Программа экопластика "Чудеса творчества" 2023-2024
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Фролова Екатерина Андреевна

занятия по лепки из солёного теста, нетрадиционным техникам рисования, аппликации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ekoplastika2023.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 67 «Виктория»» города Смоленска

Рабочая программа

по реализации задач дополнительной образовательной услуги

«Обучение экопластике»

для детей групп общеразвивающей направленности 4-7 лет

по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

Составитель:

воспитатель первой категории

Фролова Екатерина Андреевна

2023

Смоленск

Актуальность

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает художественная деятельность. Интегрированный курс, основанный на синтезе искусств: музыки, театрализации, художественной литературы и изобразительного искусства позволит включать искусство в образовательный процесс, повседневную жизнь детей как неотъемлемую часть эстетической среды, использовать в различных видах деятельности, развивать детское творчество. Художественно – эстетическое направление является центром спирали, по которой непрерывно движется познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное направления развития ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.  Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство.  Художественно-эстетическое воспитание помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. 

Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «ЭКОЛОГИЯ» - наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия; «ПЛАСТИКА» – динамичная форма и процесс формирования в самом общем смысле. Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником природой. Понятие «Экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (то есть безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).

Экопластика предоставляет детям возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей. Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Дошколята с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами. Да и взрослые вместе со своими детьми окунаются в свои детские впечатления.

Экопластика развивает в детях художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь. Дети получают истинное удовольствие от выполненной работы. А очень важно, чтобы ребёнок – дошкольник нашёл себе увлечение, приобрел мастерство и открыл двери в мир творчества. Работая в кружке, дети получают возможность творить, выдумывать, узнавать много нового, учатся анализировать. Сколько радости получают дети от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие получают родители, видя результаты труда в кружке своего ребёнка.

         Понимая ценность и значимость кружка «Экопластика» в гармоничном развитии личности, а также его роль в развитии индивидуальных творческих способностей детей, я поставила в своей работе следующие задачи:

- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой;

- формировать умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;

- развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

- учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше;

- воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.

Основная цель кружка «Экопластика»: Развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет путём использования нетрадиционных форм рисования, аппликации и лепки.

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

  • Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
  • Принцип сознательности. Когда ребенок узнает, что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
  • Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении экопластике.
  • Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
  • Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения

1.Последовательное знакомство с различными видами экопластике:

  • Нетрадиционное рисование: печатки, кляксография, оттиск, рисование восковыми мелками и другое.
  • Работа с пластилином или солёным тестом (предметная, сюжетная, декоративная). Такие виды, как пластилинография, барельеф, объёмные подделки и другое.
  •  Аппликация (накладная, обрывная, модульная и симметричная; квиллинг, торцевание и другое).

2.Словесный метод:

  • беседа, рассказ;
  • объяснение, пояснение;
  • вопросы;
  • словесная инструкция.

3.Наглядный:

  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
  • показ выполнения работы (частичный, полностью).

4.Практический.

5.Игровой.  

Специфической чертой «Экопластики» является её тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к продуктивной деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми.

Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.

Интеграция экопластики с другими образовательными областями:

  • речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

Для работы в кружке в детском саду имеются: иллюстративный материал, наглядные пособия, материал для нетрадиционного рисования и аппликации, пластилин и солёное тесто, что делает занятия интересными для ребят, активизируя их внимание и творческие способности.


Ожидаемые результаты:

  • дети научились различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы изображения при помощи природного материала;
  • дети научились приемам работы нетрадиционным художественным материалом
  • у детей развивается мелкая моторика рук;
  • формируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
  • ребята развивают творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • появилась любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • формируется художественный вкус и чувство гармонии;
  • формируются навыки самостоятельности.

Перспективный план  

образовательной деятельности дополнительной услуги

кружка «Экопластики»

Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Лепка из солёного теста

и киндер сюрприза

«Медвежонок

с бочонком мёда»

см. распечатку

Рисование

в технике пуантилизм

«Осенняя ёлка»

см. распечатку

Лепка рельефная

из пластилина

«Белочка или Медведь»

см. распечатку

Рисование декоративное

«Волшебная мозаика»

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа

стр. 26

Пластилинография

«Ветка рябины»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

«Рамка для фотографий»

Антипова М.А. и Рубцова Е. С.

«Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих

стр. 172-191

Лепка из пластилина в техники жгуты

«Фрукты и овощи»

см. распечатку

Аппликация в технике торцевание

«Золотая осень»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

«Птица счастья»

(2 занятия)

см. распечатку

Аппликация в технике торцевание с помпонами

«Разноцветные зонтики»

см. распечатку

Лепка из пластилина

и семечек

«Запасливый ёжик»

см. распечатку

Объёмный квиллинг гофрированный картон

«Мудрая сова»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и опавших листьев

«Отпечаток листочка – кулон

и/или панно на осеннем листочке»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

«Стакан-подставка»

см. распечатку

Аппликация

из пластилиновых шариков

«Лисичка-сестричка»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

«Корзиночка или

тарелочка с овощами»

см. распечатку

Рисование мозаичное

«Волшебный цветок»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и бусин

 «Снежинка на ёлочку»

см. распечатку

Рисование мозаичное

«Мандала сновидений»

см. распечатку

Аппликация плоскостная

из гофрированного картона

«Животные»

см. распечатку 

Лепка из солёного теста

и шишки

«Старичок-лесовик»

Антипова М.А. и Рубцова Е. С.

«Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих

Стр. 360

Лепка из солёного теста

«Чашка и пирожок»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

«Хрюшка-копилка»

см. распечатку

Зима

Декабрь

Январь

Февраль

Пластилиновая фигурка «Новогодний дракон»

 Н. Соболева, Н. Синегина «Пластилиновая страна. Пошаговые мастер классы»

стр. 24

Аппликация

с помощью соли

«Разноцветная снежинка»

см. распечатку

Аппликация объёмная

из гофрированного картона

«Животные»

(2 занятия)

см. распечатку

Пластилиновая фигурка

И туалетная втулка

«Башня-дом для дракона»

 Н. Соболева, Н. Синегина

«Пластилиновая страна. Пошаговые мастер классы» стр. 74-77

Лепка из солёного теста

 «Варежка»

см. распечатку

Аппликация

с помощью ваты и блёсток

«Дед Мороз»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и бусин

«Сердечко и ангел»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и бусин

«Сердечко на ленте»

Антипова М.А. и Рубцова Е. С.

«Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих

Стр. 287

Рисование

в технике пуантилизм

«Новогодний шар на ветке»

см. распечатку 

Рисование

в технике пуантилизм

«Зимняя ёлка»

см. распечатку 

Лепка из солёного теста

 «Медаль для папы»

см. распечатку

Аппликация из ниток

«Снегурочка»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и пайеток

«Жар птица»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и раскрашивание в виде мозаики

 «Волшебный кот»

(2 занятия)

см. распечатку

Аппликация

из бумаги и конуса

«Волшебница фея»

см. распечатку

Лепка панно

«Лебеди»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и бусин

«Колокольчик на ленте»

Антипова М.А. и Рубцова Е. С.

«Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих

Стр. 314

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и бусин

«Новогодние игрушки»

см. распечатку

Весна

Март

Апрель

Май

Лепка из пластилина

 «Цветы»

на тарелочке

см. распечатку

Аппликация мозаичная «День космонавтики»

см. распечатку

Лепка из пластилина

в техники жгуты

«Корабль»

на тарелочке

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и бусин

«8-ка для мамы»

см. распечатку

Рисование блёстками

«Золотая рыбка»

см. распечатку

Н.В. Дубровская «Витражи из цветной бумаги», стр. 22

Аппликация

из бумажной тарелки

«Весёлые лягушки»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

«Божья коровка

на листочке»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

«Денежная подкова»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

 «Матрёшка»

(2 занятия)

см. распечатку

Аппликация

из бумаги гармошки

на палочке

 «Весна-красна»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и бусин

 «Курочка»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и маленькой баночки

«Шкатулка-домик»

см. распечатку

Антипова М.А. и Рубцова Е. С.

«Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих

стр. 248

Аппликация объёмная

из гофрированного картона

«Пасхальное яичко»

(2 занятия)

см. распечатку

Аппликация

в технике торцевание

«Бабочки»

см. распечатку

Аппликация в технике торцевание с помпонами

«Веточки сирени»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и бусин

 «Подсвечник»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

«Котик с сердечком»

см. распечатку

Лепка из солёного теста

и бусин

«Венок счастья»

Антипова М.А. и Рубцова Е. С.

«Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих

Стр. 308

см. распечатку

Рисование

с помощью манки

«Волшебный корабль»

см. распечатку 


Используемая литература:

  1. Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих» - Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2010.
  2. Бойко Е. А., Чебаева С.О. «Домашний сундучок. Квилинг и декупаж» - М.: Астрель, 2012.
  3. Букина С, Букин М. «Квиллинг: волшебство бумажных завитков» - Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  4. Болдова М., Копцева С. «Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам». – М.: Эксмо, 2019.
  5. Дубровская Н. В. «Новый год. Рождество: Веселые поделки своими руками»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.
  6. Дубровская Н. В. «Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
  7. Дубровская Н. В. «Подарки для мамы. Поделки к Дню рождения, 8 марта, Дню Матери»: наглядное – методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
  8. Дубровская Н. В. «Мозаика. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
  9. Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения». – Х.: - Аргумент Принт, 2013.
  10. Рубцова Е. «Лучшие поделки из солёного теста» - Ростов н/Дону: Владис, 2011.
  11. Ермолаева Н. В., Малышева А. Н. «Аппликация. Подарки, открытки, сувениры» - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
  12. Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг» - М.: Эксмо, 2013.
  13. Зайцева А. А. «Квиллинг. Самый полный и понятный самоучитель. Все приёмы в одной книге» - М.: Эксмо, 2013.
  14. Зайцева А. А. «Ёлочные игрушки из бумаги своими руками» - М.: Эксмо, 2014.
  15. Зайцева А. А. «Искусство квилинга: Магия бумажных лент» - М.: Эксмо, 2010.
  16. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
  17. Новацкая М. «Лепим зоопарк. Пошаговый мастер-класс.» - СПб.: Питер, 2014.
  18.  Центр Корейского Бумажного творчества «Квиллинг. От простого к сложному» -  М: – Дизайн Хаус, 2011.
  19. Энн Мартин «Креативный квиллинг: открытки, украшения, подарки» / Пер. с анг. У. Сапциной. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...