Конспект занятия по лепке из керамической массы
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Тема: Лепка «Коренные жители-Югры»
Вид занятия: лепка по образу и подобию.
Тип занятия: комбинированный
Цель : Сформировать у детей представление о культуре и быте коренных народов Севера. Освоение комбинированного способа лепки из пластического материала.
Задачи:
Обучающие:
Формирование умения выполнять объёмное изображение комбинированным способом лепки из пластического материала, передавая особенности формы и пропорций;
Систематизировать и обогатить знания детей о своем крае;
Развивающие:
Развитие навыков и умений в работе со стеками и керамической массой;
Развитие пространственного мышления.
Развитие умения наблюдать и делать выводы;
Воспитывающие:
Воспитание уважения и интереса к культуре и быту коренных народов Югры, бережного отношения к культурному наследию;
Основной метод проведения занятия:словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
Для воспитателя:
ПК, интерактивная система;
Зрительный ряд: два сувенира из глины, репродукции работ: Обрядова В.П. «Рыбак», Русаев В.А. «Экно с лайками», «Хант – рыбак» мрамор, работы учащихся.
Для детей: керамическая масса ; набор стеков; доска для лепки; тряпочка для вытирания рук и стеков; тряпочка для работы; клеенка; баночка для воды.
Содержание занятия:
Соединив леса и горы,
Озёра реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
Ханты- Мансийская земля!
Ребята,задача у нас сегодня необычная – используя пластичный материал, такой как керамическая масса, создать коренных жителей Югры по подобию представленных образцов.
Вниманию детей предложены две скульптуры, выполненные из керамической массы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на скульптуры. Как вы думаете, кто изображён на них?
Дети : в скульптурах изображены представители коренного народа севера, на них традиционная одежда хантов и манси украшенная орнаментами.
Воспитатель:Сегодня вам предстоит познакомиться с одним из видов скульптуры – скульптурой малых форм.
Скульптура малых форм – этопроизведения мелкой пластики, изготовленные из камня, кости, фарфора, дерева, бронзы и других материалов.
Как правило, к ним относятся статуэтки или композиции жанрово-бытового характера, изображения животных, сувениры, произведения народных мастеров.
Сегодня мы познакомимся с культурой и бытом коренных народов ханты и манси и слепить из глины скульптуры Ханты-Манси.
Внешние особенности ханты и манси:
1.Несколько выступающие скулы.
2.Тёмные прямые волосы.
3.Невысокий рост.
4.Узкие глаза.
Живут они на родовых угодьях /стойбищах/. Труд женщины и мужчины разделен. Издавна женщина занималась ведением хозяйства, мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных. Женщины изготовляли предметы быта сами, оформляя их орнаментами.
Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги (замша из оленьей или лосиной шкуры), сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.
Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой.
Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю - из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.
Детям предлагается слепить сувенир по образу и подобию и отобразить различные атрибуты и символы промысловой деятельности народов ханты и манси.
Есть такие поговорки у народов ханты и манси:
День красен солнцем, а человек-трудом и добром.
Умные руки дело найдут, а в деле-добро обретут.
У бездельника нет своей лодки.
Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним основные приемы лепки.
Основные приемы лепки
Прием лепки: | Описание: |
Разминание. | Приём используется для разминания скульптурной массы и придания ей пластичности. |
Скатывание. | Прием используется для придания материалу шарообразной формы. Кусокк массы положите между ладонями и, слегка сжимая, кругообразными движениями скатайте в шарик. |
Раскатывание. | Цилиндрическую форму можно получить методом раскатыванием. Кусок материала между ладонями раскатайте прямолинейными движениями рук, удлиняя его и придавая цилиндрическую форму. |
Сплющивание. | Уплощенная форма получается методом сплющиванием. Шарик сдавите ладонями или пальцами, он приобретет дисковую форму или форму лепешки. |
Вытягивание. | При помощи большого и указательного пальцев захватить кусочек керамической массы с одной стороны и слегка вытянуть. |
Вдавливание стеками. | Вдавите стек в кусочек материала по направлению к центру. |
Заглаживание. | Этот приём используется для получения гладких поверхностей. Приём выполняется кончиками пальцев или увлажнённой губкой. |
1. Смачиваем ладони берем кусочек керамической массы средних размеров и скатываем конус. Формируем голову и туловище из цельного куска материала используя прием вытягивание и сплющивание.
2. Руки, отдельные детали одежды и символы культурной или промысловой жизни выполняем конструктивным способом лепки и применяем прием заглаживания для соединения отдельных частей с туловищем.
3. В процессе лепки выполняем детализацию фигурки (уточняем пропорции, передаем движение).
4.С помощью стеки прорисовываем черты лица, орнаменты,мех.
5. Завершенные работы ставятся на сушку при комнатной температуре.
Воспитатель. Сегодня у нас была необычная задача – используя пластичный материал, такой как керамическая масса, создать скульптуру Коренных жителей-Югры по подобию образцов. На занятии мы узнали о культуре и быте коренных жителей Ханты-мансийского Автономного Округа-Югра.
Проводится выставка работ детей.
Список использованной литературы
Федотов Ф. «Послушная глина. Основы художественного мастерства» АСТ – ПРЕСС М. 1999;
Валов А.А., Сезева Н.И., Шайхтдинова Н.Н. «Художники Тюмени» 1994;
«Художники Тюмени, Путеводитель». Тюмень, 1982г.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. «Знакомьтесь: ханты». ВО «Наука», г. Новосибирск, 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лепке: "Лепка домашних птиц" старшая гр.
В данном конспекте представлен материал по закрпелению знаний детей о домашней птице и их птенцах, показаны способы передачи характерных особенностей формы, деталей, пропорций, использование различных...
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Лепка филимоновской игрушки»
Конспект занятия по лепке, направленный на то, чтобы учить детей передавать характерные особенности филимоновской игрушки....
Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема недели «Зима». Лепка «Снежинка».
Учить детей делить пластилин на части, скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет....
Конспект занятия по лепке во второй младшей группе. Лепка “Грибы”
Конспект занятия по лепке во второй младшей группе....
Конспект занятия по лепке во второй младшей группе Лепка Снеговика
Конспект занятия по лепке во второй младшей группе Лепка Снеговика...
Конспект занятия по лепке для старшей группы Лепка из бумажной массы (папье-маше) Тема: муравьишки в муравейник.
Конспект занятия по лепке для старшей группыЛепка из бумажной массы (папье-маше) Тема: муравьишки в муравейник. Цель: знакомство с новой техникой создания объёмных образов - папье-маше (лепк...