Самообразование "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию"
электронный образовательный ресурс по аппликации, лепке (средняя группа)

Тужик Анна Валерьевна

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план самообразования 2023-202432.3 КБ
Файл samoobrazovanie_2.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

План самообразования 

В комбинированной группе №2 «Земляничка»

Учитель-дефектолог: Тужик Анна Валерьевна

Тема:  «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию»

Цель: Развить мелкую моторику рук у ОВЗ, через нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка, необходимых для создания индивидуальных неповторимых работ методом пластилинографии.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

 -  Сплотить детский коллектив.

Актуальность выбранной темы

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

 

План работы на год

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Взаимодействие  с родителями

Практические выходы

Сентябрь - май

Методическая работа

  1.  Давыдова Г. Н. «Пластилинография 1, 2, 3». Издательство «Скрипторий – 2003», 2006
  2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. Издательство «Скрипторий – 2003»,2008.
  3. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997.
  4. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
  5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.– М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
  6. Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
  7. Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
  8. Рони Орен «Секреты пластилина». – М., 2012 г.
  9. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  10. Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
  11. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

 

Сентябрь

Диагностика эмоционального и художественного развития дошкольника (первичный мониторинг). 

«В лес за грибами»

 Цель: Беседа с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривание муляжей грибов, учить рисовать грибы и закрашивать пластилином. Закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность.

 «Овощи на тарелке».

 Цель: Формировать у детей обобщенное понятие об овощах. Продолжать учить детей отщипывать ,скатывать небольшие кусочки пластилина.  Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

 «Астры»

 Цель: Учить детей передавать  характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Беседа «Путешествие в Пластилинию».

- Историческая справка о пластилине.

- Виды пластилина, его свойства и применение.  

- Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. –

- Разнообразие техник работ с пластилином.

( придавливание, разглаживание, примазывание)

Консультации и сообщения для родительского уголка.

Привлечение родителей к оснащению группы бросовым материалом для творчества. 

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

Октябрь

"Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке"

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания).

"Божья коровка, улети на небо"

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.

Оснащение группы дидактическим материалом, видеофильмами.

Оформление папки «Пластилиновые чудеса».

Просмотр видеофильма о нетрадиционных способах лепки.

 

Консультация на тему «Из чего можно лепить?» 

Буклет для родителей «Пластилинография для ребят»

Ноябрь

"Осень золотая"

Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук.

"Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем"

Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать активную работу пальцев рук.

«Дымковская игрушка - лошадка» 

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность.

«Дымковская игрушка - лошадка»

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Чтение художественной литературы по теме плана.

Работа с дидактическими пособиями, просмотр видеоматериалов.

Оформить статью в родительский уголок

« Важные секреты по работе с пластилином»

Презентация фотогазеты «Маленькие творцы»

Декабрь

"Белая снежинка мне на ладошку села"

Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.

"Снеговик"

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал.

"Новогодние шары так прекрасны и важны"

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.

"Елка новогодняя огоньками светится"

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук.

Создание коллективного панно

«Елочка-красавица».

Изготовление памяток о свойствах и способах работы с пластилином.

Оформление памятки для родителей

«Рассматриваем и оцениваем детские работы».

День открытых дверей. Проведение мастер-класса для родителей по нетрадиционной технике лепки.

Январь

«Пингвины на льдине»

 Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

"Зимняя картина"

Познакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.

"Вот что я умею" (самостоятельная 
деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

Организация выставки детских работ «Мы творим из пластилина».

Изготовление «пластилинового» алфавита

Рекомендации для родителей на тему « Как выбрать пластилин, его разновидность»

Выставка детских работ.

Февраль

"Галстук для папы"

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

"Сердечки" (самостоятельная работа детей)

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук.

«Ваза с цветами»

Учить детей рисовать вазу  с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии.

«Павлин»

 Познакомить детей с произведением П.Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. 

«За окошком снегири» коллективная работа.

Творческое «задание на дом» – совместное изготовление лепной картины из пластилиновых шариков.

Консультация

« Занятия с пластилином в домашних условиях»

Март

«Подснежники для мамы»

Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

"Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей)

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие.

«Красивый коврик»

Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета.

Изучение методической литературы

«Весна идет…» Панно весенних цветов для мам.

Выставка совместного творчества детей и родителей.

Папка - передвижка «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»

Апрель

"Волшебное яичко"

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия.

"Весна идет, весне дорогу"

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

"Проснулись жуки, червячки и другие насекомые"

Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.

Разработка диагностических материалов для детей ОВЗ умений работы с пластилином.

Галерея лучших детских работ.

Итоговое анкетирование «Что вам дал этот проект?»

Май

«Открытка к Дню обеды»

Продолжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам В.О.В.

"Земляника"

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

 

Анализ своей работы

Итоговая диагностика на умение работы с пластилином.

Консультация для родителей: «Развитие у детей с ОВЗ художественных способностей»

Проведение тематического родительского собрания с презентацией видеофильма открытого занятия.

Самореализация

Май

Показ открытого мероприятия.

Беседа на тему «Что мы знаем о пластилине».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом  педсовете.

Перспективы на следующий год:

1.Продолжить работу по теме:  «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через пластилинографию»;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы по пластинографии;

4. В работе с родителями включить беседы посиделки, организации совместных праздников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через пластилинографию Автор : Тужик Анна Валерьевна, Учитель-дефектолог МАДОУ «Буратино» 2024

Слайд 4

Приёмы используемыми именно в технике пластилинографии Примазывание Налепливание Заглаживание Размазывание

Слайд 8

Давыдова Г. Н. « Пластилинография 1, 2, 3». Издательство «Скрипторий – 2003», 2006 Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография . Издательство «Скрипторий – 2003»,2008. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.– М.: АСТ; СПб: Сова, 2006 Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010 Е.А.Румянцева . Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г. Рони Орен «Секреты пластилина». – М., 2012 г. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство). Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009 Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров). Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....

Формирование творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение не только о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей, но и о развитии их твор...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

За последние годы резко вырос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт- терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...

"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...