Методика обучения детей дошкольного возраста аппликации
консультация по аппликации, лепке

Перчаткина Ольга Петровна

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня, одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала.  Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. 

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения детей дошкольного возраста аппликации                                                           

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня, одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала.  Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. 

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании.

Художественное творчество – это деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.

Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.

     Одним из распространенных видов изобразительной деятельности является аппликация, включающая большие потенциальные возможности для формирования умственных и творческих способностей детей. 

Аппликация – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой образное отражение, познание действительности.
Она имеет большое
 значение для умственного воспитания детей. Происходит постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

В аппликации используют следующие материалы:
Бумага: белая и цветная (двусторонняя и односторонняя); писчая, чертежно-рисовальная; калька; глянцевая; гофрированная; самоклеющаяся; тонированная; обертки от конфет

 и шоколадок; газетная; обойная; книжно-журнальная; салфетки; обложечно-упаковочная; оберточная.
Картон: белый и цветной разной плотности; гофрированный картон; прессованный картон.

Природные материалы:
- растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.д.);
- животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);
-минерального происхождения (камни, песок, ракушки, глина и т.д

Бросовые материалы:
- полимерные (пластиковые бутылки, пластмассовые пуговицы, пробки, крышки, целлофановые пакеты и т.д.);
- деревянные (катушки от ниток, деревянные пуговицы, спички, коробки и т.д.);
- резиновые (воздушные шарики, сантехнические прокладки, резинки для волос, перчатки и т.д.);
- металлические (колечки для ковров, цепочки, скрепки и т.д.).

Ткани:
- хлопковые, вата, ватин;
- синтетические;
- шерстяные;
- шелковые;
- сукно;
- войлок;
- нитки.

    Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различные по содержанию.

В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам:

- предметная аппликация (дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов);

-  сюжетная аппликация (предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные взаимосвязанные предметы в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Рыбки плавают в аквариуме» и др.);

-  декоративная аппликация (вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы-украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декорировать, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами).

Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение.
Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию аппликации. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.

Для проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная его подготовка.

Проектируя занятие, необходимо четко и ясно определить цель и результаты

 предстоящей деятельности, четко сформулировать задачи, которые будут поставлены перед детьми. Подобрать методы обучения, материал для работы детей и материал для показа и объяснения педагога (приготовление образца, материала для показа приемов вырезывания и т.д.).

    Следует помнить, что для просмотра нужно выставлять на столе, доске все детские работы. Анализ должен проходить при самом активном участии детей. Обсуждение работ надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова, можно использовать стихи, песни.

Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки и работу своих товарищей.
Процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов (клей, кисточки и подставки для них, клеенка, ветошь, ножницы).

     Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами. Если ребенок левша, следует родителям приобрести ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами и держа их в левой руке, дети не видят линию разреза). Лезвия в них перевернуты и не закрывают линию реза.

В младшей группе детям, особенно первое время, готовые формы для наклеивания лучше раздавать после объяснения задания. Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Для работы в младших группах используют клей (клейстер) (сваренный из крахмала или муки).

Клейстер лучше давать тогда, когда все части аппликации дети уже разложили в указанной последовательности. Такая последовательность проведения занятия позволит педагогу следить за правильностью построения изображения и даст возможность оказывать детям помощь в освоении техники наклеивания.

Особого внимания в средней группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Воспитатель несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага и наоборот для леворуких детей.

Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок (шириной 3-4 см), которая разрезается двумя движениями ножниц. В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация, аккуратно ли наклеены формы. Дети активно принимают участие в обсуждении работ.

В старшей группе дети способны овладеть довольно большим объёмом умений и навыков. Основная задача – овладение разнообразными приёмами вырезания. На занятиях дети изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

Образец используют в том случае, если дети впервые изображают предмет. Но даже и здесь надо предоставлять ребятам инициативу в выборе цвета, размеров, расположение форм на листе.

Новые приёмы дети осваивают непосредственно по показу педагога.

Дети осваивают разные способы вырезывания: по частям, из бумаги, сложенной пополам, из бумаги, сложенной гармошкой.

Детей знакомят с новым способом создания аппликации – обрывания.

В подготовительной группе новым приёмом вырезания является силуэтное вырезание. При анализе натуры педагог обращает внимание на особенности контура предмета, обводя его пальцем.

В данной группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых, включает какие-либо детали. Поскольку детям трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленной бумаги вырезают общую форму, а затем по краю формы выделяют детали.

Более сложный приём вырезания – из бумаги, сложенной в несколько раз (при вырезании салфеток, снежинок, цветов). Педагог показывает, как следует сложить квадратный лист в несколько раз, как вырезать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра. В дальнейшем дети смогут использовать этот приём самостоятельно при декоративных работах.

Во всех возрастных группах проводятся занятия аппликацией по замыслу самих детей.

Аппликация играет важнейшую роль в воспитании и обучении дошкольников. У детей формируется зрительное и слуховое внимание, мелкая моторика рук, воображение, абстрактное мышление, аккуратность, творческие способности.

 Только при правильном проведении занятий по аппликации в процессе обучения детей через использование различных игровых приёмов происходит формирование социально-востребованной творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Методические рекомендации по обучению детей пересказыванию...

«Методика обучения детей дошкольного возраста лепке»

При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм пред...

консультация для воспитателей "методика обучения детей дошкольного возраста лепке"

методика обучения детей дошкольного возраста лепке.Всех возрастных груп детского сада....

«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Пересказ – это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи; - это сложна...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Методика обучения детей дошкольного возраста   пересказу....

Методика обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах

Методика обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах...