Консультация для педагогов «Использование приемов «нейролепки» при работе с детьми дошкольного возраста»
консультация по аппликации, лепке (средняя группа)
Цели: создать условия для профессионального совершенствования у педагогов, развить творческие способности и психические процессы через развитие познавательного интереса, фантазию, мелкую моторику.
Задачи: изучить литературу и опыт работы по данной теме, углубить знания о техниках тестоплатике, пластилинографии и
воздушном пластилине.
Повысить компетентность педагогов, и потом в свою очередь родителей в значимости нейролепки, нейрогимнастики для детей дошкольного возраста в целенаправленной, регулярно осуществляемой работе педагогами и родителями по использованию методических приемов нейролепки для развития через изо.
Передача опыта прямого комментирования путем наглядного показа последовательности действий, методов, приемов и форм деятельности.
Нейролепка - уникальная методика, которая совмещает собой занятия и игры с пластилином.
«Нейролепка» - это уникальный метод работы развития мозга. Когда ребенок лепит – он развивает свой мозг, подобно занятиям музыкой, так как заняты одновременно обе руки, происходит максимальная активизация обоих полушарий мозга, так же за счет дополнительных заданий, стимулируются все структуры и области мозга, активируя формирование нейросетей.
Оно усиливается за счет доброжелательной атмосферы, психологического комфорта и высшего уровня мотивации.
Отсутствие стресса и глубокое дыхание, возникающее в процессе свободного творчества и внутренней тишины, так же очень важно для правильного функционирования ЦНС и насыщение мозга кислородом.
При сочетании подобных факторов происходит укрепление нейронных связей и развитие мозга.
«Нейролепка» развивает: мелкую моторику, речь, межполушарные связи, образное мышление, усидчивость, снимает стресс. «Нейролепка» гармонично развивает все три основные формы мышления:
1. наглядно - действенное;
2. наглядно - образное;
3. словесно - логическое.
В чем же отличие обычной лепки от «нейролепки»?
В психологии есть понятие нейрогимнастики, основной принцип которой - выполнение разных действий двумя руками сразу (например, одна рука показывает знак «Ок», другая «Класс» и надо быстро менять руки несколько раз).
Нейролепка может быть отдельным занятием, направленным на развитие межполушарных связей и иметь свою структуру и определенные задачи:
- Первый вариант: когда при выполнении нейрогимнастики вы используете глину или пластилин (например, одна рука катает шарик, другая колбаску).
- Второй вариант: на обычное занятие лепкой вы добавляете несколько нейро упражнений (можно с глиной/пластилином или без них) в начале или середине занятия.
Методика такой лепки позволяет улучшить функционирование ЦНС в целом, повысить продуктивность протекания психических процессов.
Поэтому эту методику назвали «нейролепкой».
Приемы «нейролепки»:
1.Правильные речевые обороты педагога:
- По мере того как ты лепишь эту фигурку, у тебя будет всё лучше получаться.
- После того, как ты сделаешь эту деталь, ты будешь гордиться собой.
- Когда ты закончишь делать это, ты увидишь, какое красивое изделие формируется.
2.Поддержка малейших достижений сначала и акцентирование на том, что удалось позже.
3.Поощрения индивидуальные и публичные.
Через руки, через пластичный материал ребёнок выражает своё видение предмета. Любой результат творения ребёнка, всё, что из ребёнка выходит во время творчества является целительным процессом. После лепки важно распросить ребёнка о фигурке. Из его рассказа можно узнать о ребёнке, о его переживаниях, тревогах, эмоциях. Задавая правильные вопросы, ребёнок понимает, что его слушают, что он значим. «Нейролепка» - это направление арт терапевтического подхода, оно влияет на самооценку детей. Когда ребенок создаёт что-то своими руками, он начинает быть в себе уверенным. Для детей очень важно видеть результаты своей деятельности, если это лепка, это всегда красиво.
Одной из форм работы, из которой можно узнать о взаимоотношениях в семье ребенка, «Слепи семью животных», через которую можно увидеть, как ребёнок относится к членам семьи, к себе, какими животными представляет маму, папу, где они стоят относительно ребёнка.
Во время лепки используются такие методические приемы как: сказкатерапия, музыкотерапия, элементы арт терапии, нейрогимнастика, осуществляется комплексный подход для развития головного мозга детей. Использование приёмов «нейролепки» как закрепление пройденного материала на всех занятиях в ДОУ.
«Нейролепка» поможет, если:
1. Ребёнок часто отвлекается на занятиях.
2.Плохо понимает или запоминает материал (важно закрепить, пролепить материал, например, при изучении геометрических фигур, а вообще в любой образовательной деятельности).
3. Излишне эмоционален.
4. Часты перепады настроения.
5. Легко возбудим, неусидчив.
6. Вял или медлителен.
Гиперактивные дети очень талантливые, но неусидчивые. Очень важна поддержка родителей, которые должны понимать, что цель для ребёнка и педагога не вылепить идеальную фигурку, а раскрыть его талант. Нельзя критиковать творчество ребёнка. Главное дать ему самовыразиться, возможность творить и гармонизироваться.
Необходимо проводить совместные с родителями занятия.
«Лепим сказку» (создание фигурок разной степени сложности на выбор, набор приёмов «нейролепки»: креативность в создании образов и их «оживление»: имена, позы, истории, игры на внимание, тематическая нейрогимнастика, говорим «голосами» героев и инсценируем сказку).
Приёмы «нейролепки» можно использовать в рамках гражданско-патриотического воспитания. Изготовить с детьми подарки на День Победы (голубь мира, георгиевская лента), на 23 февраля, 8 марта, ко Дню пожилого человека, ко Дню России.
Для понимания особенностей культуры своего народа и регионального компонента лепим блюда национальной кухни, изделия декоративно-прикладного искусства, национальную посуду, куклы в национальных костюмах. Благодаря тому, что для лепки используется современный, прочный (самозатвердеваемый или запекаемый), практичный материал дети могут играть с изделиями (игрушки, фигурки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр), носить их (лепим украшения для ободков, брелков), дарить их.
У детей повышается самооценка:
1.Ребята создают интересные практичные изделия, которые нравятся сверстникам и взрослым.
2.Участвуя в конкурсах и достигая определенных уровней, дети получают дипломы и иную мотивацию.
3.На занятиях создается благоприятная среда равенства и поощрения, поддержки друг друга.
4.Детей привлекают к творческим проектам и конкурсам.
Ниже представлены упражнения, которые можно выполнять с детьми во время лепки.
Лучшие нейроупражнения для детей
Нейрогимнастика для малышей (до 3-х лет)
Элементы нейрогимнастики могут присутствовать даже в занятиях с самыми маленькими: в 2–3 года у детей активно развивается речь, поэтому игры и упражнения для крупной и мелкой моторики и правильной артикуляции важны уже в этом возрасте.
Если у малыша не получается повторить все движения, не расстраивайтесь: возьмите его ладошки в свои руки и выполните все движения вместе. Когда ребёнок запомнит порядок действий, можно попробовать сесть напротив него и выполнить их одновременно.
«Ладушки»
С этой игрой знакомы все родители: начиная с классического варианта (хлопок — хлопок двумя руками с партнёром — хлопок — хлопок правой рукой с правой рукой партнёра и наоборот), можно наращивать сложность и добавлять новые комбинации (например, перекрёстные хлопки обеими руками с партнёром).
«Клювики»
Руки малыша — «клювики»; ладонь одной руки раскрывается, а кончики сложенных пальцев другой руки «клюют» в середину раскрытой ладони. Затем соединяем «клювики», а потом повторяем предыдущее движение, сменив руки.
«Ухо-нос»
Одной рукой ребёнок берётся за мочку уха, второй — за кончик носа, затем меняет руки.
«Змейка»
Соединяем ладони и двигаем ими, изображая ползущую змею.
«Ладонь-локоть»
Правую руку, согнутую в локте, поднимаем вверх; ладонь сжата в кулачок. Ладонь левой руки тыльной стороной прижимаем к локтю правой руки. Обе руки образуют прямой угол. Затем меняем руки. Чтобы усложнить упражнение, добавляем хлопок.
Нейроупражнения для детей 4–5 лет
Для детей этого возраста предыдущие примеры упражнений не утрачивают своей актуальности: их можно усложнять и наращивать темп. Однако появляются и более сложные и разнообразные задания для развития межполушарных связей, памяти и внимания.
«Нос-пол-потолок»
Взрослый поочерёдно указывает пальцем на свой нос, пол и потолок комнаты, проговаривая при этом то, на что он показывает. Ребёнок повторяет движения. Затем взрослый начинает путать ребёнка, время от времени указывая не на те объекты, которые называет вслух. Задача малыша — показать на верные объекты. Постепенно скорость выполнения упражнения увеличивается.
«Кулак-ребро-ладонь»
Руки ребёнка лежат на столе. Сначала он сжимает ладонь в кулак и слегка касается стола; затем делает то же самое ребром ладони; и, наконец, кладёт руку на стол ладонью вниз. Взрослый подсказывает, какое движение нужно выполнить, чтобы малыш не запутался. Повторив упражнение несколько раз одной рукой, можно переходить ко второй. Постепенно скорость увеличивается, упражнение выполняется обеими руками и без подсказок взрослого.
«Капитан»
Одна рука сжата в кулачок, большой палец поднят вверх. Вторую руку подносим ко лбу козырьком. Затем меняем руки. Постепенно усложняем упражнение, добавив хлопок.
