Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотые ручки» - 2022г
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Программа разработанна по художественно-эстетического развитию детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-zolotye_ruchki-2022g.docx | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1056»
125363, г. Москва
ул. Штурвальная, д.7, к.2
Телефон: 8-(499) 497-01-40
E-mail: 1056@edu.mos.ru
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотые ручки»
По курсу: «Золотые ручки»
Направление программы: Художественно-эстетическое
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Год обучения: 1 год
Уровень программы: базовый
Преподаватель (разработчик, составитель): Волобуева Татьяна Викторовна
Москва, 2022г
Оглавление
Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………… 3
Актуальность. ………………………………………………………………………………………………………… 4
Цели, задачи ……………………………………………………………………………………………….................. 5
Основные методы работы …………………………………………………………………………………………… 5
Принципы организации программы …………………………………………………............................................... 6
Организационно-методическое обеспечение программы ………………………………………………………… 7
Используемые материалы …………………………………………………………………………………………… 7
Используемые инструменты ………………………………………………………………………………………… 8
Виды деятельности …………………………………………………………………………………………………... 8
Содержание программы ………………………………………………………………………………...................... 11
Планируемые результаты …………………………………………………………………………………………... 13
Учебно-тематический план занятий (первый год обучения) …………………………………………………….. 15
Учебно-тематический план занятий (второй год обучения) ……………………………………………………... 24
Список используемой литературы …………………………………………………………………………………. 33
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей на
кончиках их пальцев...чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективнее начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создает новые работы (поделка, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он
каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции)
адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его
творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность
его воображения. Чем более ловкие и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. Новизной и отличительной особенностью программы приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей, является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Социально‑коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», основной образовательной программы ДОУ.
Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
- Формирование умений, навыков работы с разнообразными материалами.
- Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.
- Формирование интереса к результату.
- Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции.
- Развитие мышления, внимания, усидчивости, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей.
- Расширение словарного запаса.
- Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.
Основные методы работы
- Словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
- Наглядный - показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
- Практической последовательности - изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Принципы организации программы
- Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.
- Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата.
- В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы. Выполнение работ идёт от простого к сложному.
- В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок.
- Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием.
- При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
- Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток или пальчиковой гимнастики).
- Использование метода синхронной работы, так как работая вместе с детьми, педагог быстро налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая таким образом творческую мастерскую, где все занимаются одним делом. Педагог, поэтапно показывая, как выполняется та или иная деталь, даёт детям нужные советы.
- На каждом занятии надо стараться сочетать слово, изображение и музыку. Это способствует более яркому, образному восприятию темы занятия, что, в свою очередь, развивает у ребёнка целостное восприятие мира, оказывает на него более сильное эмоционально-эстетическое воздействие.
- Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Организационно-методическое обеспечение программы
- Программа рассчитана на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе должна составлять не более 10 человек.
- Продолжительность занятия – 30 мин.
- Занятия проводятся в двух подгруппах, восемь раз в месяц с сентября по май.
- Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Используемые материалы
- набор разной фактуры бумаги, цветные салфетки, картон;
- пластилин, акварель, гуашь, клей-карандаш, клей ПВА;
- фломастеры, восковые мелки, пастель, гелиевые ручки;
- ватные палочки; поролон;
- нитки, свечи, вата, синтепон, перья, пайетки, пуговицы, трубочки для коктейля, зубочистки;
- крышки пластиковые (прозрачные);
- коробочки от «киндер - сюрприза»;
- природный материал: сухие листья, семена растений, шишки и т.д.;
- фольга
Используемые инструменты
- ножницы, фигурные дыроколы;
- кисти для красок и клея, подставки под кисти;
- карандаш, линейка;
- клеёнка для аппликации;
- клейкая лента, двойной скотч;
- стаканчики-непроливайки, тарелочки для клея ПВА
Виды деятельности
Работа с бумагой и картоном
- Работа в технике «Оригами».
Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.
Работа с детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия.
- Работа с мятой бумагой
Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.
- Изготовление объемных картинок.
Технология изготовления объемной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объемности предмета на аппликации из геометрических фигурок за счет приклеивания деталей к основному листу.
- Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме, используя технику «бумажная пластика».
- Квиллинг и художественное моделирование.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии и в этот этап работы педагог берет на себя. Так как материал для работы относится, к категории бросового, при его подборе предъявляются, определенные требования:
- должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
- тщательного промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.)
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природного материал) и имеющиеся у них много аспектные
представления из собственной жизни, сказок, фильмов т.п.
Пластилинография
Принцип данной технике заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. В старшем дошкольном возрасте дети выполненяют декоративные налепы в разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывание одной части к другой.
Содержание программы
Учебно-тематический план первого года обучения
Работа с бумагой и картоном
- Формировать умение технике работы с ножницами и бумагой:
- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.
- формировать умение вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.
- Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.
- Формировать умение элементам силуэтного вырезания по заранее предложенному контуру, оформлению работ по замыслу.
- Формировать умение делать элементарные игрушки-самоделки из согнутого картона.
- Формировать умение элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
- Формировать представление о новом виде бумагопластики – квиллинге, освоить основные элементы и приемы.
- Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды).
- Формировать умение работать по шаблону и готовому трафарету, изготавливать игрушки-самоделки.
Работа с природным и бросовым материалом
- Формировать умение изготавливать элементарные игрушки-самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин).
- Коллективно выполнять работу с природным материалом, используя дополнительный материал – пластилин.
- Формировать умение делать аппликацию, используя в работе засушенные листья различных деревьев и семян различных овощей и цветов.
Пластилинография
- Обучать приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов.
- Познакомить с различными видами пластилинографии: прямая, обратная, модульная, мозаичная, контурная, многослойная, фактурная.
- Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей.
- Познакомить с приемом «соединение двух цветов».
Учебно-тематический план второго года обучения
Работа с бумагой и картоном
- Закреплять умение технике работы с ножницами и бумагой.
- Продолжать формировать умение делать поделки по типу «Оригами».
- Продолжать формировать умение делать плоскостные игрушки
- Формировать умение создавать различные конструкции по словесному описанию или рисунку.
- Мастерить игрушки- забавы, используя в работе картон и бросовый
материал, пользуясь шаблонами.
- Формировать умение создавать и оформлять картины по типу «Коллаж», используя в
работе бросовый материал (пуговицы, вырезки из старых газет и журналов и т.д.); краски, фломастеры, цветную бумагу.
- Дать элементарные навыки и понятия для оформления интерьера – поработать дизайнером, формировать умение делать поделки типа «Витраж», используя бумагу различной фактуры.
Работа с природным и бросовым материалом
- Формировать умение делать поделки из природного материала (скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала, пластилина).
- Формировать умение выполнять коллективные работы (с использованием бросового материала и природного материала, цветной бумаги), по сказкам и стихотворениям, рассказам.
- Продолжать работать с природным материалом (сухими листьями, ветками, ягодами); бросовым материалом при
изготовлении картин в рамках.
- Создавать сувениры - поделки, на основе плотного картона, с использованием природного и бросового материала (конфетти, семя различных растений; акации, дыни, арбуза, и т.д.)
Пластилинография
- Совершенствовать навыки выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов.
- Закреплять навыки различных видов пластилинографии: прямая, обратная, модульная, мозаичная, контурная, многослойная, фактурная.
- Закреплять умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей.
Планируемые результаты
К концу года в старшей группе ребенок:
- проявляет интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве;
- самостоятельно и последовательно анализирует произведение, понимает художественный образ, обращает
внимание на наиболее яркие средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие);
- различает, называет, группирует знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов – по материалам, содержанию;
- любит лепить;
- освоил различные изобразительные техники, способы использования изобразительных материалов, демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратность в создании изображения.
К концу года в подготовительной группе ребенок:
- проявляет устойчивый интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве;
- называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, предметы народных промыслов, в процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др.);
- экспериментирует в создании образа; в ходе собственной деятельности проявляет инициативу, самостоятельность в процессе продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.
- планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.
