Проект "Морские обитатели"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Талашова Виктория Денисовна

Краткосрочный проект по теме недели "Морские обитатели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_morskie_obitateli_podgotovitelnaya_gruppa.doc683.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 209»

Комплексно-тематический проект

 в подготовительной  группе на

тему «Подводный мир»

Воспитатель: Талашова В.Д.

Ярославль, 2023

 

Введение

Тип проекта: краткосрочный

По тематике: творческо – информационный.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: краткосрочный (с 19.06 по 23.06.2023 г.)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность.  На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей   и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её

     Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей.

     С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.

Цель:   расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.

Задачи:  Образовательные:

- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

 Развивающие:

- Развивать умение сравнивать и анализировать.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

  Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Предполагаемый результат: *овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;

*имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

*знают о взаимосвязи с другими обитателями; 

*имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; 

 Выявление проблемы: Недостаточный уровень знаний у детей по теме «Подводный мир». Умение делать выводы и отвечать на вопросы полными предложениями. В ходе беседы у детей возникало множество вопросов. Ответы на эти вопросы дошкольники получали в процессе работы.

Первый этап – подготовительный

Создать условия для реализации проектной деятельности творческо-информационного типа:

  • Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;
  • Сбор и анализ литературы;
  • Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;
  • Беседы «Море в опасности», «Морские обитатели»,  «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Все о ракушках», «Кем быть?».
  • Наблюдения «Аквариумные рыбки», «Черепаха»
  • Разработка плана реализации проекта

Планирование совместной деятельности:

  • Разработка содержания всего воспитательно - образовательного процесса по теме проекта «Подводный мир»;
  • Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  • Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.

Сотрудничество педагогов с родителями:

  • изучение энциклопедий
  • беседы о морских обитателях
  • просмотр телепередач об обитателях морей и океанов
  • участие в выставке рисунков.

Организация деятельности детей и родителей: Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Подводный мир».

Второй этап – практический

Что было проведено:

Мероприятия

Познавательное развитие

Беседы «Морские обитатели»

«Рыбы-кто они?»

«Морские растения»

«Море в опасности»

Цель: развивать познавательную активность, закрепить знания детей о морских обитателях.

Решение проблемных вопросов:

-Кто они эти рыбы?

-Как защищаются от врагов?

-Что мы еще не знаем о море?

Цель: пополнять объём знаний и сведений об окружающем мире. Развивать любознательность и кругозор.

Дидактические игры

«Мир моря»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.

«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек. 

«Отгадай загадку»  
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
«Разрезные картинки» (морские животные)

Речевое развитие

Пересказ «Неудачная рыбалка»

Рассматривание и чтение энциклопедии о морских обитателях.

«Атлас морей и океанов»

Чтение стихов, загадывание загадок о животных.

Г. Косова «Азбука подводного мира»,

С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Цель: развивать познавательный интерес.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры:

«Путешественники»

«На рыбалке»

Цель: заинтересовать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающем мире.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование «Море на тарелке» https://vk.com/wall-202451207_163

Цель: совершенствовать художественные умения и навыки, вырезание, развивать воображение и фантазию.

Аппликация (оригами) «Рыбки » https://vk.com/wall-202451207_165

Подвижные игры:

«Море волнуется» 
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
«Ловкая акула»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.

«Рыбаки и рыбки»

Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения. 

 

     

Третий этап – заключительный

Презентация проекта перед воспитателями, родителями и воспитанниками.

  1. Выставка детских работ, выполненных во время НОД, по теме проекта «Подводный мир».
  2. Выставка совместного творчества (поделки и рисунки) детей и родителей по теме: «Подводный мир».
  3. Выставка книг и энциклопедий для детей по теме «Морские обитатели»

Результаты проекта:

Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений воспитанников об обитателях морей и океанов. Воспитанники освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, об уникальности каждого вида. Дети владеют понятием «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «кораллы», «водоросли». Составляют описательный рассказ о морских обитателях. Путём сравнение формируют выводы о том, что похожи все рыбы: местом обитания, наличием плавников, способом передвижения. У воспитанников сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе, повысился уровень знаний о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

Дети активно вовлекали в свою исследовательскую деятельность родителей, что позволяло активизировать внутрисемейные взаимоотношения и привлечь внимание родителей к познавательному развитию детей.

        

Познавательное развитие:

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

        Задачи:

        Продолжать знакомить детей с морскими  животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями  питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

        Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

        Развивать мелкую моторику рук.

        Обогащать и активизировать словарь детей.

        Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

        

        Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.

Ход занятия:

        Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

        Ответы детей.

        Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные.         Давайте познакомимся с ними поближе?

        Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.

        На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

        Ответы детей.

        Воспитатель: Правильно, это корабль.

        Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!

        (Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).

        Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

        Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.

        Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

        Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

        Дети: Кит!

        Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

        Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

        Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

        Дети: Это фонтан.

        Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

        Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

        Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания):  Все верно. Кит -   самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

        Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

        Воспитатель: Киты -   не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие  киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

        Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

        А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

        Дети: Дельфин!

        Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

        Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

        Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

        А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Физминутка

        Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду!  Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая  «кита»).

        А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

        Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

        Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

        Дети: Акула.

        Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

        Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

        Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

        Дети: Краб.

        Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).

        Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

        Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

        Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

        Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

         Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

        Дети: Осьминог.

        Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

        Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога -  присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

         А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

         По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог  - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физминутка

        Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

        (Дети изображают осьминогов)

        Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

        Дети: Черепаха.

        Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает:  Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

        Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.         Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

        Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

        Дети: Конек.

        Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает:  Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

        Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

        А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

        Дети: Медуза.

        Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

        Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

        Ну что ж,  держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними  встретиться.

        Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).

        Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

        С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

         - Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

         - Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).

Конспект занятия в подготовительной группе   по теме «Кто такие рыбы?»

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная: 

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Словарная работа:

 Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Предварительная работа:

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?                

 Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

- Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

- Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

- И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

- Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

- Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

- Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

- Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.),  лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

- Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

- А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного  и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается  1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

- Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем  дальше играть по командам.

 Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде  также дается 1 очко.

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

-  Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников  и  хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы,  которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи  и др.)

- Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

- Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

- Как  можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

- А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

- Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

 Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

- Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

- Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов.  Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

- Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

- Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

Дальше педагог показывает картинки, а дети определяют морская или пресноводная рыба и выставляют круги (строят домики).

- Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки. Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

- Наконец,  ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка -  рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

- А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

- Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

- Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

Конспект занятия для подготовительной группы

«Морские водоросли»Цель: создать предпосылки для ознакомления детей с растениями залива Петра Великого.

Задачипознакомить детей с многообразием морских водорослей, трав; объяснить, что водоросли являются местом обитания и основным питанием водных организмов, а так же служат сырьем для лекарственных препаратов, развивать эмоционально-чувственную среду ребенка, цветное, творческое восприятие, любознательностьформировать желание бережно относиться к представителям царства растений.

Интеграция образовательных областейпознание, коммуникация, социализация, чтение художественной лит-ры, художественное творчество, здоровье.

Методическое обеспечение: иллюстрации дальневосточного морского заповедника. Иллюстрации водорослей. Карта Приморского Края, аудиокассета «Морской бриз». Фотография аквалангиста, гуашь, клей ПВА, альбомный лист, ножницы.

Мотивация: личная заинтересованность.

Ход НОД:

1. На карте Приморского Края показать детям расположение Японского моря.

Чтение стихотворения Е. Новожиловой «Море» (читает ребенок)

Вот какое море

Без конца и края

На песчаный берег

Волны набегают

Перестанет ветер

На море сердиться

Станет видно кто там

В глубине таиться.

-Обратить внимание на иллюстрации с морскими водорослями.

-Вот и сказочный подводный мир растений. Все ли растения одинаковые? Чем они отличаются? ответы детей: по форме и длине).

-«А как попасть туда, ребята, в подводный лес?» (ответы детей).

Показать иллюстрации аквалангиста в водолазном костюме.

-«Для чего нужен аквалангисту гидрокостюм?» (ответы детей)

2. Игровой прием «Путешествие по дну вдоль берега моря».

- Представим, что надеваем гидрокостюм, акваланги, маски, ласты и заходим в воду вместе с аквалангистом и путешествуем по морскому дну (дети имитируют плаванье, подходят к первой иллюстрации).

Показать иллюстрацию морской капусты.

- Эта водоросль называется Ламинария (морская капуста, человек применяет ее в пищу, она обеспечивает человека йодом, который накапливается в щитовидной железе.

Показать иллюстрацию Анфецилин – красная водоросль, похожая на мочалку. Из нее получают вещество агар-агар, который применяют для изготовления конфет мармелада, птичьего молока.

Показать иллюстрацию Зостеры.

- Она легко высыхает и напоминает тонко нарезанные ленточки, как ремешки. Из семян Зостеры пекут лепешки.

3. Физкультминутка «Море волнуется раз».

Ход игры: после слов «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, зеленый лес из водорослей и трав замри!» дети превращаются в водоросли. Ребенок должен представить водоросль, в которую он превратился, рассказать, чем она полезна.

- Ребята, а какие водоросли вы видели, когда ездили отдыхать на море? (ответы детей).

- Какое значение имеют водоросли для морских обитателей? Какую пользу они приносят? (ответы детей).

ТемаМоре в опасности

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма образовательной деятельности: экспериментально-исследовательская деятельность

Интеграция областей:

Образовательные задачи:

- систематизировать знания детей об обитателях морских водоемов

- познакомить детей с новой профессией – эколог

- познакомить детей со способом очистки воды

- закрепить полученные знания с помощью алгоритма

Развивающие задачи:

- развивать навыки поведения лабораторных работ

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по данной теме

Развивать социальные навыки:

- умение работать в группе

- учитывать мнение партнера

Прививать бережное отношение к воде

Оборудование: мультимедийный проектор, шкатулка, ракушки, емкость с водой, порошок «сорбент», техническое масло, халаты, мольберт.

Этап деятельности Содержание совместной деятельности

1 этап Организационный В круг широкий вижу я встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем на право, а теперь пойдем на лево. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и здороваться начнем!

Здравствуйте ребята!

Ребята, посмотрите, у меня есть вот такая красивая шкатулка.

И то, что лежит в ней поможет Вам догадаться, о чем мы будем говорить.

Что вы видите?

Где мы с вами можем увидеть ракушки?

Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

Я вам предлагаю отправиться в путешествие к морским глубинам. А поможет нам в этом видеофильм.

Обратите внимание на красоту подводного мира.

Что видите?

Кого вы видите?

Какая вода?

Выводморе это дом для множества разных живых организмов.

2 этап Работа над темой

Проблемная ситуация

Опытно – экспериментальная деятельность Ребята, что случилось? Посмотрите, какая стала вода?

Как вы думаете, от чего это произошло?

Что теперь будет с жителями моря?

Что же делать?

Но как?

Этой проблемой занимаются специальные люди, их называют экологи.

Я читала, что экологи для очистки воды используют вещество «Сорбент», но как он действует, и можно ли им очистить воду, не знаю…

Как мы можем это проверить?

Предлагаю вам посетить лабораторию и узнать свойство этого препарата на практике…

Прежде чем отправиться в лабораторию и приступить к проведению опыта предлагаю вспомнить правила безопасного поведения в лаборатории и работы с препаратом.

А сейчас представьте, что емкость с водой на ваших столах это водоем, который нужно срочно спасти….предлагаю не терять время и приступить к его очистке…

Для того чтобы очистить воду от масла, нефти или бензинаположите в загрязненную жидкость порошок «Сорбент»

Понаблюдайте что происходит?

Правильно порошок поглощает, впитывает в себя грязь. Сорбент в переводе означает поглотитель.

Как вы думаете, что нужно сделать теперь?

Порошок как губка впитывает вредное вещество, а полученную массу действительно нужно собрать с поверхности воды.

Получилось ли у нас очистить воду и спасти жителей водоема? (Вода очистилась, но не до конца, так же и в природе)

Какое вещество нам в этом помогло?

3 этап Рефлексивно - оценочный Молодцы ребятавам сегодня удалось очистить воду в нашем водоеме….

Как вы думаете, кто виноват, в том, что наши водоемы: реки, озера, моря загрязняются различными нефтепродуктами – бензином, машинным маслом и другими веществами?

К сожалению, вы правы и можно часто видеть у водоемов такую картину.

Но любую беду всегда легче предупредить, чем потом исправлять…

Что мы можем сделать для того, чтобы этого не происходило?

Я с Вами полностью согласна (красным маркером перечеркивает картинки) этого делать нельзя.

Ой, ребята, что у нас получилось?

Действительно, а у вас в Неволино есть река? Как ее название?

Я предлагаю Вам весной разместить их вместе с воспитателем на берегу реки, чтобы люди видели, что так поступать нельзя

и тогда вода в реке всегда будет чистой, а жителям в реке будет хорошо и безопасно жить.

«Распутай путаницу» 

Picture backgroundPicture background

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевая игра «Путешественники»

Ход занятия:

Смотрим с детьми карту океана

Воспитатель. Смотрите, какой огромный океан. И сколько в нём островов. На каждом острове своя жизнь, но есть острова необитаемые, где не ступала нога человека. А вы хотели бы побывать на таком острове.

Дети. Да

Воспитатель. Ну - ка, Оля, закрой глаза и покажи пальчиком, куда мы сегодня отправляемся

Находим остров

Воспитатель. Плывём на остров «Чунга-чанга»

А на чем мы поплывем?

Дети. На корабле

Воспитатель. Но у нас его нет

Дети. Построим

Строим корабль

Воспитатель. Корабль должен быть большим, ведь плывёт много. Дорога предстоит дальняя нужно запастись самым необходимым - продуктами, медикаментами. А где капитан и команда, когда же мы поплывем?

Дети выбирают команду, берут на себя роли.

Дети. Приготовится к отплытию. Поднять якорь - есть поднять якорь. Полный вперед - есть полный вперед.

Воспитатель. Скажите капитан, мы долго будем плыть?

