Гжель
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Тематический проект для детей подготовительной группы
«Сказочная Гжель»
Участники проекта. Дети подготовительной группы воспитатели, родители.
Паспорт проекта.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий, игровой.
Срок реализации: одна неделя
Актуальность. В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным
декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное
искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотических чувства подрастающего поколения.
Тема проекта «Сказочная Гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:
- Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно- нравственных и эстетических чувств детей?
- Цель проекта. Развивать у детей познавательный интерес к русскому
- народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребенка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой
- деятельности.
- Задачи проекта. Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров. Формировать представления детей о
- богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы. Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка,
- прямые и волнистые линии, точки).
- Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике. Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев. Воспитывать -
- патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа. Привлекать родителей к участию в Проекте.
- Краткая аннотация проекта. Проект представляет собой цикл
- мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно- прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-
- нравственному воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_proekt_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy_skazochnaya_gzhel.docx | 47.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический проект для детей подготовительной группы
«Сказочная Гжель»
Участники проекта. Дети подготовительной группы воспитатели, родители.
Паспорт проекта.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий, игровой.
Срок реализации: одна неделя
Актуальность. В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным
декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное
искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотических чувства подрастающего поколения.
Тема проекта «Сказочная Гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:
- Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно- нравственных и эстетических чувств детей?
- Цель проекта. Развивать у детей познавательный интерес к русскому
- народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребенка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой
- деятельности.
- Задачи проекта. Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров. Формировать представления детей о
- богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы. Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка,
- прямые и волнистые линии, точки).
- Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике. Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев. Воспитывать -
- патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа. Привлекать родителей к участию в Проекте.
- Краткая аннотация проекта. Проект представляет собой цикл
- мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно- прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-
- нравственному воспитанию детей.
Этапы реализации проекта.
1 этап.
- Выявление первоначальных знаний детей о народном декоративно- прикладном искусстве, об истории возникновения и традиции гжельской росписи.
- Информирование родителей о предстоящей деятельности.
этап.
- Проведение проекта по разработанной технологии .
- Работа с родителями по заданной теме.
- Организация изобразительной деятельности, дидактических игр, индивидуальных и групповых занятий.
этап.
- Мастер-класс для родителей «Основы Гжельской росписи»
- Оформление папки-передвижки «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Выставка-ярмарка «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»
Предварительная работа.
- Подготовить мультимедийные презентации для групповых занятий.
- Подобрать демонстрационный и раздаточный материал для индивидуальных и групповых занятий.
- Подобрать художественную литературу по теме проекта.
Содержание проекта.
Дата | Наименование мероприятия | Ответственный | Участники |
I-половина дня 1.НОД с показом мультимедийной презентации «Народные промыслы-сказочная гжель» II-половина дня 1.Чтение. «Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой. | Герасимовская Э.С. Илюшина И.С. | Воспитатели Дети | |
I-половина дня
Чтение. Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет». | Герасимовская Э.С. Илюшина И.С | Воспитатели Дети | |
I-половина дня 1.НОД «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель». II-половина дня 1 Д/и «Собери посуду» | Герасимовская Э.С. Илюшина И.С | Воспитатели Дети | |
показом мультимедийной презентации. | Герасимовская Э.С. Илюшина И.С. Герасимовская Э.С. | Воспитатели Дети Родители | |
1.Оформить выставку- ярмарку «Сказочная Гжель» 2.Подведение итогов проекта, подготовка мультимедийной презентации о проекте. | Илюшина И.С. Герасимовская Э.С. | Воспитатели |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Беседа «Синее чудо Гжели».
Цель. Дать первоначальные представления о гжельской росписи.
В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.
Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело- синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далековидно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной –единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый –
чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.
«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.
История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах:
печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает.
Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела
Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не
смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до
праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания . «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?»
- говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает
- Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и колокольчики!»
- Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются.
- Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась
- звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко- батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить... Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела
- матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись...
- И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках...
- И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем
- выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно- голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда
- небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет».
- Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки
мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду. В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и
розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от
мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.
Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство с гжельской росписью»
Цель. Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.
Задачи. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Воспитывать интерес к народному декоративному
искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Материал. Изделия гжельских мастеров или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты, альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.
Ход НОД.
- Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия, Где в озерах синева,
Где березки молодые Нарядились в кружева. Небо синее в России.
Реки синие в России. Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”.
- Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся? Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?
Все эти изделия называют: «Гжель, гжельскими», и сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели».
- Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую,какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками , вдалеке синий лес виднеется , синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно- голубое чудо - сказочная гжель».
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив, старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Гжельские узоры приятно рассматривать.
Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне.
По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии? (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)
Физкультминутка.
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
- Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на
бумаге с помощью кисти и красок. Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.
А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.
Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.
Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
Работа детей у доски (двое детей).
Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).
- Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.
- Итог НОД. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно
красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет
– синий. Ребята, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!
Конспект НОД в подготовительной группе «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».
Цель. Формировать интерес детей к декоративно-прикладному искусству Гжели.
Задачи. Формировать практические умения и навыки в составлении узоров по мотивам гжельской росписи.
Упражнять в рисовании бордюров и цветочных узоров, используя тонкие линии и элемент «капелька». Совершенствовать навыки работы с красками (набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки промывать кисть перед набором другого цвета), закреплять технику рисования концом кисти и всем ворсом. Упражнять в смешивании цветов на палитре для получения нужного оттенка.