Учебно-тематический план занятий (первый год обучения)
месяц | тема месяца | № | тема занятия | материалы | задачи занятия |
Сентябрь | Хорошо у нас в саду! | 1 | Бабочки-цветочки. (оригами) Вводное занятие. | Цветная бумага, ножницы, степлер и скрепки | Познакомить с правилами работы кружка. Знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать мелкую моторику. |
2 | Бабочки и божьи коровки. (оригами) | Цветная бумага, ножницы, цветная бечёвка | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук, общую моторику. | ||
3 | Хороши у нас в саду цветочки! (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Знакомить с техникой «пластилинография» (прямая). Учить равномерно тонким слоем наносить пластилин, не выходя за контур детали. Способствовать развитию мелкой моторики. | ||
4 | Цветик-семицветик. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Знакомить с техникой «пластилинография» (обратная). Учить равномерно тонким слоем наносить пластилин, не выходя за контур детали. Способствовать развитию мелкой моторики. | ||
5 | Хлеб – всему голова! (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (прямая). Развивать мелкую моторику. | ||
6 | Фрукты. (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (обратная). Учить равномерно смешивать цвета пластилина, не выходя за контур детали. Развивать мелкую моторику. | ||
7 | Овощи. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (обратная). Учить равномерно тонким слоем наносить пластилин, не выходя за контур детали. Способствовать развитию мелкой моторики. | ||
8 | Консервируем овощи. (аппликация) | Цветная двухсторонняя бумага, картон, цветные салфетки и бечёвка, клей-карандаш, ножницы | Учить вырезать из цветной бумаги детали овальной и круглой формы. Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности. | ||
Октябрь | Краски осени | 1 | Подсолнух. (природный материал) | Картон, семечки подсолнуха, пластилин, гуашевые краски, ватные палочки, кисти | Знакомить с изготовлением поделок из природного материала, использовать в работе несколько материалов. Развить чувство цвета композиции. Воспитать интерес и бережное отношение к природе. |
2 | Ягоды хохломы. (аппликация) | Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры | Знакомить с хохломскими изделиями. Учить вырезать ягоды из цветной бумаги, наклеивать в правильной последовательности, проявлять фантазию. | ||
3 | Грибы. (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (прямая). Учить равномерно смешивать цвета пластилина, не выходя за контур детали. Развивать мелкую моторику. | ||
4 | Ветка рябины. (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (прямая). Способствовать развитию мелкой моторики. | ||
5 | Осеннее дерево (торцевание) | Цветные салфетки, гуашевые краски, ножницы, клей ПВА | Знакомить с техникой «торцевания». Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | ||
6 | Осень в гости к нам пришла! (природный материал) | Сухие листья, цветы, травы, клей ПВА, ножницы | Учить с помощью природного материала дополнять рисунок, объединять отдельные элементы в единую композицию. Развивать мелкую моторику. | ||
7 | Веселый лось (природный материал) | Сухие листья, цветы, травы, клей ПВА, ножницы | Учить с помощью природного материала дополнять рисунок, объединять отдельные элементы в единую композицию. Развивать мелкую моторику. | ||
8 | Ёжик. (природный материал) | Сухие листья, цветы, травы, клей ПВА, ножницы | Учить с помощью природного материала дополнять рисунок. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. | ||
Ноябрь | Животный мир | 1 | Мышка. (природный материал) | Сухие листья, пластилин, клей ПВА, ножницы | Учить с помощью природного материала передавать форму животного. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
2 | Черепашка. (аппликация) | Картон, пластилин, гуашевые краски, кисти | Учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать мелкую моторику. | ||
3 | Львёнок. (аппликация) | Картон, цветная бумага, шерстяные нитки, гуашевые краски, клей ПВА, кисти | Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Развивать чувство цвета и формы. | ||
4 | Птичка. (оригами) | Цветная бумага, фломастеры, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Использовать ее при изготовлении птиц. Развивать усидчивость, терпение. | ||
5 | Снегирь на ветке. (аппликация) | Цветная бумага, шерстяные нитки, гуашевые краски, ватные палочки, ножницы, клей ПВА | Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Объединять отдельные элементы в единую композицию. | ||
6 | Дымковский гусь. (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Знакомить с техникой «пластилинография» (мозаичная). Развивать мелкую моторику. | ||
7 | Лошадь из Дымково. (пластилинография) | Картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (мозаичная). Развивать творческое воображение. | ||
