Рабочая программа по художественному творчеству «Волшебные салфетки» для детей средней и старшей группы.
творческая работа учащихся по аппликации, лепке (старшая группа)

Евдокимова Альфия Абдухалиевна

Цели и задачи программы:

1.Прививать детям основы художественной культуры, развивать эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию, формировать образное мышление и эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, искусству как основе развития творческой личности; формирование эстетического вкуса и потребностей.

  2. Дать детям представление о нетрадиционных способах изобразительной           деятельности, развивать творческие способности и изобразительных навыков,          обучать основам художественной грамотности.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать умения следовать устным инструкциям;

-Обучать различным приёмам  и поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;

- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;

-Обогащать словарь ребёнка специальными терминами;

Развивающие:

-Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии, пространственного мышления, способности к творчеству;

-Развитие художественного вкуса;

-Развитие навыков апплицирования и конструирования;

-Развитие уверенности в своих способностях;

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к работе с бумажными салфетками;

- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;

-Воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, самостоятельности.

-Воспитание внимательного отношения к близким людям (подарки родным)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_na_god_salfetki.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

По художественному творчеству

«Занимательные салфетки»

Для детей средней и старшей группы

        Воспитатель

МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»

Евдокимова Альфия Абдухалиевна

г. Лесосибирск 2023

                                                                                         

Пояснительная записка.

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравним (лёгкость обработки, минимум инструментов). Работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна, а так, же  дает возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

 Удивительно интересный и податливый материал - бумажные салфетки. Он доступен для ребёнка и позволяет открыть новые возможности в развитии мелкой моторики. Аппликация и художественное конструирование с использованием  бумажных салфеток могут быть: предметными, сюжетными, и декоративными. В процессе работы ребёнок знакомится с разными приёмами обработки салфеток: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием и др. Занятия с использованием бумажных салфеток повышают самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях,  способствуют развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, развития  мелкой моторики руки.

Аппликация – это способ работы с цветными кусочками бумажных салфеток. Аппликация развивает конструкторское мышление – собирать целое из кусочков.

Торцевание – этот вид бумажного творчества необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе, на пластилине, на пенопласте.

Жгутики – бумагокручение – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в жгутики, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Все эти техники помогают в развитии детского творчества:

· Эстетического вкуса и художественного воображения;

· Развивают тактильные ощущения и моторику;

· Помогают в изучении цветов и форм;

· Ребёнок узнает на практике слово «технология» – ведь чтобы получить результат нужно сначала потрудиться и сделать определенные действия – нарезать цветные квадратики  ножницами, скатать  комочки, намазать клеем, приклеить в определенное место и т. д.

Цели и задачи программы:

1.Прививать детям основы художественной культуры, развивать эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию, формировать образное мышление и эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, искусству как основе развития творческой личности; формирование эстетического вкуса и потребностей.

  2. Дать детям представление о нетрадиционных способах изобразительной           деятельности, развивать творческие способности и изобразительных навыков,          обучать основам художественной грамотности.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать умения следовать устным инструкциям;

-Обучать различным приёмам  и поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;

- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;

-Обогащать словарь ребёнка специальными терминами;

Развивающие:

-Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии, пространственного мышления, способности к творчеству;

-Развитие художественного вкуса;

-Развитие навыков апплицирования и конструирования;

-Развитие уверенности в своих способностях;

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к работе с бумажными салфетками;

- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;

-Воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, самостоятельности.

-Воспитание внимательного отношения к близким людям (подарки родным)

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова.

5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность..

Содержание программы.

Содержание  программы предполагает развитие творческих способностей детей по принципу от простого к сложному, и разделена поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;

 1 – «Волшебные комочки»  (приём скатывания комочков из целой салфетки).

 2 – «Волшебные комочки»  (приём скатывания  комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации).

 3 – «Жгутики» (приём скручивания бумажных полосок)

4 – «Торцевание»

 5 – «Создание разных видов цветов» (изготовление полусфер из бумажных салфеток, объёмная поделка)

 6 – «Гофротрубочки из салфеток»

 7 – «Вышивание салфетками» (торцевание на пенопласте)

Ожидаемый результат: 

1.Развитие творческих способностей детей.

2. Проявление   интереса к изготовлению поделок из бумажных салфеток.

3. Владение  различными  приёмами работы с бумажными салфетками.

4.Развитие   умелости рук, мелкая моторика, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

презентации детских работ родителям (сотрудникам); представление опыта работы через публикации, проведения мастер-класс, открытые НОД.

Форма образовательной работы:

Кружок «Занимательные салфетки».  Курс подготовки по бумажной пластике в течение 2 лет для детей дошкольного возраста. Первый год обучения – дети 4-5 лет (средняя группа), второй год обучения – дети 5-7 лет (старшая - подготовительная группа). Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы.

Расписание кружка строится в форме НОД с возрастными требованиями из расчёта 1 раз в неделю во второй половине дня в группе. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. НОД строится из трёх частей: вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала. Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помощь, индивидуальная  работа. Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

Формы и методы, используемые на занятиях:

-Загадка, беседа, художественное слово;

-рассматривание иллюстраций;

-показ образца выполнения приёмов и последовательности работы.

Материал к занятию:

-бумажные салфетки разного цвета, цветной картон, белая бумага, пластилин, кусочки пенопласта, ножницы.

- клей ПВА, клей карандаш, кисточки для клея, палитры для клея, стиплер, зубочистки, деревянные шпажки.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Первый год обучения

Тематический план  для детей старшей группы 2023-2024 уч. год

Сентябрь

Сентябрь

Тема

Содержание работы, цель.

Кол-во

занятий

1.

«Знакомство с салфетками»

Вспомнить и закрепить знания  детей о свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т.д)  Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки. Закрепить умения детей правильно, сминать целую салфетку в шарик.

2

2.

«Ваза с цветами» коллективная работа

Учить самостоятельно, выбирать салфетку по цвету для изготовления объёмного шара-цветка. Перед началом работы раскрыть сложенную салфетку. Умение находить место в общей композиции для своей работы.

3

Октябрь

3.

«Воздушные шары»

Закрепить приём скатывания салфетки для   изготовления разноцветных шаров. Аккуратно пользоваться клеем, дорисовывать ниточки.

2

4.

«Корзина с фруктами»

коллективная работа

 Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. Наклеивать комочки  бумаги на плоскостную форму в виде груши и яблока и других овощей.

3

Ноябрь

5.

«Мимоза»

Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение. Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу.

        

1

6.

« Подснежники»

«Колокольчики»

Приём скатывания  комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации. Закрепить умение работать с ножницами.

1


Декабрь

7.

«Зимнее дерево»

Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики. Учить, из жгутиков создавать образ дерева. Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках». Воспитывать самостоятельность.

1

8.

«Новогодняя ёлочка»

Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции 

1

Январь

9.

«Снегири»

Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества.

1

10.

«Рыбки в аквариуме»

Коллективная работа

Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбок, используя приём скатывания небольших комочков и жгутиков (водоросли). Прививать аккуратность.

1

Февраль

11.

«Дангина - принцесса Белого месяца»

Коллективная работа

Закрепить умения  детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и клеить на подготовленную основу. Поощрять детей работать сообща.

1

12.

«Валентинки»

Учить декорировать готовую рамочку в форме сердечка для подарка своим близким. Учить детей новому  приёму торцевание, аппликативной мозаике,  из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе.

1

Март

13.

« Волшебное дерево»

Учить моделировать образ дерева. Упражнять в использовании   приема  работы торцевания цветных кусочков   салфеток, с использованием зубочисток и пластилина. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

1

14.

«Гиацинты в подарок маме»

Продолжать учить создавать красивые цветы, закрепить навыки работы в технике торцевания на пластилиновой основе, упражнять в декорировании работы. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус в выборе цветовых оттенков для работы.

1

Апрель

15.

«Космея»

«Ромашка»

Продолжать учить делать аппликацию из жгутиков, самостоятельно готовить материал (нарезать полоски салфеток) учить создавать объемные цветы.

1.

16.

«Украшение платья»

Учить детей самостоятельно выбрать приём создания украшений на платье ( форме) с использованием знакомых приёмов .Развивать воображение, фантазию.

1

Май

17.

«Одуванчики»

 Учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки вчетверо, соединять стиплером, обрезать углы, распушить круг, Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу. Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата.

1

Основные требования к уровню подготовки детей. Ребёнок должен:

Знать

Различные способы и приемы бумажной пластики с использованием бумажных салфеток: свертывание, скатывание, скручивание, складывание, изготовление полусфер, аппликация из цветных полосок,  комочков, объемная аппликация.

Уметь

Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации из полосок, а также объемные. Создавать композиции предметного, сюжетного и декоративного содержания. Использовать навыки декоративного апплицирования, придумывать свой узор, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь формы. Пользоваться клеем, кисточкой.

Оценка результативности

Результат обучения детей по программе оценивается с помощью

традиционных методов:

- анализ готовых работ;

- наблюдение за самостоятельной работой детей;

- выставка работ воспитанников;

- участие в конкурсах различного уровня;

- самоанализ готового изделия.

-проверка понимания и усвоения материала

Педагогический анализ.

Общие показатели развития детского творчества: творческая активность, креативность (творческая), инициативность, самостоятельность и ответственность, новизна, оригинальность, как способ развития творчества, способность к самооценке.

 Параметры

Характеристика уровней

Низкий-1 балл

Средний-2 балла

Высокий-3 балла

1.Уровень эмоциональной отзывчивости и интерес к работе с бумажными салфетками

Не проявляет заинтересованности и активности, не выражает особого желания заниматься.

Эмоции выражены слабо, может работать увлечённо, но не всегда  доводит до конца работу.

Ярко выраженная эмоциональная отзывчивость интерес и  желание к творчеству.

2.Способность восприятия и понимания поставленной задачи

Не воспринимает самостоятельно поставленную задачу, необходима поддержка и стимуляция со стороны взрослого

Воспринимает задание, но испытывает затруднения  в выполнении поставленной задачи

Радостно воспринимает тему, проявляет самостоятельность в выполнении задания.

3.Уровень технических навыков

Умения развиты слабо, формы расплывчаты, пропорции нарушены. Ребёнок не справляется с заданием.

 Испытывает затруднения в освоении новых техник. Выполняет легкие задания, движения достаточно уверенные, есть незначительные искажения в приёмах, техническая сторона требует контроля со стороны взрослого.

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия с материалом. Уверенно и самостоятельно выполняет задание, в случае необходимости обращается с вопросами. Чувствует и использует в работе пространство и место узора.

 

4.Наличие художественно-творческих способностей и творчества детей.

Творческое воображение не развито, при выполнении задания нуждается в помощи воспитателя.

Творческие способности развиты слабо, работы и узоры банальны, однообразны, часто повторяемы.

Содержание работ базируется на понимании узора, предмета, на достаточном уровне развита фантазия, узоры на рисунках разнообразны и не повторяют друг друга.

От 4-до 6 баллов - низкий уровень

От 7-до 9 баллов - средний уровень

От 8- до 12 баллов - высокий уровень.

Используемая литература:

«Волшебные комочки»: Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.

 «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. И. А. Лыкова. Москва 2010г.

«Волшебные салфетки» Невилько. Н- Обруч. 2003г.

 «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г И. А. Лыкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Художественное творчество» «Семицветик» ( вторая младшая группа)

Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссекаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста....

"Рабочая программа по художественному творчеству"

Рабочая программа по художественному творчеству разработана для средней группы. В программе приведено тематическое планирование по лепке, аппликации и рисованию....

Рабочая программа по художественному творчеству детей 4-5лет

рабочая программа по художественному творчеству детей 4-5лет...

Рабочая программа по "Формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста" старшая группа 5-6 лет

Данная рабочая программа разработана в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические проблемы и необходимость их преодоления пор...

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс русских народных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Русские народные игры – это игры, которыми развлекался русский народ в старину. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов....

Рабочая программа по Художественно-эстетическому развитию. для детей 4-5 лет средней группы «Ягодки»

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)

Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...