Презентация "Организация творческой деятельности детей дошкольного возраста через пластилинографию"
консультация по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кешикова Мария Александровна

Изобразительная деятельность – прекрасное средство развития творческих способностей ребёнка, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

И рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, фломастеров, но и пластилином. Такая нетрадиционная художественная техника называется пластилинография.

Данная техника хороша тем, что она доступна дошкольникам разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в детское творчество, делает его более разнообразным, увлекательным, интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст к слайдам22.05 КБ
PDF icon Презентация1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2.

Изобразительная деятельность – прекрасное средство развития творческих способностей ребёнка, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

И рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, фломастеров, но и пластилином. Такая нетрадиционная художественная техника называется пластилинография.

Данная техника хороша тем, что она доступна дошкольникам разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в детское творчество, делает его более разнообразным, увлекательным, интересным.

Слайд 3.

Работа по пластилинографии делится на 3 этапа:

Этап 1. Знакомство с пластилинографией.

Этап 2. Обучение детей этой технике.

Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей.

Слайд 4.

Сначала с ребятами рассматриваем картины и иллюстрации, выполненные в данной технике: отмечаем, что работы яркие, выпуклые. Знакомимся с видами пластилиновых работ (рисовать пластилином можно на стекле, на картоне, на пластиковых крышках, обсуждаем, что выполнить работу можно как из целого куска пластилина, так и из кусочков.

Слайд 5.

Также знакомимся с материалами и инструментами.

Это может быть различный бросовый материал (горошины, крупные семечки, камушки, ракушки, бусины, фантики и т.п.).

Инструменты, необходимые для работы: стеки, зубочистки, формочки для печенья, пластиковые трубочки и т.д. С их помощью можно придать деталям шероховатость, нанести точки, штрихи, полоски, фигурные линии. А чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, можно использовать пластмассовые шприцы без игл.

Слайд 6.

На 1 этапе учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым, учим отщипывать и скатывать в шарики и жгутики. Знакомим с приёмами размазывания, раскатывания, сплющивания и вытягивания.

        Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству.

Слайд 7.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы.

Мы начинаем учить детей не только рисовать с помощью пластилина, но и учим думать, находить пути решения той или иной поставленной перед ними задачи.  

Например, у нас есть фон голубого цвета. Предлагаем детям подумать, что может быть голубым? (это может быть небо, река и т.п.). Если это небо, что можно нарисовать на небе? (солнышко, облака…). Как это можно сделать? Для солнышка сплющиваем жёлтый шарик, а лучики примазываем вокруг или делаем с помощью жгутиков.  

Аналогично можно поработать с различными цветами фона. «Цветы на траве» (сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху на зелёный фон), также можно изобразить «Осенние листья на земле», «Падающий снег», «Разноцветный салют», «Гирлянды на ёлочку».

Слайд 8.

Постепенно работы дошколят усложняются.

Ребят знакомим с мозаичной пластилинографией. Детям она очень нравится, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Простая техника, доступная ребятишкам всех возрастов – скатываем шарик и прижимаем к основе. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы.  

Так как пока дети только начинают осваивать приёмы пластилинографии, можно предлагать им рисунки на готовой основе, но перед ними всегда должна стоять творческая задача: «Подумайте, как выполнить данную работу? С чего начнёте?».

Например, предлагаем младшим дошкольникам изображение дерева без листвы. Задаём вопросы и ставим задачу:

- Что с деревом не так?

- Как это можно исправить?

- Сегодня у нас нет карандашей и красок, но зато в волшебном сундучке я нашла пластилин. Как при помощи пластилина нарисовать листочки?

В ходе дальнейшей беседы дети сами решают, каким они хотят видеть своё дерево (осенним, летним или может быть зимним).

Слайд 9.

Для того чтобы дошкольники учились работать на ограниченном пространстве и не выходить за контур рисунка, можно предлагать на выбор незатейливые рисунки без мелких деталей на готовой основе. Так ребята учатся заполнять изображение жгутиками и размазывать их.  

Слайд 10.

На втором этапе дети знакомятся с новыми приёмами и различными техниками пластилинографии.

Заглаживание – приём необходим для подготовки основы будущей картины.  

Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности.

Примазывание, придавливание - приёмы необходимы для плотного присоединения элементов картины.

Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой.

Слайд 11.

Процарапывание – приём, когда на картон наносится слой пластилина и рисунок процарапывается.

Отпечатывание – приём, который предполагает работу с штампами, печатками, любым подручным материалом (пуговицы, ракушки, колпачки от фломастеров, трубочки и т.д.).

Вливание одного цвета в другой, когда смешивается пластилин разного цвета для получения нового цвета или оттенка, например, жёлтый и красный для оранжевого, синий и белый для голубого).

Например, проблемная ситуация с пропавшим цветом пластилина.

- Нужно раскрасить ёлочку, а зелёного пластилина нет, но есть другие цвета.

- Что делать?

Дети сами должны найти решение: надо смешать синий и жёлтый пластилин, чтобы получить нужный цвет.

Так дети самостоятельно «открывают» новые знания через умение анализировать, сравнивать, обобщать. И ёлочки изображают по-своему, так, как им хочется, проявляя фантазию и ранее приобретённые умения работы с пластилином: одни ёлочки могут стоять в снегу, другие – украшены новогодними шарами или гирляндами, или со снежинками на веточках.

Слайд 12.

Следует отметить, что на данном этапе важно учить ребят находить оригинальные способы для создания более выразительного изображения, учить свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

В законченной работе обязательно нужно отметить результат решения поставленной задачи, ход её выполнения, что было сложнее выполнять, что легче, а также отметить старание и оригинальность работы.

Так постепенно через решение проблемных ситуаций и поставленных задач, через умение использовать различные приёмы пластилинографии, а также через анализ результатов своей деятельности, дошкольники учатся проявлять фантазию и творчество. 

Слайд 13.

Когда дети уже освоили приёмы пластилинографии, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета, материалы, инструменты, комбинируют различные приёмы.

На этом этапе дошкольники уже могут работать в разных техниках.

Например, модульная пластилинография – это сложная техника и требует от дошколят умения владеть всеми приёмами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепёшек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе.  

Слайд 14.

 

Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесённые на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна и её уместно проводить только со старшими ребятами.  

 Таким образом, в «рисовании» пластилином у дошкольников появляется возможность экспериментировать, что способствует формированию не только изобразительных умений и навыков, но и развитию фантазии и творческих способностей детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

Презентация "Чудеса пластилинографии" Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию.

Презентация Мастер класс "Чудеса пластилинографии" Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию....

Мастер класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию".

Мастер класс "Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию"....

Презентация: "Пластилинография – как средство реализации творческой деятельности детей дошкольного возраста".

Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и л...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

 Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...

План-конспект мастер-класса для педагогов «Страна Пластилиния. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через технику пластилинографии».

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов по горизонтальной поверхност...

Презентация «Страна Пластилиния. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через технику пластилинографии"

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,  идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова...