Проект "Семья"
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Актуальность проекта:

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании  нет материала, касающегося   прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx690.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                     «Детский сад № 21»

                                        Артёмовского городского округа

                                      Проект :" Моя семья ."

                                                                                               Воспитатель :Чердак О.Н.

                               Тема проекта «Моя семья»

Актуальность проекта:

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании  нет материала, касающегося   прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

  Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.

 Цель проекта:

- Расширять представления детей о своей семье, родословной.

- Установить контакт с родителями для согласования воспитательных мер во взаимодействии с детьми

Задачи проекта:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

5.Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».

6.Дать детям представление о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы и устои;

7.Познакомить с семейными традициями, праздниками,

8.Создать «Генеалогическое древо» семьи;

Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 5-6 лет, родители.

Предварительная работа с детьми:

-тематическое оформление групповой комнаты

-дополнение уголков ( книжный, творческий) новыми материалами( книгами, играми, иллюстрациями).

-рисование совместно с родителями рисунков  на тему « Моя семья».

-чтение рассказов и стихотворений

-выбор стихотворения для заучивания

-подбор фото и видео «Моя семья»

-составление « Родового дерева»

Место  проведения: МБДОУ детский сад №21, помещение старшей группы « Радуга»

Атрибуты и инвентарь:

-Настольно-печатная игра «Одень куклу»

-Развивающая игра «Нарисуй дерево своей семьи»

-Лото «Профессии»

-С/р игра: «Больница»

-иллюстрации и фото семей

-пазлы

- игрушки (куклы)

-цветная бумага, картон, ножницы, клей, альбом, краски, восковые мелки.

-рекомендации для родителей ……….

-книги про семью и детей.

Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

2. НОД

3. Консультация для родителей  «Что такое генеалогическое древо?»

4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».

5. Выставка рисунков  и фотографий  «Моя семья».

6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

 «Сказка об умном мышонке» С. Маршак

 «Мамина работа» Е. Пермяк

 «Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

 «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

             Этапы реализации проекта:

              I этап – подготовительный:

  1. Определение темы проекта;
  2. Формулировка цели и задач;
  3. Распределение прав и обязанностей;
  4. Привлечение родителей к созданию рисунков и поделок;
  5. Довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);
  6. Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
  7. Разработать консультации для родителей;


II этап – основной (практический):

  1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
  2. Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
  3. Выставка «Генеалогическое древо семьи»
  4. Выставка рисунков и фотографий «Моя семья»
  5. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
  6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

         III Этап-заключительный этап:

  1. Организация выставки рисунков и поделок на тему : « Моя семья», «Герб моей семьи», «Дерево моей семьи».
  2. Пополнение предметно-развивающей  среды.
  3. Презентация проекта «Моя семья».

          Приложение:

-Аппликации из цветной бумаги ( Генеологическое дерево )

-Рисунки « Моя семья», « Герб моей семьи».

-Загадки

-Фото и иллюстрации « Моя семья».

-Презентация « Родовое дерево»

-Консультации – иллюстрации

-Стихотворения

-НОД по развитию речи;

-НОД- по художественно-эстетическому воспитанию( рисование).

-НОД-по социально-коммуникативному воспитанию( С/Р ИГРЫ)

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства любви к  членам семьи, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

                       РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Первая неделя:

Перед проведением проекта  в группе была создана развивающая среда. Оформлена выставка  книг по  теме "Моя семья", были дополнены уголки дидактическим и иллюстративным материалом на   тему семьи ,  составлен перспективный план мероприятий непрерывной образовательной деятельности; проводилась беседа о важности проблем , связанных с семейными ценностями.
Детям и родителям было дано домашнее задание:
— нарисовать  рисунки на тему "Моя семья»

 Детям была показана презентация на тему «Моя Семья».

-НОД- по художественно-эстетическому воспитанию( рисование).» Моя  семья»

Во время занятий и прогулок играли в Дидактические игры:

«Кем быть?»

 «Закончи предложение»

«Кто старше?» «Кто младше?» 

 «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало)

Чтение художественной литературы:

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

 Проводились Беседы с детьми на темы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

Была проведена беседа с родителями и предложено создать с детьми «Герб Семьи» 

Вторая неделя:

В уголке творчества дети рисовали свои рисунки после просмотра иллюстраций на тему:  « Моя Семья»

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

 «Сказка об умном мышонке» С. Маршак

--НОД по развитию речи  «Мамина работа» Е. Пермяк.( чтение, пересказ)

 Поиграли в Развивающие дидактические игры:

«Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)

 «Собери портрет из деталей»

 «Составь семью из фигурок»

«Радость - или огорчение?»

 «Назови как тебя дома ласково называют?»

-НОД-по познавательному развитию «Что я знаю о семье?»

Сюжетно-ролевые игры: « семья, больница, магазин» Развивать любознательность детей, умение видеть новое в знакомом мире ; развивать способности, выражать свое отношение к роли через игру.

Были проведены беседы: «Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

Консультация для родителей « Семейные ценности»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

 Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.


Цели: Образовательные: учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня»; учить отвечать на вопросы;

Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе и  любят друг друга, заботятся друг о друге; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;


Воспитательные: воспитывать заботливое отношение, любовь и уважение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились  с проблемой « Семьи»

2.Познакомились с родственниками, научились различать понятия «РОД»

3.Дети расширили свой словарный запас новыми словами(брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка и тд) и  научились различать родные и двоюродные родственники.

4.Благодаря проекту вызван интерес детей к проблеме «Семья и семейные ценности»
5.Были проведены все  запланированные мероприятия , в том числе и с родителями( организована совместная выставка работ);

6.Удалось сформировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.

Заключение: Я предполагаю, что:

- за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысился;

- в процессе работы над проектом я  ближе познакомилась  с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только  познавали  и осваивали новое, но и  активно трудились  и отдыхали  в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратились  из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                     «Детский сад № 21»

                                        Артёмовского городского округа

                    Консультация для родителей « Семейные ценности»

                                                                                               Воспитатель :Чердак О.Н.

"Семья и семейные ценности".

Что такое семья?

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

О семейных традициях

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
  • в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
  • Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
  • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
  • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

– Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Да будет уютно и светло в Вашем доме!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                     «Детский сад № 21»

                                        Артёмовского городского округа

                    НОД по познавательному развитию (старшая группа)

                             Тема « Что я знаю о семье…»

                                                                                               Воспитатель :Чердак О.Н.

                             Тема « Что я знаю о семье…»

Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.

Задачи:

1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, игровой, практический.

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки, рисование.

Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево», ребусом (7Я, семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.

Предварительная работа:

- рассматривание семейных фотографий;

- заучивание стихотворных произведений о семье, пословиц;

- работа с родителями;

- оформление выставки детских рисунков на тему «Моя семья»;

- беседа на тему: «Что такое семья?».

Ход занятия:

Воспитатель: Далеко – далеко в большом лесу, в небольшом домике живут семья гномов. С ними живет прекрасная девочка Белоснежка. Они живут очень дружно, заботятся друг о друге. Вечерами они сидят и сочиняют ребусы. Один из них отправили нам. Давайте, попробуем отгадать.

Воспитатель показывает плакат с ребусом и дети разгадывают его (7я- Семья)

Восп.: Ребята, как вы думаете: что такое семья?

Дети: Семья это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья – это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и д. т.

Восп.: Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер.. Семья-это союз двух людей; которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.

Восп.: Откуда же произошло слово семья? Семья — это я и три поколения: папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра.

Восп.: Кто хочет рассказать про своего папу? Какой он? (сильный, умный, работящий умеет все делать сам).

Восп.: Кто хочет рассказать про свою маму? Какая она? А скажите, какие домашние обязанности есть у мамы? (Ответы детей.)

Восп.: Какими хорошими добрыми делами и поступками можно порадовать маму? (Ответы детей.)

Восп.:А как вы думаете ребята, кто самый уважаемые люди в семье?

Дети: Дедушки и бабушки.

Восп.: А у кого есть бабушки и дедушки? (ответы детей)

Восп.: Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему? (Ответы) Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех.

Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит, много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И, конечно, для каждого из вас, ребята, ваша мама самая красивая на свете.

Восп.: Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас в семье есть младшие братья или сестры? Какие они? Как вы помогаете маме заботиться о них?

Восп.: А у кого из вас есть старшие братья или сестры? Они могут рассказать о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас.

Восп.: Вот и получилось у нас большая семья. Физ. Минутка.«Кто живет у нас в квартире?» Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять. Всех могу пересчитать. Папа, мама, брат, сестра, Кошка Мурка, два кота, Мой щегол, сверчок и я Вот и вся моя семья. Восп.: У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках. О семье и о роде (род - родственники имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка) можно рассказать как словами, так и рисунком, т. е. с помощью схемы. Такая схема называется генеологическим деревом. (показывает картину с изображением дерева) Какие части деревьев вы знаете? (корни). Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это тоже корни семьи. От них родились наши папы и мамы. От мамы и папы родились мы, наши братья и сестры. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).Кто хочет, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи и рассказать о нем? Дети рассказывают о своих семьях рассказывают кто изображён на фотографиях, как их зовут. План рассказа:- Меня зовут (полное имя);- Мою маму зовут (полное имя);- Моего папу зовут (полное имя);- ФИО бабушек, дедушек, других членов семьи, которые есть на фото. Восп.: Спасибо большое нашим ребятам за такие подробные рассказы о ваших семьях. Нам было очень интересно, правда, ребята? Восп.: Семья – это самое дорогое. Самое главное, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословица и поговорки о семье. Давайте вспомним их. Дети: «Вся семья вместе и душа на месте», «Семья ладом полна», «Семья сильна, если над ней крыша одна». Восп.: Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные? Чем они отличаются? (Ответы детей) Восп.: В наше время семьи состоят из 3-4 –х человек. А раньше, во времена наших прабабушек и прадедушек, семьи были большими, в них было по 5-7 детей и даже по 10. Такие семьи называются многодетные. Восп.: Родственники могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Пальчиковая гимнастика «Семья» «Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик– папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!» Восп.: Вот какая дружная и сплоченная семья, Все пальчики собрались вместе в кулачек. А сейчас мы с вами нарисуем нашу семью «Моя рука –моя семья». Все 5 пальцев живут вместе, как наша семья. Сейчас, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске) Дети под музыку рисуют. Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получились. Воспитатель: Ребята, дружные семейки у вас получились. Но, что-то на ваших рисунках не хватает? Нужно дорисовать свой рисунок. (Показ на доске) Как будто ваша семья пошла, погулять в лес, на озеро, в город и т. д. Дети приступают к работе. Кто из вас закончил рисунок, может рассказать свою историю. Вот, какие у нас получились картины. Восп.: О чем мы сегодня с вами говорили (ответы детей) Сегодня мы с вами выяснили, что семья объединяет родных людей: родителей и их детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Восп.: а что такое генеологическое дерево? Восп.: У каждой семьи своя родословная, история о своем роде, своих предках. Можно даже составить схему родословной семьи и эта схема называется «генеологическим деревом». Восп.: Ребята, а какой должна быть семья? (ответы). Правильно: крепкой, сплоченной, дружной, сильной ,заботливой, веселой и т. д  Восп.: А вам понравилось занятие? (ответы).


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                     «Детский сад № 21»

                                        Артёмовского городского округа

                    НОД по развитию речи (старшая группа)

                             Тема « Моя мама лучшая на свете»

                                                                                               Воспитатель :Чердак О.Н.

Цель: Создание условий для расширения представлений о значимости семьи и воспитание любви, уважения к самому близкому и родному человеку – маме.

Задачи:

• Продолжать учить детей в составлении небольшого описательного рассказа с опорой на схему-алгоритм «Расскажи о...»

• Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ; развивать речь детей и коммуникативные навыки

• Развивать у детей желание выступать публично

• Упражнять детей в подборе прилагательных, составлении сложно-подчиненных предложений;

• Развивать культуру общения используя ИКТ;

Словарная работа: обогащать словарь детей прилагательными

Предварительная работа:

• Чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?», Е. Пермяк «Мамина работа», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», С. Баруздин «Мамина работа», М. Родина «Мамины руки», Е. Благинина «Посидим в тишине» и др.

• Просмотр мультикаплиционного фильма «Мама для мамонтенка»

• Разучивание песни из мультфильма «Мама для мамонтенка»

• Заучивание стихов о маме

• Заучивание пословиц о маме

• Беседа о профессиях мам

• Разучивание физкультминутки «Мамины помощники»

• Д/И «Это чей ребенок?», «Это чья мама?», «Мамины заботы», «Профессии»

• На занятии по познавательному развитию «Мама самый лучший друг» к детям приходил мамонтенок с просьбой помочь найти его маму и оставил цветок с разноцветными лепестками-заданиями.

