Консультация для родителей " Тревожный ребенок"
консультация (младшая группа)

Екатерина Балашова Николаевна

Тревожный ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnyy_rebenok.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Балашова Екатерина Николаевна

                 педагог – психолог                             ГБДОУ детский сад №93 Выборгского района СПб.

Консультация для родителей детей раннего возраста "Тревожный ребенок"

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности /ребенка/ к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Среди эмоций, входящих в состояние тревоги, выделяют эмоцию страха. Страх является ключевой эмоцией, состоянием; в «тревожных» переживаниях также могут присутствовать эмоции печали и чувство вины.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Также существует различие терминов "страх" и "тревога". Таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают" (А. И. Захаров).

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Факторы развития тревожности у ребенка дошкольного возраста:

Одной из главных причин тревожности ребенка называют нарушение детско-родительских        отношений,        а        также        влияние        социально-

психологических факторов /неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением).

Индивидуальные, «личностные» факторы:

  1. Ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта.

Такое состояние ребенка может быть вызвано:

  • негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут поставить его в зависимое положение;
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • противоречивыми        требованиями        со        стороны        родителей        и        педагогов дошкольного учреждения
  1. Психофизиологические особенности ребенка:

- меланхолический темперамент

Социально-психологические факторы:

  1. Особенности семейного воспитания:
  • непоследовательность в воспитании;
  • «неправильные» типы воспитания: гипо- и гиперопека, гиперсоциальное воспитание, неприятие и отвержение ребенка;
  • преобладание авторитарно воспитания;
  • отсутствие эмоциональной связи с матерью;
  • стремление родителей сравнивать своего ребенка с другими детьми.
  1. Особенности семейных взаимоотношений
  • повышенная тревожность самих родителей;
  • аффективность,        чрезмерная        самостоятельность        родителей,        особенно матери;
  • конфликтные        отношения        между        супругами,        родителями        ребенка        и старшими родственниками;
  • гиперсоциальность        родителей:        стремление        все        делать        правильно, соответствовать общепринятым правилам и нормам.
  1. «Социальная среда» родителей:
  • незанятость матери на работе ;
  • ответственные должности одного или обоих родителей .

Внешние социальные факторы:

  • нарушение адаптации ребенка в дошкольном учреждении;
  • авторитарность педагогов;
  • чрезмерная строгость, непоследовательность воспитателей ДОУ.

Психологические особенности тревожных детей:

  1. Личностные особенности:
  • неадекватная самооценка (как правило, заниженная);
  • чувствительность к неудачам, боязнь неудачи в деятельности, в которой испытывает затруднения;
  • чувствительность к оценкам, мнениям значимых взрослых, сверстников.
  1. Эмоциональная сфера
  • эмоциональная неустойчивость;
  • проявления аффективных реакций: агрессия, гиперактивность, чрезмерная подвижность или пассивность
  1. Коммуникативная сфера
  • трудности в установлении контактов со сверстниками; в игре соглашается на незначимые роли;
  • часто обращается к взрослому за подтверждением правильности тех или иных действий.
  1. Особенности поведения:
  • неуверенное поведение;
  • сверпослушность или негативизм;
  • склонность к вредным привычкам, навязчивым, ритуальным действиям;
  • скован или расторможен в движениях.

Рекомендации родителям тревожного ребенка:

  1. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
  2. Делайте ребенку как можно меньше замечаний; среди замечаний не должно быть угроз невыполнимых наказаний.
  3. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком: совместное чтение, игры, семейные праздники.
  4. Не ругайте ребенка в присутствии других детей.
  5. Говорите ребенку о своей любви к нему.
  6. Отмечайте любой успех ребенка.
  7. Давая ребенку поручение, оказывайте ему поддержку, говорите ему о своей уверенности в его способностях.
  8. Учитывайте индивидуальный темп деятельности ребенка: не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического темперамента, давайте им возможность действовать в привычном им темпе.
  9. Избегайте отрицательных оценок личности ребенка.
  10.         Говорите с ребенком о его переживаниях и чувствах, дайте ему понять, что вы принимаете и разделяете их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Тревожный ребенок"

Рекомендации по взаимодействию с тревожным ребенком...

Консультация для родителей: "Тревожный ребенок в семье"

Я очень стараюсь быть хорошим родителем, но…... всё равно раздражаюсь, срываюсь, говорю совсем не то и веду себя совсем не так, как хотелось бы, и ничего не могу с собой поделать.В настоящее вр...

Консультация для родителей "Тревожный ребенок."

Находите всегда время для общения с ребенком....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК-ЧТО НАДО ЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК-ЧТО НАДО ЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ?»...

Консультация для родителей "Тревожный ребенок"

Данная консультация рассказывает об особенностях взаимоотношения тревожного ребенка с родителями....

Консультация для родителей «Тревожный ребенок, советы родителям»

Уважаемые родители, это статья будет интересна и полезна тем родителям, которые чувствуют и видят некоторое беспокойство и тревожность в своих детях. К сожалению, таких детей год от года становится вс...

Консультация для родителей «Тревожный ребенок»

Консультация для родителей «Тревожный ребенок»...