8 | День Мамы. Мышка-сердечко. (аппликация) | Цветная бумага, шерстяные нитки, фломастеры, ножницы, клей ПВА | Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. | ||
Декабрь | Зимняя сказка | 1 | Мишке хочется гулять. (бросовый материал) | Коробочка от «киндер сюрприза», пластилин | Учить создавать поделки из бросового материала. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
2 | Снежинки. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (обратная). Учить равномерно тонким слоем наносить пластилин, не выходя за контур детали. Способствовать развитию мелкой моторики. | ||
3 | Зайка в лесу. (аппликация) | Шерстяные нитки, клей ПВА | Вспоминать героев из русских народных сказок. Учить изображать героев из сказок, используя разнообразные виды материалов. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. | ||
4 | Сказочный дворец. (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Знакомить с техникой «пластилинография» (многослойная). Развивать мелкую моторику. | ||
5 | Сказочное дерево. (торцевание) | Белые салфетки, гуашевые краски, ножницы, клей ПВА | Продолжать знакомить с техникой «торцевания». Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. | ||
6 | Новогодняя салфетка (оригами) | Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук, общую моторику. | ||
7 | Новогоднее солнышко. (оригами) | Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать новогодние игрушки с опорой на схему. Развивать эстетические чувства. | ||
8 | Новогодняя ёлочка. (аппликация) | Цветной картон и бумага, гуашевые краски, цветная бечёвка, клей ПВА | Знакомить с изготовлением открыток, использовать различные виды материалов. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. | ||
Январь | Зимушка, зима! | 1 | Варежки и шапочка. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (обратная). Учить равномерно тонким слоем наносить пластилин, не выходя за контур детали. Развивать мелкую моторику. |
2 | Зимний домик. (аппликация) | Цветной картон и бумага, гуашевые краски, ватные палочки, вата, клей ПВА | Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Развивать чувство цвета и формы. | ||
3 | Зимний пейзаж. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (обратная). Развивать усидчивость, терпение. | ||
4 | Зимняя сказка. | Картон, цветной пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (прямая). Способствовать развитию мелкой моторики. | ||
5 | Зайка. (оригами) | Тонкая белая бумага, клей-карандаш | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Совершенствовать тонкую моторику кисти. | ||
6 | Лисичка. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
Февраль | Летят самолёты, плывут корабли… | 1 | Цветок. (квиллинг) | Полоски цветной бумаги, клей ПВА, ножницы | Знакомить с техникой «квиллинг». Учить скручивать элемент «тугая спираль», «свободная спираль», «завитушка» и наклеивать на основу. Формировать умение составлять изображение из частей. Развивать творческое воображение. |
2 | Гусеница и бабочка. (квиллинг) | Полоски цветной бумаги, клей ПВА, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «квиллинг». Учить скручивать элемент «капля», «глаз». Формировать умение составлять изображение из частей. | ||
3 | Рыбки. (квиллинг) | Полоски цветной бумаги, клей ПВА, ножницы | Продолжать закреплять элементы в технике «квиллинг». Учить изготавливать «треугольник», «стрелка» и из них составлять композицию. | ||
4 | Лягушка. (квиллинг) | Полоски цветной бумаги, клей ПВА, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «квиллинг». Формировать умение составлять изображение из частей. | ||
5 | Парусник. (оригами) | Цветная бумага, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Развивать зрительную память. | ||
6 | Кораблик. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
7 | Корабли для папы. (аппликация) | Цветной картон и бумага, гуашевые краски, клей-карандаш | Продолжать знакомить с изготовлением открыток, использовать различные виды материалов. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. | ||
8 | Масленица. (оригами) | Цветной картон и бумага, гуашевые краски, шерстяные нитки, тонкие ленты, клей ПВА | Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Развивать чувство цвета и формы. | ||
Март | Весна, идёт… | 1 | Фартучек. (аппликация) | Цветной картон и бумага, фигурный дырокол, клей ПВА, ножницы | Знакомить с изготовлением открыток, использовать различные виды материалов. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. |
2 | Подснежник. (оригами) | Голубая и зеленая бумага, клей-карандаш, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
3 | Подснежники. (пластилинография) | Картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (прямая). Развивать мелкую моторику. | ||
4 | Верба. (бросовый материал) | Ватные палочки, пластилин, гуашевые краски, кисти | Учить создавать поделки из бросового материала. Развивать творческое воображение. | ||
5 | Пасхальная открытка (аппликация) | Цветной картон и бумага, фигурный дырокол, клей ПВА, ножницы | Знакомить с изготовлением открыток, использовать различные виды материалов. Развивать чувство цвета и формы. | ||
6 | Гжельские подносы. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (обратная). Знакомить с промыслом «Гжель». Развивать мелкую моторику. | ||
7 | Котёнок. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
8 | Щенок. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Совершенствовать тонкую моторику кисти. | ||
Апрель | Путешествие по планете | 1 | Истребитель. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Учить использовать технику «оригами» в изготовлении воздушной техники. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
2 | Ракета. (оригами) | Цветная бумага, ножницы | Учить использовать технику «оригами» в изготовлении воздушной техники. Знакомить с праздником «День космонавтики». | ||
3 | Инопланетянин. (бросовый материал) | Коробочка от «киндер сюрприза», пластилин | Учить создавать поделки из бросового материала. Развивать творческое воображение. | ||
4 | Воздушный шар. (аппликация) | Картон, цветная бумага, пластилин, восковые карандаши | Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Развивать чувство цвета и формы. | ||
5 | В гости к пингвинам. (бросовый материал) | Коробочка от «киндер сюрприза», пластилин | Учить создавать поделки из бросового материала. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
6 | Попугаи. (пластилинография) | Картон, пластилин | Учить использовать технику «пластилинография» (прямая) в изготовлении птиц. Учить равномерно смешивать цвета пластилина, не выходя за контур детали. Развивать мелкую моторику. | ||
7 | Подводный мир. (аппликация) | Картон, цветная бумага, пластилин, гуашевые краски, клей ПВА, ножницы | Учить создавать обитателей подводного мира, используя несколько видов материала. Развивать зрительную память. | ||
8 | Движущаяся рыбка. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Учить изготовлять обитателей подводного мира в технике «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
Май | Краски весны | 1 | Вечный огонь. (пластилинография) | Черный картон, цветная бумага, пластилин, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (прямая). Развивать усидчивость, терпение. |
2 | Сирень. (аппликация) | Цветная бумага и картон, фигурный дырокол, восковые карандаши, ножницы | Учить создавать ветку сирени, используя несколько видов материала. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. | ||
3 | Водяная лилия и стрекоза. (природный материал, квиллинг) | Пластиковые крышки, пластилин, полоски цветной бумаги, клей ПВА, ножницы | Продолжать знакомить с изготовлением поделок из природного материала + квиллинг. Развивать творческое воображение. | ||
4 | Цветы. (пластилинография) | Картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (многослойная). Развивать усидчивость, терпение. | ||
5 | Божья коровка. (пластилинография) | Картон, пластилин | Учить использовать технику «пластилинография» (мозаичная) в изготовлении насекомых. Развивать чувство цвета и формы. | ||
6 | Волшебная баночка. (декупаж) | Маленькая стеклянная баночка с крышкой (стекло покрыто акриловой краской), салфетки с рисунком, клей ПВА, ножницы | Познакомить с техникой «декупаж». Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе. | ||
7 | Воспоминания о море (аппликация) | Цветная бумага, ножницы, вата, клей ПВА | Познакомить с техникой «рваный контур». Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Воспитывать усидчивость, аккуратность. |
Учебно-тематический план занятий (второй год обучения)
месяц | тема месяца | № | тема занятия | материалы | задачи занятия |
Октябрь | Краски осени | 1 | Забавный лягушонок. (оригами) Вводное занятие. | Цветная бумага, ножницы | Вспомнить правила работы кружка. Познакомить с техникой «оригами». Развивать мелкую моторику. |
2 | Бабочки. (оригами) | Цветная бумага, ножницы | Совершенствовать навыки техники «оригами», складывать бумагу с опорой на схему. Развивать мелкую моторику. | ||
3 | Божья коровка (оригами) | Цветная бумага, ножницы, цветная бечёвка | Продолжать осваивать технику «оригами», складывать бумагу с опорой на схему. Совершенствовать тонкую моторику пальцев рук. | ||
4 | Цветы. (пластилинография) | Картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (многослойная). Развивать усидчивость, терпение. | ||
5 | Виноград. (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Совершенствовать навыки техники «пластилинография» (прямая). Учить не выходить за контур детали. Развивать мелкую моторику. | ||
