ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
статья

Антонова Светлана Геннадьевна

В статье отражены ключевые моменты использования дистанционных технологий при организации обучения детей дошкольного возраста. Раскрыты актуальные аспекты использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ)  в системе образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonova_s_g.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ  

Антонова С.Г.,

cстарший воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 11 «Умка» г. Павлово, Нижегородская область

e-mail: antonova-0611@yandex.ru

DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRE-SCHOOL

Antonova S.G.

Аннотация: В статье отражены ключевые моменты использования дистанционных технологий при организации обучения детей дошкольного возраста. Раскрыты актуальные аспекты использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ)  в системе образования.

Annotation: The article reflects the key points of the use of distance learning technologies in the organization of preschool children's education. The actual aspects of the use of distance learning technologies (DOT) in the education system are revealed.

Ключевые слова: дистанционные технологии, дистанционное образовательные технологии, ИКТ – технологии, дошкольное образование, дистанционное обучение.

Keywords: remote technologies, remote educational technologies, ICT technologies, preschool education, distance learning.

Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.

Джон Дьюи

Россия подвержена серьезным переменам – становлению новой системы образования, нацеленного на вхождение в мировое «информационно» образовательное пространство. Ведущим к серьезным переменам в педагогической теории и практики организации учебно – воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.[6].

На сегодняшний день развитие информационно – коммуникационных технологий (ИКТ - технологий) в дошкольных учреждениях диктуется стремительным развитие информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных ресурсов, сетевых технологий, как одно из основных средств обучения и воспитания. Современные дети дошкольного возраста «входят» в компьютерный мир, так же естественно и непринужденно, как учатся ходить и говорить…

Обоснованно можно сказать, что образование в настоящее время является приоритетной ценностью нового «информационного века». Но высокие темпы научно – технического прогресса приводя к быстрому устареванию знаний специалистов всех отраслей, что создает необходимость продолжения для них, постоянно обучаться – повышать профессионализм, на протяжении все «активного» периода времени.

Тем самым повышения требования ко всей системе образования, в целом, первостепенной целью делая – подготовку обучающихся к полноценному и эффективному участию в «новом» информатизированном обществе.

Информационные технологии не только меняют само существо связанной с ними деятельности, но и оказывают воздействие на личность человека. Тем самым способствую повышения работу с дошкольниками в различных видах деятельности, тем самым повышая, как качество, так и эффективность образовательного процесса. Действительно, в образовательном процессе, использующем возможности ИКТ, все субъекты (и обучающиеся, и педагоги) с помощью новых средств осваивают новые категории, способы и формы деятельности, дающие новые представления о картине мира [3].

Нельзя не согласиться с высказыванием  Захарова И.Г.: «Развитие технологий мультимедиа, виртуальной реальности, постоянно растущая мощность использующихся компьютеров позволяют «опредметить» ранее абстрактные обучающие программы. В них доступны не только информационные, но и интеллектуальные, культурные ресурсы: фото и видеозаписи изучаемых объектов и процессов, редкие музейные и архивные материалы, оригинальные отчеты и прямые репортажи о фундаментальных и прикладных исследованиях» [3].

С другой стороны, с каждым годом количество воспитанников, не имеющих возможности посещать детский сад, по тем или иным причинам, с каждым годом только увеличивается. Доля детей особыми образовательными потребностями с каждым годом только растет. Тем самым заставляя продолжать поиск новых технологий и форм взаимодействия с семьями воспитанников, обусловленными особенностями современного общества.

Одной из таких форм взаимодействия является дистанционные технологии обучения, получившие широкое распространение, позволяющие значительно экономит время обучающихся, распределять нагрузку и график обучения. Так же к плюсам такого обучения  можно отнести:  доступность, информативность, удобство применения, постоянная, довольно быстрая связь с обучающимся.

Но дистанционная работа с детьми, требует огромной подготовки от педагогов и наличие определенных профессиональных компетенций. Именно, поэтому современная политика государства ставит одну из приоритетных задач – внедрение цифровых технологий в работу с детьми, изменить приоритеты в повышении квалификации педагогов, развивать практику удаленной работы. [Рекомендации; 10, ст.16]

Тем самым подводя дошкольное образование  к созданию информационно – образовательной среды, которая в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности [2].

Открывая перед ДОУ, такие возможности, как:  

  • режиме реального времени, обратной связи между участниками;
  • представления явлений в динамике (компьютерная визуализация);
  • непрерывность взаимосвязанных преобразований (моделирование);
  • взаимодействия с ресурсами локальных и глобальных сетей;
  • автоматизации процессов информационно  методического обеспечения и контроля образовательных достижений дошкольников (Ю.Д. Бабаева, Л.Р. Лизунова, Н.А. Морева, Г.П. Петку, И.В. Роберт и др.) [7].

Главные цели дистанционного обучения детей – предоставить ребенку возможности получить образование на дом. Для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение и нуждаются в обучение на дому, использование современных дистанционных образовательных технологий – является эффективным средством организации образования детей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что[1].

Тем самым перед педагогом возникает задача – сформировать умение у ребенка проявлять свободу действия, чувствовать ответственность за свой результат своей работы, формирую самостоятельность и способствуя саморазвитию дошкольников. Дистанционный процесс так же предусматривает организации систематических занятий, методически грамотного использования разработанного конвента для дистанционного обучения, средств коммуникации и образовательных ресурсов Интернет, а так же необходима техническая поддержка учебного процесса [4]. Но педагог по–прежнему является организатором педагогического процесса.

Педагог: продумывает индивидуальный образовательный маршрут, выбирая свой уровень и вид представления материала для ребенка; прорабатывать ход занятия, подготавливает демонстрационный и раздаточный материал, с применением аудио и видео сопровождении, использованием анимации; организует щадящий режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером; разрабатывает и подготавливает необходимый «просветительский» материал для родителей, для выстраивания совместного общения. Чтобы в полной мере передать, донести учебный материал не только до ребенка, но и до его родителя.  

Внедряя ДОТ в образовательную деятельность дошкольников, перед родителями открывается возможность – выступать равноправными, активными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль наставника.

Безусловно, современные «информационные» возможности в сегодняшнем образовательном процессе, призваны сделать учебный процесс более гибким, и раскрыть в педагогах «профессиональные таланты».

Литература:

  1. Авраамов, Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий//Телекоммуникация и информатизация образования. – 2004., № 2 – С. 40 – 42.
  2. Буйместру, И. А. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 7-
  3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании// Учебное пособие для студентов высшего педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2003. – 192 с.
  4. Никуличева, Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации// Практическое пособие. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
  5. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения:// Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 416 с.
  6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии DOC// Учебное пособие. М.: Народное образование, - 1998 – 256 с.
  7. Федина, Н. Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ //Дошкольное воспитание. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2017. - №10. - С. 3-14.
  8. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://www.edu.gov.ru 
  9. ФГОС ДО// Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 08.06.2020г.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных образовательных  (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,  в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий  в образовате...

Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагога-психолога МБОУ "Начальная школа - де

Отчетоб использовании современных образовательных(психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологийв образовательном процесс...

справка об использовании современных образовательных информационно коммуникативных,в том числе сетевых и дистанционных,здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

справка об использовании современных образовательных информационно коммуникативных,в том числе сетевых и дистанционных,здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в обра...

отчет обиспользовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

использовании современных образовательных(психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологийв образовательном процессе  ...

Организация внедрения дистанционных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Дистанционное обучение является одной из самой актуальных тем в системе образования. Самоизоляция изменила жизнь взрослых и детей. Педагогам пришлось  переформатироваться, изменив формы работы с ...