюре из картофеля – картофельное пюре.

Дидактическая игра:  «Кто больше вспомнит».

Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры. Воспитатель просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном. Метель – метет, вьюжит, пуржит.

 Дождь – льет,  моросит,  накрапывает,  капает,  начинается, хлещет… Ворона – летает,  каркает, сидит, ест, пьет, присаживается… и т. д.

Дидактическая игра:  «О чём я сказала?».

Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов. Воспитатель называет слово, дети перечисляют его значения.

Головка – голова ребенка, куклы, лука, чеснока.

Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная, у ежа…

 Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…

Ушко - у иголки, человека, животного, ………

Ножка - у человека, стола, стула, кресла,

Ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Дидактическая игра:   «Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры. Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер – прохладный. Свежая рыба – недавно выловленная,

 не испортившаяся. Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета – новая, только что купленная. Свежая краска – не засохшая.

Свежая голова – отдохнувшая. Глухой старик – тот кто ничего не слышит.

Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная. Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.

Дидактическая игра:  «Сколько предметов?».

 Цели: учить предметному счету; развивать количественные представления; понимать и называть числительные.

Ход игры. Детям дается задание: найти на улице и назвать предметы, которые встречаются по одному. После выполнения найти по 2, 3.

Задание может быть изменено и так: найти как можно больше одинаковых предметов.

Дидактическая игра:  «Вчера, сегодня, завтра».

Цель: учить правильно употреблять наречия времени.

Ход игры. Дети встают в круг. Педагог говорит короткую фразу, например:

«Мы лепили…» – и бросает ребенку мяч. Поймавший заканчивает фразу,

 как бы отвечая на вопрос когда: «Вчера».

Дидактическая игра:  «Где я был?».

Цель: образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Ход игры. Отгадайте, ребята, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море.) А теперь, вы загадайте мне загадки, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели в большом количестве. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Дидактическая игра:  «Это правда или нет?».

 Цель: находить неточности в тексте.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение.

Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле».

 Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

 Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей. Быстро дайте мне ответ: это правда или нет? Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

Дидактическая игра:  «Найди противоположное слово».

Цель: подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

 Ход игры. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

«Если суп не горячий, то значит он какой?», 

«Если в комнате не светло, то как?»,

«Если нож не острый, то он…»,

«Если сумка не легкая, то она…» и т. д.

Дидактическая игра:  «Кто знает, пусть продолжит».

Цель: развивать умение обобщать и классифицировать.

Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие. Воспитатель. Насекомое – это… Дети. Муха, комар… «Кто больше вспомнит». Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры. Воспитатель  просит посмотреть на картинки и рассказать, какие действия там совершаются. Метель – метет, вьюжит, пуржит. Дождь – льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет… Ворона – летает,  каркает, сидит, ест, пьет, присаживается… и т. д.

Дидактическая игра:  «Что лишнее?» (1-й вариант).

Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года.

Ход игры. Воспитатель называет четыре признака разных времен года:

 Птицы улетают на юг. •  Расцвели подснежники. Пожелтели листья на деревьях. •Идет уборка урожая. Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

Дидактическая игра:  «Что лишнее?» (2-й вариант).

Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года. Ход игры. Воспитатель называет четыре признака погоды разных времен года: •  Идет снег (дети надели шубы). •  Пасмурно (дети взяли зонтики). •  Льет проливной, холодный дождь (дети сидят в группе). •  Светит жаркое солнце (дети надели панамки, шорты и маечки). Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний, и называют, к какому времени года он относится.

Дидактическая игра:  «Назови животное, насекомое с нужным звуком».

 Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель предлагает: придумать насекомых, в названии которых встречаются буквы А, К. Кто больше назовет, тот и выиграл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр для подготовительной группы в ДОУ

методический материал для работы с детьми дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для подготовительной группы

Дидактические игры являются эффективным средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить актив...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе

Картотека дидактических игрдля детей подготовительной группы по образовательным областям  ФГОСРечевое  развитие                      ...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе

Картотека дидактических игр для детей подготовительной  группы  по образовательным областям  ФГОС...

Картотека дидактических игр для подготовительной группы

1 «Что вокруг нас?».Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, м...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи

Цель:Развивать умение детей делить слова на слоги.Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.Закреплять умение детей определять место звука в сло...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе

собранные в картотеке игры направлены на развитие внимания, логического мышления, воображения, обогощение словарного запаса детей 6-7 лет...