Программа кружка «Волшебный пластилин» Во второй младшей группе.
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulatova._volshebnyy_plastilin.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебный пластилин»
(Вторая младшая группа)
Срок реализации программы 2024- 2025уч.г.
Пояснительная записка
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. В младшем возрасте дети осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.
Занимаясь пластинографией, дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занимаясь пластинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательно- образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы) материалы.
Цель: Развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения.
Задачи работы:
- Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
- Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
- Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира;
- Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.)
- Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.
- Развивать координацию и согласованность руки и глаза.
- Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.
- Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.
Методической основой для программы кружка « Волшебный пластилин» стала следующая литература: 1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего возраста. — М.: Просвещение, 1991 3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1997 4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5—6 лет. — Воронеж: Издательство «Учитель», 2002 5. Занимательное азбуковедение. Автор-составитель Волина В.В. — М.: Просвещение, 1994 6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 1991 7. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. — Ярославль: Академия развития, 1996 8. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ; СПб: Сова, 2006 9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., Гурович Л.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2000 10. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. — СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997 11. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! СПб.: Детство-Пресс, 2004 12. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003 13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. — М.: Ас-трель-АСТЕрмак, 2004 14. Шорыгина ТА. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004
Ожидаемые результаты
К концу учебного года ребенок:
- Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;
- Создавать небольшие сюжетные композиции, картины.
- Вырабатывать усидчивость;
- Развивает мелкую моторику пальцев
- Сохраняет интерес к занятию
Режим занятий периодичность и продолжительность занятий
Год обучения | Количество занятий | Продолжительность одного занятия | Недельная нагрузка | Количество часов за год |
1 год | 4 раза в месяц | 20 мин | 1 раз в неделю во второй половине дня | 35 ч. |
Тематическое планирование по месяцам
Тема | Задачи | Материал |
«Сентябрь» | ||
. | ||
«Октябрь» | ||
«Бусы для Люси» | Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. | Плотный картон с контуром, размер 1/2 А4, нитка для бус, пластилин желтого и красного цветов стека, салфетка для рук и доска для лепки. |
«Мы делили апельсин» | Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из долек апельсина. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомери, цветовосприятие. | Плотный картон с силуэтом вазы, размер 1/2 А4, пластилин желтого и оранжевого цветов |
«Созрели яблочки в саду» | Продолжать освоение приемов пластелинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе | Плотный картон с силуэтом дерева, размер 1/2 А4, пластилин красного или желтого цвета, иллюстрация яблок для рассматривания ,салфетка для рук. |
«Улитка улитка выпусти рога» | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук | Плотный картон с силуэтом листочка, размер 1 /2 А4, пластилин черного и коричневого цветов, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением улитки (или улитка-игрушка) |
«Мышка нарушка и золотое яичко» | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Развивать сюжетно-игровой замысел. | Материал для занятия: плотный картон светлого тона, размер 1/2 А4, пластилин серого, желтого, белого цветов, горошины черного перца, салфетка для рук, доска для лепки; v стека, веревочки (ленточки) для игры, шапочка кота. |
«Ноябрь» | ||
«Клубочки для котенка» | Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон с силуэтом котенка, размер 1/2 А4, пластилин ярких цветов салфетка, для рук, доска для лепки, картина «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные» (автор С.А. Веретенникова). |
«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. Учить передавать образ солнышко | Плотный картон голубого (синего) цвета, с силуэтами пчелы, птички, зайца и петуха. Размер, пластилин желтого, красного, оранжевого цветов, салфетка для рук, доска для лепки, персонажи к сказке «Утренние лучи» К. Ушинского для фланелеграфа. |
