Индивидуальный план работы по Самообразованию «Развитие творческих способностей у детей посредством пластилинографии»
материал по аппликации, лепке
Цель работы по самообразованию:
Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через технологию «Пластилинография»; выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"
Индивидуальный план работы по
Самообразованию
«Развитие творческих способностей у детей
посредством пластилинографии»
Воспитателя:
Боровинская Н.А
г. Нижневартовск
2023
Цель работы по самообразованию:
Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через технологию «Пластилинография»; выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Актуальность темы:
Пластилинография – малоосвоенная техника, но чрезвычайно занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет представление об окружающем мире. А также совершенствует сенсомоторику – ориентировку в пространстве, согласованность в работе рук и глаз, координацию движений, их точность.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Поэтому необходимость и целесообразность занятий пластилинографией не вызывает сомнения.
Пластилинография-способствует развитию у детей таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, творческих способностей. - способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
- развивает умелость рук, укрепляет силу рук, движения обеих рук, подготавливает руку к освоению сложного навыка, как письмо.
- формирует различные способы и приемы техники пластилиновой живописи: мять, комкать, скручивать в комки и т.д.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:
- Пластичный материал (разноцветный пластилин).
- Бросовый и природный материал.
- Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Наглядные средства:
- Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
- Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
- Образцы работ, фотографии.
- Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).
Словесные средства: Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.
Технические средства:
- Музыка.
- Видеофильмы.
- Слайд – шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Список литературы:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
- Выготский Л. С. «Психология искусства»– М.: Педагогика, 2017 – 345 с.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2019.
- Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись»– Скрипторий 2017, 2019.
- Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2018.
- Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2016.
- Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – Спб, 2018
- Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2014.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. 2018.
- Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 2016.
- Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2019.
- Лыкова Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет«Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2017.
1-2 занятие 1 неделя | «Модница гусеница» | Программное содержание: -Обучение детей умению лепить гусеницу из пластилина на плоскости. -Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц. -Учить рисовать лапки гусеницы, вносить в рисунок дополнительные детали для обогащения образа; -Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями. -Оттягивать пальцами нужные части предметов. -Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами. |
3-4 неделя 2 неделя | «Модница гусеница» | Программное содержание: -Обучение детей умению лепить гусеницу из пластилина на плоскости. -Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц. -Учить рисовать лапки гусеницы, вносить в рисунок дополнительные детали для обогащения образа; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями. -Оттягивать пальцами нужные части предметов. -Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами. |
5-6 занятие 3 неделя | «Яблоки поспели» | Программное содержание: -Обучение умению изображать яблоки на плоскости в полу объёме в технике пластилинография. -Развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности. -Подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета. -Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе. -Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе |
7-8 занятие 4 неделя | «Яблоки поспели» | Программное содержание: -Обучение умению изображать яблоки на плоскости в полу объёме в технике пластилинография. -Развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности. -Подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета. -Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе. -Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе |
9-10 занятие 5 неделя | «Чудо плоды» | Программное содержание: -Обучение умению изображать овощи на плоскости в полу объёме в технике пластилинография. -Сформировать у детей обобщённое представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки. -Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет. |
11-12 занятие 6 неделя | «Чудо плоды» | Программное содержание: -Обучение умению изображать овощи на плоскости в полу объёме в технике пластилинография. -Сформировать у детей обобщённое представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки. - Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет. |
13-14 занятие 7 неделя | «Парусник» | Программное содержание: -Обучение умению изображать парусник на плоскости методом пластилинографии. -Заинтересовать детей в создании образа парусника в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином; -Побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины. -Продолжать развивать умение и навыки детей в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей; -Воспитывать интерес к проявлению самостоятельности. |