Материалы: микрофон, ноутбук, алгоритм-схема «Расскажи о...» (маме), мячик-ежик среднего размера, мяч, цветок с разноцветными лепестками, конверт с письмом от мамонтенка.

Ход занятия

Привлечение внимания детей конвертом с письмом. Дети стоят с воспитателем на середине группы, в круге.

— Ребята, нам пришло письмо от мамонтенка. Он сообщает нам, что нашел свою маму, рассказал ей о нашей дружной группе и о том как мы ему помогли. Его мама хотела у него узнать о ваших мамах, но мамонтенок совсем позабыл о том какие они, ваши мамы. Он просит у нас помощи — рассказать о своих мамах.

А сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о ком оно. Но сначала Артем напомнит нам правила загадок (нужно дослушать загадку до конца, нельзя перебивать, поднимать руку, не выкрикивать)

«Эти волшебники всюду, где дети.

Всё могут на свете волшебники эти.

Умеют испечь пирожки,

Умеют лечить синяки.

Волшебник подует, погладит, потрёт,

Потом поцелует и все заживёт!

Любовно хранит он ребячий покой.

Он добрый-предобрый. Кто ж он такой?»

Дети: Это мама!

— Конечно, волшебники эти — наши мамы. Предлагаю вам сказать красивые слова о мамах, передавая друг другу цветок нашего знакомого мамонтенка. Какая ваша мама?

Д/И «Моя мама...» на подбор эпитетом

Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, симпатичная, доброжелательная, заботливая, хорошая, веселая и т. д.

— Очень много замечательных слов вы сказали о своих мамах. Ну а народ сложил много добрых пословиц о маме. Давайте вспомним их.

(Дети называют пословицы и дают их объяснение)

1. При солнышке тепло, при матушке – добро.

2. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

3. Мать кормит детей как земля людей.

4. Птица рада весне, а младенец – маме.

5. Мама любит ребенка, а кошка котенка.

6. Сердце матери жарче солнца греет.

7. Куда мама туда и ребенок.

8. Материнская ласка не знает конца.

9. Для матери ребенок до ста лет детенок.

— Ну а заботитесь ли вы о своих мамах, помогаете ли вы им? Сейчас вы мне об этом расскажете, а поможет вам в этом наш мячие-ежик, только не забывайте во время ответа сжимать и гладить «ежика».

Д/И с мячом-ежиком «Как я маме помогаю?»

Дети: Я подметаю полы; я мою посуду; я пылесошу; я накрываю на стол; я помогаю стирать; я помогаю гладить белье; я застилаю постель; я играю и слежу за маленьким братиком...

Физкультминутка «Мамины помощники»:

Дружно маме помогаем – ходьба на месте

Пыль повсюду вытираем. имитация вытирания пыли

Мы белье теперь стираем, трем кулачки друг о друга - «стираем»

Полощем, отжимаем. раскачивание кистями рук из стороны в строну, «выжимаем»

Подметаем все кругом имитация подметания

И бегом за молоком. бег на месте

Маму вечером встречаем, рука козырьком надо лбом, поворот корпуса вправо-влево

Двери настежь открываем, разводим руки широко в сторону

Маму крепко обнимаем. обнимаем себя

(Если физкультминутка детям знаком провести ее может ребенок, выбранный считалочкой)

— А сейчас я предлагаю вам пройти на стульчики и попробовать составить аудио-письмо для мамонтенка, в котором мы расскажем о своих мамах. Составить рассказ нам поможет алгоритм-схема «Расскажи о маме». Кто может разъяснить нам значки на схеме? (Ответы детей: ребенок — нужно представиться, мама — назвать свою маму по имени-отчеству, молоток — где и кем работает мама, фартук — мамины домашние дела, клубок пряжи со спицами — что любит делать мама, рука — чем я помогаю маме)

Заслушивается в микрофон 3-4 рассказа детей. Воспитатель может дать образец рассказа в начале «интервью» или спросив детей «А вы хотите послушать мой рассказ о моей маме?» (разумеется про положительном ответе детей)

— Замечательно вы все рассказали. Остальные ребята могут оставить сообщение для мамонтенка в течение дня, подойдя ко мне в любую свободную минуту. А сейчас у меня для вас еще один сюрприз от мамонтенка. Он прислал нам клип в котором говорится что мамы есть у всех. Вы можете подтанцовывать и подпевать.

