Дидактические игры по конструированию в подготовительной группе
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podg.gr_._did._igry_po_konstruirovaniyu.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Название

Задачи

Материал

Содержание игры

Дострой дом.

Учить передавать симметричное строение

дома, ориентируясь на его половину, замечать

различия в деталях 

Карточки с изображением половинок домов разной архитектуры и цвета, стенные блоки с окнами или дверьми разной формы и величины, и половинки крыш. Карточки с контурным изображением целых домов и свободные карточки такой же величины, разделенные

линией пополам.

Воспитатель распределяет играющих на две команды и предлагает сесть за стол напротив друг друга. На общий поднос кладет стенные блоки для всех домов и половинки крыш. Каждому ребенку дают картинку с изображением одной половины дома, а другая изображена контурно (все дома разной архитектуры). Нужно самостоятельно собрать вторую половину дома. Затем поменяться «местами» друг с другом, и закончить «строительство» дома своего партера, так чтобы дом получился симметричным. По окончании работы проверить по карточке правильно ли выполнено задание.

Есть у тебя или нет?

Учить детей узнавать знакомые по форме предметы на ощупь.

Две муфточки; два набора предметов простой формы (шарик, яблоко, груша, яйцо, лимон, пирамидка, кубик, кирпичик и др.); коробка.

Первый играющий не называет деталь, а описывает ее. Например: «У меня деталь, в которой две стороны – треугольники, а три стороны – прямоугольники». Второй играющий называет деталь и ищет ее в своей муфточке. После этого оба игрока достают детали и проверяют правильность решения задачи.

Обводилки.

Знакомить детей с возможностью геометрических фигур «превращаться» в различные предметы.

Геометрические фигуры. Цветные карандаши.

Воспитатель рассказывает детям какую-нибудь историю или сказку (тема выбирается педагогом). Затем детям дается геометрическая фигура (или несколько), предлагается обвести ее и дорисовать так, чтобы получился герой истории или предмет.

Примечании: Игра может быть использована во всех возрастных группах.

Архитектор.

Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.

Вариант 2. (ст., подг. гр.)

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.

Узнай, что изменилось?

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.

Геометрические фигуры или детали деревянного конструктора; ширма.

Дети помогают воспитателю разобраться, где стоят предметы. За ширмой предметы меняются местами. Называют изменение в расположении предметов

Усложнение: Увеличивается количество деталей; меняется местами более двух предметов.

Узнай предмет.

Узнавать схематично изображенный предмет. Строить предмет из деталей строителя; составлять из геометрических фигур.

Схематичные изображения различных предметов; геометрические фигуры; строительные детали.

Ребенку показать картинку со схематично изображенным предметом. Ребенок называет предмет, говорит из каких геометрических фигур его можно составить и составляет его.

Вариант 2.  Ребенок узнает схематично изображенный предмет и строит его из деталей строителя, самостоятельно подбирая необходимые детали.

Что такой длины? Ширины? Высоты?

Учить детей обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры.

Полоски разной длины.

Взрослый загадывает какой – нибудь предмет (например: стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов в группе с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту и следующий, измерив его ширину.

Горячо – холодно.

Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора.

Детали конструктора; матрешка

Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти. Выберем водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за какую – нибудь деталь. Если он увидит за какой деталью матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно будет взять. Мы будем помогать водящему, если он ушел далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если совсем близко – «Горячо». Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от возраста и степени  подготовленности детей.

Счастливый остров

Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.

Разноцветные геометрические фигуры и их части.

 Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.

Отгадай что построено?

Развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.

Из трёх изображений замков, состоящих из разных фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.

Разные дома.

Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.

Карточки с контурными Изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др.

Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.

Построй по модели.

Учить детей строить конструкции по готовой

модели.

Объемные модели, строительный

конструктор.

Соорудите из строительного материала

несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям.

Моделирование по схеме.

Обучение детей моделированию по схеме.

Карточки с изображением геометрических

фигур и схем сооружений, строительные детали.

Детям предлагают две карты: на одной

изображены геометрические фигуры, на другой – схеме сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.

Создай схему.

Развитие логического мышления

дошкольников.

Плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы,

строительные наборы.

Предложите детям выложить на бумаге из

предварительно вырезанных картонных геометрических

фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям

предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.)

Затем дети получают задание расчленитъ данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Ошибки в узоре.

Развитие логического мышления детей.

Карточки с изображением геометрических

фигур.

На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть

его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»

Составь из палочек.

Упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

Счетные палочки

Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

1 «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести)  палочек».

2 «Составь два равных треугольника из пяти палочек».

3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)».

Роботы.

Развитие логического мышления детей.

Карты с изображением роботов

На карте нарисованы роботы, собранные из

строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы.

1 Сколько роботов изображено?

2 Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей?

3 Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других?

4 Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?

Что изменилось.

Развитие логического  мышления детей.

Строительные детали

Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

Найди ошибку

Развитие логического мышления детей.

карточки с изображением геометрических

фигур.

Детям предлагают карточку, на ней

изображены геометрические фигуры, внутри которых

геометрическое тело. Причем одна из граней

геометрического тела должна иметь форму фигуры, на

которой нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в

изображении.

Меняясь местами.

Развитие памяти и логического мышления

детей.

Листы бумаги, строительные детали,

фломастеры

Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно

внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.

