Авторская программа "Увлекательное творчество"
рабочая программа по рисованию на тему

Семёнова Елена Александровна

Данная программа разработана на 4 года, для возрастной категории детей с 3 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uvlekatelnoe_tvorchestvo.docx243.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

Детский сад «Березка» п. Горноправдинск

Утверждена на                                                                                                                                     Утверждаю

Педагогическом совете № 1                                                                                     Заведующая МКДОУ ХМР

от 25.09.2014г.                                                                             «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

                                                                                                         

                                                                                                                     _________________Р. В. Ульковская

                                                                                                                           

                                                                                                                     Приказ №                  от 25. 09. 2014г.

                                                                                                                       

H:\Изображения\маленький художник\orig_ac8d8b4170151663f075bf072e850da7.jpg

                                                                       

                                                                       

                                                                         Составитель:

                                                                         Семёнова Елена Александровна

                                                                         педагог дополнительного образования

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..…….3.
  2. Содержание программы……………………..…………………………..…..6.
  3. Создание условий для художественного творчества детей в ДОУ……….7.
  4. Демонстрационно-наглядный раздаточный материал…………………….8.
  5. Методы и приемы обучения детей художественному творчеству….…….8.
  6. Учебно-тематический план………………………………………..….….….9.
  7. Календарно-тематический план

Младшая группа (3 – 4 года)………..………………..………...………..…..10.

  1. Календарно-тематический план                    

Средняя группа (4 – 5 лет)……………………………..…………….…..….13.

  1. Календарно-тематический план                    

Старшая группа (5 – 6 лет)……………………………………………..……18.

  1.  Календарно-тематический план

 Подготовительная группа (6 – 7 лет)………………………………..….......23.

  1.  Приложение к программе по нетрадиционной технике рисования

 Изостудия «Увлекательное творчество»…………………………………..28.

  1.  Литература…………………………….…………………………….……….32.

Пояснительная записка

      Одним из важных условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.

     Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в рисовании, лепке, аппликации.

     По данным многих отечественных исследователей (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Р. Г. Козакова, М. А. Васильева и другие), наибольшее влияние изобразительная деятельность оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать  свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у ребенка чувство радости, удивления.

     Данная программа «Увлекательное творчество» описывает курс подготовки дополнительного рисования  по изобразительной деятельности с помощью нетрадиционной техники рисования детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет и рассчитана на 4 года.

     Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

     Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.  

     Основной идеей программы является развитие творческого потенциала личности ребенка, его ассоциативно-образного восприятия цвета и формы через систему интегрированных занятий по нетрадиционной технике рисования.

     Актуальность программы состоит в том, что интеграция разных видов художественной деятельности детей, на которых строятся занятия, обеспечивает  оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

     Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.

     Задачи:

     * Через изобразительную деятельность и нетрадиционную технику рисования развивать умение видеть красоту окружающих предметов социального и природного мира и творчески воспроизводить их образ в продуктивных видах деятельности.

    * Создать атмосферу доверия и заинтересованного общения, условия ситуации успеха для каждого ребенка.

     * Познакомить с основами цветоведения, композиции, с технологией живописи и рисунка, с техникой лепки, аппликации и нетрадиционными способами рисования.

     * Научить техническим приемам работы с художественными и нетрадиционными материалами.

     * Развить творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных и нетрадиционных  материалов, развить элементарные умения анализировать их.

     * Развить культуру зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и произведений живописи и скульптуры.

    * Привить любовь к труду, воспитать аккуратность, усидчивость и доводить работу до конца.

     Программа «Увлекательное творчество» разработана в соответствии с действующими Нормативно-правовыми документами:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО. (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, регистрационный номер 22303 от 14.11.2011 Министерство юстиции Российской Федерации, зарегестрирован в Минюсте Российской федерации 14.11.2013г. регистрационный номер 30384).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» "Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и организации  режима работы в дошкольных образовательных организациях»
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации      

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного                стандарта дошкольного образования"

Вступает в силу:1 января 2014 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

         

Принципы построения и реализации программы.

       Принцип культуросообразности: построение или корректировка эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

     Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

      Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач изобразительной деятельности и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

      Принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

      Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач изобразительной деятельности (рисования) с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

     Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства, художественной деятельности и других образовательных областей;

Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Предполагаемый результат.

     Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе художественного творчества, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Младшая группа (3 – 4 года)

     Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью, красками и материалами нетрадиционной техники рисования.

     Умеет отделять от большого куска глины (пластилина, соленого теста) небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

     Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Средняя группа (4 – 5 лет)

      Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Украшает силуэты игрушек элементами народных промыслов и росписей.

      Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

     Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей.

Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Старшая группа (5 – 6 лет)

      Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

      Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знает особенности изобразительных материалов.

      Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

     Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

     Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

     Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Создает изображения по мотивам народных игрушек.

     Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Подготовительная группа (6 – 7 лет)

     Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

     Называет основные выразительные средства произведений искусства.

     Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Использует разные материалы и способы создания изображения.

     Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.

     Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

     Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.

     Создает сюжетные и декоративные композиции.

Содержание программы

    Авторская программа «Увлекательное творчество» создана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Целью программы является создание условий для развития художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной и нетрадиционной деятельности. Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.

     Данная программа предназначена для введения детей в мир прекрасного, для пробуждения у них интереса к художественному творчеству. В процессе обучения у детей развиваются не только способности,  но и воображение, фантазия, а также художественный вкус, наблюдательность, зрительная память, развивается моторика рук, развитие речи, понимание прекрасного в искусстве, природе и окружающей жизни.

     Программа разработана на 4 года и предложена для проведения занятий по художественному творчеству в нетрадиционной технике для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

     Программа предполагает проведение по одному занятию раз в 2 недели для детей 3 – 4 лет и по одному занятию в неделю для детей 4 – 7 лет.

Длительность занятий:

3 - 4 года - до 15 минут.

4 - 5 лет - до 20 минут.

5 - 6 лет - до 25 минут.

6 - 7 лет - до 30 минут.

     Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

     Физическое развитие. Использование здоровье сберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается: ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений; использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

     Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Художественно-эстетическое развитие. Музыкотерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.

     Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

     Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов

    Социально-коммуникативное развитие. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

     Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

          Речевое развитие. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    Познавательное развитие.  Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов).

Создание условий для художественного творчества детей в ДОУ

     В детском саду созданы все условия для развития художественного творчества: эстетично оформлены помещение детского сада, группы - светлые стены, на окнах красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками. В группах созданы уголки «Художественное творчество», в которых находятся разные наглядно-дидактические пособия, картины русских художников, репродукции, иллюстрации, изобразительный материал.

      Для выполнения основной цели занятия по художественному творчеству проходят в изостудии. Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами художественного творчества, предметами различных промыслов народов; кроме того, в кабинете находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности: мольберты, столы для индивидуальных и коллективных работ.

Таблица №1.

Демонстрационно-наглядный раздаточный материал.

Вид продуктивной деятельности

Раздаточный материал

Демонстрационный,  методический материал

Рисование

- Альбомы для рисования, кисти разных размеров (№1 – 5), карандаши простые, карандаши цветные, восковые мелки, пастель, фломастеры, краски гуашевые, краски акварельные, ластики, точилки, стаканчик для воды, палитра.

Картины художников, репродукции, иллюстрации, наглядный материал, пособия по рисованию.

Лепка

Пластилин, глина, стека, клеенка, доски, посуда с водой.

Фигурки и иллюстрации дымковской, каргопольской, филимоновской игрушки, пособия по лепке.

Аппликация

Цветная бумага, цветной картон, белый картон, клей ПВА, природные и бросовые материалы.

Образцы работ по аппликации, иллюстрации, наглядный материал, пособия по аппликации.

Методы и приемы обучения детей художественному творчеству.

