Мастер-класс «Использование крупы для рисования с детьми ОВЗ как один из методов арт-терапии».
консультация по аппликации, лепке

Сорочан  Татьяна  Александровна

Мастер-класс для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_risovanie_krupoy_-_kopiya.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование крупы для рисования с детьми ОВЗ как один из методов арт-терапии».

Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным техникам рисования (мукой) как к средству развития художественных способностей детей.

Задачи:

- расширять знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования (крупой)

- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения (крупой)

- рассмотреть рисование солью как один из видов искусства и его значение для развития ребенка;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Материал: картон цыетной; простой карандаш; кисть; клей ПВА, крупа.

Содержание.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с различными материалами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять задуманную деятельность.

В этот время ребенок активно познает окружающий мир, получает опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, первые элементарные знания. Одной из ведущих задач специалистов дошкольного образования является создание комфортных психологических условий. Именно от педагогов зависит, какими средствами можно высвободить скрытые возможности каждого и сохранить их неповторимость. Но часто детям мешают застенчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность. Это состояние возникает от внутренних переживаний. Поэтому развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие можно в ходе использования современных образовательных технологий. И, прежде всего, это арт-терапия.

Что такое арт - терапия?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят: музыкотерапию, библиотерапию (литература, книга), изотерапию, игротерапию (игры), сказкотерапию, драматерапию (театр, драматизация), песочную терапию, кинезитерапию (танец, движение) и т.д.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна, более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Как воспитателю и педагогу дополнительного образования, работающему с особенными детьми, а в частности, с детьми ОВЗ, мне более близка изотерапия как разновидность арт-терапии.

Изотерапия – это терапия рисованием, очень похожа на нетрадиционное рисование, часто используемое в детском саду. И это так. Но с одной только разницей - они не учат детей рисовать, лепить в той или иной технике. Сам процесс арт-терапии, кроме удовольствия, учит выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка. В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей, а также является средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

В работе с детьми ОВЗ можно использовать такие приемы изотерапии как: рисование руками (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, пластилином, бумагой, рисование на песке или манке, марание («марать» — значит «пачкать, грязнить»), каракули или штриховку, тычком жесткой полусухой кистью, печать поролоном, отпечатки листьев, рисование ватными палочками, крупами, бумагой разной фактуры и т.п.

Из всего разнообразия техник изо-терапии хотелось бы остановиться на технике рисования крупами (сыпучими материалами). Рисование крупами подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

В работе использовать можно различные сыпучие продукты — крупу, семечки, соль или сахар, чай или кофе, муку.

Рисование мукой очень комфортно для дошкольников. В отличие от соли и сахара, мука не липнет к рукам и не растворяется. Поэтому рисунки мукой – довольно интересное и приятное занятие.

Рассмотрим некоторые техники рисования, которые можно отнести к рисованию крупой.

Самая простая техника рисования, которая подойдет для дошкольников – это рисование пальчиком по слою сухой крупы. На стол или на доску (а лучше – на поднос с приподнятыми краями, коробку) насыпается слой манки или другой мелкой крупы, разравнивается – вот и готов холст для рисования.

Пальцем рисуем все что хочется, от линий и геометрических фигур до более сложных форм - цветка, листка, солнца и т.д. Нанесение таких рисунков по крупе доставляет ребенку радость, развивает у него воображение и мелкую моторику.

Следующая техника – это рисунки из крупы «насыпью». Эта техника полностью совпадает с рисованием песком. Отметим только, что для такого рисования лучше подходят крупы самые мелкие – та же манка, к примеру.

Другая техника – это рисование крупами на бумаге или картоне с помощью клея. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА часть рисунка, на которую будет насыпаться крупа.

Можно сделать рисунок разноцветным используя разные крупы или окрасить крупу с помощью пищевых красителей. Тут вариантов так же много. Манка хорошо красится обычными цветными мелками или нетоксичными пищевыми красителями, так же можно использовать гуашь или акварель – но окрашивание влажными красками надо производить заранее, чтобы дать крупинкам высохнуть.

Если задуман разноцветный рисунок крупой, его нужно рисовать поэтапно: намазываем клеем сначала одну область рисунка, засыпаем ее неокрашенной белой крупой, ждем, когда немного подсохнет. Потом стряхиваем лишнюю крупу – и мажем клеем другие участки рисунка. Насыпаем другую крупу на клей – опять ждём, и так далее.

Насыпать крупу можно не только на клей, но и на краску, смешанную с клеем и поверхность рисунка под крупой будет выглядеть более однородно окрашенной.

Так же можно выполнить рисунок белой крупой, а после высыхания окрасить его красками (гуашью). Картинка получается больше похожа на фреску, т.к. четких линий там не будет из-за текстуры крупы.

Другой вариант - рисование крупой на пластилине: покрываем тонким слоем пластилина картонку, нужные участки рисунка несколько приминаем – топим – и заполняем крупой. Можно проделывать эту процедуру через заранее подготовленные трафареты. Можно на готовой пластилиновой картине часть поверхности украсить выпуклой крупяной текстурой – для таких рисунков годятся крупы покрупнее — гречка, рис, перловка, горох, фасоль.

Перечисленные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, так как для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.

Вашему вниманию предлагаю простой мастер-класс, для которого вам понадобятся следующие материалы и инструменты:

-Картон цветной;

-Простой карандаш;

-Кисть;

-Крупа;

-Клей ПВА.

Последовательность действий:

1. Рисуем эскиз.

2. Наносим клей.

3. Сыпем крупу.

4. Даём рисунку высохнуть.

Подведём итог: использование изо-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество.

Список используемой литературы

1.Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск, 1993

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург, 1997

3.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва, 2000

4.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва, 2007

5.Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. Москва, 1996

6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. Москва, 1990

7.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Санкт-Петербург, 2008

8.Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. Москва, 1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »

мастер-класс Тема: « Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников »...

Мастер - класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Мастер – класс  для родителей«Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскр...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста»

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскр...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» (с использованием презентации)

Пояснительная запискаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразител...