Проект "Щедрая осень" в средней группе
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Печенкина Светлана Геннадьевна

Проект "Щедрая осень" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shchedraya_osen_v_sredney_gruppe_2024.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Щедрая осень» в средней группе

Тип проекта – исследовательский, информационно – творческий.

Сроки проекта – сентябрь – октябрь 2024 г.

Участники – дети, родители, педагоги.

Возраст детей - средняя группа (4-5 лет).

Продукт проекта – выставка осенних поделок «Природа и вдохновение»

Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.

Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи проекта:

  • формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
  • развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразие её красок и форм;
  • охранять и укреплять здоровье детей;
  • развивать диалогическую речь, вовлекать детей в разговор во время наблюдений.

Предполагаемый результат:

  • расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
  • пополнится словарный запас;
  • дети смогут устанавливать причинно - следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
  • сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Подготовительный этап:

  1. Определение темы, постановка цели и задач.
  2. Определение методов и приемов работы.
  3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
  4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
  5. Подбор материалов для творческого труда.
  6. Изготовление дидактических игр.
  7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.

Основной этап. На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по пяти образовательным областям.

План работы по осуществлению проекта «Щедрая осень».

Наблюдения.

Цикл наблюдений, экологическая прогулка по территории детского сада.

Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада. Способствовать развитию интереса к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.

Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Цель: расширять знания детей о деревьях и кустарниках, растущих на участке детского сада.

Беседы.

Беседа  «Осень – добрая волшебница».

Цель: развивать творческое воображение, приобщать к красоте, искусству, творчеству.

Беседа  «Листопад».

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.

Беседа  «Растительный мир осенью».

Цель: расширять представление о разнообразии растительного мира.

Беседа  «Что мы знаем про осень».

Цель: расширять знания детей о временах года.

Консультация для родителей «Как одеть детей осенью на прогулку»

Речевое развитие

Творческое рассказывание по темам.

  • «Мы гуляли на участке».
  • «Что я видел в парке».

Рассматривание иллюстраций об осени.

Словесные игры.

  • «Опиши словами осень».
  • «Осень в лесу».
  • «Вспомни и назови».
  • «Подбери действия».

Пальчиковые игры.

  • «Паучок».
  • «Капуста».
  • «Дождик».

Дыхательные упражнения.

  • «Сдуй листок». Цель: развивать речевое дыхание.
  • «Листопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  • «Дует ветерок». Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.

Разучивание пословиц.

Загадывание загадок про осень.

Чтение художественной литературы.

  • К. Бальмонт «Осень».
  • Л. Толстой «Дуб и орешник».
  • К. Ушинский «Осенняя сказка»«Спор деревьев».
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование» и т. д.

Чтение дома произведений про осень.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры.

  • «Прогулка в лесу».
  • «Всей семьёй в парк».
  • «Убираем огород».

Дидактические игры.

«Найди такой же листок».

Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.

«С какой ветки эти детки?».

Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.

«Отгадайте, что это за кустарник, дерево».

Цель: учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и внимание.

«Третий лишний».

Цель: закрепить знания детей о многообразии растений. Развивать память, быстроту реакции.

«Что изменилось? (да или нет)».

Цель: закрепить знания детей о приметах осени.

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять в угадывании на ощупь фруктов и овощей

Игры – драматизации.

  • «Репка».
  • «Под грибом».

Настольно-печатные игры.

  • «Времена года».
  • «Деревья и кустарники».
  • «Ягоды – фрукты»

Труд.

  • Уборка опавшей листвы на участке.
  • Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, желуди, листочки для поделок).
  • Укрывание корней деревьев опавшей листвой.
  • Сбор семян цветов.
  • Осенняя уборка цветников.
  • Сбор урожая в огороде.

Беседы по ОБЖ.

  • «Почему нельзя пробовать неизвестные ягоды».
  • «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».

Консультация «Берегите природу».

Обогатить родителей знаниями экологического направления.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация из листьев.

Изготовление поделок из природного материала.

Лепка.

«Грибы»

 Хороводные игры.

«Что нам осень принесла».

 «Огородная - хороводная» .

Досуги и развлечения.

  • Осенний праздник «Как дети осень искали».

 Беседы.

  • «Как одеваться осенью».
  • «Если хочешь быть здоров».

Подвижные игры.

«Листопад».

 Цель: согласовывать движения по сигналу воспитателя, закреплять цвета.

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.

«Такой листок, лети ко мне».

Цель: развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по сходству.

«Поймай листок».

Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Физкультминутки.

  • «Клён»«Листопад»«Грибы».

Совместная работа родителей и детей

  • Конкурс осенних поделок «Природа и вдохновение»

  Результаты проектной деятельности:

  • В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.
  • На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас.
  • Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их.
  • Узнали о пользе деревьев и кустарников.
  • Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта, выполнили вместе с детьми поделки из природного материала.

Заключительный этап.

  • Осенний праздник «Как дети осень искали».

Конспект занятия по аппликации в средней группе 

«Аппликация из осенних листьев «Осеннее дерево»

 (коллективная работа)

Цель: познакомить детей с новым видом аппликации – флористикой, продолжать знакомство с осенней природой.

Задачи:

Образовательные:

— Учить детей выбирать нужные листочки в соответствии с собственным замыслом, чередуя по форме, цвету или размеру, равномерно располагать и наклеивать их на листе выбранной формы.

— Закрепить навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке.

Развивающие:

— Развивать у детей умения композиционного построения рисунка.

— Развивать творческие способности и воображение детей.

— Развивать мышление посредством создания проблемной ситуации.

Воспитывающие:

— воспитывать бережное отношение к природе;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

— воспитывать аккуратность при работе с сухим природным материалом.

Материалы для проведения занятия: изображение берёзы, клена, дуба; картинки осенних листьев этих деревьев.

Раздаточный материал: клей, лист картона, набор засушенных листьев, ножницы.

Предварительная работа: экскурсия по участку детского сада, сбор осенних листьев, беседа про осень.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, дети, какие перед вами красивые осенние листья лежат! Все мы их собрали на недавней экскурсии по территории детского сада. Вспомните, какими красивыми были деревья, какие яркие краски были вокруг.

Назовите деревья, которые вы там видели?

(Берёза, клен, дуб и др.)

Воспитатель: Молодцы, все справились!

Посмотрите на доску: на ней изображены осенние деревья.

У дуба какие листочки? Назовите их признаки. (волнистый край, цвет желтый, зеленый)

А кленовые листья? (неровные, острые края, цвет желтый, зеленый, красный).

Какие листочки у березы? (край зубчатый, сердцевидная форма, цвет желтый).

Воспитатель: Ребята, давайте с вами создадим аппликацию из листьев, которые мы собрали. Предлагаю создать осеннее дерево.

Подберите необходимые вам листья и разложите их на листе цветной бумаги, формируя вокруг ствола нашего дерева красивую пышную крону. Только после этого можно начинать клеить наши листики, только очень осторожно.

Почему надо очень осторожно наносить клей на засушенные листочки? (листья хрупкие).

Физкультминутка:

Вдруг закрыли небо тучи, (Дети встают на носочки, поднимают

вверх перекрещенные руки.)

Начал капать дождь колючий. (Прыгают на носочках)

Долго дождик будет плакать, (держа руки на поясе.)

Разведёт повсюду слякоть. (Приседают, держа руки на поясе.)

Грязь и лужи на дороге, (Идут по кругу, высоко поднимая колени.)

Поднимай повыше ноги.

Практическая деятельность:

Дети раскладывают листья, формируя крону дерева, затем приклеивают их.

 Итог занятия:

Воспитатель: Вот какое замечательное дерево у нас получилось! Теперь оно будет радовать нас, даже когда листья на улице пожухнут и скроются под снегом.

 

 

 

КОНСПЕКТ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «В ОГОРОД МЫ ПОЙДЕМ, УРОЖАЙ СОБЕРЕМ»

Познавательное развитие: Формировать представление детей об овощах, (название, где растет);закрепить представление о фруктах, умение классифицировать овощи и фрукты. Упражнять в счете, закрепить представления о цвете и форме.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружелюбные отношения между детьми, желание помогать друг другу, общаться со сверстниками, договариваться. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Речевое развитие: Активизировать словарный запас детей, упражнять в умении составлять описательный рассказ по предмету, формировать умение образовывать числительные, развивать диалогическую речь

Физическое развитие: Активизировать двигательную активность детей, формировать чувство ритма, умение выполнять движения синхронно.