«Звездное небо» | Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. | Плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета. Размер, пластилин желтого, белого цветов, стека, салфетка для рук, доска для лепки. |
«Воздушные шары» | Умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. | Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер 1/2 А4, пластилин красного, синего, зеленого цветов, воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации, салфетка для рук, доска для лепки. |
«Декабрь» | ||
«Снеговик» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. | Материал для занятия: картон голубого (синего) цвета, размер А4, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, салфетка для рук, игрушка снеговик. |
«Игрушка новогодняя" | Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. | Картинки, с изображением елки, елочных украшений; елочные шары, пластилин всех цветов, стеки, доски для лепки; шаблоны елочных шаров, вырезанные из картона. |
« Елка новогодняя огоньками светится» | Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук | Картины, иллюстрации и фотографии новогодней ёлки, образец, изготовленный воспитателем, картонные шаблоны, ламинированные скотчем. Пластилин, доска для лепки, стеки, салфетки для рук. |
«Снежинки» | Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина | Картон темно-синего или фиолетового цвета (размер 10*15) по количеству детей, доска для лепки, белый пластилин, стека, музыкальное сопровождение, игрушка Снеговик и снежинка (украшение). |
«Январь» | ||
«Разные деревья» | Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. | Плотный картон синего (голубого) цвета, размер А4 (фон может быть выполнен детьми на занятиях изобразительной деятельности по теме «Каким бывает небо»), набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением разных деревьев, репродукции картин художников по теме. |
«Черепаха» | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. | Плотный картон желтого цвета, размер 1/2 А4, пластилин коричневого и зеленого цветов, салфетка для рук, доска для лепки, стека, живая черепаха (или игрушка), палочка или карандаш. |
«Витамины в баночке» | Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Лист картона белого цвета; пластилин ярких цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7—8 мм (10—15). |
«Февраль» | ||
«Танк к 23 февраля» | Продолжать знакомить ребят с праздником «День защитника Отечества», формировать в детях чувство гордости за свою Армию. Закрепить умение лепить танк из отдельных частей, правильно передавать форму и пропорции; упражнять в приемах лепки - скатывания, раскатывания и приплющивания. свои впечатления в продуктивной деятельности. | Иллюстрация с изображением танка, военной техники, игрушка танк. Пластилин зеленый, коктейльная трубочка (для изготовления орудийного дула), доска, стека, салфетки. |
« Божья коровка» | Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Лист картона белого цвета с заготовками (рисунок или аппликация); пластилин черного цвета; игрушка – божья коровка или ее изображение. |
«Март» | ||
«Цветочки для мамы» | Формировать умение размазывать пальцем пластилин по лепестку цветка, не выходить за контур, умение раскатывать колбаску и закреплять на картонной основе- стебель цветка. | Изображение цветов луговых, полевых, садовых. Пластилин разных цветов, влажные салфетки, силуэты цветов из картона по количеству детей.
|
«Радуга дуга» | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. 2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. | Плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги, размер 1/2 А4, пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением радуги. |
«Уточка с утятами» | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. | Материал для занятия , плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтом плавающей утки размер 1/2 А4. Ппластилин желтого и красного цветов, 2 горошины черного перца, салфетка для рук доска для лепки, стека, утенок-игрушка. |
«Апрель» | ||
«Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. | Материал для занятия, плотный картон зеленого цвета с силуэтом курицы, размер 1/2 А4, пластилин желтого и красного цветов, салфетка для рук, доска для лепки, горошины черного перца, стека, иллюстрация с изображением курицы с цыплятами. |
«Пасхальное яичко» | Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия. | |
«Яблоня» | Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Материал: | Лист картона белого цвета с заготовкой (рисунок или аппликация); пластилин красного, желтого, зеленого цвета в брусках, а также пластилин, скатанный в шарики |
«Красивая тарелка» | Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику | Заготовки из картона (белые круги диаметром 15—20см); пластилин разных цветов. |
Май | ||
«Самолет летит» | ||
«Земляника» | Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами, закрепить умение прикреплять шарики к основе, заполняя ими заданное пространство. | Материал. Плотная бумага или картон светлых тонов формата А4, пластилин красного и зелёного цвета, влажные салфетки для рук. Приёмы лепки. Отщипывание, скатывание, надавливание. |
«Творю что хочу» (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | Пластилин все цвета, доска для лепки , картон, стеки. |
I группа | II группа | |||
№п/п | Ф.И. ребенка | №п/п | Ф.И. ребенка | |
1 | Андреева Ульяна | 1 | Агафонов Игнат | |
2 | Адиев Нурбол | 2 | Арефьева мира | |
3 | Бочарова София | 3 | Ващенко Илья | |
4 | Верхозин Евгений | 4 | Зайченко Эвелина | |
5 | Коюсов Максим | 5 | Кличев Александр | |
6 | Кулакова Валерия | 6 | Куртенков Мирон | |
7 | Медведева Эмилия | 7 | Пересада Лев | |
8 | Смык Милена | 8 | Тарасенко Мирон | |
9 | Толонов Умар | 9 | Тюменцев Андрей | |
10 | Файзулозода Нурали | 10 | Халапханов Костя | |
11 | Челпанов Андрей | 11 | Окладников Мирод | |
12 | Окладникова Милана | 12 | Омаралиева Эмса | |
13 | Солянкин Андрей | 13 | Харитонова Анна | |
14 | 14 | |||
15 | 15 | |||
Система оценки результатов освоения программы
Диагностическая карта кружка «Волшебный пластилин»
2024 – 2025 учебный год
Дата:
№ п\п | ФИО ребёнка | Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится эксперементировать | Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т .п. | Уровень развития произвольного внимания, работоспособности | Сравнивает сходные по внешнему виду предметы | Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого. | Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений. | Баллы | Средний балл |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
13. | |||||||||
14. | |||||||||
Итого: |
Начало (конец) года: высокий уровень _______ детей ______ %; средний уровень _______ детей ______ %; низкий уровень _______ детей ______ %.
Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностические задания
1.Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится эксперементировать.
Дидактические игры, вопросы
Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их.
Критерии оценки
3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет познавательную активность вне занятий.
2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает; вопросы задает редко.
1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; вопросы практически не задает.
2. Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т .п.
Дидактические игры, вопросы
Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их.
Критерии оценки
3 балла - часто
2 балла – редко
1 балл - никогда
3. Уровень произвольного внимания, работоспособности.
Дидактические игры, вопросы
Наблюдение за ребенком во время занятия и вне их.
Критерии оценки
3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен.
2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться во второй половине занятия.
1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности.
4. Сравнивает сходные по внешнему виду предметы.
Дидактические игры, вопросы
Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их.
Критерии оценки
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
5. Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого
Дидактические игры, вопросы
Наблюдения за деятельностью детей во время занятий.
Критерии оценки
3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет задание в соответствии с ней.
2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение, разъяснение.
1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.
6. Сопоставляет факты, пытается сделать выводы из рассуждений.
Дидактические игры, вопросы
Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их.
Критерии оценки
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
Высокий уровень – 15-18 баллов; средний уровень – 10-12 баллов; низкий уровень – 5-6 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Художественное творчество» «Семицветик» ( вторая младшая группа)
Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссекаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста....
Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы
Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы....
Отчёт о работе кружка "Волшебная бумага" во второй младшей группе№2 "Разноцветные бабочки" за 2015-2016 учебный год
Отчёт о работе кружка "Волшебная бумага" во второй младшей группе подготовлен воспмитателем Плосковой И.Н. в мае 2016 года....
Рабочая программа Кружка «Волшебный мир театра» в младшей группе
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Т...
Рабочая программа кружка по рисованию во второй младшей группе "Волшебная палитра"
Рабочая программа художественно-эстетической направленности во второй младшей группе....
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный пластилин" во второй младшей группе
Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. «Пластилинография» и лепка пом...
Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» по пластилинографии младшей группы
Рабочая программа кружка«Волшебные комочки» по пластилинографии младшей группы...