Проект во второй младшей группе "Масленица пришла!"
материал по аппликации, лепке (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 4 Г. КИРОВСКА
Проект (тема)
«Масленица пришла!»
Группа: 2 младшая
Педагоги: Кримжалова С.Н., Осипова А.В.
Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели
Актуальность(почему взяли): Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.
Тип проекта (подчеркнуть/дописать):
- по доминирующему методу: творческий, информационный;
- по характеру содержания включает в себя ребенка и: художественно-эстетическую, познавательную, социально-коммуникативную, физкультурную;
- по характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до результата;
- по открытости/характеру контактов: осуществляется внутри возрастной группы, в контакте с семьей;
- по количеству участников: фронтальный;
- по продолжительности: краткосрочный (07.03.2024-19.03.2024)
Цель проекта:
Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа посредством знакомства с народным праздником Масленица.
Задачи:
-Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа;
-Познакомить детей с историей проведения народного праздника;
-Вспомнить названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение;
-Обогатить словарь детей.
Реализация задач осуществляется по трем основным направлениям: 1) расширения знаний детей о масленице, 2) развитие познавательной деятельности у детей 3) участие в творческой деятельности
План проекта:
1.Тема и ее происхождение: Праздник оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка.
Масленица – один из древнейших славянских праздников, традиции которого зародились еще в языческой Руси. Считалось, что человек, весело проведший масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года!
Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор,
пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для
творческого развития каждого ребенка.
2.Смежные занятия и понятия , которые можно изучить в ходе реализации проекта: познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром, рисование, лепка, аппликация.
3.Необходимые материалы: иллюстрации, беседы
4.Вопросы к детям:
-Что мы знаем о масленице?
-Как нам узнать?
-Кто(что) нам поможет?
5.Оценка: что нового и интересного вы узнали о масленице? (с точки зрения детей и воспитателя).
6.Продукты проектной деятельности: лепка «С чем блинчик?», аппликация «Блинчики, да на тарелочке», поделка из бумаги «Барышня Масленица», рисование красками «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои», совместная (дети+ родители) выставка поделок «Масленица пришла!», коллективная работа детей группы (аппликация) «Масленица».
7.Этапы проекта:
1 этап | Подготовительный этап | - Подбор методической литературы. - Подбор материалов для реализации плана проекта: иллюстрации, атрибуты для игровой и продуктивной деятельности и др. - Доведение до участников проекта важности проведения работы по проекту. - Разъяснительная работа с родителями о необходимости работы по проекту. -Подбор стихов и закличек о Масленице -Подбор хороводных и подвижных игр -Подбор материала в родительский уголок |
2 этап | Основной Организационный | 1) Интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначенные взрослым проблемы: Просмотр иллюстраций, чтение закличек, частушек, стихотворений, сказок, отгадывание загадок о Масленице 2) Привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана 3) Блоки: 1- в детском саду; 2-дома Направления: Что знаем, Что узнали, Как узнали. 4) Совместное движение взрослых и детей к результату 1день- рассматривание иллюстраций «Масленица» Беседа «Что такое Масленица», чтение закличек о Масленице, лепка «С чем блинчик?», пальчиковая гимнастика «Месим тесто», консультация для родителей «О празднике Масленица», альбом с дидактическими играми для детей «Масленица» -11.03.24 2день- рассматривание иллюстраций «Масленичные гуляния», беседа «Как на Руси Масленицу встречали», чтение стихов, аппликация «Блинчики, да на тарелочке», игра «Попади снежком в обруч», разучивание пальчиковой гимнастики «Печем блины» -12.03.24 3день- рассматривание куклы «Масленица» (поделка), физминутка «Колобок», поделка из бумаги «Барышня Масленица», разучивание игры на улице «Гори, солнце ярче!», сюжетно-ролевая игра «Приглашаем на блиночки», чтение сказки «Про Масленицу», раскрашивание раскрасок по теме проекта -13.03.24 4день- беседа «Масленичная неделя», коллективная аппликация «Масленица», пальчиковая гимнастика «Кулинарная» заучивание заклички «Солнышко покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, нас ребят обогрей!», артикуляционная гимнастика «Блинчик» (лопаточка), выставка совместных поделок родителей и детей «Масленица пришла!» 5день- отгадывание загадок по теме проекта, рисование «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои», пластилинография, раскрашивание раскрасок по теме проекта, пальчиковая игра «Солнышко- ведрышко», хороводная игра «Раздувайся, пузырь» |
