авторская программа "Чудеса творчества"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
программа занятий для детей дошкольного возраста по экопластике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ekoplastika2022.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 67 «Виктория»» города Смоленска
Рабочая программа
по реализации задач дополнительной образовательной услуги
«Обучение экопластике»
для детей групп общеразвивающей направленности 5-7 лет
по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
Составитель:
воспитатель первой категории
Фролова Екатерина Андреевна
2022
Смоленск
Актуальность
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает художественная деятельность. Интегрированный курс, основанный на синтезе искусств: музыки, театрализации, художественной литературы и изобразительного искусства позволит включать искусство в образовательный процесс, повседневную жизнь детей как неотъемлемую часть эстетической среды, использовать в различных видах деятельности, развивать детское творчество. Художественно – эстетическое направление является центром спирали, по которой непрерывно движется познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное направления развития ребенка.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Художественно-эстетическое воспитание помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное.
Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «ЭКОЛОГИЯ» - наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия; «ПЛАСТИКА» – динамичная форма и процесс формирования в самом общем смысле. Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником природой. Понятие «Экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (то есть безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Экопластика предоставляет детям возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей. Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Дошколята с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами. Да и взрослые вместе со своими детьми окунаются в свои детские впечатления.
Экопластика развивает в детях художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь. Дети получают истинное удовольствие от выполненной работы. А очень важно, чтобы ребёнок – дошкольник нашёл себе увлечение, приобрел мастерство и открыл двери в мир творчества. Работая в кружке, дети получают возможность творить, выдумывать, узнавать много нового, учатся анализировать. Сколько радости получают дети от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие получают родители, видя результаты труда в кружке своего ребёнка.
Понимая ценность и значимость кружка «Экопластика» в гармоничном развитии личности, а также его роль в развитии индивидуальных творческих способностей детей, я поставила в своей работе следующие задачи:
- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой;
- формировать умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;
- развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
- учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше;
- воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
Основная цель кружка «Экопластика»: Развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет путём использования нетрадиционных форм рисования, аппликации и лепки.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
- Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
- Принцип сознательности. Когда ребенок узнает, что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
- Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении экопластике.
- Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
- Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы и приемы обучения
1.Последовательное знакомство с различными видами экопластике:
- Нетрадиционное рисование: печатки, кляксография, оттиск, рисование восковыми мелками и другое.
- Работа с пластилином или солёным тестом (предметная, сюжетная, декоративная). Такие виды, как пластилинография, барельеф, объёмные подделки и другое.
- Аппликация (накладная, обрывная, модульная и симметричная; квиллинг, торцевание и другое).
2.Словесный метод:
- беседа, рассказ;
- объяснение, пояснение;
- вопросы;
- словесная инструкция.
3.Наглядный:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
- показ выполнения работы (частичный, полностью).
4.Практический.
5.Игровой.
Специфической чертой «Экопластики» является её тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к продуктивной деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми.
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.
Интеграция экопластики с другими образовательными областями:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие.
Для работы в кружке в детском саду имеются: иллюстративный материал, наглядные пособия, материал для нетрадиционного рисования и аппликации, пластилин и солёное тесто, что делает занятия интересными для ребят, активизируя их внимание и творческие способности.
Ожидаемые результаты:
- дети научились различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы изображения при помощи природного материала;
- дети научились приемам работы нетрадиционным художественным материалом
- у детей развивается мелкая моторика рук;
- формируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
- ребята развивают творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- появилась любовь и уважение к изобразительному искусству;
- формируется художественный вкус и чувство гармонии;
- формируются навыки самостоятельности.
Перспективный план
образовательной деятельности дополнительной услуги
кружка «Экопластики»
Осень | ||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Барельеф «Пластилиновое дерево» (2 занятия) (см. распечатку) | Солёное тесто «Дары осени в корзине» Рубцова Е. «Лучшие поделки из солёного теста», стр. 51. | Объёмная аппликация с использованием цветной бумаги и пластилина (солёного теста) (2 занятия) «Белочка и грибок» (по выбору детей) (см. распечатку) |
Аппликация из бумаги. Мозаика. «Лист клёна» (2 занятия) Дубровская Н. В. «Мозаика. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие, стр. 36 | Объёмная аппликация «Грибок с кленовыми листочками» (2 занятия) (см. распечатку) | Картонные фигурки (мальчик и девочка) «одетые» в солёное тесто и украшенные бусинками «Праздничные наряды» Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 27. |
«Осенние листочки» (квиллинг) (2 занятия). Болдова М., Копцева С. «Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам», стр. 21 | Подделка из солёного теста «Подкова на счастье» Рубцова Е. «Лучшие поделки из солёного теста», стр. 49. | Объёмная аппликация «Зонтик с кленовыми листочками» (2 занятия) (см. распечатку) |
Витраж «Листопад» Дубровская Н. В. «Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие», стр. 29 | Накладная аппликация «Разноцветные осенние листочки» (по выбору детей: клён, дуб и т.д.) (2 занятия) Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения», стр. 178 | Солёное тесто «Медальоны» Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала, стр. 131 |
Барельеф на тарелке «Осеннее листочки дуба» (см. распечатку) | Барельеф «У лукоморья дуб зелёный» (2 занятия) (см. распечатку) | Гофрированный квиллинг «Корзинка с животным (по выбору детей) Центр Корейского Бумажного творчества «Квиллинг. От простого к сложному», стр. 22. |
Кляксография (см. распечатку) | ||
Зима | ||
Декабрь | Январь | Февраль |
Обрывная аппликация «Новогодняя ёлка» (см. распечатку) | Рисование свечой и красками «Зимний пейзаж/снежинки» (по выбору детей) (см. распечатку) | «День Святого Валентина» (плетённые сердечки) Ермолаева Н. В., Малышева А. Н. «Аппликация: открытки, подарки и сувениры», стр. 124. Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения», стр. 104-169. |
Новогодние игрушки «Весёлые животные» (по выбору детей) (2 занятия). Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 80. Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 313 | Аппликация мозаика «Зимний пейзаж» (2 занятия) Дубровская Н. В. «Мозаика. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие, стр. 22 | Айрис фондинг «Воздушные шары-сердца» (2 занятия). Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения», стр. 179. |
Рисование солью «Зимний пейзаж» (см. распечатку) | «Весёлые снеговики» (солёное тесто) (2 занятия). (см. распечатку Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 61) | Открытка «Мой папа» (лепка + оригами) (2 занятия). (см. распечатку) |
Открытка в технике квиллинг «С новым годом» (2 занятия) Зайцева А. А. «Квиллинг. Самый полный и понятный самоучитель. Все приёмы в одной книге», стр. 39 | Шарик-Кусудама (2 занятия). Зайцева А. А. «Ёлочные игрушки из бумаги своими руками», стр. 60. | Панно «Подснежник» (яичная скорлупа) (2 занятия). Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг», стр. 40 |
Солёное тесто «Рождественский ангел» (см. распечатку) | Барельеф на тарелке «Зимний домик» (см. распечатку) | Солёное тесто «Брошки с застёжкой» Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала, стр. 132 |
Витраж «Рождественская свеча» Дубровская Н. В. «Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие», стр. 56-57. | ||
Весна | ||
Март | Апрель | Май |
Открытка «8 марта» (квиллинг) (2 занятия) (см. распечатку) | Лепка точечным способом Медаль «Космический корабль» (см. распечатку) | Торцевание из бумажных салфеток «День Победы -9 Мая» (2 занятия) (см. распечатку) |
Аппликация на тарелочках с гофрированной бумагой «Цветы» (по выбору детей) (см. распечатку) | Аппликация Торцевание «Полёт космического корабля» (2 занятия) (см. распечатку) | Солёное тесто «Венок из ромашек» Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 292 |
Солёное тесто «Дерево счастья» (2 занятия) Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 308 Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала, стр. 150-153 | Подделка квиллинг «Петушок» Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг», стр. 60 | Квиллинг «Букет колокольчиков» (2 занятия) Букина С, Букин М. «Квиллинг: волшебство бумажных завитков», стр. 92 |
Квиллинг «Васильки» (2 занятия) Бойко Е. А., Чебаева С.О. «Домашний сундучок. Квилинг и декупаж», стр. 23. | Квиллинг «Пасхальное яйцо» Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг», стр. 24. Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения», стр. 233. Энн Мартин «Креативный квиллинг: открытки, украшения, подарки», стр. 24 | Аппликация мозаика «Бабочка» (см. распечатку) |
Кляксография «Волшебные цветы» (см. распечатку). | Объёмная аппликация из разноцветных салфеток «Пасхальное яйцо» Бойко Е. А., Чебаева С.О. «Домашний сундучок. Квилинг и декупаж», стр. 57. | |
Солёное тесто Рамка для фотографии (по выбору детей) (2 занятия) Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих», стр. 172-190 |
Используемая литература:
- Антипова М, Рубцова Е. «Солёное тесто: Украшения и подарки. Лучшая книга для начинающих» - Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2010.
