Открытый мастер- класс для детей старшей группы и их родителей "Новогодняя игрушка в технике декупаж"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
Конспект мастера-класса
для детей старшей группы и их родителей.
Тема: «Новогодняя игрушка в технике декупаж»
Подготовила и провела: воспитатель высшей квалификационной категории
Безрукова Вера Владимировна
Декабрь, 2023г.
Цель:
Вызвать интерес к современным видам декоративно-прикладного творчества, знакомство с видом рукоделия «декупаж», изготовление поделок своими руками посредством этой техники детьми и их родителями.
Задачи:
· познакомить детей и их родителей с аппликацией в технике «декупаж», показать особенности работы в этой технике;
· научить изготавливать поделки своими руками в новой технике и украшать их;
· развивать у детей среднего дошкольного возраста художественно-творческие способности;
· упражнять детей в ориентировке на ограниченной площади; развивать цветовосприятие;
· воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, интерес к созданию поделки.
Актуальность мероприятия:
· На занятиях по художественному творчеству решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
· В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с показом воспитателя.
Оборудование: лак акриловый, влажные салфетки, блюдца под лак, губки поролоновые, клей, кисточки, салфетки трехслойные, экран, мультимедийное оборудование, блёски, бусинки для украшения игрушки.
Ожидаемый результат: Дети и взрослые познакомятся с новой техникой рукоделия, научатся изготавливать поделки, а также украшать их.
Ход мероприятия:
I. Воспитатель читает стихотворение:
«В одном огромном городе, а может и не городе
А может и в деревне, а может и в селе
В уютном магазинчике, а может в гипермаркете
Случилось это чудо – поведаю тебе.
Жила-была Салфеточка, не мальчик и не девочка
Квадрат бумажный, тоненький, с узором расписным.
Жила она на полочке с сестрицами нарядными,
Их брали люди радостно для праздников своих.
Но иногда уныние Салфетку посещало
Ах, как не долог век наш на праздниках людских
И руки вытирают, и скатерть промокают
Потом в пакет бросают, легко забыв о них.
Вот если б потрудиться и в деле пригодиться,
В таком, чтоб не пропала вся наша красота.
Задумалась Салфеточка и подошла к ней Девочка,
Взяла ее в ладоши легонько, чуть дыша.
Какая симпатичная, ну просто вот отличная.
Ты для моей шкатулочки так кстати подойдешь.
Узор мне так твой нравится, какая ж ты красавица!
Давай скорей отправимся с тобою мы домой.
И к старенькой шкатулочке там приложили руки,
И краски, и салфетки, и лака слоя два.
Живет теперь Салфеточка в квартире милой Девочки,
Которой вещи нравятся с отметкой ДЕКУПАЖ.
-Сегодня я предлагаю вам «прикоснуться» к необычной технике под названием «декупаж». Но что же это такое (спросить, знает ли кто-нибудь смысл или перевод этого слова)?
Воспитатель:
-Слово «декупаж» французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке. Именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы.
Техника декупажа распространилась по всей Европе в XVII-XVIII веках. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо.
В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника.
Итак, казалось бы, а что можно украсить бумажными салфетками? На самом деле всё, что Вашей душе угодно! Любая, даже самая невзрачная вещица перерождается в новое великолепие, в настоящее произведение искусства.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ
II. Воспитатель:
По дороге в детский сад я встретила Снеговика. Он был очень грустный. И рассказал мне, что Дед Мороз дал ему задание, отнести новогодние шары в детский сад. Но Снеговик оказался такой рассеянный, что потерял мешок с новогодними шарами. И теперь он просит нас, ребята, сделать новые новогодние игрушки, что бы не расстраивать Деда Мороза!
-Вам хочется попробовать самим украсить игрушки и помочь Снеговику? Тогда предлагаю приступить к работе. Внимательно рассмотрите то, что лежит у вас на столе (деревянный шар, губка, влажные салфетки, клей, кисточки, трехслойные салфетки, акриловый лак).
Перед вами лежит декоративное панно оно уже покрытое акриловой краской в два слоя (акриловая краска сохнет долго поэтому сделала я это заранее предварительно зашкурив поверхность наждачной бумагой)
Это будет первый этап нашей работы.
Воспитатель:
. Следующий этап работы – это выбор композиции.
Для этого берем свои салфеточки и отделяем самый верхний слой. На нем выбираем нужный рисунок (изображение, предмет) и аккуратно обрываем лишнее (выполняют).
-Для того, чтобы приклеить нашу картинку, надо воспользоваться клеем ПВА, который наносится сверху на картинку. Это будет третьим этапом работы. Кисточки лежат у вас на столе, но скажу вам, исходя из собственного опыта, что лучше работать руками (пальчиками). Так можно почувствовать маленькие пузырьки, которые надо выпустить.
- Картинка наша пропитывается и «вживляется» на поверхность.
Творческая работа детей совместно с родителями (под спокойную мелодию).
Воспитатель:
-Ну, а теперь – последний штрих. Подойдите и выберите, пожалуйста, любое украшение из моей шкатулки, которое вам понравится и которое подойдет по цвету или форме к вашему изделию и приклейте (или завяжите). Это будет прекрасным дополнением к вашим работам!
. Теперь ждем пока салфетка высохнет и покрываем слоем акрилового лака. (чтобы ускорить процесс можно посушить феном). И работа готова.
(Родители с детьми украшают свои поделки и выставляют на выставку на стол). Вот такое «обыкновенное чудо» у нас получилось из обыкновенных вещей!
III. Воспитатель обращается к родителям и детям:
- Мне хочется спросить, понравилось ли вам наше сегодняшнее мероприятие?
Памятка для родителей с небольшими правилами – советами по работе в технике декупаж:
В декупаже нет понятия “как делать правильно”. Каждый выбирает тот способ, которым у него лучше всего получается, а способов этих — великое множество!
Для начала: салфетку можно клеить целиком, а можно по частям. Это, как правило, зависит от рисунка и от поверхности, на которую салфетка наносится. К примеру, на шарообразную поверхность наклеить салфетку целиком без складок у вас не получится при всем желании — нужны вытачки.
Во вторую очередь решается вопрос “резать или рвать? ” Если рисунок имеет четкие границы (например: это отдельный цветок, или, как на фотографии, — летучая мышь) — однозначно вырезаем.
Если же мы работаем с рисунком, чей фон нам нужно будет дорисовывать, стараясь скрыть границу между салфеткой и фоном — рвем салфетку руками.
Перед нанесением салфетки, обязательно нужно подкрасить поверхность заготовки белой краской, иначе салфетка потеряет свою яркость, ведь после покрытия лаком она станет наполовину прозрачной. Результат будет неутешительным: салфетка приобретет цвет фона и может стать почти невидимой.
Теперь о способах приклеивания, их можно объединить в два типа:
1. Сначала намазать клеем декорируемую поверхность — потом приложить салфетку.
2. Сначала приложить салфетку к поверхности, а затем уже мазать клеем или лаком, клей пропитает салфетку насквозь — и она приклеится.
Для приклеивания, кстати, можно пользоваться самыми разными клеями: специализированными для декупажа, клеем ПВА, разведенным клеем ПВА, клеем-карандашом, даже яичным белком, а можно приклеивать сразу на лак (в случае с лаком салфетка сцепляется с поверхностью практически намертво, поэтому новичкам лучше пользоваться клеем ПВА — дешево и легко смыть, если что-то не получилось) .
Теперь об инструментах: вы можете использовать кисти или размазывать клей пальцами. Некоторые мастера считают, что пальцами можно все сделать аккуратнее, ведь их чувствительность выше.
Как и чем клеить?
Способ 1: Клей ПВА
Разводим клей ПВА с водой 1 : 1 и, приложив салфетку, начинаем приглаживать салфетку, двигаясь из центра к краям. Делать это можно кистью или пальцами, но главное — нужно двигаться по чуть-чуть в разные стороны, чтобы салфетка пропитывалась клеем равномерно. При этом краешки салфетки необходимо равномерно приподнимать, чтобы сразу же убирались возникающие складочки.
Способ 2: клей-карандаш (или ПВА) и утюг
Этот способ подходит для больших плоских поверхностей. Поверхность мажется клеем, высушивается феном, накрывается салфеткой. Салфетка максимально расправляется и накрывается сверху бумагой для выпекания. Проглаживается утюгом.
Сверху покрываем еще одним слоем клея. Получается очень ровно
Способ 3: метод «файла»
Для этого способа берут обычный полиэтиленовый файлик. Вырезанную салфетку для декупажа кладут на файлик «лицом к файлу» и сверху наливают воды.
Пальцами аккуратно расправляют салфетку на файлике. В лужице воды это несложно. Излишки воды сливаются.
Дальше очень удобно примерить местоположение рисунка к декорируемой поверхности. Теперь аккуратно прикладываем салфетку вместе с файликом к поверхности.
Самое главное, чтобы хоть один край салфетки прилип к поверхности, дальше за ним начнет прилипать и вся остальная салфетка.
Способ 4, вспомогательный: брызгалка
Салфетку предварительно сбрызгивают водой из пульверизатора, чтобы она растянулась. Затем высушивают и, если нужно, проглаживают. Благодаря этому способу салфетка при наклеивании уже меньше тянется и складочек образуется меньше.
Также можно салфетку сбрызнуть аэрозольным акриловым лаком и, высушив, прогладить утюгом. От этого салфетка “задубеет” и не будет так сильно тянуться и морщиниться. Только необходимо учесть одно: при сбрызгивании лаком салфетка уже перестает быть проницаемой для воды или клея, а значит нужно обязательно промазывать клеем поверхность ПЕРЕД нанесением салфетки.
Способ 5: убираем последствия
Если мы приклеили салфетку и она у нас высохла со складкой — еще не все потеряно. Саму складочку можно нежно пошкурить шкуркой-нулевкой. Самое главное, не переборщить, иначе сотрете рисунок салфетки.
Завершение мероприятия
Занятие декупажем творческое и увлекательное, вы не просто приятно проведете время, создавая новые и необычные вещи, но и сможете преподнести близким неповторимые подарки или украсить дом.
Скажите, оправдались ли ваши ожидания от увиденного и услышанного?
Что бы вы хотели ещё узнать и могу ли я вам в этом помочь?
Ну что же, уважаемые родители, я постаралась рассказать вам о декупаже базовую информацию для начинающих. Может быть вы уже знакомы с этой техникой, а может быть и нет. В любом случае, мне было приятно с вами работать. Спасибо вам!
Если есть вопросы, с удовольствием отвечу.
Творческих вам успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста "Изготовление открытки с использованием техники квиллинг"
Мастер-класс для старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс для детей старшей группы и их родителей по нетрадиционной технике рисования «Букет цветов для мамы»
Мастер – класс знакомит детей и их родителей с нетрадиционной техникой рисования: кляксография, рисование одноразовой вилкой. Эта нетрадиционная форма работы помогает родителям овладеть навыками вза...
Конспект мастер-класса для детей старшей группы и их родителей по нетрадиционным техникам рисования «Пейзаж»
Цель: Расширить знания родителей о нетрадиционных способах рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи: Познакомить родителей с нек...
Мастер-класс для детей старшей группы: «Бабочка» в технике оригами.
Мастер-класс для детей старшей группы: «Бабочка» в технике оригами....
Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию разными материалами в технике "набрызг"
Современное общество имеет потребность в творческой личности. Лучшим средством для формирования творческой личности является изобра...
Мастер – класс для детей старшей группы «Путешествие в осенний лес» (нетрадиционная техника рисования: отпечаток листьями)
Такая техника рисования всегда смотрится креативно и интересно, и никто не поверит, что это простые отпечатки, от обычных листьев. Такое рисование заинтересует и младших ...
Мастер-класс для детей старшей группы в технике рельефной лепки «Сердечко для мамы»
Цель: знакомить детей старшей группы с техникой лепки жгутикамиЗадачи:Образовательные:- закреплять приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями;- упражнять в использовании приема прищипывания, о...