Просмотр клипа «У всех есть мама» ( https://www.youtube.com/watch?v=60CXX3Od4fc ). Дети подпевают слова «Есть, есть, есть» и «И у всех на свете мамочка есть»

— Как вы думаете, все ли в этой песне сказано верно? Докажите! Предлагаю сыграть в игру «Чей ребенок?». Садимся на коврик по кругу и будем перекатывать мячик друг другу задавая вопрос «Чей ребенок - ...», и отвечая на него (отвечает ловящий мяч, после он задает вопрос и катит мяч следующему)

Д/И с мячом

У котенка – кошка.

У козленка – коза.

У цыпленка – курица.

У теленка – корова.

У жеребенка – лошадь.

У ягненка – овца.

У тигренка – тигрица.

У львенка – львица.

И так далее.

— Скажите, ребята, как вы думаете, сможет теперь мамонтенок рассказать своей маме о том какие мамы у вас? Все ли мы подробно рассказали?

Вы большие молодцы, сегодня хорошо потрудились. Погладьте себя по головке. Всем спасибо. А я жду тех ребят кто еще не рассказывал о своем маме и хочет поделиться с мамонтенком.

(Беседу с этими детьми непременно нужно проводить так же в микрофон)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                     «Детский сад № 21»

                                        Артёмовского городского округа

   НОД по художественно эстетическому развитию, рисование.                               (старшая группа)

                             Тема « Моя семья»

                                                                                               Воспитатель :Чердак О.Н.

Тема: «Моя семья»

Цель: развитие любви к семье и побуждение интереса к рисованию.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- вместе с детьми определить понятия "семья", "родня", "родственники";

- побудить у детей интерес к рисованию;

- развивать творческое воображение, мышление;

- сформировать у ребенка представление о семье, людях, живущих с ним; 

- активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью  и обозначающими     настроение человека;

- воспитать у ребенка чувства любви, заботы и уважения по отношению к родным;

- научить детей правильно называть членов своей семьи;

-учить рисовать фигуру человека (форму и соотношение частей).

Предварительная работа: составление рассказов о своей семье, чтение и заучивание стихотворений,  рисование портрета мамы.

Материал: альбомные листы,  цветные карандаши, простые карандаши.

  1. Загадка:

 Очень мудрые дедули,

Две бабули – красотули,

Папа, мамочка и я

Это вся моя… (семья)

Воспитатель: - догадались ли вы, о чем мы сегодня поговорим?

(ответы детей)

Воспитатель: - что такое семья? (ответы детей)

Воспитатель: - Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Какой должна быть семья? (ответы детей) 

Воспитатель: - Семья должна учить любить! Жалеть и вежливыми быть!

Отгадайте загадки о членах семьи:

1.Кто милее всех на свете?

   Кого очень любят дети?

   На вопрос отвечу прямо –

   Всех милее наша… (мама)

2.Кто научит гвоздь забить,

   Даст машину порулить.

   И подскажет как быть смелым,

   Ловким, сильным и умелым.

   Все вы знаете ребята,

   Это наш любимый… (папа)

3.Кто любить не устает,

   Пироги для нас печет,

   Вкусные оладушки?

   Это наша ….(бабушка)

4.Кто всю жизнь работал,

   Окружал заботой

   Внуков, бабушку, детей,

   Уважал простых людей?

   На пенсии уж много лет

   Нестареющий наш. (дед)

Воспитатель: - сколько в семье может быть человек? (ответы детей)

 Воспитатель: Ребята, я поняла, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки и бабушки — это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.(ответы детей)

 Игра «Назови ласково»(Игра с мячом)

В семье друг друга принято называть ласковыми именами, нежно, потому что друг друга любят. Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, как вас ласково называют ваши близкие. (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

 Мама — мамочка, мамуля.

Папа — папочка, папенька.

Дочь – доченька, дочурка.

Сын — сынок, сыночек.

Дед – дедушка, дедуля.

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра-сестрёнка, сестричка.

 Брат – братишка.

Внук – внучок.

Внучка – внученька.

Воспитатель: - В каждой семье есть дети. А у детей есть мама и папа. Кто они для детей (родители). У мамы тоже есть родители. Кто они для детей? (бабушка и дедушка) и у папы есть мама и папа, кто они для детей?

(бабушка и дедушка). У бабушек и дедушек тоже есть мамы и папы, кем они могут быть (бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками). Все они – одна большая семья.

Как вы проводите время со своей семьей (ответы детей)

1.Предлагаю вам вспомнить интересные события в вашей семье или просто обычный день или вечер, когда вы с семьей, и нарисовать рисунок, который будет называться «Моя семья». Но сначала, немного подвигаемся:

 Физминутка «Мишкина семья».

Три медведя шли домой.( Дети имитируют ходьбу на месте.)

Папа был большой – большой, (Тянут руки вверх.)

Мама чуть поменьше ростом, (Наклоняются.)

А малыш малютка просто. (Приседают.)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.( Изображают игру погремушками.)

Дзынь – дзынь – дзынь

С погремушками ходил.                                                   

  1.  Дети беру приготовленный материал для рисования и рисуют. В процессе рисования помогать тем, кто затрудняется – располагать изображения на листе, определить последовательность рисования изображений.                                      
  1. После того как дети заканчивают выполнять свои работы, все рисунки поместить на стенд, рассмотреть, вместе с детьми выбрать самые интересные и предложить авторам рассказать о том, что и кто изображены.

Дети читают стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездка на дачу.

Семья – это праздник. Семейные даты –

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! семья – это сложно,

Но, счастливо жить без семьи – невозможно!

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

                                     Стихотворения  о семье

«Семья – это МЫ»

Семья – это МЫ.

Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик — братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

Семья – это крестный, и тети, и дяди,

 Семья – это елка в красивом наряде,

Семья – это праздник за круглым столом,

 Семья – это счастье,

Семья – это дом,         

Где любят и ждут, и не помнят о злом.

«Семейное древо» 

Чудесное дерево есть у меня.

 Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

На дереве этом

До старческих лет

 Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

Мой папа

На нем научился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

Со мной

До утра

На дереве этом

Качались ветра.

А листья трезвонили,

 Как бубенцы,

Когда у меня

Появились птенцы…(Г. Дядина)

«Семья»

Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

 А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

 Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

 Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

 Я просто их очень люблю! (М. Тахистова)

«Семья»

 Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

 А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

 А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили?

Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья. (М. Шварц )

«Воскресенье»

Воскресенье — вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

 А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов. (Олег Бундур)

«Стихи о маме и дочках»

Только мама входит в дом,
Обе дочки к ней бегом:
"Здравствуй, мамочка-мамуся,-
Говорит ей дочка Люся.-
Дай сниму с тебя жакет,
Сядь на стул скорее.
Я сама тебе обед
Мигом разогрею.
Тапки мягкие надень,
Вот халат на стуле.
Ты трудилась целый день,
Отдыхай, мамуля".
Тут подходит к маме Рая,
Дочка мамина вторая:
"Мама, бантик завяжи,
Дай мне мандаринку,
Мама, сказку расскажи,
Нарисуй картинку.
Ой, гулять уже темно!
Мам, давай пойдем в кино?"
Мама ласково глядит
В глазки дочек ясные
И с улыбкой говорит:
"До чего ж вы разные!"

«Я маму люблю»
Майя Давыдова

Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!

                                      Загадки

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

 

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

 

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

 

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

 

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

 

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

 

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (мамочки)

 

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты... (маму)

 

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

 

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

 

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

 

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)

 

Бабушке — солнышко, дедушке — стих,

Много здоровья им на двоих!

Счастья желаем еще на два века,

С Днем пожилого вас... (человека)!

 

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

 

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

 

Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А когда состарились —

Стали... (пожилыми)

 

Он научит вас трудиться,

От души повеселиться,

Всем ребятам он пример!

Кто? — Мой дед... (пенсионер)

 

Осень праздник подарила

И поздравить не забыла

Ясным солнышком к обеду

Наших... (бабушку и деда)

https://i.mycdn.me/image?id=855614535407&t=3&plc=WEB&tkn=*Xx7ccquJDKjOvaqMMF8m5XsqJD4

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRRTp1KemGuxW293BGHOjscg