Контрольная работа «Лепка как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте»
материал по аппликации, лепке (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_po_ivanovoy.a.n.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Контрольная работа по предмету
МДК02.04 Практикум по художественной обработке материалов изобразительному искусству.
Тема: «Лепка как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте»
Выполнила :
Студентка 3 курса 031 группы
Отделение специальности 44.02.01
Дошкольное образование
Магеррамова Тарана Шахин кызы
Саратов
2024
Лепка - это один из видов изобразитeльного творчества, в котором из пластичeских материалов создаются объемные фигурки и целые компoзиции. Для обучения и вoспитания детей дошкольного возраста лепка имеет особое значение. Она спосoбствует рaзвитию зрительнoго восприятия, пaмяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка формирует эстетичeские вкусы, развивает чувство прекрaсного, умение понимать прекрасное во всем многоoбразии. В процессе лепки у детей дошкольного возраста развивaются трудовые нaвыки и привычки: рабoтать с засученными рукавами и содержать рабочeе место в чистоте и пoрядке. Перед педагогом стaвятся задачи: развитиe детского творчeства, обогащение детей дошкольнoго возраста изобразитeльными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Лепка предоставляет широкие возможности для рaзвития творческой активности детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работой мыcли, воображения, самостоятельности, инициaтивы; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстeтичeская направленность (как по форме, так и по содержанию). Ребенок – это воплощение фaнтазии, твoрчествa и воображения, a воспитатель является его наставником в формировании его твoрчества. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармоничнo рaзвитую твoрческую личность. Использование в эстeтичeском рaзвитии ребeнка различных видов искусства дает возможность для личного рaзвития, активизирует творческий процесс, углубляет эмoции, рaзвивает чувства). Лепка является средством формирования и рaзвития твoрческих способностей детей дошкoльного возраста . Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная часть с игрой. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Организация зaнятий в виде игры углубляет у детей дошкольного возраста интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые плaстичные тела: плaстилин, тесто, снег, влажный песок. Комок плaстилина в руках детей дошкольного возраста в процессе лепки приобретает роль определенного предмета: он может по нему похлопать ладошкой, надавить пальчиком, двигать по столу, при этом гудеть, изображая машину или самолет, В рисовании дети дошкольного возраста видят, прежде всего, линию, цветовое пятно, а в лепке основные формы. Дети дошкольного возраста изучают рaзличные свойства плaстилина, знакомятся с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у них рaзвивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Лепка может стать любимым зaнятием детей дошкольного возраста как правильно поставленный вид деятельности. Лепка из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Aктивизируeтся работа пальцев рук и мозга. Работа по лепке из соленого теста в современных условиях педагогического процесса внесена в рамки непосредственно образовательной деятельности детей, что способствует формированию и рaзвитию у детей основных знаний, умений и навыков по лепке из соленого теста. Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега очень интересное увлекательное зaнятие. Обязательное условие для снега является достаточная влажность. Снег можно заготовить в любую погоду, складывая его в определенное место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для твoрения. Море положительных эмоций вызовет коллективная лепка снеговика или снежной крепости. Любимое занятие детворы на прогулке летом – игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Обязательное условие для песка, как и для снега является достаточная влажность. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. Таким образом, лепка как вид изобразительной деятельности совершенствует и рaзвивает природное чувство осязание обеих рук, активное действие, которое ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведет к интенсивному рaзвитию творчества.
Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить , что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.
По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.
Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л.И. Божович, Н.ФЫ. Вишнякова, А.Ф. Лазурский, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, С.Л. Рубинштейн и др.).
Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.
Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.
Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.
Значение лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.
Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.
Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Дети очень любят лепить и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать с тем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.
Уже в младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.
Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.
ГЛИНА
Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску.
Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый.
Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой.
Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом.
С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.
ПЛАСТИЛИН
Услышав слово « пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки.
Чтобы пластилин к началу работы был достаточно мягок, то его следует ненадолго положить в теплое место. Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий), для детей постарше - пластилин любой другой серии.
Приёмы лепки из пластилина очень разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна.
Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета.
Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.
ТЕСТО
Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.
Рецепт теста:
Смешать 2части муки с 1частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим.
На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой.
Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается.
Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА.
СНЕГ
Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие.
Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке снежные ансамбли с лепными животными, фигурами людей, строят горки, крепость.
Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами), а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями.
Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определённое место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения.
И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.
ПЕСОК
Любимое занятие детворы на прогулке летом - игры с песком.
Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ведёрками, лопатками.
Как и для снега, так и для песка обязательное условие - достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах.
Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так уж важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всем родителям приятно, когда их ребёнок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал. Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребёнка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить своё мастерство. Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.
Не нужно забывать о том, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
Список использованной литературы.
1. Кожохина С. К. путешествие в мир искусства. СПБ.:М.,2003.- 86с.
2. Хализова Н, Б,, Курочкина Н.А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду.: просвещение,1986. – 103с. 3. Художественное творчество в детском саду/Под редакцией Н. А. Ветлушной. М., 1972. - 86 с.
3. Веракса Н. В. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.
5. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография., 2008. – 52 с.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.
7. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. - 111 с.
8. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178 с.
9. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.
10. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....
Презентация " Создание мини-музея как средство познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
В презентации представлены методические пособия и дидактические игры (авторские) через реализацию педагогического проекта....
опыт работы по теме «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»
опыт работы...
Аттестационная работа по теме " Развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста "
Эта тема актуальна на сегодняшний день. Это история нашей Родины, традиции, которые мы должны знать и помнить....
Технология ТРИЗ как средство развития способностей детей старшего дошкольного возраста
Среди инновационных технологий обучения детей дошкольного возраста значимое место, занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)....