3 этап | Заключительный | Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата Дети с большим интересом узнали о том, что за народный праздник Масленица и почему на этот праздник пекут блины, зачем сжигают Масленицу. С удовольствием отгадывали загадки и заучивали заклички, слушали стихи. Дети активно принимали участие в аппликации, лепке, рисовании. Совместно с родителями создали предметно - развивающую среду, которая влияет на формирование личности ребенка и возможностей для его творческого развития (мастерили поделки, учили частушки). |
Сетевая паутинка проекта
Формы
| Методы
|
Рефлексия проекта (выводы): В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленица, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям. Проект способствовал развитию у детей любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия были направлены на стремление изучить традиции родной страны. У родителей появилась возможность разнообразить совместное с детьми времяпрепровождение. | Средства
|
Загадки о Масленице
Масленицу любим мы, И весну встречаем. Едим вкусные блины, Запиваем... Чаем Блины пекут не просто так — Традиции дань отдается. Блины — это весенний знак, Они напоминают... Солнце Этот праздник знаешь ты, На него печем блины. Зиму прочь им прогоняем, Весну красную встречаем. Масленица Он круглый и румяный, Его любят со сметаной И с вареньем, и с медком, Вкус его нам всем знаком. Блин | Пусть уходит со снегами, Пусть не станет больше льда, Провожаем мы с блинами Её шумно, как всегда! Зима Масленица к нам пришла, И блинов в дар принесла. А это значит, что: — Зима, уходить тебе пора. Что приходит к нам она, Долгожданная... весна Он вкусней, чем лучший торт И полезен для здоровья. Кто блиночек окунёт, Вмиг съест лакомство такое. Мед Я — совсем не колобок, Хоть и тоже пёкся впрок, Не пирог для именин, И не торт, а вкусный... блин |
Заклички о Масленице
Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей! Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая, На саночках расписных, На кониках вороных. Живёт Масленица семь деньков. Оставайся, Масленица, семь годков. Как вставала я ранёшенько, Убиралася быстрёшенько: Пришла к нам Масленица, Принесла блинов да маслица! Веселись, народ: В гости Масленка идет С пирогами и блинами, - Весну под руку ведет! Будем петь, гулять, - Весну-матушку встречать! На санях кататься, блинками баловаться! | Как на масленой неделе Каждый день блины мы ели. И мальчишки, и девчонки Собирались на вечерки: Песни пели и плясали, Весну радостно встречали! Весну радостно встречали, Зиму на год провожали. Встали дружно в хоровод – В гости к нам весна идет! Матушка-Масленица подарила праздник нам! Потчует блиночками сыновей и дочек! Привела с собой Весну, - теперь веснушки на носу! Веселись, гуляй народ, чтоб жить сытно целый год! |
Стихотворения про Масленицу
Масленица расписная! Развесёлая, святая! Дружно, весело пришла, Хороводы развела! Весело её отметим И блинами всех мы встретим! Здравствуй, Масленица наша! Не нужна сегодня каша, Будем кушать мы блины, Будем теплой ждать весны! Нынче проводы зимы, Встреча молодой весны. Хороша весна-красна, К нам опять спешит она. Всех блинами угощают, Чай горячий наливают, Будут петь и танцевать, Пламя ярко разжигать | Собрались все в хоровод — Масленица к нам идет, За собой весну ведет, Гонит зиму от ворот. Уходи быстрей, зима! Для весны пришла пора — Тает снег, звенит капель. Забирай свою метель! Яркий лучик бьет в оконце, Нас зовет на праздник солнце. Нынче проводы зимы, Встреча будущей весны. Подходите, налетайте — Вот блиночки, уплетайте. Пейте чай и — в хоровод, Уж весны настал черед! |
Чтение художественной литературы
Сказка о Масленице
Мороз и Метелица жили в холодных краях, на самом крайнем Севере. У них была дочка Масленица. Однажды один человек, уставший от лютых морозов, попросил ее согреть и развеселить людей. Масленица поспешила на помощь людям.