Какой бескрайний океан

Смотрите, дельфины

А я вижу чаек

Что- то погода портиться

Начинается шторм

Какие высокие волны (дети имитируют качку на корабле)

Я вижу землю

Право руля, курс на землю

Стоп машина, опустить якорь, спустить трап

Осторожно выходите, смотрите под ноги. Я слышала здесь могут водиться змеи.

Смотрите остров обитаем, здесь кто-то живет

Встречаем Робинзона Крузо

Робинзон-Крузо. Здравствуйте., много лет я живу здесь один я очень рад вам друзья

Как же ты живешь, если у тебя ничего нет?

Робинзон-Крузо. А сам все делаю и пашу и сею. Вот только заболел немного

А у нас есть врач он тебя вылечит. А мы ребята давайте благоустроим остров Робинзона, чтобы у него было все как у нас дома. Врач ведет диалог с Робинзоном.

Дети строят больницу, парикмахерскую, магазин, гараж. Игра идет по инициативе детей. По необходимости поправляю ход игры. В заключении Робинзон предлагает детям вместе с ним посидеть у костра на берегу моря, послушать, как оно шумит (включаю шум моря). Прилагаю детям спеть для Робинзона наши песни.

Сюжетно-ролевой игра «На рыбалке»

Воспитатель: наш котенок Васька, грустит, не хочет есть еду из пакетиков. Что делать?..

Давайте дети порадуем его свежей рыбкой. Но где же нам ее взять?..                  Ответы детей (совместно приходят к решению, что нужно отправиться на рыбалку. Воспитатель берет на себя роль руководителя группы. Решают, что нужно взять с собой и на чем поедут, собирают рюкзаки в дорогу, берут только необходимые предметы, ведь дорога дальняя, заказывают автобус).

Во время поездки:

  • вспоминают правила поведения в транспорте;
  • дорога к озеру идет через деревню, где можно увидеть домашних животных (презентация: разговаривают о животных, которых встречают на пути);
  • вспоминают, как вести себя на природе: не кричать, не оставлять мусор, осторожно обращаться с огнем, после себя затушить костер;
  • договариваются кто чем будет заниматься на рыбалке.

Воспитатель: давайте, ребята, распределим обязанности, чтобы каждый знал, чем он будет заниматься, когда мы приедем.

Воспитатель: А вот и озеро. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг. А как чист и свеж воздух. (Дыхательная гимнастика)

А кого вы видите на озере?

-лягушки;

-уточка с утятами;

- в озере много рыбы.

Дети располагаются у озера.

Занимаются работой, согласно распределенным ролям:

  • ловят рыбу;
  • собирают хворост;
  • разводят костер;
  • готовят уху;
  • накрывают стол;
  • фотографируют.

Воспитатель: рыбы наловили, уху сварили. Давайте накормим нашего Ваську и сами пообедаем.

Затем дети поют песню у костра под гитару.

Воспитатель: Васька сыт и весело замурлыкал. Давайте споем нашу любимую песню про кота и паровоз.

Паровоз по рельсам мчится,

На пути котенок спит.

Паровоз остановился

И котенку говорит:

«Ты, котенок, убирайся,

Очищай машине путь».

А котенок отвечает:

«Ты проедешь как-нибудь».

Паровоз не удержался –

Отдавил котенку хвост;

А котенок рассердился,

Поцарапал паровоз.

Паровоз лежит в больнице,

Ему делают укол;

А котенок спит на крыше

С перевязанным хвостом.

Сидит кошка на окошке,

Зашивает коту хвост,

А сама его ругает,

Чтоб не лез под паровоз.

Воспитатель: ой! Ой! Ой! Гром гремит! Скоро пойдет дождь! Пора нам, ребята, возвращаться домой. А в следующий раз, чтобы не убегать от дождя мы возьмем с собой палатку. Мы собираемся домой, но что нам надо, сделать?

- Уберем мусор;

- Зальем костер.

Дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад.

Подвижные игры:

«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки стоят на площадке и говорят:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.

Фигура обязательно должна быть морская; игру можно усложнить, предложив детям придумать фигуру в парах или в тройках.

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок».
На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

Подвижная игра «Ловкая акула»

Воспитатель разделяет участников игры на группы, давай им названия рыб. "Акула" располагается в центре круга игрового поля, "рыбы" - в своих кругах по кромке игрового поля. Воспитатель громко произносит одну или несколько названий рыб, которые начинают бегать вокруг "акулы". По сигналу воспитателя "акула" пытается поймать "рыб", плавающих вокруг. "Рыбы", до которых дотронулась "акула", превращаются в "акул" и помогают ловить играющих. Игра продолжается до тех пор, пока все "рыбы" не станут "акулами". Побеждают игроки, которые больше всего поймали "рыб".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...

Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....

Презентация "Обитатели Балтийского моря"

Эта презентация знакомит с обитателями  Балтийского моря...

Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)

Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"

Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...