«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности молодых педагогов.
Ход: Сегодня мне хотелось бы поговорить с Вами о «пальчиковой гимнастике». Что такое «Пальчиковая гимнастика»? Это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития моторики и речи ребенка. Кроме того, пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию движений и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться. Да и просто, как все детские игры, очень эмоциональны, увлекательны.
Пальчиковые игры как бы воссоздают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Важно то, что в пальчиковых играх все действия сопровождаются стихами, что привлекает внимание дошкольников и легко запоминаются.
Также пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, между взрослым и ребенком.
Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» - сгибание и разгибание пальцев, можно постучать пальчиками, изображая «дождик», птичек, клюющих зерно и т.д.
Чтобы привлечь внимание дошкольника – текст надо произносить очень выразительно: повышая и понижая голос, делать пауз, выделять интонационно отдельные слова. И, конечно, синхронно с текстом показывать движения. Сначала движения выполняются медленно. Если что-то не получается, то можно взять ручку малыша и помочь ему сделать все правильно. Когда малыш сам начнет все выполнять, то мы можем произносить только текст.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.
Для эффективного запоминания пальчиковых игр используются такие приемы:
•систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
•если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Пальчиковые игры бывают разных видов, тематики, сложности и длительности. Давайте все вместе попробуем поиграть.
Например:
«Прятки»
В прятки пальчики играли (поочередно сгибать и разгибать пальчики обеих рук)
И головки убирали.
Вот так, вот так
И головки убирали
«Колпачок»
Колпачок на колпачок,
Колпачок на колпачок,
Колпачок на колпачок –
Бух! Упали на бочок!
Кажется, такая простая игра (для нас), а ребятишкам бывает сложно сложить ладошку «колпачком».
«Ладушки» - это самая известная пальчиковая игра, она бывает разных интерпретаций, но смысл у нее один. Это не просто игра с ладошками, это игра, где ребенок может все выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. («Моя семь», «Сорока-ворона», «Этот пальчик – дедушка» и т.д.)
«Зайчик»
Жил-был зайчик (хлопки в ладоши)
Длинные ушки (указательный и средний пальцы показывают ушки)
Отморозил зайчик (сжать и разжать пальцы)
Носик на опушке (потереть нос)
Отморозил ушки (показать ушки)
Отморозил хвостик (погладить хвостик)
И поехал греться (покрутить руль)
К ребятишкам в гости.
«Кошка»
1,2,3,4,5 будем пальчики считать (загнуть пальчики по очереди)
Вот кулак, а вот ладошка. (показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от
кошки)
«Карандаш» (игры с предметами)
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Игры с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным ритмическим рисунком музыкального произведения.
Самыми сложными являются кинезиологические игры или по-другому их называют «гимнастика мозга». Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Давайте вспомним несколько кинезеологических игр. Самые известные: «Ладонь, ребро, кулак» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим», «Нос, ухо». Следующая игра называется «Лезгинка», ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки. Достаточно сложно даже для взрослых, но ребятишки быстрее справляются с этими заданиями и с удовольствием их выполняют.
Пальчиковых игр много, в зависимости от возраста дошкольников и времени работы в детском саду, они накапливаются и в «багаже» педагога и в картотеках.
Нам хочется, чтобы наши воспитанники были умными и способными, поэтому надо обращать внимание на пальчиковые игры, которые развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.
Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни большого количества времени, ни каких-то специальных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"
Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....
Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...
Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...
Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...
Статья на тему: "Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста."
Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методик...
Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза&ra...
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста...