Творческая деятельность и развитие воображения ребенка
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая группа)

Иванова Людмила Викторовна

О важности развития воображения ребенка прм проведении занятий по изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Людмила Викторовна

Воспитатель ГБОУ СОШ 2055

Творческая деятельность и развитие воображения ребенка

Чем больше мастерства в детской

руке, тем умнее ребенок

В. А. Сухомлинский.

Развитое, смелое воображение – это бесценное свойство оригинального, нестандартного мышления. На одной ступени с воображением стоит и фантазия. Существует некоторая разница между воображением и фантазией.

Воображение – это умение мысленно создавать новые объекты и идеи на основе своих знаний.

Фантазия – это умение мысленно создавать новые сказочные, нереальные идеи и объекты, невозможные ситуации на основе тех же знаний.

Воображение бывает трех видов:

  1. Воссоздающее (вспоминающее) – это представление образов по задуманному описанию, при чтении сказок, книг, стихов.
  2. Творческое («из головы») – это самостоятельное придумывание новых образов по собственному замыслу.
  3. Неуправляемое («буйная фантазия») – набор несвязных нелепиц, рассказывание небылиц со своим участием.

Большое внимание необходимо уделять развитию воображению, если хочется, чтобы ребенок вырос творческой личностью. Использование некоторых способов развития воображения помогает добиться желаемых результатов:

  1. Создать мотивацию. Жизнь ребенка основана на игре, и ему более интересно помочь конкретному герою, чем вымышленному.
  2. Быть авторитетом и влюбить в себя детей. Тогда они охотно слушаются и доверяют взрослому.
  3. Читать, обсуждать и анализировать литературу, способствующую развивать фантазию. Стимулировать фантазию вопросами (это чтение сказок и фантастических рассказов).
  4. Фантазировать, это должно быть интересно, зависит только от личности и заинтересованности воспитателя. Он сам должен уметь фантазировать.

Без воображения нельзя мечтать, планировать, нельзя научиться догадываться и нельзя научиться видеть проблемы. Поэтому особое внимание, на занятиях изо-деятельности мы уделяем развитию воображения. Одна из целей, которую мы ставим на занятиях изо-деятельности это – развитие воображения.

Для достижения поставленной цели мы решаем некоторые задачи.

• Развитие художественных способностей детей (умение создавать выразительные художественные образы, используя различные материалы и экспериментируя с ними).

Используем различный материал для занятий:

  • по лепке – пластилин, соленое тесто, глина, бисер;
  • по аппликации – цветная бумага, нитки, перья, ткань, синтепон, скорлупа, пенопластовые потолочные плитки...;
  • по рисованию – гуашь, пастель, акварель, тушь, восковые мелки, свеча, цветные карандаши, фломастеры.

• Развитие мелко моторной функции рук, умение владеть ножницами. Доказано, что развитие руки тесно связано с развитием речи и мышления ребенка. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. На кончиках пальцев располагаются биологически активные точки, которые регулируют органы внутри нас. Пробуждение эмоциональной отзывчивости (к игрушкам, иллюстрациям, родной природе, картинкам, музыке). Формирование основ эстетического восприятия через художественную литературу, музыку, изобразительное искусство.

• Знакомство детей с репродукциями картин способствует обогащению их эстетического развития, активизирует их творческие возможности. В эстетическом воспитании большую роль играет художественно-оформительская деятельность детей. Важно предоставить возможность детям использовать свои работы в оформлении групповых комнат, вестибюля, музыкального зала, праздников, а также, важна взаимосвязь между различными видами искусств (музыка, художественная литература, изобразительное искусство, песни, театрализация...).

• Обогащение и расширение словарного запаса (активного и пассивного словаря дошкольника). Использование в речи таких терминов, как картинная галерея, выставка, фон, композиция, пропорции, симметрия, жанр, натюрморт, пейзаж, портрет, теплые и холодные тона, краски яркие, размытые, приглушенные, насыщенные, слов, эпитетов и сравнений.

Воображение начинает развиваться у детей в конце средней группы, а самый «разгул фантазии» у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, работа по развитию воображения делится на два этапа.

1 этап. Это младший и средний дошкольный возраст. Первое, что необходимо дать на этом этапе – это обогащение знаний об окружающем мире, представлений о тех предметах, которые им предстоит изображать. Большое внимание воспитатели уделяют предварительной работе с детьми: чтение специальной и художественной литературы, беседы, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, а также, контролируют изобразительную деятельность в группе.

На 1 этапе дети должны овладеть главными формообразующими движениями (круг, овал, прямоугольник). У некоторых детей на этом этапе возникают трудности з изображении определенных форм, движения получаются неточными, искажается форма предмета, все это сказывается на качестве работы. В таких случаях ребенок может потерять интерес к данному виду деятельности, в этой ситуации необходим индивидуальный подход.

Особое внимание на этом этапе мы уделяем развитию мелкой моторики. В группах мы проводим комплекс мероприятий:

Пальчиковая гимнастика в виде игры «Повтори на раз, два, три…». Ребенок повторяет за воспитателем построенную фигуру из пальчиков: очки, бинокль, кувшин, подзорная труба, коза, зайка, забор, ножницы. Эту игра мы сопровождаем словами.

Действия с мелкими предметами, раскладывание, застегивание и расстегивание пуговиц, действия с мешочками, в которые насыпаны разные виды крупы и фасоль.

В начале обучения дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале пассивно, с помощью воспитателя, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку правильно держать карандаш, кисть и умело действовать ножницами.

В летний период мы выносим материал по изо-деятельности на улицу.

Таким образом, за несколько лет работы мы смогли отобрать наиболее интересные, хорошо принимаемые детьми занятия, которые отвечают требованиям программы и развивают у дошкольников необходимые навыки лепки, аппликации, рисования.

За период обучения у детей систематизировались знания об изобразительной деятельности, они научились самостоятельно пользоваться изо материалом, применять полученные знания, навыки на практике. А приобретенные знания и опыт являются прочной основой для творческой деятельности и развития воображения ребенка.

Наши успехи по изо-деятельности за 2014-2015 уч. Год.

  1. Июнь 2014 года. Международный конкурс, посвященный «Дню защиты детей». – (Номинация «Детские рисунки») – почетная грамота и благодарственное письмо.
  2. Сентябрь 2014 года. Общероссийский конкурс «Лучики солнца». (Детские рисунки). – первое место.
  3. Март 2015 года. ЦАО. Номинация «Огонь друг, огонь враг». Две картины – первые места.
  4. Апрель 2015 года. Конкурс московского городского смотра «Юные дарования», номинация «Огонь друг, огонь враг», – первое место и кубок.

Используемая литература:

  1. И. А. Лыкова – Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. (2009). Т. С. Комарова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности...

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности

Предлагаю несколько игр Предлагаю несколько игр на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности, которые можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми....

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Данный материал  предназначен  для воспитателей и  родителей воспитанников ДОУ. Предоставленный  материал поможет  в игровой непринужденной форме развить воображение, творческ...

Творческие игры на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности

Оособенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссозд...