Пластилинография – это один из видов декоративно-прикладного искусства, создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и
создание с их помощью сюжетных картин;
обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
развитие мелкой моторики;
ознакомление с окружающим миром;
развитие эмоций и фантазии.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает ручную умелость и мелкую моторику рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, семена, каштаны) материалы.
Сама техника универсальна, ее можно использовать и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте, просто цели и задачи должны соответствовать уровню развития ребенка. Например, можно выполнить пластилиновую картинку «яблоко». В младшей группе дается изображение дерева, и детям предлагается вырастить на нем яблоки. Малыши отщипывают маленькие кусочки пластилина и прикрепляют к листу картона. А вот в старшем возрасте дети могут сами нарисовать контур, блик, черенок, лист яблока или воспользоваться шаблоном и заполнить его цветом. Дети 2 – 3 лет могут начать пластилиновую картину с того, что начнут «кормить цыплят или украшать осенние деревья», а для детей 5 – 7 лет это уже не интересно, им хочется выполнять работы сложнее, например, по сюжету сказки.
Материалы и инструменты для пластинографии
Пластилин – благодатный материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины – от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов.
Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно – художник имеет дело с необычайно послушным материалом.
Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».
Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе дает широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается.
При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков.
Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони – это главный инструмент при рисовании пластилином. Некоторые художники почти всю работу выполняют пальцами, размазывая материал по поверхности.
Однако помимо чисто ручной работы у художника в распоряжении множество инструментов для рисования пластилином: разнообразные стеки (некоторые мастера делают самодельные стеки удобной для них формы: заостренные, плоские, в форме лопаточек и т.п.) и любые другие подручные средства. Годятся гвозди, иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности – шестеренки, крышки от бутылок и т.д. Но главный инструмент – все равно руки. Приемы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке, они известны даже детям: раскатывание «колбасок» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее.
В детском рисовании пластилином есть одна особенность: детали картины укладываются на поверхность «холста», загрунтованного этим же материалом, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.
Кроме того пластилин можно поместить в одноразовый шприц и, подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» – так на картину из пластилина наносятся стебли, ветки и другие линейные детали. Шприц для рисования пластилином можно брать кондитерский (для более толстых «колбасок» или для деталей с определенным сечением). «Взрослые», «настоящие» художники предпочитают рисование пластилином путем размазывания его по «холсту».
«Холст» для картины из пластилина годится не всякий. Пластилин – материал жирный. На обычной бумаге или картоне от него могут оставаться жирные разводы. Конечно, если вся поверхность картины покрывается пластилином сплошь, то это не страшно. Если же оставляется фон, тогда лучше брать иную поверхность: стекло, фанеру, пластик. Очень яркие и веселые картины из пластилина можно создавать, заклеив предварительно лист картона самоклейкой любого выбранного вами цвета. А дальше – дело вашей фантазии!
Когда картина из пластилина готова, лучше поместить ее в раму под стекло для сохранности, (но здесь важно помнить о безопасности – в детском саду стекло нельзя использовать). Некоторые художники предлагают покрыть картину бесцветным лаком или канцелярским клеем. И еще одно необходимое предупреждение: для детского рисования выбирайте пластилин экологически безвредных марок.
Пластилин должен быть средней мягкости, чтобы пальцы рук сильно не уставали при выполнении работы. Если пластилин очень твердый, его можно размягчить в горячей воде (но не в кипятке).
Техники и приемы рисования пластилином
1 способ
Работа на картоне. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шелк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать их в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.
Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
2 способ
Работа на стекле. Подготовим стекло: протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз из картона под стекло, аккуратно, как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем, насколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый, и, если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому желательно накладывать пластилин очень маленькими, с горошинку, кусочками, при этом каждый последующий кусочек должен быть с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминаем их пальцем по поверхности.
Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые придают дополнительную выразительность и подчеркивают форму изображения. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!
3 способ
Рисовать пластилином можно и другими приемами: «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.
4 способ
Рисование «жгутиками». Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка – основа контура рисунка.
На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка.
Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина, а можно это сделать мазками, как в масляной живописи.
5 способ
На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография
во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон (лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок);
предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка или скотч;
устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики: в работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:
сначала важно научить надавливать на пластилин;
затем размазывать его от центра к краям контура;
а потом сочетать оба приема.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином.
Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, при визуальном восприятии она выглядит как мозаика. Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Материалы для создания пластилиновой картины:
картон с контурным рисунком;
набор пластилина;
салфетка для рук;
стеки;
бросовый и природный материалы.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце образовательной деятельности педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей.
Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству. В нашем детском саду занятия в такой технике органично вплетаются в НОД по художественному конструированию.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Творческих успехов!
Сайт работает на Wo