Материал и оборудование: Корзиночки разных размеров и разного цвета, морковка (красная, желтая, оранжевая), огурцы, аудио картотека, фрукты.

Ход:

Воспитатель: Ребятки, сегодня к нам пришел гость. А вот кто этот гость, вы сейчас догадаетесь сами. Послушайте загадку:

Длинные ушки,

Серое брюшко,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Зайчик: Здравствуйте, ребята. Я - серенький зайчик, припрыгал к вам из леса. Хотите поиграть со мной? Ну, тогда вставайте, веселый «зайкин» танец начинайте.

(Зайчик с ребятами танцует танец «Как танцует зайчик наш?»)

Ну-ка, Зайка, попляши, попляши, попляши, (выполняют приседания)

Деткам ушки покажи, покажи, покажи.

Вот какие наши ушки, наши ушки, наши ушки,

На макушке наши ушки, наши ушки, наши ушки. (показывают ушки ручками)

Ну-ка, Зайка, попляши, попляши, попляши, (выполняют приседания)

Деткам лапки покажи, покажи, покажи, (трясут ножками)

Мы на лапках прыгаем, прыгаем, прыгаем, (выполняют прыжки)

Хвостиками дрыгаем, дрыгаем, дрыгаем. (виляют хвостиками)

Ну-ка, Зайка, попляши, попляши, попляши, (выполняют приседания)

Деткам танец покажи, покажи, покажи,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем, (топают)

В ладоши мы похлопаем, похлопаем, похлопаем. (хлопают)

А теперь мы улыбнемся, улыбнемся, улыбнемся,

И в кружочек соберемся, соберемся, соберемся, (собираются в кругу)

А теперь мы разойдемся, разойдемся, разойдемся. (расходятся на места)

Мы чуть-чуть поприседаем, приседаем, приседаем, (приседают)

Головами покиваем, покиваем, покиваем. (наклоны головы влево - вправо)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы знаете, что любят есть зайчики? (Ответы детей).

- Правильно, и морковку и капусту, и кабачок. Все это, одним словом можно назвать овощи. А где же растут овощи?

(Овощи растут в огороде, на грядках)

Зайчик: Ребята, я предлагаю вам отправится со мной в огород и собрать урожай.

(Под музыку «Собираем урожай» дети шагают по группе. Подходят к грядке с морковкой)

Воспитатель: Угадайте, что это за овощ.

Хрустящая и сладкая,

Выросла на грядке,

В землице носик,

Наружу хвостик. (Морковка)

- Смотрите ребята, сколько морковки выросло на нашей грядке. Вот так урожай. Да ее ведь собирать пора. Вот вам корзиночки, нужно собрать морковку .

Давайте дружно посчитаем.

Раз, два, три - скорей морковку собери.

(Под песенку «Мы морковку соберем, соберем...» ауд. Картотека «Детские песенки» дети собирают морковку по цветам. После игры можно попросить 1 -2 детей посчитать, сколько морковок они набрали)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

(пересыпает морковку зайчику в корзинку)

 (Под музыку дети двигаются по группе, подходят к грядке с огурцами)

- Смотрите, вот еще одна грядка. Отгадайте, что здесь растет?

На грядке заплетается,

Растет, растет - старается,

Хрустящий молодец,

Зеленый... (Огурец)

- Смотрите, ребята, какие огурцы выросли на грядке.

(Рассматривание и составление описательного рассказа)

- Что это? (Это огурец) Какой он формы? (Огурец овальной формы) Какого цвета? (Огурец зеленого цвета, а хвостик желтого) Какой на вкус? (На вкус огурец хрустящий) Какой на ощупь? (Огурец твердый, жесткий, шершавый, колючий)

- Давайте, ребята, возьмем огурцы в руки и посчитаем у кого сколько.

(Проводится игра «Посчитай - ка»)

У Маши один огурец.

У Саши два огурца.

У Кати три огурца.

Зайчик: Ребята, а я знаю веселую зарядку про огурчики. Давайте немного разомнемся.