Румяная, веселая, она не только развеселила людей и накормила их блинами, но и Весну-красну позвала. Людям понравилось, что весна на приглашение откликнулась, и с тех пор каждый год празднуют Масленицу.
Сказка про Масленицу
Поспорили однажды Зима с Весной, кто из них главнее.
Зима говорит:— Конечно я! Нет больше такого времени года, которое так сильно бы отличалось от других. Только зимой бывает снег и мороз. Только зимой у детишек столько интересных забав – и с горки спуститься, и на лыжах покататься, и в снежки поиграть, и снеговика слепить.
И природе от меня большая польза. Землю снегом покрываю, как одеялом пушистым. Она всю зиму в тепле отдыхает, а потом урожай дает. А деревья сил набираются, чтобы новой листвой обзавестись.
Не соглашается Весна с главенством Зимы и свои доводы приводит:
— Так-то так, подруженька. Да только не везде зимой снег бывает, которым ты хвастаешь. А вот весенней поры все очень ждут. Потому что я тепло приношу, деревья в новую листву одеваю, цветочками первыми людей радую.
А уж детворе-то сколько радостей с приходом весны! Дети не дождутся, когда они теплую одежду снимут да по свежей травке побегают, из песка куличики сделают. И на велосипедах ребята еще больше любят кататься, чем на лыжах.
Услышало спор Солнце. Видит, Зима с Весной не на шутку друг другу перечат. Того и гляди, козни друг другу начнут строить.
Решило Солнце вмешаться. Из лучиков смастерило посланницу – девушку солнечную.
— Ступай, милая, подружи да умасли этих спорщиц. Чтоб не ругались они, кто важнее, а дружно Земле служили да людей радовали. Назовем тебя Масленицей. За неделю справишься?
Подумала Масленица чуток и отвечает:
— Чтоб Зиму с Весной подружить, я проведу для людей неделю забав, встреч, угощений вкусных. Пусть все с благодарностью Зиму провожают и с радостью Весну встречают. Потому что обе поры важные.
С тех пор, как только подходит зима к концу, и весна в дверь стучится, люди празднуют Масленицу. А Солнце смотрит на радующихся людей и видит, что Масленице удалось Зиму с Весной подружить и праздник общий устроить.
Пальчиковые игры
«Месим тесто»
Руками имитируем процесс вымешивания теста.
- Тесто мнем, мнем, мнем! Очень энергично сжимаем и разжимаем
- Тесто жмем, жмем, жмем! руки в кулачки (одновременно и поочередно).
- Пироги мы испечем! Руками совершаем движения, как будто лепим снежки.
«Печем блины»
Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.
Мама нам печет блины, Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной.
«Кулинарная»
В миску яйца разбиваем (рубящие движения рёбрами ладоней)
Молоко в них добавляем (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)
Засыпаем всё мукой, (движение руками: жмём- жмём)
Сыпем сахар, (имитируем движение щепоткой правой руки)
Сыпем соль, (имитируем движение щепоткой левой руки)
В сковородку тесто льём (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)
И оладышки печём! (хлопаем в ладоши)
Блинчик – папе! (загибаем пальчики на одной руке на каждую строчку):
Блинчик – маме!
Блинчик – бабушке Наталье!
Блинчик – дедушке Кузьме!
А последний блинчик – мне!
«Солнышко-ведрышко»
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей, Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).
Физкультминутки
«Колобок»
Колобок, колобок, теплый и румяный (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок (прыжки на месте)
То направо повернул, то налево он свернул (повороты направо, налево)
То с листочком закрутился (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился (приседание)
Покатился по дорожке (бег на месте)
И попал ко мне в ладошки (дети подбегают к воспитателю).
Артикуляционная гимнастика
«Блинчик» (Лопаточка)
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под стих:
Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму.
Консультации для родителей
- о празднике Масленица
Приложение
Вторник 12.03.24
Беседа «Как на Руси Масленицу встречали»
Цель-знакомство детей со старинными обычаями встречи весны.
Задачи- продолжать знакомить детей с народным праздником Масленица, ее символами традициями проведения праздника. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, желание применять их в жизни.
Материал- иллюстрации картин «Масленичные гуляния»
Ход занятия Собиралочка для детей : Соберемся дружно в круг, за руки возьмемся. Ты мне друг, и ты мне друг! Друг другу улыбнемся!
Восп- Послушайте стихотворение
Масленица расписная! Развесёлая, святая! Дружно, весело пришла, Хороводы развела! Весело её отметим И блинами всех мы встретим!
Восп- Дети, о каком празднике говорится в стихотворении? Ответы детей Правильно, о Масленице. Ребята, в старину на Руси люди отмечали самый веселый праздник-Масленица. Масленицу на Руси ждали с особым нетерпением, называли ее «широкой», веселой. Веселый и озорной праздник длился целую неделю. В эти дни утраивались ярмарки, уличные игры, пляски. Люди собирались на площади, пели песни, водили хороводы, устраивали веселые представления. (Иллюстрации) И взрослые, и дети катались с горы на санках, лыжах, веселились, шутили, ездили по деревне на лошадях. А еще во время празднования Масленицы и взрослые, и дети любили строить снежные крепости и бросаться снежками. Предлагаю вам поиграть со снежками.
Игра «Попади снежком в обруч» Играют 2 команды, дети берут по 1 снежку(шарику) и встают в 2 колонны. По сигналу воспитателя, дети по очереди кидают свой снежок каждый в свой обруч. Побеждает та команда, у которой в обруче больше снежков.
Восп.- Молодцы ребята. А теперь предлагаю вам отдохнуть и послушать, какие блины пекли хозяйки в старину. Ведь самое главное в Масленице это- блины! Хозяйки пекли блины каждый день. В первый день- блинища, во второй- блины, в третий- блинцы, в четвертый- блинчики, в пятый- блинки, в шестой- блиночки, в седьмой- царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед.
А вы любите блины? А с чем? Ответы детей Молодцы.
Рефлексия. - скажите, как называется праздник, который мы сейчас с вами отмечаем всю неделю? Ответы детей
-как встречали Масленицу на Руси? Ответы детей
-что любили строить и взрослые, и дети во время празднования Масленицы? Ответы детей
Беседа: «Дни масленичной недели»
Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:
Понедельник - Встреча;
Вторник - Заигрыш;
Среда - Лакомка;
Четверг - Разгуляй;
Пятница - Широкая масленица;
Суббота - Золовкины посиделки;
Воскресенье -Прощёный день.
Первый день Масленицы. Встреча.
К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.
Второй день Масленицы. Заигрыш.
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Гостей принимали - встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы.
Третий день Масленицы. Лакомка.
На Лакомку созывали всех родных и угощали блинами. Считалось, что нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".
Четвёртый день Масленицы. Разгуляй.
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
Пятый день Масленицы. Широкая масленица.
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".
Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье.
В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект во второй младшей группе "Ёлочка зелёная в гости к нам пришла!"
«Ёлочка зелёная в гости к нам пришла!»Проект (семейный краткосрочный)Тип: практико-ориентированныйвторая младшая группа Проблема: отсутствие ёлки в группе при подготовке к новог...
Краткосрочный, практико-ориентированный, проект во второй младшей группе «Елочка зеленая в гости к нам пришла»
Детский сад – это первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители . Дальнейшее развитие зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продум...
Проект во второй младшей группе "Зима пришла"
Проект помогает детям расширить представления об особенностях зимнего времени года....
Проект во второй младшей группе "Зима пришла".
Формирование у детей представления об особенностях зимнего времени года....
Проект во второй младшей группе «Пришла Весна»
Проектная деятельность...
Проект во второй младшей группе "Пришла весна". Паспорт проекта, карта реализации, конспект занятия.
В материале представлены: Паспорт проекта во второй младшей группе Тема: «Пришла весна». Карта реализации проекта. Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром &laqu...
Проект во второй младшей группе «Пришла Весна»
АктуальностьОдной из основных задач, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с окружающего мира: людей, живой и неживой природы. ...