Консультация для родителей " Тревожный ребенок"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Балашова Екатерина Николаевна
педагог – психолог ГБДОУ детский сад №93 Выборгского района СПб.
Консультация для родителей детей раннего возраста "Тревожный ребенок"
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности /ребенка/ к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Среди эмоций, входящих в состояние тревоги, выделяют эмоцию страха. Страх является ключевой эмоцией, состоянием; в «тревожных» переживаниях также могут присутствовать эмоции печали и чувство вины.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Также существует различие терминов "страх" и "тревога". Таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают" (А. И. Захаров).
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Факторы развития тревожности у ребенка дошкольного возраста:
Одной из главных причин тревожности ребенка называют нарушение детско-родительских отношений, а также влияние социально-
психологических факторов /неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением).
Индивидуальные, «личностные» факторы:
- Ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта.
Такое состояние ребенка может быть вызвано:
- негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут поставить его в зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- противоречивыми требованиями со стороны родителей и педагогов дошкольного учреждения
- Психофизиологические особенности ребенка:
- меланхолический темперамент
Социально-психологические факторы:
- Особенности семейного воспитания:
- непоследовательность в воспитании;
- «неправильные» типы воспитания: гипо- и гиперопека, гиперсоциальное воспитание, неприятие и отвержение ребенка;
- преобладание авторитарно воспитания;
- отсутствие эмоциональной связи с матерью;
- стремление родителей сравнивать своего ребенка с другими детьми.
- Особенности семейных взаимоотношений
- повышенная тревожность самих родителей;
- аффективность, чрезмерная самостоятельность родителей, особенно матери;
- конфликтные отношения между супругами, родителями ребенка и старшими родственниками;
- гиперсоциальность родителей: стремление все делать правильно, соответствовать общепринятым правилам и нормам.
- «Социальная среда» родителей:
- незанятость матери на работе ;
- ответственные должности одного или обоих родителей .
Внешние социальные факторы:
- нарушение адаптации ребенка в дошкольном учреждении;
- авторитарность педагогов;
- чрезмерная строгость, непоследовательность воспитателей ДОУ.
Психологические особенности тревожных детей:
- Личностные особенности:
- неадекватная самооценка (как правило, заниженная);
- чувствительность к неудачам, боязнь неудачи в деятельности, в которой испытывает затруднения;
- чувствительность к оценкам, мнениям значимых взрослых, сверстников.
- Эмоциональная сфера
- эмоциональная неустойчивость;
- проявления аффективных реакций: агрессия, гиперактивность, чрезмерная подвижность или пассивность
- Коммуникативная сфера
- трудности в установлении контактов со сверстниками; в игре соглашается на незначимые роли;
- часто обращается к взрослому за подтверждением правильности тех или иных действий.
- Особенности поведения:
- неуверенное поведение;
- сверпослушность или негативизм;
- склонность к вредным привычкам, навязчивым, ритуальным действиям;
- скован или расторможен в движениях.
Рекомендации родителям тревожного ребенка:
- Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
- Делайте ребенку как можно меньше замечаний; среди замечаний не должно быть угроз невыполнимых наказаний.
- Старайтесь как можно больше общаться с ребенком: совместное чтение, игры, семейные праздники.
- Не ругайте ребенка в присутствии других детей.
- Говорите ребенку о своей любви к нему.
- Отмечайте любой успех ребенка.
- Давая ребенку поручение, оказывайте ему поддержку, говорите ему о своей уверенности в его способностях.
- Учитывайте индивидуальный темп деятельности ребенка: не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического темперамента, давайте им возможность действовать в привычном им темпе.
- Избегайте отрицательных оценок личности ребенка.
- Говорите с ребенком о его переживаниях и чувствах, дайте ему понять, что вы принимаете и разделяете их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Тревожный ребенок"
Рекомендации по взаимодействию с тревожным ребенком...
Консультация для родителей: "Тревожный ребенок в семье"
Я очень стараюсь быть хорошим родителем, но…... всё равно раздражаюсь, срываюсь, говорю совсем не то и веду себя совсем не так, как хотелось бы, и ничего не могу с собой поделать.В настоящее вр...
Консультация для родителей "Тревожный ребенок."
Находите всегда время для общения с ребенком....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК-ЧТО НАДО ЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ?»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК-ЧТО НАДО ЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ?»...
Консультация для родителей "Тревожный ребенок"
Данная консультация рассказывает об особенностях взаимоотношения тревожного ребенка с родителями....
Консультация для родителей «Тревожный ребенок, советы родителям»
Уважаемые родители, это статья будет интересна и полезна тем родителям, которые чувствуют и видят некоторое беспокойство и тревожность в своих детях. К сожалению, таких детей год от года становится вс...
Консультация для родителей «Тревожный ребенок»
Консультация для родителей «Тревожный ребенок»...