Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию на тему: «Дымковская барышня»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №72»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Конспект занятия
по художественно – эстетическому развитию
на тему: «Дымковская барышня»
(в разновозрастной группе компенсирующей направленности с 5 до 7 лет)
Воспитатель:
Чернышева О.О.
высшая квалификационная категория
Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности с 5 до 7 лет
Тема: «Дымковская барышня»
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки);
-упражнять в вырезании кружочков, полосок, аккуратно работать с клеем;
- учить составлять аппликацию из простейших элементов дымковской росписи;
Развивающие:
- развивать речь, умения отвечать на вопросы воспитателя;
-развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма
Воспитательные:
-формировать эстетическое восприятие и творческие способности;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Предварительная работа: знакомство с Дымковской росписью, рисование Дымковской барышни.
Оборудование: Дымковские игрушки, посылка, письмо, заготовки из цветной бумаги дымковской росписи, клей, салфетка, клеенка.
Ход:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Вводная часть: | |
Ребята, сегодня на занятие мы не одни. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг. Я, твой друг и ты мой друг. Вместе встали мы все в круг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Проходите, садитесь на стульчики. - В любой порядочной избушке Есть место дымковской игрушке! У барыни на коромысле ведёрки синие повисли. А у другой румяной пышки- Под боком малые детишки! (Рассматривание дымковских игрушек.) Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Когда-то очень давно (более 500 лет назад), на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода - Дымково. -В этом поселении люди делали игрушки. - Из какого материала они сделаны? - Лепили мастера из красной глины. Слепят, и в печь поставят, обжигают, чтобы игрушки стали крепкими и могли долго радовать всех. -Что делали с игрушками после обжига? -После обжига игрушки белили мелом, разведённым в молоке. По белому фону мастерицы расписывали игрушки. -Какие цвета выбирали для раскрашивания игрушек? Цвета выбирали самые разнообразные: красные, синие, зелёные, жёлтые и даже золотые. Это, пожалуй, самая нарядная игрушка! -А вам интересно, что означает каждый цвет? - Зеленый – символ природы; красный красоты и здоровья, желтый –символ огня; голубой –символ неба. - Посмотрите на разнообразие узоров (вывешиваю плакат). Какие геометрические формы мы можем увидеть в дымковской росписи? Украшали этими геометрическими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл. - Вот что означают эти узоры. Круги - солнце Волнистые линии - вода Маленькие круги - семена Полоски- ростки Клетка - засеянное поле. -Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души. Вы бы хотели побыть некоторое время мастерами дымковской игрушки? | - Здравствуйте. - Дети встают в круг и проговаривают слова. - Игрушки были сделаны из глины. - После обжига люди расписывали игрушки. - Красный, желтый, зеленый, синий. - Конечно. - Круги, клетка, волнистые линии, полоски, точки. - Хотели. |
2. Основная часть Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!» Посмотрите, а что это? Какая-то посылка и письмо и фотография, давайте прочитаем письмо. Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!». - Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь? Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Физминутка: Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские. Щеголихи слободские, Кумушки посадские. У нас ручки крендельком, Щечки будто яблочки. С нами издавна знаком, Весь народ на ярмарке. Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие цвета хотите использовать и каким узором будете украшать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске. Перед началом работы, давайте сделаем пальчиковую гимнастику: Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. С вами мы подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. Каждый из вас получает себе по барышне и начинает украшать ей юбку. - Для чего нам нужна будет клеенка? - Для чего нам нужна салфетка? Дети выбирают полосы и круги понравившегося им цвета и выполняют работу, педагог контролирует работу детей и помогает. | - Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем. - Украсить юбку у барышни. - Дети занимают места за столами. Руки на пояс, небольшое покачивание плечиками. Поворот друг к другу, улыбаются. Поворот вокруг себя, Небольшие приседания, Руки перед собой, на пояс. Легкое прикасание к щекам, Стоят ровно. Поклон. - Соединять пальцы в "замок". - Касание кончиков пальцев обеих рук. - Парное касание пальцев от мизинцев. - Руки вниз, встряхнуть кистями. - На ней мы будем наносить клей на детали украшения юбки. - Салфетка нам нужна, для того, чтобы вытирать излишки клея. Дети выбирают понравившиеся им по цвету и форме заготовки и выполняют аппликацию. |
3. Заключительная часть: | |
- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы. Вот игрушки так игрушки! Нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней чудной красоты, Чтоб ввести нас в мир России, В мир преданий и добра, Чтоб сказать, что есть в России Чудо – люди, мастера! - А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: «Крутись, вертись, в группе окажись». - Понравилось Вам наше сегодняшнее путешествие в мастерскую. - Какие трудности вы испытывали при выполнении задания? - Вы все большие молодцы, все справились и помогли Марье – искуснице. - Давайте скажем до свидания и нашим гостям. | - Дети по мере выполнения работы вывешивают готовые работы на доску. - Да, очень понравилось. - Выбор подходящего цвета, составление правильного орнамента. - До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ОО «Художественно - эстетическое развитие» по теме: «Петушок-золотой гребешок»
закрепление знаний детей о петушке, о его внешнем виде, повадках; активизировать в речи прилагательные: красивый, голосистый, разноцветный; упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажн...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование). Тема «Самолеты летят сквозь облака»
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование). Тема «Самолеты летят сквозь облака». Средняя группа...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: "Путешествие в сказку"
Конспект по художественно-эстетическому развитию на тему "Хохлома" для старшей подготовительной группы....
Занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Дымковская птица»
Занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Дымковская птица»...
занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Дымковская птица»
занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Дымковская птица»...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему Шарик для котёнка в группе раннего развития
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему Шарик для котёнка в группе раннего развития...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему"Дымковскаяая игрушка - нарядная барышня"
знакомить детей с элементами дымковской росписи....