15-16 занятие 8 неделя | «Парусник» | Программное содержание: -Обучение умению изображать парусник на плоскости методом пластилинографии. -Заинтересовать детей в создании образа парусника в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином; -Побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины. -Продолжать развивать умение и навыки детей в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей; - Воспитывать интерес к проявлению самостоятельности. |
17-18 занятие 9 неделя | «Кленовый листочек» | Программное содержание: -Обучение детей умению лепить кленовый лист из пластилина на плоскости. -Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, умение передавать красоту осени в цвете. -Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета пластилина, создавая нужный оттенок. -Воспитывать навыки аккуратности. -Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
19-20 занятие 10 неделя | «Кленовый листочек» | Программное содержание: -Обучение детей умению лепить кленовый лист из пластилина на плоскости. -Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, умение передавать красоту осени в цвете. -Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета пластилина, создавая нужный оттенок. -Воспитывать навыки аккуратности. -Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
21-22 занятие 11 неделя | «Консервированные фрукты» | Программное содержание: -Обучение умению лепить фрукты из пластилина на плоскости. -Обобщать представление детей о фруктах, об их характерных особенностях. -Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. -Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. -Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания. |
23-24 занятие 12 неделя | «Консервированные фрукты» | Программное содержание:Обучение умению лепить фрукты из пластилина на плоскости. Обобщать представление детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания. |
25-26 занятие 13 неделя | «Мои любимые игрушки» | Программное содержание: Обучение умению изображать «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей; Расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ, Развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу; Воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
27-28 занятие 14 неделя | «Мои любимые игрушки» | Программное содержание: -Обучение умению изображать «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. -Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей; - Расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ, -Развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу; -Воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
29-30 занятие 15 неделя | «Аквариум» | Программное содержание: -Обучение детей умению лепить подводных жителей из пластилина на плоскости. -Расширить представления детей об аквариуме, о его обитателях. -Создавать образ рыбки путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку). -Учить пользоваться стекой для нанесения узоров на плавники и хвост. -Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца. -Воспитывать художественный вкус |
31-32 занятие 16 неделя | «Аквариум» | Программное содержание: -Обучение детей умению лепить подводных жителей из пластилина на плоскости. -Расширить представления детей об аквариуме, о его обитателях. -Создавать образ рыбки путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку). -Учить пользоваться стекой для нанесения узоров на плавники и хвост. -Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца. -Воспитывать художественный вкус |
33-34 занятие 17 неделя | «Снеговик» | Программное содержание: -Обучение умению передавать образ снеговика из пластилина на плоскости. -Учить создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости. -Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. -Воспитывать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. -Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. |
35-36 занятие 18 неделя | «Снеговик» | Программное содержание: -Обучение умению передавать образ снеговика из пластилина на плоскости. -Учить создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости. -Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. -Воспитывать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. -Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. |
37-38 занятие 19 неделя | «Снегурочка» | Программное содержание: -Обучение умению лепить образ Снегурочки из пластилина на плоскости. -Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. -Учить реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. |
39-40 занятие 20 неделя | «Снегурочка» | Программное содержание: -Обучение умению лепить образ Снегурочки из пластилина на плоскости. -Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. -Учить реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. |
41-42 занятие 21 неделя | «Новогодняя ёлка» | Программное содержание: -Обучение умению изображать «новогоднюю» ёлку на плоскости в полу объёме при помощи пластилина. - Расширять знания детей об истории новогоднего праздника. -Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации). -Учить добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. |
43-44 занятие 22 неделя | «Зимующие птицы» | Программное содержание: -Обучение умению передавать образ птиц на основе своих наблюдений через прямую многослойную пластилинографию. -Расширять представления детей о зимующих птицах. -Развивать умения передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. -Формировать навыки изображать птиц, передавать особенности внешнего облика; -Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию; -Воспитывать бережное отношение к природе. |
45-46 занятие 23 неделя | «Теремок» | Программное содержание: -Обучение детей умению изображать теремок на плоскости методом пластилинографии. -Развивать у детей творческое воображение. -Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. -Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. -Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. |