Развивать эстетический вкус и фантазию, творческую самостоятельность.
Воспитывать патриотические чувства и интерес к искусству народных мастеров.
Материал. Таблицы с элементами гжельской росписи, образцы украшенных изделий, белые бумажные силуэты гжельских изделий: чайник, чашка,
тарелка; баночки с водой, подносы, салфетки.
Ход НОД.
Воспитатель загадывает загадку.
Сине-голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, каждый удивится! Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись…Гжель.
Воспитатель. Правильно ребята - это гжель. Наше занятие сегодня я хочу посвятить одному из чудес декоративно-прикладного искусства - гжельской росписи. Послушайте стихотворение.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Воспитатель. - А сейчас я хочу пригласить вас почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами. На столах лежат бумажные силуэты гжельских изделий, но только они белые, не раскрашенные. Поможете их расписать?
Дети. Да, поможем!
Воспитатель. Давайте посмотрим на основные элементы гжельской росписи.
Это бордюры (показывает таблицу с изображением бордюров). Ими украшают края изделий (показывает бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?
Дети. Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.
Воспитатель. Один из основных элементов – «капелька» (показывает таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек), такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показывает на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?
Дети. Капелька рисуется способом примакивания ворса кисти к бумаге.
Воспитатель. Ну, раз вы так хорошо всё знаете, можно приступать к украшению нашей посуды. Выберите себе то изделие, которое больше нравится, подумайте, где будет располагаться бордюр, а где самый большой и красивый цветок. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
В процессе самостоятельной деятельности воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Ребята вывешивают свои работы на мольберты и вместе с воспитателем любуются красотой гжельской росписи.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,(приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца,
(кружиться вокруг себя, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –(сделать большой круг)
Он посуду нам принёс
Воспитатель. Ребята, скажите, из какого материала делают посуду? (Её
лепят из белой глины). В чём обжигают посуду? (Посуду обжигают в печи). Каким цветом расписывают посуду гжельские мастера? (Сине-голубым цветом по белому фону).
Воспитатель. А теперь давайте рассмотрим ваши работы, что вы можете сказать о них? (Вместе с ребятами анализируют детские работы).
Воспитатель.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах! Здесь и розы, и ромашки, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не из Гжели мастера,
Расписала ту посуду из детсада детвора.
Воспитатель. Молодцы!
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО
- ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕМА «ГОЛУБОЕ ЧУДО ГЖЕЛИ»
Цель. Закреплять знания детей народного промысла Гжель, дать понятие
«декоративно-прикладное искусство». Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Материал и оборудование. Игра «Собери посуду» Гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетки, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.
Предварительная работа. Знакомство с помыслом Гжели. Рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур,
заучивание стихотворений.
Ход НОД.
Воспитатель.
Ребята, сегодня я хотела принести и показать вам красивую посуду и пополнить коллекцию в нашем уголке изобразительной деятельности, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.
- Как вы думаете, из чего она была сделана?
- Из чего бывает сделана посуда?
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?
- Конечно нет, только бы роспись пострадала.
- А металлическая? (показ)
- А пластиковая посуда?
- А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не
прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины.
- А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.
- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (Показать «разбитую»
посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня
разбилось. Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой.
Воспитатель читает стихотворение.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах! Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель, Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
- Где изготавливают эту посуду? Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
- Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна
говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду. Давайте полюбуемся нашей выставкой.
- Какая это посуда?
- Как её можно охарактеризовать? Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная. Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся к декоративно – прикладному искусству.
Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.
- А что делает эту посуду такой? Да, бело – синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе. Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.
- Какой цвет использовали мастера?
-Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью? Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера? Верно, игрушки, небольшие
скульптуры. Полюбуйтесь. Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.
Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.
1 карточка – белая глина 2 карточка – цвет росписи 3 карточка – элементы росписи 4 карточка – предметы промысла. Из карточек, на которых
изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных
росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла. Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т.д.
Воспитатель.
- Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи. Посмотрите на краски, которые я вам приготовила.
- Все ли необходимые цвета у вас есть?
- Верно, не хватает голубой краски.
- Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.
- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой
лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок. Обратите внимание на элементы гжельской
росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.
Самостоятельная деятельность детей (рисование)
Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Рисуют руками круг.) Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос - он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.
Н.А.
Ветлугина.
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому необходимо
стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить
первоначальное эстетическое воспитание.
Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу. Декоративно-
прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное. И кому, как не детям близки и понятны многие работы народных мастеров
декоративной росписи. Будь то дымковские глиняные игрушки, хохломские стульчики и ложки, загорские матрёшки и т. п. Дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и скульптуру, и это очень помогает в формировании художественного вкуса детей и руководстве их художественной деятельностью Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории той или иной росписи, уточнить методы и приёмы, используемые при
ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом.
Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
Детям нужно рассказать, что даже самый сложный узор состоит из
простейших элементов круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия, листик, цветок, завиток и т.д. Вначале следует показать, как
нарисовать несложный узор, а затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
Знакомя детей с изделиями, надо представить, каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у
дошкольников интерес к народному искусству, чувство радости от встречи с прекрасным.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме
усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и
формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими
словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"
Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...
живопись гжель
конспект занятия...
Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".
Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....
Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"
Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...
гжель.сказочная гжель.
презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель») Подготовительная группа «Колокольчик»
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель»...