Самообразование "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию"
электронный образовательный ресурс по аппликации, лепке (средняя группа)
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования 2023-2024 | 32.3 КБ |
samoobrazovanie_2.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
В комбинированной группе №2 «Земляничка»
Учитель-дефектолог: Тужик Анна Валерьевна
Тема: «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию»
Цель: Развить мелкую моторику рук у ОВЗ, через нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ методом пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Сплотить детский коллектив.
Актуальность выбранной темы
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
План работы на год
Сроки | Работа с детьми | Практические выходы | Взаимодействие с родителями | Практические выходы | ||
Сентябрь - май | Методическая работа
| |||||
Сентябрь | Диагностика эмоционального и художественного развития дошкольника (первичный мониторинг). «В лес за грибами» Цель: Беседа с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривание муляжей грибов, учить рисовать грибы и закрашивать пластилином. Закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность. «Овощи на тарелке». Цель: Формировать у детей обобщенное понятие об овощах. Продолжать учить детей отщипывать ,скатывать небольшие кусочки пластилина. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. «Астры» Цель: Учить детей передавать характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. | Беседа «Путешествие в Пластилинию». - Историческая справка о пластилине. - Виды пластилина, его свойства и применение. - Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. – - Разнообразие техник работ с пластилином. ( придавливание, разглаживание, примазывание) | Консультации и сообщения для родительского уголка. Привлечение родителей к оснащению группы бросовым материалом для творчества. | Беседы с родителями о важности данной проблемы. | ||
Октябрь | "Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке" Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). "Божья коровка, улети на небо" Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. | Оснащение группы дидактическим материалом, видеофильмами. Оформление папки «Пластилиновые чудеса». | Просмотр видеофильма о нетрадиционных способах лепки.
Консультация на тему «Из чего можно лепить?» | Буклет для родителей «Пластилинография для ребят» | ||
Ноябрь | "Осень золотая" Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук. "Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем" Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать активную работу пальцев рук. «Дымковская игрушка - лошадка» Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. «Дымковская игрушка - лошадка» Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. | Чтение художественной литературы по теме плана. Работа с дидактическими пособиями, просмотр видеоматериалов. | Оформить статью в родительский уголок « Важные секреты по работе с пластилином» | Презентация фотогазеты «Маленькие творцы» |
Декабрь | "Белая снежинка мне на ладошку села" Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. "Снеговик" Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. "Новогодние шары так прекрасны и важны" Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. "Елка новогодняя огоньками светится" Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук. | Создание коллективного панно «Елочка-красавица». Изготовление памяток о свойствах и способах работы с пластилином. | Оформление памятки для родителей «Рассматриваем и оцениваем детские работы». | День открытых дверей. Проведение мастер-класса для родителей по нетрадиционной технике лепки. |
Январь | «Пингвины на льдине» Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. "Зимняя картина" Познакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. "Вот что я умею" (самостоятельная Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. | Организация выставки детских работ «Мы творим из пластилина». Изготовление «пластилинового» алфавита | Рекомендации для родителей на тему « Как выбрать пластилин, его разновидность» | Выставка детских работ. |
Февраль | "Галстук для папы" Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы. "Сердечки" (самостоятельная работа детей) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук. «Ваза с цветами» Учить детей рисовать вазу с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии. «Павлин» Познакомить детей с произведением П.Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. | «За окошком снегири» коллективная работа. | Творческое «задание на дом» – совместное изготовление лепной картины из пластилиновых шариков. | Консультация « Занятия с пластилином в домашних условиях» |
Март | «Подснежники для мамы» Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. "Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей) Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие. «Красивый коврик» Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета. | Изучение методической литературы «Весна идет…» Панно весенних цветов для мам. | Выставка совместного творчества детей и родителей. | Папка - передвижка «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей» |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. | ||
Перспективы на следующий год: 1.Продолжить работу по теме: «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через пластилинографию»; 2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме; 3. Изучить новинки методической литературы по пластинографии; 4. В работе с родителями включить беседы посиделки, организации совместных праздников. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приёмы используемыми именно в технике пластилинографии Примазывание Налепливание Заглаживание Размазывание
Давыдова Г. Н. « Пластилинография 1, 2, 3». Издательство «Скрипторий – 2003», 2006 Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография . Издательство «Скрипторий – 2003»,2008. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.– М.: АСТ; СПб: Сова, 2006 Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010 Е.А.Румянцева . Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г. Рони Орен «Секреты пластилина». – М., 2012 г. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство). Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009 Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров). Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....
Формирование творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение не только о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей, но и о развитии их твор...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...
«Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация для родителей...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
За последние годы резко вырос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт- терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...
"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"
В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...