47-48 занятие 24 неделя | «Удивительная дымка» | Программное содержание: -Обучение детей умению расписывать готовый силуэт дымковской игрушки пластилином - Знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. -Учить выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. - Воспитывать художественный вкус. |
49-50 занятие 25 неделя | «Кораблик для папы!» | Программное содержание: -Обучение умению создавать на плоскости полу объёмный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – «пластилинографии». -Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины. -Развивать творческие способности, внимание, фантазию. -Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении. |
51-52 занятие 26 неделя | «Кактус в горшочке» | Программное содержание: -Обучение детей умению передавать образ цветка кактуса посредствомпластилинорафии. - Развивать у детей представление о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания. -Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности. -Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму. -Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. |
53-54 занятие 27 неделя | «Русская матрёшка» | Программное содержание: -Обучение умению создавать образ матрёшки в нетрадиционной технике - пластилинографии. -Познакомить с историей создания русской матрёшки. -Воспитывать интерес к народной игрушке. |
55-56 занятие 28 неделя | «Подарок для мамы» | Программное содержание: -Обучение детей умению лепить цветок мимозы из пластилина. -Учить создавать точный образ мимозы путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку). -Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца. -Воспитывать художественный вкус. |
57-58 занятие 29 неделя | «Сорокины подружки» | Программное содержание: -Обучение детей умению передавать образ сороки в технике пластилинографии. -Закрепление приёма- надавливания и размазывания. -Учить передавать характерные черты сороки через цвет, особенности строения сороки (хвост) -Учить дополнять образ сороки различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.) -Воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь) |
59-60 занятие 30 неделя | «Удивительный подводный мир» | Программное содержание: -Обучение умению создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. -Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. -Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. -Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. |
61-62 занятие 31 неделя | «Божьи коровки на ромашке» | Программное содержание: -Обучение детей умению передавать образ божьей коровки и цветка ромашки в технике пластилинографии -Закрепление умения использовать в творческой деятельности детей технического приёма – пластилинографии, формировать обобщённые способы работы посредством пластилина. -Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. -Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. |
63-64 занятие 32 неделя | «Бабочка» | Программное содержание: -Обучение детей умению лепить бабочку из пластилина на плоскости. - Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. -Познакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. -Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. |
65-66 занятие 33 неделя | «Одуванчики цветы, словно солнышко желты» | Программное содержание: -Обучение умению изображать цветок одуванчика на плоскости в полу объёме при помощи пластилина. -Учить детей создавать образы полевых растений нашего края; -Развивать эстетическое восприятие природы и образное мышление; -Воспитывать доброту, любовь и бережное отношение к природе родного края. |
67-68 занятие 34 неделя | «Перелетные птицы» | Программное содержание: -Обучение умению передавать образ птиц на основе своих наблюдений через прямую многослойную пластилинографию. -Расширять представления детей о зимующих птицах. -Развивать умения передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. -Формировать навыки изображать птиц, передавать особенности внешнего облика; |
69-70 занятие 35 неделя | «Замок» | Программное содержание: -Обучение детей умению изображать замок на плоскости методом пластилинографии. -Развивать у детей творческое воображение. -Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. -Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. -Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. |
71-72 занятие 36 неделя | «Кораблик по морю поплыл!» | Программное содержание: -Обучение умению создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – «пластилинографии». -Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины. -Развивать творческие способности, внимание, фантазию. -Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/29/picture-907728-1580319393.jpg)
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».Цель:повышение ...
План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».
План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1260124-1644469492.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством пластилинографии».
Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством пластилинографии»Выполнила: воспитатель Долматова М.В.МБДОУ "Детский сад № 68...
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.Задачи:Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/04/picture-1203489-1578137581.jpg)
план работы по самообразованию "Развитие творческих способностей посредством техники оригами"
План работы по самообразованию " Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/01/picture-294698-1717243462.jpg)
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии»
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мы работаем с детьми дошкольного возраста, с интеллектуальными нарушениями различной степени, группа разновозрастная (4-8 л...