«Слон»
Упражнение выполняется стоя. Голова наклонена вправо, ухо касается плеча. Указательным пальцем вытянутой вперёд правой руки ребёнок рисует в воздухе любой объект — восьмёрку, животное, геометрические фигуры и т.д. Глазами необходимо следить за движениями пальца. Повторив рисунок несколько раз, меняем сторону.
«Пинг-понг»
Это упражнение выполняется в паре. Представьте, что ваш стол — игровое поле, и мысленно разделите его на две половины (или используйте цветной скотч). Положите на середину шарик для настольного тенниса или просто смятый листок бумаги. Задача каждого игрока — сдуть шарик на сторону противника, чтобы он упал на пол.
«Барабанные палочки»
Руки сжаты в кулачки; на одной руке вытянут указательный палец, на другой — указательный и средний. Указательным пальцем одной руки слегка ударьте по пальцам другой руки, затем хлопком смените руки.
Нейроупражнения для дошкольников (6–7 лет)
В старшем дошкольном возрасте возрастает учебная нагрузка — детсадовцы учатся читать, писать и считать; а многие ещё и посещают дополнительные занятия по подготовке к школе. Поэтому дошкольникам просто необходимы упражнения для развития мелкой моторики и активации работы мозга.
«Колечко»
Кончик большого пальца поочерёдно соединяем с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполняем упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно.
«Хлопок-кулак-щелчок»
Хлопаем в ладоши, затем стучим кулачками друг о друга, и по очереди щёлкаем пальцами обеих рук. Выполняем упражнение несколько раз.
«Путаница»
Одной рукой массируем живот, совершая круговые движения ладонью вокруг пупка. В это время ладонью второй руки похлопываем или поглаживаем себя по голове. Затем меняем руки.
«Перекрёстные шаги»
В положении стоя ребёнок поднимает правое колено и касается его локтём согнутой левой руки. Чередуя ноги и руки, ребёнок «марширует» таким образом 1–2 минуты.
«Двойные каракули»
Упражнение выполняется стоя или сидя; руки вытянуты перед собой. Задача ребёнка — рисовать в воздухе любые фигуры, от абстрактных каракуль до сложных фигур, одновременно обеими руками. При этом движения обеих рук должны быть зеркальными. Рисовать можно не только руками, но и стопами, сидя на стуле.
«Воздушный шарик»
Ребёнок лежит на полу, расслабив мышцы живота. На вдохе он медленно раздувает живот, как воздушный шарик, затем ненадолго задерживает дыхание и на выдохе медленно сдувает его, втягивая живот.
«Мячик-счёт»
Для выполнения этого упражнения понадобится мячик: его необходимо катать по столу круговыми движениями одной руки, при этом считая до пяти и разгибая соответствующее количество пальцев другой руки. Затем ребёнок повторяет упражнение, сменив руки.
Выполняйте упражнения ежедневно. Хорошее настроение ребёнка — обязательное условие: если малыш не в духе, перенесите занятие на другое время.
Обязательно демонстрируйте все упражнения и помогайте ребёнку правильно выполнять их.
Перед сном заниматься не стоит: нейрогимнастика бодрит. В остальном время и место не имеют большого значения. Упражнения на растяжку и расслабление можно выполнять в перерывах между занятиями в школе и дома, а некоторые упражнения можно делать даже на прогулке или в общественном транспорте.
Если какое-то упражнение даётся ребёнку легко — пришло время усложнить его и ускорить темп или добавить дополнительные движения.
Занимайтесь не дольше 7–10 минут в день в зависимости от возраста ребёнка. Всего в комплексе должно быть не больше 5–6 упражнений.
Время от времени меняйте упражнения, чтобы занятия не наскучили ребёнку.
Нейрогимнастика — не только лёгкий и увлекательный способ «прокачать» мозг, который подходит как взрослым, так и детям: это ещё и прекрасный вариант совместного времяпрепровождения, своеобразный ежедневный ритуал.
Библиографический список:
1.Адамчук М.В. «Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук».- Москва «Астрель», 2017
2.Лыкова И. А. «Плывет, плывет кораблик. Лепим игрушки из пластилина.- Москва
«Цветной мир», 2020
3.Лыкова И. А. «Жил-был пластилин. Бабушкины сказки.- Москва «Цветной мир», 2020
4.Электронно – образовательные ресурсы:
- Амадулин Ш. Т. Нейролепка, Развиваем мозг через пластилин. Многоразовые карточки-тренажеры. Издательство «Капиталл»,2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование квест - технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Квест - игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности, стре...

Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

Буклет "Мастер класс для педагогов «Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет".
Картотека игр...

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...

Консультация для педагогов. Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Использование приёмов "Нейролепки" при работе с детьми дошкольного возраста
Использование приёмов "Нейролепки" при работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста» В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в ра...