Разрежь и сложи.

Развитие воображения и логического мышления детей.

Плотная бумага, ножницы.

Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерность: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.

Моделирование.

Развитие воображения и логического мышления детей.

Плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши.

Предложите детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и  использовать их для конструирования данных объектов.

Выложить из геометрических фигур предметы.

Формировать умение конструировать по образцу

Геометрические фигуры из  цветного картона.

Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу

Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.

Найди закономерность и  продолжи ряд.

Развивать умение выделять существующую закономерность.

Плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши.

 Вариант 1. «Нарисуй бусы».

Вариант 2. «Раздели фигуры».

Выложи предмет, используя все детали.

Развитие воображения и логического мышления детей.

Геометрические фигуры из  цветного картона.

Большое значение уделяется в дошкольном возрасте конструктивной деятельности, т. к. она активно формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть выполнение заданий по типу 

«Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно конструирует.

Танграмм.

Развитие воображения и логического мышления детей.

«Колумбово яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» 

Цель. Развитию аналитико- синтетических умений хорошо способствуют такие математические игры, как: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо»«Танграмм»«Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» (образцы выкладывания из деталей «Волшебного квадрата» ) и т. д.

Где спрятались восьмёрки?

Развивать умение выделять заданный элемент (часть) из целого объекта (группы объектов).

Счётные палочки

Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Найди постройку по описанию.

Учить находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её;

Готовые постройки (в подг.гр. можно использовать объемные схемы); игрушка Буратино.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает постройки. При этом воспитатель обращает внимание из каких деталей состоит постройка, как они расположены относительно друг друга, какие есть функциональные части, для чего этот предмет нужен.

Воспитатель описывает постройку – дети угадывают.

Вариант.

Ребенок описывает постройку. Игра продолжается до тех пор, пока все постройки не будут угаданы. Затем воспитатель предлагает детям мелкие игрушки чтобы обыграть постройки.

Угадай – ка.

Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана,

Набор рисунков, изображающих различные предметы, постройки (избушка на курьих ножках, самолет, качели, ледяной дворец, мост и др.)

Картинки расположены перед детьми. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Угадай – ка». Он будет отгадывать предмет, который дети выберут сами из нескольких изображенных на картинках. Взрослый задает вопросы, а дети отвечают только «да» или «нет». Вопросы могут быть примерно такими: «Это обычный предмет? – Нет. Это сказочный предмет? – Да. Он служит для передвижения? – Нет. В нем живут? – Да. Он на курьих ножках? – Да. Это изба бабы Яги? – Да».

Чья команда быстрее построит?

Учить строить в команде, помогать друг другу.

Набор лего-конструктора. 

Дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Назови и построй.

Закреплять названия деталей лего-конструктора «Дакта».

Набор лего-конструктора «Дакта».

Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

Лего-подарки.

Развивать интерес к игре и внимание.

Игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход, лего-подарки.

Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

Не бери последний кубик.

Развивать внимание, мышление.

Плата с башней

Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

Запомни расположение

Развивать внимание, память.

Набор лего-конструктора «Дакта», платы у всех игроков.

Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

Построй, не открывая глаз.

Учить строить с закрытыми глазами;

Плата, наборы конструктора.

Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.

Меняясь местами

Развивать внимание, память.

Детали лего –конструктора.

Играют двое детей. Ребят сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.

Дидактические игры по конструированию в подготовительной группе

№п/п

Название игры

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Примечание

Дострой дом.

Есть у тебя или нет?

Обводилки.

Архитектор.

Узнай, что изменилось?

Узнай предмет.

Что такой длины? Ширины? Высоты?

Горячо – холодно.

Счастливый остров.

Отгадай что построено?

Разные дома.

Построй по модели.

Моделирование по схеме.

Создай схему.

Ошибки в узоре.

Составь из палочек.

Роботы.

Что изменилось.

Найди ошибку.

Меняясь местами.

Разрежь и сложи.

Моделирование.

Выложить из геометрических фигур предметы.

Найди закономерность и  продолжи ряд.

Выложи предмет, используя все детали.

Найди постройку по описанию.

Угадай-ка.

Танграмм.

Где спрятались восьмёрки?

«Чья команда быстрее построит?»

«Назови и построй»

«Лего-подарки»

«Не бери последний кубик»

«Запомни расположение»

«Построй, не открывая глаз»

«Меняясь местами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дидактические игры с крупой в подготовительной группе детского сада".

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму ,ознакомление с элементарными геометрическими формами,...

Конспект музыкально- дидактической игры "Поможем дюймовочке" в подготовительной группе.

В данном конспекте прописана организация дидактической игры....

Дидактическая игра "Блюда народов Поволжья" (подготовительная группа)

Дидактическая игра закрепляет представления детей о народах Среднего Поволжья, их традициях и обычаях...

Дидактические игры по экологии в подготовительной группе по ФГОС

«Где снежинки?»Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.В...

Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе

. Ориентировка  во времени1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»Цель: Продолжать закреплять понятие времени.Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с време...

Дидактические игры по конструированию для старшей группы

Дидактические игры для старшей группы...

КОНСПЕКТ Дидактической игры по конструированию «Теремок» средняя группа

Схема конспекта занятия Образовательная область: Дидактическая игра (Конструирование)Возрастная группа: Средняя группаТема занятия: «Теремок»Цель занятия: учить детей создавать постройку и...