Песни военных лет как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
статья

Тезисы для публикации "Педагогическая конференция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogadaeva_yu.a._tezisy_madou_tsrr_-_detskiy_sad.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Песни военных лет как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Ю.А.Погадаева

МАДОУ ЦРР – детский сад

Патриотизм - это глубокая любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это чувство формируется постепенно, с самого детства. Что такое «патриотизм для детей»? Это как «классическая музыка для малышей» — переработка и адаптация по возрасту, по уровню восприятия и понимания серьезных и «взрослых» явлений.  

В решении вопроса воспитания патриотизма  большая роль отводится дошкольному образованию,  так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка.  Формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы решается и в ходе музыкальных занятий.

 Военные годы - это самое страшное время для народа. Голод, холод, потери родных и близких людей. Разве в такое время людям было до песен? Но история говорит о том, что именно музыка помогала выжить. Военная песня шагала рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент.  Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. И такие песни сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио. Они выражали чувство всенародной ярости, гнева, стремление к борьбе, к победе, воспитывали ненависть к врагу, прославляли Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности. Песни, вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты, пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста. Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После которых солдаты, вдохновленные шли сражаться за свою Родину не думая и не жалея себя. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернуться в свои семьи победителями.

Дошкольный возраст является важным этапом становления личности. Именно, в данный период происходит интенсивное становление социокультурного опыта, формирование таких качеств, как социальная активность, духовность, самопознание, происходит формирование нравственных позиций и ценностей, развитие познавательных интересов, действий, перестраивается психическая жизнь дошкольника, меняется его отношение к окружающему миру. Поэтому это возраст, когда необходимо "запустить" процесс патриотического воспитания.

С помощью музыкальных произведений русских композиторов и классиков раскрывается образ жизни русского народа их отношения, традиционные ценности, любовь к Родине, к родной природе в близких и понятных детям образах. Музыка придаёт необходимую эмоциональную яркость, теплоту, искренность. Ребенок становится эмоционально отзывчив, чувствителен, обретает умение с пониманием и состраданием относиться к радости или горести близких и родных, быть чутким, заботливым и внимательным к тем, кто рядом.

У каждой песни, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история.  Мы продолжаем помнить и любить песни, прославившиеся на войне, знакомим с ними подрастающее поколение. На музыкальных занятиях провожу познавательные беседы с прослушиванием, просмотром видео роликов и разучиванием песен по определенной тематике:

  • Патриотические пени. «Священная война», муз. А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача. Рассказываю детям о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной войны, знакомлю с понятием понятие «Священная война».
  • Лирические песни. «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова. Знакомлю детей  с лучшими лирическими песнями  военных лет. Воспитываю  у детей патриотизм на основе влияния  лирических песен на героизм людей на фронте и в тылу.  
  • Прощальные песни или долгая дорога войны. «Вечер на рейде», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина; «Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина. Слушание сопровождаю рассказом о солдатах, которые идут на фронт, ожидание боя, его ощущение, готовность к нему...
  • Победная песня «День Победы», муз. Д. Тухманова,  сл.В. Харитонова.  Раскрытие понятия  «праздник с сединою на висках». Закрепление  знания детей о празднике 9 Мая.

Одновременно с проведением тематических занятий проводились и другие формы работы с дошкольниками: рассматривание иллюстраций и картин  о ВОВ, инсценирование военной песни «Смуглянка»муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова, разучивание танца «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М Исаковского.

На праздниках, посвященных Дню Защитника Отечества, Дню Победы дети с удовольствием исполняют песни военных и послевоенных лет, танцуют и показывают инсценировки военных песен. На праздники приглашаются  родители, бабушки, дедушки.

Музыкальная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа по музыкальной деятельности даёт возможность сформировать отношение ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. В музыкальной деятельности у дошкольников систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Опыт работы по теме "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у детей старшего возраста через труд железнодорожника"...

План работы по проекту "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через труд железнодорожника"

материал  для воспитателей, которые работают по тематике "Железная дорога для дошкольников"...

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

консультация для родителей«Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»...

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....

Презентация «Влияние игровой деятельности на воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Данная презентация поможет при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...