Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию на тему: «Дымковская барышня»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Чернышева Ольга Олеговна

аппликация по дымковской росписи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_dek-prikl_tv.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

   

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект занятия

по художественно – эстетическому развитию

на тему: «Дымковская барышня»

(в разновозрастной группе компенсирующей направленности с 5 до 7 лет)

Воспитатель:

Чернышева О.О.

 высшая квалификационная категория

Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности с 5 до 7 лет
Тема: «Дымковская барышня»
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

Задачи:

Образовательные: 

- Познакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки);

  -упражнять в вырезании кружочков, полосок, аккуратно работать с клеем;

- учить составлять аппликацию из простейших элементов дымковской росписи;

Развивающие: 
- развивать речь, умения отвечать на вопросы воспитателя;

-развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма

Воспитательные:

-формировать эстетическое восприятие и творческие способности;

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Предварительная работа: знакомство с Дымковской росписью, рисование Дымковской барышни. 
Оборудование: Дымковские игрушки, посылка, письмо, заготовки из цветной бумаги дымковской росписи, клей, салфетка, клеенка.

Ход:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Вводная часть:

Ребята, сегодня на занятие мы не одни. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

А теперь давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг.

Я, твой друг и ты мой друг.

Вместе встали мы все в круг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Проходите, садитесь на стульчики.

- В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке!

У барыни на коромысле

ведёрки синие повисли.

А у другой румяной пышки-

Под боком малые детишки!

(Рассматривание дымковских игрушек.)

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Когда-то очень давно (более 500 лет назад), на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода - Дымково.

-В этом поселении люди делали игрушки.

- Из какого материала они сделаны?

- Лепили мастера из красной глины. Слепят, и в печь поставят, обжигают, чтобы игрушки стали крепкими и могли долго радовать всех.

-Что делали с игрушками после обжига?

-После обжига игрушки белили мелом, разведённым в молоке. По белому фону мастерицы расписывали игрушки.

 -Какие цвета выбирали для раскрашивания игрушек?

Цвета выбирали самые разнообразные: красные, синие, зелёные, жёлтые и даже золотые. Это, пожалуй, самая нарядная игрушка!

-А вам интересно, что означает каждый цвет?

- Зеленый – символ природы; красный красоты и здоровья, желтый –символ огня; голубой –символ неба.

- Посмотрите на разнообразие узоров (вывешиваю плакат). Какие геометрические формы мы можем увидеть в дымковской росписи?

Украшали этими геометрическими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.

- Вот что означают эти узоры.

Круги - солнце

Волнистые линии - вода

Маленькие круги - семена

Полоски- ростки

Клетка - засеянное поле.

-Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.

Вы бы хотели побыть некоторое время мастерами дымковской игрушки?

- Здравствуйте.

- Дети встают в круг и проговаривают слова.

- Игрушки были сделаны из глины.

- После обжига люди расписывали игрушки.

- Красный, желтый, зеленый, синий.

- Конечно.

- Круги, клетка, волнистые линии, полоски, точки.

- Хотели.

2. Основная часть

Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!»

 Посмотрите, а что это? Какая-то посылка и письмо и фотография, давайте прочитаем письмо.

Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!».

- Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места.

Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться!

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц.  Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Физминутка:

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские.

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком,

Щечки будто яблочки.

С нами издавна знаком,

Весь народ на ярмарке.

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие цвета хотите использовать и каким узором будете украшать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске.

Перед началом работы, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

Каждый из вас получает себе по барышне и начинает украшать ей юбку.

- Для чего нам нужна будет клеенка?

- Для чего нам нужна салфетка?

Дети выбирают полосы и круги понравившегося им цвета и выполняют работу, педагог контролирует работу детей и помогает.

- Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем.

- Украсить юбку у барышни.

- Дети занимают места за столами.

Руки на пояс, небольшое покачивание плечиками.

Поворот друг к другу, улыбаются.

Поворот вокруг себя,

Небольшие приседания,

Руки перед собой, на пояс.

Легкое прикасание к щекам,

Стоят ровно.

Поклон.

- Соединять пальцы в "замок".

- Касание кончиков пальцев обеих рук.

- Парное касание пальцев от мизинцев.

- Руки вниз, встряхнуть кистями.

- На ней мы будем наносить клей на детали украшения юбки.

- Салфетка нам нужна, для того, чтобы вытирать излишки клея.

Дети выбирают понравившиеся им по цвету и форме заготовки и выполняют аппликацию.

3. Заключительная часть:

- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

- А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: «Крутись, вертись, в группе окажись».

- Понравилось Вам наше сегодняшнее путешествие в мастерскую.

- Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?

- Вы все большие молодцы, все справились и помогли Марье – искуснице.

- Давайте скажем до свидания и нашим гостям.  

- Дети по мере выполнения работы вывешивают готовые работы на доску.

- Да, очень понравилось.

- Выбор подходящего цвета, составление правильного орнамента.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ОО «Художественно - эстетическое развитие» по теме: «Петушок-золотой гребешок»

закрепление знаний детей о петушке, о его внешнем виде, повадках; активизировать в речи прилагательные: красивый, голосистый, разноцветный; упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажн...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование). Тема «Самолеты летят сквозь облака»

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование). Тема «Самолеты летят сквозь облака». Средняя группа...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: "Путешествие в сказку"

Конспект по художественно-эстетическому развитию на тему "Хохлома" для старшей подготовительной группы....

Занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Дымковская птица»

Занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Дымковская птица»...

занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Дымковская птица»

занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Дымковская птица»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему Шарик для котёнка в группе раннего развития

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему Шарик для котёнка в группе раннего развития...