6 | Овощи. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (обратная). Учить равномерно тонким слоем наносить пластилин. Способствовать развитию мелкой моторики. | ||
7 | Рябина. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Совершенствовать навыки техники «пластилинография» (обратная). Способствовать развитию мелкой моторики. | ||
8 | Грибы. (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Совершенствовать навыки техники «пластилинография» (прямая). Учить равномерно смешивать цвета пластилина. | ||
9 | Мухомор. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Совершенствовать навыки техники «оригами». Использовать ее при изготовлении грибов. Развивать усидчивость, терпение. | ||
Ноябрь | Животный мир | 1 | Красавица осень! (торцевание) | Гофрированная бумага, гуашевые краски, ножницы, клей ПВА | Знакомить с техникой «торцевания». Формировать умение изображать природу в осенний период. Воспитывать усидчивость, аккуратность. |
2 | Весёлый лось. (природный материал) | Сухие листья, пластилин, клей ПВА, ножницы | Учить с помощью природного материала передавать форму животного. Развивать творческое воображение, фантазию. | ||
3 | Улитка. (природный материал) | Сухие листья, цветы, травы, клей ПВА, ножницы | Учить с помощью природного материала дополнять рисунок. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. | ||
4 | Лошадь. (природный материал) | Сухие листья, цветы, травы, клей ПВА, ножницы | Учить с помощью природного материала дополнять рисунок. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. | ||
5 | Лягушонок. (бросовый материал) | Коробочка от «киндер сюрприза», пластилин | Создавать поделки из бросового материала. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
6 | Совушка. (бросовый материал) | Коробочка от «киндер сюрприза», пластилин | Продолжать создавать поделки из бросового материала. Воспитывать интерес к окружающему миру. | ||
7 | Дымковский козлик. (пластилинография) | Картон, пластилин | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (мозаичная). Развивать фантазию. | ||
8 | Открытка для мамы. (аппликация) | Цветная бумага, клей-карандаш, фломастеры, ножницы | Продолжать знакомить с изготовлением открыток, использовать смешанную технику. Развивать творческие способности детей. | ||
Декабрь | Зимняя сказка | 1 | Птица счастья. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, фломастеры, ножницы | Совершенствовать навыки техники «оригами». Использовать ее при изготовлении птиц. Развивать усидчивость, терпение. |
2 | Снегири. (аппликация) | Цветная бумага, шерстяные нитки, пластилин, ножницы, клей ПВА | Продолжать учить создавать поделки, используя смешанную технику. Объединять отдельные элементы в единую композицию. | ||
3 | Зимние узоры. (квиллинг) | Полоски цветной бумаги, клей ПВА, ножницы | Знакомить с техникой «квиллинг». Учить скручивать элемент «тугая спираль», «свободная спираль», «завитушка» и наклеивать на основу. Развивать творческое воображение. | ||
4 | Осьминог. (квиллинг) | Цветная бумага, клей ПВА, ножницы | Совершенствовать навыки техники «квилинг». Вспоминать изготовление основных элементов и наклеивать на основу. Формировать умение составлять изображение из частей. | ||
5 | Пингвин. (квиллинг) | Цветная бумага, клей ПВА, ножницы | Совершенствовать навыки техники «квилинг». Формировать умение составлять изображение из частей. | ||
6 | Варежка. (аппликация) | Цветной картон и бумага, декоративные украшения, вата, клей ПВА | Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Развивать чувство цвета и формы. | ||
7 | Новогодние игрушки. (квиллинг) | Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш | Совершенствовать навыки техники «квиллинг». Совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук, общую моторику. | ||
8 | Новогодняя открытка. (квиллинг) | Цветная бумага, картон, декоративные украшения, клей-карандаш, клей ПВА, ножницы | Совершенствовать навыки техники «квилинг». Учить декорировать открытки в этой технике. Развивать эстетические чувства. | ||
Январь | Зимушка, зима! | 1 | Варежки и шапочка. (пластилинография) | Картон, цветной пластилин, декоративные помпоны | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (прямая). Учить равномерно тонким слоем наносить пластилин, не выходя за контур детали. |
2 | Сказочный пейзаж. (торцевание) | Белые салфетки, гуашевые краски, ножницы, клей ПВА | Продолжать знакомить с техникой «торцевания». Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. | ||
3 | Сказочные звери-шейкер (скрапбукинг) | Цветная бумага, картон, декоративные украшения, клей-карандаш, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «скрапбукинг». Учить декорировать закладки в этой технике. Развивать творческое воображение, фантазию. | ||
4 | Сказочные птицы-шейкер (скрапбукинг) | Цветная бумага, картон, декоративные украшения, клей-карандаш, ножницы | Совершенствовать навыки техники «скрапбукинг». Продолжать работать с бумагой и различными инструментами. | ||
5 | Рыбки-шейкер (скрапбукинг) | Цветная бумага, картон, декоративные украшения, клей-карандаш, ножницы | Совершенствовать навыки техники «скрапбукинг». Учить декорировать работу в этой технике. Развивать творческое воображение, фантазию. | ||
6 | Зимний домик. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш | Совершенствовать навыки техники «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Совершенствовать тонкую моторику кисти. | ||
Февраль | Летят самолёты, плывут корабли… | 1 | Парусник. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Развивать творческое воображение, фантазию. |
2 | Пароход. (оригами) | Цветная бумага, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Развивать зрительную память. | ||
3 | Истребитель. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Учить использовать технику «оригами» в изготовлении воздушной техники. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
4 | Вертолёт (бросовый материал) | Коробочка от «киндер сюрприза», пластилин | Учить создавать поделки из бросового материала. Воспитывать интерес к окружающему миру. | ||
5 | Военная техника. (пластилинография) | Картон, цветной пластилин | Совершенствовать навыки техники «пластилинография» (прямая). Учить равномерно смешивать цвета пластилина. Развивать мелкую моторику. | ||
6 | Открытка для папы-шейкер (скрапбукинг) | Цветная бумага, картон, декоративные украшения, клей-карандаш, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «скрапбукинг». Учить декорировать открытки в этой технике. Развивать творческое воображение, фантазию. | ||
7 | Масленица. (аппликация) | Цветной картон и бумага, тонкие ленты, клей ПВА | Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Развивать чувство цвета и формы. | ||
Март | Весна, идёт… | 1 | Открытка для мамы. Сумочка. (аппликация) | Цветной картон и бумага, декоративные украшения, клей ПВА, ножницы | Знакомить с изготовлением открыток, используя различные виды материалов. Развивать эстетическое восприятие. |
2 | Декоративная дощечка. (декупаж) | Декоративная дощечка (покрыта акриловой краской), салфетки с рисунком, клей ПВА, ножницы | Познакомить с техникой «декупаж». Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе. | ||
3 | Волшебная баночка. (декупаж) | Маленькая стеклянная баночка с крышкой, салфетки с рисунком, клей ПВА, ножницы | Познакомить с техникой «декупаж». Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе. | ||
4 | Цветы - каллы. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Учить использовать технику «пластилинография» (прямая) в изготовлении цветов. Развивать терпение, усидчивость. | ||
5 | Пингвин. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, фломастеры, ножницы | Совершенствовать навыки техники «оригами». Использовать ее при изготовлении птиц. Развивать усидчивость, терпение. | ||
6 | Кролик. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Совершенствовать тонкую моторику кисти. | ||
7 | Белочка. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш | Продолжать знакомить с техникой «оригами». Учить складывать фигурку из нескольких деталей (голова и туловище). Воспитывать интерес к окружающему миру. | ||
8 | Попугаи. (пластилинография) | Картон, пластилин | Учить использовать технику «пластилинография» (прямая) в изготовлении птиц. Учить равномерно смешивать цвета пластилина. Развивать мелкую моторику. | ||
Апрель | Путешествие по планете | 1 | Весенний пейзаж. (пластилинография) | Прозрачные крышки, картон, пластилин | Учить использовать технику «пластилинография» (прямая) в изготовлении пейзажей. Развивать терпение, усидчивость. |
2 | Ракета. (оригами) | Цветная бумага, ножницы | Учить использовать технику «оригами» в изготовлении воздушной техники. Знакомить с праздником «День космонавтики». | ||
3 | Лунатики. (бросовый материал) | Коробочка от «киндер сюрприза», пластилин | Учить создавать поделки из бросового материала. Развивать творческое воображение. | ||
4 | Воздушный шар. (аппликация) | Картон, цветная бумага, ножницы | Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала. Развивать чувство цвета и формы. | ||
5 | Движущаяся рыбка. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Учить изготовлять обитателей подводного мира в технике «оригами». Учить складывать бумагу с опорой на схему. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
6 | Подводный мир. (аппликация) | Картон, цветная бумага, пластилин, гуашевые краски, клей ПВА, ножницы | Учить создавать обитателей подводного мира, используя несколько видов материала. Развивать зрительную память. | ||