- Бойко Е. А., Чебаева С.О. «Домашний сундучок. Квилинг и декупаж» - М.: Астрель, 2012.
- Букина С, Букин М. «Квиллинг: волшебство бумажных завитков» - Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Болдова М., Копцева С. «Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам». – М.: Эксмо, 2019.
- Дубровская Н. В. «Новый год. Рождество: Веселые поделки своими руками»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.
- Дубровская Н. В. «Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
- Дубровская Н. В. «Подарки для мамы. Поделки к Дню рождения, 8 марта, Дню Матери»: наглядное – методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
- Дубровская Н. В. «Мозаика. Наглядно-методическое пособие»: наглядное – методическое пособие. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
- Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения». – Х.: - Аргумент Принт, 2013.
- Рубцова Е. «Лучшие поделки из солёного теста» - Ростов н/Дону: Владис, 2011.
- Ермолаева Н. В., Малышева А. Н. «Аппликация. Подарки, открытки, сувениры» - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
- Зайцева А. А. «Подделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квилинг» - М.: Эксмо, 2013.
- Зайцева А. А. «Квиллинг. Самый полный и понятный самоучитель. Все приёмы в одной книге» - М.: Эксмо, 2013.
- Зайцева А. А. «Ёлочные игрушки из бумаги своими руками» - М.: Эксмо, 2014.
- Зайцева А. А. «Искусство квилинга: Магия бумажных лент» - М.: Эксмо, 2010.
- Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
- Новацкая М. «Лепим зоопарк. Пошаговый мастер-класс.» - СПб.: Питер, 2014.
- Центр Корейского Бумажного творчества «Квиллинг. От простого к сложному» - М: – Дизайн Хаус, 2011.
- Энн Мартин «Креативный квиллинг: открытки, украшения, подарки» / Пер. с анг. У. Сапциной. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская музыкально-дидактическая игра на развитие танцевального творчества "Танцевальная мозаика"
Музыкально-дидактическая игра поможет в создании условий для творческих проявлений детей в танце, послужит для развития интереса к данному виду музыкальной деятельности, предназначена для детей 6-7 ле...
Авторские игры на развитие творчества детей.
Игры с музыкальным сопровождением для развития творческих проявлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Авторская разработка. КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество», в разделе рисование Тема: «Красивые воздушные шары»
КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество», в разделе рисованиеТема: «Красивые воздушные шары» Вторая младшая группа...
Литературное творчество, авторские сказки "Огородно - фруктовые".
Мной были написаны "Фруктово - огородные сказки" для детей 4-6лет, для знакомства с сезонными работами на огороде. Рекомендовано для домашнего прочтения и в помощь воспитателям. При знакомстве детей с...
Конкурс авторского творчества
quot;Всё что сердцу дорого..." Стих собственного сочинения, представленный на краевом конкурсе поэтов -любителей....
Авторская программа "Увлекательное творчество"
Данная программа разработана на 4 года, для возрастной категории детей с 3 до 7 лет....
Авторская постановка этюда по ритмопластике (с элементами творчества) на классическую музыку для детей дошкольного возраста.
Сочетание классической музыки с ритмопластикой развивает у детей дошкольного возраста не только эмоциональное отношение к музыке и движениям, но и развивает творчество, фантазию, мышление....