Программа кружка "Делки-рукоделки"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Субботина Марина Анатольевна

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов: пластилинографии; аппликации; рисования, их особенностями, многообразием материалов. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delki-rukodelki_3-4_let._subbotina.docx70.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1

«» сентября 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«» сентября 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от .09.23 г.

Дополнительная общеразвивающая

программа

платных образовательных услуг

художественно-эстетической

направленности «Делки - рукоделки»

Возраст воспитанников: 3-4 лет (1 корпус)

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Субботина Марина Анатольевна,

воспитатель

г. Нягань, 2023

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов: пластилинографии; аппликации; рисования, их особенностями, многообразием материалов. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 

Цель и задачи

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии, аппликации, нетрадиционной техники рисования и удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в художественно-эстетическом развитии.

Задачи: 

- развивать мелкую моторику рук;

- познакомить детей с нетрадиционными техниками работы

- формировать навыки сотрудничества

- прививать интерес к ручному труду;

- развивать творческие способности детей

- создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития воспитанников;

- воспитывать культуру деятельности,;

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: художественно-эстетическая

Категория воспитанников

Воспитанники: 3-4 лет.

Объем и срок освоения программы

Количество занятий для каждой возрастной категории: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форму обучения: очная.

Особенности: основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства:

1. пластилинографии

2. аппликации

3. нетрадиционные техники рисования

Отличительные особенности

Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемам.

Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания. Использование разнообразного арсенала конкретных методов и приёмов, направленных на эффективное освоение навыков включающих выполнение тонких координированных движений руки дошкольников. 

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети должны знать и уметь:

Знать: правила техники безопасности; основные приемы пластилинографии : надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание; основные формы штриховки; правила склеивания;

Уметь: работать с различными предметами; правильно держать кисть, карандаш; пользоваться клеем, салфеткой; заштриховывать изображение; изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу; выполнять несложные техники рисования.

Раздел 2.Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Листопад

1

1

наблюдение

2.

Дары осени

1

1

выставка

3.

Красивый зонтик

1

1

выставка

4.

Созрел виноград

1

1

выставка

5.

Яблочный компот

1

1

выставка

6.

Веселый ежик

1

1

выставка

7.

Ягода-рябина

1

1

выставка

8.

Подарок для мамы

1

1

выставка

9.

Деревья зимой

1

1

наблюдение

10.

Дед мороз

1

1

выставка

11.

Ёлочный шарик

1

1

самостоятельная работа

12.

Пингвины

1

1

выставка

13.

Ёлочка, красавица, в гости к нам пришла

1

выставка

14.

Варежки

1

1

выставка

15.

Валенки

1

1

выставка

16.

Снеговик

1

1

выставка

17.

Вот такое лакомство!

1

1

выставка

18.

Солнышко проснулось, деткам улыбнулось

1

1

самостоятельная работа

19.

Цветущий сад

1

1

1

наблюдение

20.

Радуга-дуга

1

1

выставка

21.

Моя любимая игрушка

1

1

выставка

22.

Воздушные шарики

1

1

выставка

23.

Сервиз для бабушки

1

1

выставка

24.

Пасхальное яйцо

1

1

самостоятельная работа

25.

Рыбки плавают в пруду

1

1

выставка

26.

Бабочка-красавица

1

1

выставка

27.

Одуванчик

1

1

самостоятельная работа

28.

Коллективная работа

Здравствуй, лето 

1

1

диагностика

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

04

10

2023

17.00-17.15

I подгруппа

17.25-17.40

II подгруппа

теоретическое

1

Осенний лес

группа

наблюдение

2.

11

10

2023

17.00-17.15

I подгруппа

17.25-17.40

II подгруппа

практическая работа

1

Дары осени

группа

выставка

3.

18

10

2023

17.00-17.15

I подгруппа

17.25-17.40

II подгруппа

практическая работа

1

Красивый зонтик

группа

выставка

4.

25

10

2023

17.00-17.15

I подгруппа

17.25-17.40

II подгруппа

практическая работа

1

Созрел виноград

группа

выставка

5.

01

11

2023

17.00-17.15

I подгруппа

17.25-17.40

II подгруппа

практическая работа

1

Яблочный компот

группа

выставка

6.

08

11

2023

17.00-17.15

I подгруппа

17.25-17.40

II подгруппа

практическая работа

1

Веселый ежик

группа

выставка

7.

15

11

2023

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Ягода-рябина

группа

выставка

8.

22

11

2023

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Подарок для мамы

группа

выставка

9.

29

11

2023

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

теоретическое

1

Деревья зимой

группа

наблюдение

10.

06

12

2023

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Дед мороз

группа

выставка

11.

13

12

2023

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Ёлочный шарик

группа

самостоятельная работа

12.

20

12

2023

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Пингвины

группа

выставка

13.

27

12

2023

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

теоретическое

1

Ёлочка, красавица, в гости к нам пришла

группа

выставка

14.

10

01

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Варежки

группа

выставка

15.

17

01

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Валенки

группа

выставка

16.

24

01

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Снеговик

группа

выставка

17.

31

01

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Вот такое лакомство!

группа

выставка

18.

07

02

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Солнышко проснулось, деткам улыбнулось

группа

самостоятельная работа

19.

14

02

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

теоретическое

1

Цветущий сад

группа

наблюдение

20.

21

02

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Радуга-дуга

группа

выставка

21.

28

02

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Моя любимая игрушка

группа

выставка

22.

06

03

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Воздушные шарики

группа

выставка

23.

13

03

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Сервиз для бабушки

группа

выставка

24.

20

03

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Пасхальное яйцо

группа

самостоятельная работа

25.

