Программа экопластика "Чудеса творчества" 2023-2024
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
занятия по лепки из солёного теста, нетрадиционным техникам рисования, аппликации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ekoplastika2023.docx | 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 67 «Виктория»» города Смоленска
Рабочая программа
по реализации задач дополнительной образовательной услуги
«Обучение экопластике»
для детей групп общеразвивающей направленности 4-7 лет
по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
Составитель:
воспитатель первой категории
Фролова Екатерина Андреевна
2023
Смоленск
Актуальность
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает художественная деятельность. Интегрированный курс, основанный на синтезе искусств: музыки, театрализации, художественной литературы и изобразительного искусства позволит включать искусство в образовательный процесс, повседневную жизнь детей как неотъемлемую часть эстетической среды, использовать в различных видах деятельности, развивать детское творчество. Художественно – эстетическое направление является центром спирали, по которой непрерывно движется познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное направления развития ребенка.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Художественно-эстетическое воспитание помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное.
Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «ЭКОЛОГИЯ» - наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия; «ПЛАСТИКА» – динамичная форма и процесс формирования в самом общем смысле. Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником природой. Понятие «Экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (то есть безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Экопластика предоставляет детям возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей. Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Дошколята с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами. Да и взрослые вместе со своими детьми окунаются в свои детские впечатления.
Экопластика развивает в детях художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь. Дети получают истинное удовольствие от выполненной работы. А очень важно, чтобы ребёнок – дошкольник нашёл себе увлечение, приобрел мастерство и открыл двери в мир творчества. Работая в кружке, дети получают возможность творить, выдумывать, узнавать много нового, учатся анализировать. Сколько радости получают дети от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие получают родители, видя результаты труда в кружке своего ребёнка.
Понимая ценность и значимость кружка «Экопластика» в гармоничном развитии личности, а также его роль в развитии индивидуальных творческих способностей детей, я поставила в своей работе следующие задачи:
- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой;
- формировать умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;
- развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
- учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше;
- воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
Основная цель кружка «Экопластика»: Развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет путём использования нетрадиционных форм рисования, аппликации и лепки.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
- Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
- Принцип сознательности. Когда ребенок узнает, что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
- Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении экопластике.
- Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
- Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы и приемы обучения
1.Последовательное знакомство с различными видами экопластике:
- Нетрадиционное рисование: печатки, кляксография, оттиск, рисование восковыми мелками и другое.
- Работа с пластилином или солёным тестом (предметная, сюжетная, декоративная). Такие виды, как пластилинография, барельеф, объёмные подделки и другое.
- Аппликация (накладная, обрывная, модульная и симметричная; квиллинг, торцевание и другое).
2.Словесный метод:
- беседа, рассказ;
- объяснение, пояснение;
- вопросы;
- словесная инструкция.
3.Наглядный:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
- показ выполнения работы (частичный, полностью).
4.Практический.
5.Игровой.
Специфической чертой «Экопластики» является её тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к продуктивной деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми.
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.
Интеграция экопластики с другими образовательными областями:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие.
Для работы в кружке в детском саду имеются: иллюстративный материал, наглядные пособия, материал для нетрадиционного рисования и аппликации, пластилин и солёное тесто, что делает занятия интересными для ребят, активизируя их внимание и творческие способности.
Ожидаемые результаты:
- дети научились различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы изображения при помощи природного материала;
- дети научились приемам работы нетрадиционным художественным материалом
- у детей развивается мелкая моторика рук;
- формируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
- ребята развивают творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- появилась любовь и уважение к изобразительному искусству;
- формируется художественный вкус и чувство гармонии;
- формируются навыки самостоятельности.
Перспективный план
образовательной деятельности дополнительной услуги
кружка «Экопластики»
Осень | ||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Лепка из солёного теста и киндер сюрприза «Медвежонок с бочонком мёда» см. распечатку | Рисование в технике пуантилизм «Осенняя ёлка» см. распечатку | Лепка рельефная из пластилина «Белочка или Медведь» см. распечатку |
Рисование декоративное «Волшебная мозаика» Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа стр. 26 | Пластилинография «Ветка рябины» см. распечатку | Лепка из солёного теста «Рамка для фотографий» Антипова М.А. и Рубцова Е. С. «Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих стр. 172-191 |
Лепка из пластилина в техники жгуты «Фрукты и овощи» см. распечатку | Аппликация в технике торцевание «Золотая осень» см. распечатку | Лепка из солёного теста «Птица счастья» (2 занятия) см. распечатку |
Аппликация в технике торцевание с помпонами «Разноцветные зонтики» см. распечатку | Лепка из пластилина и семечек «Запасливый ёжик» см. распечатку | |
Объёмный квиллинг гофрированный картон «Мудрая сова» см. распечатку | Лепка из солёного теста и опавших листьев «Отпечаток листочка – кулон и/или панно на осеннем листочке» см. распечатку | Лепка из солёного теста «Стакан-подставка» см. распечатку |
Аппликация из пластилиновых шариков «Лисичка-сестричка» см. распечатку | Лепка из солёного теста «Корзиночка или тарелочка с овощами» см. распечатку | Рисование мозаичное «Волшебный цветок» см. распечатку |
Лепка из солёного теста и бусин «Снежинка на ёлочку» см. распечатку | Рисование мозаичное «Мандала сновидений» см. распечатку | Аппликация плоскостная из гофрированного картона «Животные» см. распечатку |
Лепка из солёного теста и шишки «Старичок-лесовик» Антипова М.А. и Рубцова Е. С. «Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих Стр. 360 | Лепка из солёного теста «Чашка и пирожок» см. распечатку | Лепка из солёного теста «Хрюшка-копилка» см. распечатку |
Зима | ||
Декабрь | Январь | Февраль |
Пластилиновая фигурка «Новогодний дракон» Н. Соболева, Н. Синегина «Пластилиновая страна. Пошаговые мастер классы» стр. 24 | Аппликация с помощью соли «Разноцветная снежинка» см. распечатку | Аппликация объёмная из гофрированного картона «Животные» (2 занятия) см. распечатку |
Пластилиновая фигурка И туалетная втулка «Башня-дом для дракона» Н. Соболева, Н. Синегина «Пластилиновая страна. Пошаговые мастер классы» стр. 74-77 | Лепка из солёного теста «Варежка» см. распечатку | |
Аппликация с помощью ваты и блёсток «Дед Мороз» см. распечатку | Лепка из солёного теста и бусин «Сердечко и ангел» см. распечатку | Лепка из солёного теста и бусин «Сердечко на ленте» Антипова М.А. и Рубцова Е. С. «Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих Стр. 287 |
Рисование в технике пуантилизм «Новогодний шар на ветке» см. распечатку | Рисование в технике пуантилизм «Зимняя ёлка» см. распечатку | Лепка из солёного теста «Медаль для папы» см. распечатку |
Аппликация из ниток «Снегурочка» см. распечатку | Лепка из солёного теста и пайеток «Жар птица» см. распечатку | Лепка из солёного теста и раскрашивание в виде мозаики «Волшебный кот» (2 занятия) см. распечатку |
Аппликация из бумаги и конуса «Волшебница фея» см. распечатку | Лепка панно «Лебеди» см. распечатку | |
Лепка из солёного теста и бусин «Колокольчик на ленте» Антипова М.А. и Рубцова Е. С. «Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих Стр. 314 см. распечатку | ||
Лепка из солёного теста и бусин «Новогодние игрушки» см. распечатку | ||
Весна | ||
Март | Апрель | Май |
Лепка из пластилина «Цветы» на тарелочке см. распечатку | Аппликация мозаичная «День космонавтики» см. распечатку | Лепка из пластилина в техники жгуты «Корабль» на тарелочке см. распечатку |
Лепка из солёного теста и бусин «8-ка для мамы» см. распечатку | Рисование блёстками «Золотая рыбка» см. распечатку Н.В. Дубровская «Витражи из цветной бумаги», стр. 22 | Аппликация из бумажной тарелки «Весёлые лягушки» см. распечатку |
Лепка из солёного теста «Божья коровка на листочке» см. распечатку | Лепка из солёного теста «Денежная подкова» см. распечатку | Лепка из солёного теста «Матрёшка» (2 занятия) см. распечатку |
Аппликация из бумаги гармошки на палочке «Весна-красна» см. распечатку | Лепка из солёного теста и бусин «Курочка» см. распечатку | |
Лепка из солёного теста и маленькой баночки «Шкатулка-домик» см. распечатку Антипова М.А. и Рубцова Е. С. «Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих стр. 248 | Аппликация объёмная из гофрированного картона «Пасхальное яичко» (2 занятия) см. распечатку | Аппликация в технике торцевание «Бабочки» см. распечатку |
Аппликация в технике торцевание с помпонами «Веточки сирени» см. распечатку | Лепка из солёного теста и бусин «Подсвечник» см. распечатку | |
Лепка из солёного теста «Котик с сердечком» см. распечатку | Лепка из солёного теста и бусин «Венок счастья» Антипова М.А. и Рубцова Е. С. «Солёное тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих Стр. 308 см. распечатку | |
Рисование с помощью манки «Волшебный корабль» см. распечатку |
Используемая литература:
- Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих» - Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2010.
- Бойко Е. А., Чебаева С.О. «Домашний сундучок. Квилинг и декупаж» - М.: Астрель, 2012.
- Букина С, Букин М. «Квиллинг: волшебство бумажных завитков» - Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Болдова М., Копцева С. «Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам». – М.: Эксмо, 2019.
- Дубровская Н. В. «Новый год. Рождество: Веселые поделки своими руками»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.
- Дубровская Н. В. «Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
- Дубровская Н. В. «Подарки для мамы. Поделки к Дню рождения, 8 марта, Дню Матери»: наглядное – методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
- Дубровская Н. В. «Мозаика. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
- Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения». – Х.: - Аргумент Принт, 2013.
- Рубцова Е. «Лучшие поделки из солёного теста» - Ростов н/Дону: Владис, 2011.
- Ермолаева Н. В., Малышева А. Н. «Аппликация. Подарки, открытки, сувениры» - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
- Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг» - М.: Эксмо, 2013.
- Зайцева А. А. «Квиллинг. Самый полный и понятный самоучитель. Все приёмы в одной книге» - М.: Эксмо, 2013.
- Зайцева А. А. «Ёлочные игрушки из бумаги своими руками» - М.: Эксмо, 2014.
- Зайцева А. А. «Искусство квилинга: Магия бумажных лент» - М.: Эксмо, 2010.
- Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
- Новацкая М. «Лепим зоопарк. Пошаговый мастер-класс.» - СПб.: Питер, 2014.
- Центр Корейского Бумажного творчества «Квиллинг. От простого к сложному» - М: – Дизайн Хаус, 2011.
- Энн Мартин «Креативный квиллинг: открытки, украшения, подарки» / Пер. с анг. У. Сапциной. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...