Физ. минутка

Огуречик, огуречик, (ручки в стороны)

Ну совсем как человечек, (ножки в стороны выполняют качание с ноги на ногу)

Он на грядочке растет (присели на корточки)

Выше к солнышку ползет (медленно поднимаются вверх)

Вот и бабочки слетелись (бег на месте, взмахи руками)

На огурчики уселись. (приседание)

Приползла к ним гусеничка, (показывают гусеницу)                                                                     Это бабочкам сестричка. (показывают бабочек)                                                                                                        По огурчикам ползет (показывают гусеницу)                                                                                                              И сестриц своих зовет (движения руками)

(Воспитатель вносит большую корзину с овощами и фруктами)

Воспитатель: Ребята, пока вы играли, я решила вам помочь и собрала весь урожай, а когда возвращалась, встретила ежика, он как раз возвращался из сада, где собирал фрукты. Ребята, представляете, ежик передал для вас угощения. У меня оставалось немного места в корзине, вот туда я фрукты и положила. Теперь нам с вами нужно разобрать овощи в корзину к зайчику, а фрукты в нашу корзину.

(Проводится игра «Овощи и фрукты»)

Зайчик: Молодцы, ребята, славно поиграли, и урожай с огорода собрали. Спасибо вам. А мне пора в лес, лесные друзья давно уже меня заждались. До свидания! (Зайчик уходит с корзинкой овощей)

Воспитатель: До свидания, зайчик! Спасибо за интересное путешествие. А нам пора возвращаться в детский сад.

(Под музыку дети шагают по группе)

- Вот мы и пришли в нашу группу.

Рефлексия

- Давайте вспомним, что же мы делали сегодня?

- Кому, что больше понравилось? Кто узнал сегодня, что - то новое?

(Активизация детей на дальнейшую продуктивную деятельность)

- Ребята, давайте немного отдохнём, а потом нарисуем все, что с нами приключилось сегодня, и покажем нашим родителям.

(Дети получают угощение - яблочки от ежика)

Конспект целевой прогулки «Сбор природного материала» для детей средней группы.

Программное содержание: собрать природный материал для осенних поделок, продолжать знакомить детей с растениями своей местности; воспитывать бережное отношение к растениям; развивать у детей навыки сбора природного материала.

Материал: корзинки, мешочки для сбора природного материала.

Ход прогулки:

Воспитатель:

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

- Посмотрите, как красиво вокруг. Скажите, что вам особенно нравится? (Ответы детей)

- Правда, хочется сохранить эту красоту, сделать какую – нибудь поделку?

- Для этого нам надо собрать природный материал. А какой  - помогут узнать ответы на загадки. (Дети отгадывают загадки, находят и показывают, о чем в них говорится).

Воспитатель: Перед тем, как мы с вами приступим к сбору желудей, шишек, веточек, листьев, семян растений, давайте вспомним правила сбора.

Дети вспоминают и перечисляют правила: собирать природный материал надо в сухую погоду; не ломать, не топтать растения, не рвать их с корнем.

Летают, кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут пропадут. (Листья)

Облетели листья,

 Но остались кисти:

Красные, яркие,

Снегирям подарки. (Рябина)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
Только на один полет. (Клен, семена клена)

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. (Берёза)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлуди)

Кроме остреньких иголок
Что растёт на ветках ёлок? (Шишки)

Воспитатель: 

- Перед тем, как мы с вами приступим к сбору желудей, шишек, веточек, листьев, семян растений, давайте вспомним правила сбора.

Дети вспоминают и перечисляют правила: собирать природный материал надо в сухую погоду; не ломать, не топтать растения, не рвать их с корнем.

Дети вместе с воспитателем собирают природный материал, складывают его в корзинки и мешочки.

- Вот какие вы молодцы, как много собрали интересного для наших осенних поделок!

   

 

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Конспект НОД по экологии в средней группе с использованием ИКТ «Берегите лес» (разработала Докудовская Г.Н., воспитатель средней группы МБДОУ "Детский сад № 13 "Золотой ключик" г.Гая Оренбургской области

В организованной образовательной деятельности педагог, используя презентацию, закрепляет знания детей о жизни леса, строении деревьев; бережном отношении к богатствам леса и правилах поведения в лесу....