Курсы повышения квалификации "внедрение ФОП дошкольное образование"
методическая разработка (старшая группа)
Курсы повышения квалификации "внедрение ФОП дошкольное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_3.docx | 67.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс повышения квалификации: Внедрение ФОП дошкольного образования
Лекция 3. Коррекционно-развивающая работа (КРР) в условиях реализации ФОП ДОО
План лекции 3:
1. Направления КРР в ДОО
2. Задачи KPP на уровне ДО
3. Организация КРР ДОО
4. Содержание KPP на уровне ДО.
5. Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ в условиях ДОО
Направления КРР в ДОО
KPP и (или) инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП (особыми образовательными потребностями), в том числе детей с OB3 и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации
KPP объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. KPP в ДОО осуществляют педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя- логопеды и другие квалифицированные специалисты.
ДОО имеет право и возможность разработать программу KPP в соответствии с ФГОС ДО, которая может включать:
-план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
-рабочие программы KPP с обучающимися различных целевых групп, имеющих различные ООП и стартовые условия освоения Программы.
-методический инструментарий для реализации диагностических, коррекционно-развивающих и просветительских задач программы KPP.
Задачи KPP на уровне ДО
1.определение ООП обучающихся, в том числе с трудностями освоения Федеральной программы и социализации в ДОО;
2.своевременное выявление обучающихся с трудностями социальной адаптации, обусловленными различными причинами;
3.осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с учётом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или психолого- педагогического консилиума образовательной организации (далее — ППK);
4.оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;
5.содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию;
6.выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы;
7.реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению,
8.снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.
Организация КРР ДОО
KPP организуется:
- по обоснованному запросу педагогов и родителей (законных представителей);
- на основании результатов психологической диагностики;
- на основании рекомендаций ПМПК.
KPP в ДОО реализуется в форме групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Выбор конкретной программы коррекционно- развивающих мероприятий, их количестве, форме организации, методов и технологий реализации определяется ДОО самостоятельно, исходя из возрастных особенностей и ООП обучающихся.
Содержание KPP для каждого обучающегося определяется с учётом его ООП на основе рекомендаций ПМПК ДОО.
В образовательной практике определяются нижеследующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения:
1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
2) обучающиеся с ООП:
- с OB3 и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОО;
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
- одаренные обучающиеся;
3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
5) обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
KPP с обучающимися целевых групп в ДОО осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме коррекционно- развивающих групповых (индивидуальных) занятий.
KPP строится дифференцированно в зависимости от имеющихся у обучающихся дисфункций и особенностей развития (в познавательной, речевой, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сферах) и должна предусматривать индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения.
Содержание KPP на уровне ДО.
Диагностическая работа включает:
1.своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
2.раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
3.комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
4.определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с OB3, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
5.изучение уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
6.изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
7.изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
8.изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
9.изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося; изучение направленности детской одаренности;
10.изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности;
11.мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого- педагогических проблем в их развитии;
12.выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально- психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;
13.всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка; выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;
14.системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
KPP включает:
- выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
- организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;
- развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
- коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
- создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
- создание насыщенной РПСС для разных видов деятельности;
- формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
- оказание поддержки ребёнку в случаях неблагоприятных условий жизни;
- преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
- помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребёнка.
Консультативная работа включает:
1.разработку рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
2.консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
3.консультативную помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов KPP с ребёнком.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
1.различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогам вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с OB3, трудностями в обучении и социализации;
2.проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально- типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с OB3, трудностями в обучении и социализации.
Реализация KPP с обучающимися с OB3 и детьми-инвалидами согласно нозологическим группам осуществляется в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования. KPP с обучающимися с OB3 и детьми-инвалидами должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции.
KPP с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети, имеет выраженную специфику. Детям, находящимся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющим детям, свойственны: быстрая утомляемость, длительный период восстановления после заболевания и (или) его обострения (не менее 4-х недель), специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности (ограниченность круга общения больного ребёнка, объективная зависимость от взрослых (родителей (законных представителей), педагогов), стремление постоянно получать от них помощь). Для детей, находящихся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющих детей, старшего дошкольного возраста характерны изменения в отношения ведущего вида деятельности — сюжетно-ролевой игры, что оказывает негативное влияние на развитие его личности и эмоциональное благополучие. В итоге у ребёнка появляются сложности в освоении программы и социальной адаптации.
Направленность KPP с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющими детьми на дошкольном уровне образования:
коррекция (развитие) коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов;
снижение тревожности;
помощь в разрешении поведенческих проблем;
создание условий для успешной социализации, оптимизация межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Включение чacтo болеющих детей в программу KPP, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основании медицинского заключения и рекомендаций ППK по результатам психологической и педагогической диагностики.
Направленность KPP с одаренными обучающимися на дошкольном уровне образования:
определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития.
вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребёнка, как в ДОО, так и в условиях семенного воспитания;
создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребёнку, обстановки, формирующей у ребёнка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости;
организация предметно-развивающей, обогащённой образовательной среды в условиях ДОО, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности.
Включение ребёнка в программу KPP, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ППK по результатам психологической и педагогической диагностики.
Направленность KPP с билингвальными обучающимися, детьми мигрантов, испытывающими трудности с пониманием государственного языка Российской Федерации на дошкольном уровне образования:
развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям;
формирование уверенного поведения и социальной успешности;
коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия);
создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребёнку.
Работу по социализации и языковой адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в организациях, реализующих программы ДО в Российской Федерации, рекомендуется организовывать с учётом особенностей социальной ситуации каждого ребёнка персонально.
Психолого-педагогическое сопровождение детей данной целевой группы может осуществляться в контексте общей программы адаптации ребёнка к ДОО. В случаях выраженных проблем социализации, личностного развития и общей дезадаптации ребёнка, его включение в программу KPP может быть осуществлено на основе заключения ППK по результатам психологической диагностики или по запросу родителей (законных представителей) ребёнка.
К целевой группе обучающихся «группы риска» могут быть отнесены дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий); поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман); проблемы неврологического характера (потеря аппетита); проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве); проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).
Направленность KPP с обучающимися, имеющими девиации развития и поведения на дошкольном уровне образования:
1.коррекция (развитие) социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы;
2.помощь в решении поведенческих проблем;
3.формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения; развитие рефлексивных способностей;
4.совершенствование способов саморегуляции.
Включение ребёнка из «группы риска» в программу KPP, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ПМПК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога и (или) родителей (законных представителей).
Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ в условиях ДОО
Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.
На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), ФОП ДОО, программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
Поэтому большинство воспитателей должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС и ФОП должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1 Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка
В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ?
Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:
Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения
Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями
Специальная наглядность: - демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;
- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР
- Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
- Схемы и алгоритмы действий
- Модели последовательности рассказывания, описания
- Модели сказок
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта
- Предметы для развития перцептивных действий
- Предметы для развития сенсорной сферы
- Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
- Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.
- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
- Схемы составления описательных рассказов, предложений
- Схемы последовательности действий
Предметно-развивающая среда для детей с НОДА
Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.
Если в ДО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:
- Свободное малоизрезанное пространство
- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
- Разнообразные шнуровки по темам
- Рамки Монтессори
- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.
Педагогическая работа воспитателя в группе, которую посещают дети с ОВЗ, будет эффективна при условии систематического самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления речевой функции, двигательной активности, з...
В Великом Новгороде обсудят условия применения на практике программы повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования
4 декабря 2019 года в Новгородском институте развития образования пройдет установочный семинар по теме «Условия применения на практике программ повышения квалификации специалистов системы дошкол...
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.В Федеральных государственных требованиях...
Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.
ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...
Курс повышения квалификации: Внедрение ФОП дошкольного образования
Курс повышения квалификации: Внедрение ФОП дошкольного образованияЛекция 2. Требования к психолого-педагогическим условиям, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям при реализации ФОП Д...
Удостоверение.Курсы повышения квалификации. Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования
Курсы повышения квалификации Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального к...
Удостоверение. Курсы повышения квалификации. Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования
Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования...