Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе на тему: «Народная кукла-оберег»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации
во второй младшей группе
на тему: «Народная кукла-оберег»
Составила и провела воспитатель:
Арефьева Ирина Юрьевна
г. Тихвин
Цель: Научить изготавливать народную куклу-оберег
Задачи:
1.Образовательные
- Формировать знания о народной кукле-обереге.
- Познакомить с различными материалами изготовления народных кукол.
- Активизировать словарь по теме: кукла-оберег, солома, береста, древесина, мочалка.
2. Развивающие
- Развивать умение работать с различными материалами.
- Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательные
- Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
Предварительная работа: рассматривание частей куклы, игра «Из чего сделано»
Материалы: кукла, сундук, народные куклы из различных материалов, нитки, лоскуты белой и цветной ткани, вата
Ход занятия
1. Вступление
- Посмотрите, что это такое? (Воспитатель показывает на сундук)
- Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить.
(Кукла)
- Почему? (Ответы детей)
- А у вас есть куклы? (Ответы детей)
- Что такое кукла? (Кукла – это игрушка)
- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? (Куклы нужны, чтобы играть)
- Правильно, дети, кукла – это игрушка, в которую играют дети. (Достаю куклу)
- Посмотрите внимательно, что есть у этой куклы? (Глаза, волосы, руки, ноги, платье)
- А из какого материала делают кукол? (Кукол изготавливают из пластмассы)
- На кого похожи куклы? (Куклы похожи на человека)
- Давайте поиграем. Мы сейчас превратимся в куколок и потанцуем.
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз!
(Поднимать и опускать руки)
А потом она танцует,
Покружись, покружись!
(Повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись!
(Наклоны вперед)
-Сундук у нас волшебный, в нем есть еще кукла. (Достаю тряпичную куклу)
- Скажите, ребята, а такие куклы у вас есть? (Ответы детей)
- В такие куклы были раньше, в них играли наши бабушки и прабабушки.
- Как вы думаете, из чего она сделана? (Кукла сделана из ткани)
- Чем отличаются куклы, в которые мы играем сейчас от кукол наших прабабушек, которые были раньше? (Сейчас кукла сделана из пластмассы, она больше похожа на человека (есть лицо, руки, ноги), куклы прабабушек из ткани, нет лица, ног)
- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У кукол сейчас есть лицо, а у тряпичных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Куклы сейчас изготовлены из пластмассы, а эти куклы из ткани.
- Тряпичных кукол ещё называли самоделки. Как вы думаете, почему? (Делали своими руками)
- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из разного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки, дерева. (Показываю материал)
- Чтобы сделать тряпичную куклу отрывали куски ткани от старой одежды. Детали куклы привязывались нитками или скреплялись узлом.
- Кукол делали не только для игры, но и для защиты человека от бед. Таких кукол называли оберегом, то есть защитниками.
- Куклу-оберег наряжали, но никогда не рисовали лицо. Считалось, кукла с лицом могла навредить человеку.
2. Основная часть
- Вы хотите иметь куколку – оберег? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что нам будет нужно для изготовления куклы? (Ответы детей)
- Правильно, для изготовления куклы нам понадобится два куска ткани, вата и нитки.
- Какую форму имеет ткань? (Квадрат)
- Чем они отличаются? (Цветом, размером)
- Белый квадрат, какой по размеру? (Маленький)
- Цветной квадрат какой по размеру? (Большой)
- Возьмите ткань в руки, потрогайте её. Какая она на ощупь? (Мягкая, шершавая)
- Помните ткань. Что с ней стало? (Она помялась) Ткань поменяла форму? (Ткань осталась квадратом)
- Потяните ткань. Она тянется?(Ткань не тянется)
- Верно, ткань мягкая, шершавая. Если её помять, то она станет мятой, но не поменяет форму. Если ткань потянуть, то она не растянется.
- Теперь возьмите вату, потрогайте её. Какая она на ощупь?(Мягкая)
- Помните вату. Что с ней стало? (Она помялась) Вата поменяла форму? (Вата меняет форму)
- Потяните вату. Она тянется? (Вата тянется, если потянуть сильнее - рвётся)
- Верно, вата мягкая. Если её помять, то она поменяет форму. Если вату потянуть, то она растянется и порвётся.
- Для чего нужны будут нитки в нашей работе? (Для связывания деталей)
- Мы возьмем белый квадрат, на него сверху положим цветной квадрат, яркой стороной вниз. Из ваты делаем шарик и кладём его в середину квадрата. Поднимаем концы квадрата, берём его у ваты и закручиваем. А я перевяжу ниткой. Так у нас получилась кукла.
3. Подведение итогов
- Давайте сядем на ковер, полюбуемся нашими куколками и вспомним:
- Какие раньше были куклы? (Раньше куклы были тряпичными, без лица, делали своими руками)
- Почему кукол называли кукла-оберег? (Она защищала от несчастья)
- Посмотрите, какие красивые куклы у вас получились!
- Из чего мы их изготовили? (Мы изготовили их из ткани)
- Что еще мы с вами использовали для изготовления куклы? (Вату и нитки)
Анализ деятельности
Поставленные цели в результате деятельности были выполнены.
Дети выполняли работу из ткани.
На протяжении всей деятельности речь детей развивалась, через рассуждения, сравнение, умение делать выводы.
Ребята познакомились с новыми словами: кукла-оберег, древесина, береста, солома, мочалка. Объяснили их значение.
Проявили творчество в своих работах.
Велась работа по закреплению геометрических фигур и свойствах ткани.
На занятии был правильно подобран демонстрационный материал.
Материал размещался рационально.
Во время совместной деятельности ребята играли, двигались, выполняли задание на ковре, за столом, стоя.
Длительность занятия соответствовала Сан.ПиНам.
Во время деятельности были использованы различные методы и приёмы работы с детьми. Эмоциональный отклик у детей получило изготовление куклы-оберега.
Во время выполнения работы я оказывала индивидуальную помощь, тем, кто нуждался.
В течение занятия наблюдалась активность детей, интерес сохранился до конца деятельности, внимание было сосредоточенным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе «Осеннее дерево».
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по аппликации во второй...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе "По реке плывет кораблик..."
Конспект НОД по художественному творчеству во II младшей группе с использованием нетрадиционной техники ИЗО (обрывная аппликация)....
«Пирамидка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе
«Пирамидка». Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группеБарышева Маргарита Михайловна«Пирамидка». Конспект непосредственной образовательной деятельнос...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе «Пирамидка».
Конспект занятия во второй младшей группе по аппликации...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для второй младшей группы «Елочка - красавица»
Цель: Создать праздничное настроение, передать в аппликации образ новогодней ёлки.Задачи:Учить создавать композицию из готовых деталей.Учить составлять изображение из частей.Закреплять умение де...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для второй младшей группы «Елочка - красавица»
Цель: Создать праздничное настроение, передать в аппликации образ новогодней ёлки.Задачи:Учить создавать композицию из готовых деталей.Учить составлять изображение из частей.Закреплять умение де...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для второй младшей группы «Елочка - красавица»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо аппликации для второй младшей группы «Елочка - красавица»...