27

03

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Рыбки плавают в пруду

группа

выставка

26.

03

04

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Бабочка-красавица

группа

выставка

27.

10

04

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Одуванчик

группа

самостоятельная работа

28.

17

04

2024

15.30-15.45

I подгруппа

15.55-16.10

II подгруппа

16.20-16.35

III подгруппа

16.45-17.00

практическая работа

1

Здравствуй, лето

группа

диагностика

Раздел 3.Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж: 15 лет.

Педагогический стаж: 5 лет.

Категория: соответствие занимаемой должности

Материально-технические условия

Помещение: группа

Оборудование: стулья, столы

Учебно-методические условия

- картон с контурным рисунком (белый и цветной); 

- пластиковая доска;

- скотч;

- набор сюжетных картинок;

- ванночки для разогревания пластилина;

- набор пластилина;

- стеки;

- цветная бумага;

- клей;

- бумажные салфетки;

- кисточки;

- гуашь;

- пластиковые трубочки;

- альбомные листы;

- ватные палочки, диски;

- стаканы;

- цветные карандаши;

Раздел 4. Оценка качества

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по педагогическим наблюдениям, что фиксируется в Таблице оценки знаний, умений и навыков учащихся, развитие творческой активности (приложение).

Список литературы

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009 г.

2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 20018.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

6. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» , 2007.                                                                                                 

7. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.  

8. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Оникс, 2010.

9. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Скрипторий, 2007.

                                                                                                                               

Приложение

Рабочая программа

Содержание теоретических и практических занятий

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1

Осенний лес

Изучение правил безопасной работы с пластилином.

Изучение  правил подготовки и уборки рабочего места.

2

Дары осени

Развитие умений расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. 

Развитие образного восприятия.

3

Созрели яблочки в саду

Развитие умений расплющивать шарики на всей поверхности силуэта.

Развитие мелкой моторики рук при выполнении приёма размазывания.

4

Снегири

Воспитание умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями

пальцев.

5

Лошадка

Развитие мелкой моторики рук при выполнении приёма размазывания ( в разных направлениях).

6

Собачка

Закрепление умений работать с пластилином, используя его свойства при раскатывании и сплющивании.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание навыков аккуратного обращения с пластилином.

7

Домик

Обучение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разные по величине.

Закрепление приемов раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

Закрепление умений детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения

8

Цветок

Продолжение обучения приёму размазывания ( в разных направлениях). Обучение детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

Побуждение детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

9

Деревья зимой

Изучение правил безопасной работы с бумагой.

Изучение  правил подготовки и уборки рабочего места.

10

Дед мороз

Формировать умение располагать элементы в указанном месте.

Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

11

Ёлочный шарик

Формировать у  детей умение предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, цвета, раскладывать их в определённый последовательности, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

12

Пингвины

Формировать  умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы, прижимать детали салфеткой;

Развивать ориентировку на листе бумаги.

13

Ёлочка, красавица, в гости к нам пришла

Продолжать формировать у детей умение  составлять композицию из готовых фигур на листе бумаги, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем.

14

Варежки

Укрепление мелкой моторики рук через обрывную аппликацию. Развивать мелкую моторику рук.

15

Дома зимой

Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

16

Снеговик

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, формировать умение у детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании.

17

Вот такое лакомство!

Продолжить закреплять умение составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные шарики.

Закреплять умение находить и правильно называть основные цвета. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру

18

Солнышко проснулось, деткам улыбнулось

Развивать творческие способности.

Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. Воспитывать дружеские отношения

19

Цветущий сад

Изучение правил безопасной работы с красками.

Изучение  правил подготовки и уборки рабочего места.  

20

Радуга-дуга

Закреплять у детей умение рисовать цветными карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их.

21

Моя любимая игрушка

Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческие способности. Развивать интерес к результату своей работы.

22

Воздушные шарики

Научить детей технике рисования пальчиками.  Развивать и формировать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе.

23

Клумба с цветами

Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы.

24

Пасхальное яйцо

Научить детей технике рисования ватной палочкой. Развивать речь, мышление, мелкую моторику.

25

Рыбки плавают в пруду

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

26

Бабочка красавица

Закреплять у детей умение  аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма.

27

Одуванчик

Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

28

Здравствуй, лето

Панно по желанию детей.

Диагностика

Таблица оценки знаний, умений и навыков учащихся, развитие творческой активности.

Овладение основными знаниями

- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;

- разнообразие техник работ с бумагой;

- жанр изобразительного искусства: пейзаж;

- о дымковской, хохломской и городецкой росписи;

- основы композиции, выполненные в технике пластилинографии, нетрадиционной технике рисования.

- правила работы в коллективе.

Высокий уровень: ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала.

Средний уровень: ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении.

Низкий уровень: ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении.

Овладение основными умениями и навыками

- пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности;

- пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;

- пользоваться различными видами пластилина;

- владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;

- использовать жанр изобразительного искусства: пейзаж;

- применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, городец;

- следовать устным инструкциям педагога;

- анализировать образец, анализировать свою работу;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, аппликация  уметь оформить изделие;

- выполнять коллективные работы.

Высокий уровень: ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков.

Средний уровень: ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения.

Низкий уровень: ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотренные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога.

Творческая активность.

Высокий уровень: повышенный интерес, творческая активность.

Средний уровень: ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.

Низкий уровень: ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Таблица оценки знаний, умений и навыков учащихся, развитие творческой активности

№ п/п

Ф.И. ребенка

Овладение основными

знаниями

Овладение основными

умениями и навыками

Творческая активность

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...