Снеговик
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Лагуткина Наталья Владимировна

          Занятие с детьми проходит в рамках темы «Зимние забавы» в декабре 2023 года в соответствии с комплексно-тематическим планированием структурного подразделения «отделения дошкольного образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snegovik.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Вступление:

Образовательная программа структурного подразделения «отделение дошкольного образования» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и федеральной образовательной программой дошкольного образования. В работе с детьми используются также парциальные программы «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) Г.Т. Алифановой и «Приключения Кота Белобока или экономика для малышей» (формирование основ финансовой грамотности) под общ. ред. С.В. Герасименко, И. В. Назаровой.

В средней группе в отделении дошкольного образования списочный состав 14 человек, из них 7 девочек и 7 мальчиков. В этом возрасте начинает складываться произвольное запоминание, развиваться образное мышление, речь становится предметом активности детей. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку, и путем вдавливания.

          Занятие с детьми проходит в рамках темы «Зимние забавы» в декабре 2023 года в соответствии с комплексно-тематическим планированием структурного подразделения «отделения дошкольного образования» на 2023-2024 учебный год.

В ходе занятия с детьми осуществляется интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие – продолжать у детей развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности;

Социально-коммуникативное развитие – формирование положительной самооценки, уверенности в своих силах, стремления к самостоятельности.

Речевое развитие – обогащение и активизация словаря детей: «снегопад», «снежки», «снежный ком», «шар», «скатывать», «раскатывать».

Физическое развитие - укреплять здоровье детей, формировать правильную осанку; развивать координацию, меткость при выполнении физкультминутки.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приёмы: вопросы, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, создание воображаемой ситуации.

Цель мероприятия: формировать умение создавать образ снеговика из разных материалов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина).
  2. Учить применять в лепке приёмы скатывания шара, раскатывания конуса, сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета.
  3. Учить анализировать образец воспитателя: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме.
  4. Продолжать знакомить с приемами использования стеки.
  5. Приобщать детей к использованию природного и других материалов для передачи выразительного образа в лепке.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать интерес к лепке.
  2. Развивать у детей умение последовательно внимательно рассматривать предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом.
  3. Продолжать формировать у детей умение обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
  4. Формировать у детей умение выделять и использовать средства выразительности в лепке.
  5. Закреплять у детей умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей желание проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
  2. Приучать детей быть аккуратными: сохранять своё рабочее место в порядке, по окончании работы убирать всё со стола.

Оборудование для педагога: куклы-перчатки (Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик), волшебная коробка, шарики из пенопласта разного размера, картинка с изображением снеговика, алгоритм лепки снеговика, музыкальная колонка, мольберт.

Оборудование для воспитанников: клеёнки, пластилин, глина, дощечки для лепки, стеки, салфетки, черные бусинки для глаз, пуговицы, веточки для рук, ленточки для шарфиков, снежки, крышки.

 Предварительная работа: чтение сказок про снеговика, беседа о зиме, экспериментирование со снегом, лепка снеговика из снега на участке детского сада, скатывание комочков из салфеток, лепка из пластилина на занятиях, рассматривание иллюстраций о зиме, разучивание пальчиковой гимнастики.

Содержание мероприятия:

Этап 1: Мотивация детей к деятельности

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Воспитатель: Ребята, а хотите я вам расскажу сказку?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Ну, тогда устраивайтесь поудобнее и слушайте.

(Воспитатель рассказывает сказку и показывает представление с куклами -перчатками)

Воспитатель: «Далеко на Севере есть невидимая деревня Дедморозовка. В этой деревне и живет Дед Мороз и его внучка Снегурочка.

Однажды Дед Мороз с внучкой сидели за столом и пили чай.

– Что-то я уставать стал, а Новый год уже совсем близко. Боюсь, что не успею подарки всем детям разнести, – сказал дед.

 – Только не могу понять, что же мне делать?

– Ты, дедушка, слишком добрый. Подарки всем даришь без разбору – сказала снегурочка. 

Дед то ли не расслышал, то ли сделал вид, что не слышит:

– Помощника мне не хватает.

Снегурочка с тревогой посмотрела на деда:

– Ты о чем, дедушка?

Дед Мороз подмигнул ей и сказал:

– Есть идея. Завтра увидишь…»

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, что же придумал Дед Мороз? (ответы детей).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Действительно, у Деда Мороза может быть много разных помощников, но вот кого он задумал, нам с вами поможет отгадать волшебная коробочка.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем понять, что там лежит.

(Дети ощупывают то, что находится внутри закрытой коробки с отверстиями для рук, делают предположения).

Предполагаемые ответы детей: шары, мячи.

Воспитатель: Какой формы все эти предметы?

Предполагаемые ответы детей: формы шара.

Воспитатель: А как вы думаете, какого помощника Деда Мороза можно сделать из шаров?

Предполагаемые ответы детей: Снеговика.

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Предполагаемые ответы детей: Снеговик сделан из комьев снега (комья имеют форму шара).

Воспитатель: Ребята, ну, а теперь проверим верны ли наши предположения. Давайте дослушаем сказку до конца.

«На следующее утро Снегурочка выглянула в окно и увидела, как дед скатывает перед домом шары из снега.

– Решил я снеговика слепить, – радостно сообщил он внучке.

– Снеговика? – удивилась она.

– Будет мне помощник, а тебе – друг.

– Хорошо, – вздохнула Снегурочка.

Дед Мороз слепил себе помощника. Оставалось самое главное – оживить снеговика. 

 «Сниге́риус-фиме́риус, ви́та-оживи́та!» И снеговик ожил. (воспитатель берет в руку игрушку Снеговика)

Снеговик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Снеговик: А вы любите играть в снежки?

Дети: Да!

Снеговик: Давайте поиграем?

 

Игра со снеговиком.

Дети встают в круг

1. Ах, какой снежок лежит — (плавные движения рук внизу)
Мягкий, белый, чистый.
Он на солнышке блестит,       
(руки вверху, помахивают кистями — 2 раза) 
Словно серебристый.

2. Если холод на дворе,           (обнимают себя)
Вьюга завывает,
                       (маховые движения рук)
Всё равно всей детворе 
          (притоптывают)
Весело бывает.

3. Мы в ладони наберём         (берут снежок)
Мягкого снежочку,
А потом лепить начнём           
(«лепят»)
Снежные комочки.

4. Будем мы снежки кидать,
Весело, играя.
Будем дружно их бросать,     
(бросить)
Устали не зная.

Раз, два, три, четыре, пять,     (говорят без музыки, речитативом)
Пора снежки все собирать.

Дети разбегаются и собирают снежки в корзинку.

Снеговик: Ребята, как с вами весело играть.  Ой, а я совсем забыл, зачем меня прислал к вам Дед Мороз. У Дедушки столько дел, что он не справляется, даже вместе со мной. А не могли бы вы тоже нам сделать помощников – снеговиков?

Предполагаемые ответы детей: Можем!

Этап 2. Совместная деятельность педагога с детьми.

Воспитатель: А из чего же можно сделать снеговиков?

Предполагаемые ответы детей: из снега

Воспитатель: Правильно. А в группе из чего можно сделать снеговиков?

Предполагаемые ответы детей: из пластилина, из глины.

Воспитатель: Дети, теперь давайте посмотрим, из скольких частей состоит снеговик? (Дети рассматривают картинку снеговика и выкладывают снеговика на мольберте)

Предполагаемые ответы детей: Из двух

Воспитатель: Посмотрим, что это за части. Большой шар – туловище. Поменьше – голова. Обратите внимание, по бокам есть еще руки. Из чего они сделаны?

Предполагаемые ответы детей: Из веточек. (на столе лежит природный материал – ветки)

Воспитатель: Что ещё есть у Снеговика?
Предполагаемые ответы детей: Шляпка, глаза и нос, пуговицы.

(на столе лежат бусины для глаз, пуговицы разного цвета, крышки для шапочек).

Воспитатель: Ребята, давайте каждый из вас сам определится, из чего будет делать своего снеговика и возьмет себе то, что потребуется для лепки. (дети выбирают себе материал из чего будут лепить и садятся на места).

Воспитатель обговаривает с детьми правила безопасности пользования стекой.

Воспитатель: А теперь приступаем к лепке. Прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнем наши руки»!

Пальчиковая игра «СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре, пять,   (Загибают пальчики по одному.) 

Мы во двор пришли гулять.  («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили,           («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,  (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,  (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.         (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.   (Отряхивают ладошки.) 

Съели суп и спать легли.       (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

Воспитатель: На доске делим брусок пластилина (глины) стекой на 2 части (большой шар - туловище, поменьше – голова).

Воспитатель: Беру большой кусок пластилина (глины). Это какой кусок? (большой) кладу его на одну ладонь, другой закрываю и круговыми движениями катаю большой шар (показ). (Можно на ладонях, а можно на доске). Воспитатель предлагает детям вылепить большой шар.

Воспитатель: Теперь беру маленький кусок. Это какой кусок? (маленький). Кладу его на одну ладошку, другой закрываю и круговыми движениями катаю маленький шар (показ воспитателя). Воспитатель предлагает детям вылепить маленький шар.

Этот маленький шар я ставлю на большой шар. Что не хватает нашему снеговику?

Предполагаемые ответы детей: рук.

Воспитатель: А руки мы ему сделаем из чего?

Предполагаемые ответы детей: Из веточек, из пластилина (глины).

Воспитатель: Ребята, можно сделать разное положение рук-веточек (вверх, в стороны и др.)

Воспитатель: Давайте сделаем глаза снеговикам. Возьмите бусинки черного цвета - это будут глазки.

Воспитатель: А теперь слепим нос снеговику (морковку). (Воспитатель обращает внимание на её цвет и форму).

Воспитатель: Предлагает детям скатать шар из пластилина, затем раскатать его в толстый столбик. Показывает, как нужно с одного конца столбика прямыми движениями пальцев вперед - назад по доске заузить столбик.

Воспитатель: Ребята, а теперь каждый украсит своего снеговика. Прикрепим пуговицы. Теперь можно завязать шарфик из ленточки.

(В процессе работы воспитатель помогает детям).

Этап 3. Рефлексия

Воспитатель: Снеговик, посмотри, какие снеговички у нас получились. Давайте дадим им имена.

Снеговик: И правда, каких красивых помощников вы слепили Деду Морозу и мне.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали на занятии?

Предполагаемые ответы детей: Лепили снеговиков, слушали сказку.

Воспитатель: А для чего мы лепили снеговиков?

Предполагаемые ответы детей: Мы лепили снеговиков, чтобы они помогли Деду Морозу разносить подарки.

Воспитатель: Что вам было трудно? А что далось вам легко? Что было самое интересное?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а Дед Мороз уже приготовил работу для снеговиков (возле настольной ёлки в группе лежат маленькие подарочки). Давайте каждый поставит своего снеговика к подарку.

Воспитатель: Молодцы! Большое вам спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Вот так чудо - Снеговик", посвященный Международному дню снеговика

С первым снегом начинаются зимние приключения, развлечения, забавы. Одной из самых популярных среди детей и взрослых игр-забав является лепка снеговика. Наделяя снежную скульптуру самыми добрыми чер...

Творческий проект, посвященный празднованию Международного дня Снеговика «Вот так чудо – Снеговик!»

Творческий проект, посвященный празднованию Международного дня Снеговика....

Конспект развлечения во 2-ой младшей группе "Снеговик-снеговик"

Зимнее Развлечение на улице для детей 2-ой младшей группы...

Игра-песня "Снеговик, Снеговик, ты такой хороший!"

Материал для разучивания с детьми....

Мастер-класс для педагогов изготовление сказочного снеговика из пластиковых стаканов "Снеговик"

Мастер-класс для педагогов МБДОУ №14 по изготовлению сказочного снеговика....

Снеговик ты снеговик

Приобщение к культуре зимних забав, праздников, традиций, развитие детских впечатлений и художественно-эстетического восприятия....