7 | Верба. (квиллинг) | Полоски цветной бумаги, клей ПВА, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «квиллинг». Учить скручивать элемент «капля», «глаз». Формировать умение составлять изображение из частей. | ||
8 | Одуванчики. (торцевание) | Гофрированная бумага, цветная бумага, пластилин, клей-карандаш, ножницы | Совершенствовать навыки техники «торцевания». Формировать умение торцевать на пластилине. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | ||
9 | Пасхальная открытка (аппликация) | Цветной картон и бумага, фигурный дырокол, клей ПВА, ножницы | Знакомить с изготовлением открыток, использовать различные виды материалов. Развивать чувство цвета и формы. | ||
Май | Краски весны | 1 | Вечный огонь. (пластилинография) | Черный картон, цветная бумага, пластилин, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (прямая). Развивать усидчивость, терпение. |
2 | Стрекозы. (квиллинг) | Полоски цветной бумаги, клей ПВА, ножницы | Продолжать знакомить с техникой «квиллинг». Учить скручивать элемент «капля», «глаз». Развивать фантазию. | ||
3 | Водяная лилия. (природный материал) | Пластиковые крышки, пластилин. | Продолжать знакомить с изготовлением поделок из природного материала. Развивать творческое воображение. | ||
4 | Божья коровка. (пластилинография) | Картон, пластилин | Учить использовать технику «пластилинография» (мозаичная) в изготовлении насекомых. Развивать чувство цвета и формы. | ||
5 | Ирисы. (оригами) | Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы | Совершенствовать навыки смешанной техники. Учить складывать бумагу с опорой на схему. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | ||
6 | Гиацинты. (аппликация) | Гофрированная бумага, пластилин, клей-карандаш, ножницы | Совершенствовать навыки техники «аппликация». Формировать умение торцевать на пластилине. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | ||
7 | Воспоминания о море (аппликация) | Цветная бумага, ножницы, вата, клей ПВА | Познакомить с техникой «рваный контур». Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. |
Список литературы
- Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала».
- Давыдова Г. Н. «Пластилинография -Детский дизайн».
- Малышева А. Н. Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду».
- Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование».
- Петрова И. М. «Волшебные полоски».
- Петрова И. М. «Кукольная оранжерея»
- Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3».
- Салагаева Л. М. «Объёмные картинки».
- Соколова С. В. «Оригами для старших дошкольников».
- Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 1999 год.
- Дорожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
- Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
- Орлова Л. В. Научный руководитель Шпикалова Т. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА– СИНТЕЗ, 1998 год.
- Шпикалова Т. Я. Величнина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998 год.
- Халезова Н.Б. Народные промыслы детей. М.: Просвещение, 1985г.
- Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
- Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
- Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;
- Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
- Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
- Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
- Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
- Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
- Малышева Н. М.: Сказочные поделки - АСТ – ПРЕСС, 2001
- Малышева А.Н. Струкова Т. Н. «Фигурки, игрушки, сувениры. Аппликация, бумага, ткань.», Ярославаль: ООО «Академия развития», 2012.
- Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Издательство: Академия Развития, 2009
- Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»
Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формирован...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА “УМЕЛЫЕ РУЧКИ” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РУЧНОЙ ТРУД)
Дополнительная программа"Умелые ручки" разработана для развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. В нее включены занятия по рисованию, аппликации, лепке...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»
Актуальность программы связана с формированием творческой личности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наибол...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые ручки"
Программа может быть использована педагогами ведущими кружковую работу по ручному художественному труду...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ" - 2024-2025г
Программа разработана для детей 3,5-7 лет. В программе кроме традиционных приемов по ручному труду показаны нетрадиционные, такие как квиллинг, пластилинография, шейкер-открытки, декупаж, скрапбу...