      Для реализации содержания программы по нетрадиционным техникам рисования в детском саду используются разнообразные методы обучения и развития на организованных занятиях.

      Метод  демонстрации, включает различные приемы:

     а) показ предметов - дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки и аппликации;

     б) показ образца - образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

     в) показ способа действий - он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

     г) демонстрация картин - иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

     Использование ТСО - демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, компьютеры. Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

     Объяснение - рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

     Рассказ детей - пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

     3 – 4 года – система игровых ситуаций. Предлагается серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука». Содержание пальчиковой гимнастики на каждом занятии согласовано с темой и художественными образами.

     4 – 5 лет - расширение эстетического опыта ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.

     5 – 6 лет – углубление и уточнение художественного опыта ребенка через «погружение» в ситуацию.

     6 – 7 лет – систематизация обобщенных способов действий и обобщенных представлений в разных видах творчества.

Таблица №2.

Учебно-тематический план.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Количество часов

 неделя

год

неделя

год

неделя

год

  неделя

 год

0,5

18

1

36

1

36

1

36

Младшая группа (3 – 4 года).

           Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

      Приобщать детей к декоративной деятельности и нетрадиционным техникам изображения.

     Развивать умение раскатывать комочки из пластилина (теста для лепки) прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

     Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной (пластилином, тестом).

     Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.

     Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Формировать интерес к занятиям по нетрадиционному рисованию. Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

      Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в нетрадиционной технике рисования.

     

Таблица №3.

  Календарно-тематический план

Младшая группа

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1.

Знакомство с изостудией. Знакомство с карандашом и бумагой, красками и кистями.

Вызывать у детей интерес к материалам, процессу рисования, учить держать карандаш и кисть. Развивать желание рисовать.

2.

«Плывут по небу облака». Пальчиковое рисование.

Учить детей изображать образ облака. Учить создавать композицию из облаков. Воспитывать интерес к рисованию. Формировать любовь к природе.

Октябрь

1.

«Осенние листья»

Способ примакивания.

Учить детей различать основные цвета (желтый, красный, оранжевый, зеленый), набирать краску на кисть, обмакивая ее всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю, промывать кисть в воде, набирать на кисть гуашь другого цвета. Учить приему примакивания. Развивать эстетическое восприятие.

2.

«Яблоки и груши»

Оттиск пробкой или рисование пальчиками.

Учить комбинировать различные техники при изображении фруктов и простейшего натюрморта. Учить располагать рисунок по всей плоскости листа.

Ноябрь

1.

«Я люблю свою лошадку» Рисование методом тычка полусухой кистью.

Учить заполнять контур животного способом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком. Учить имитировать шерсть животного.

2.

«Рябиновая ветка»

Пальчиковое рисование.

Закреплять умение рисовать с помощью пальчиков, расширять знания о ягодах, о цвете. Развивать у детей интерес к рисованию.

Декабрь

1.

«Снег идет»

Рисование в технике тычком.

Закреплять умение рисовать в технике тычком полусухой кистью. Учить наносить рисунок по всей поверхности листа. (Снежинки, снежные комочки).

2.

«Разноцветные шары на ёлке» Рисование с элементами лепки из теста.

Учить отщипывать большие и маленькие кусочки теста (пластилина) от большого куска, раскатывать тесто круговыми движениями. Учить передавать различную величину предметов.

Январь

1.

«Весёлый снеговик» Пальчиковое рисование.

Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить рисовать снеговика. Воспитывать аккуратность.

2.

«Украсим дымковскую игрушку». Знакомство с дымковским промыслом.

Познакомить детей с народным промыслом – дымковской игрушкой. Научить выделять декоративные элементы украшения игрушек (полоса, кружок, точка, волнистая линия). Учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи. Учить выделять элементы росписи, наносить их на подготовленную заготовку в виде уточки.

Февраль

1.

«Зайка – длинные уши» Рисование методом тычка.

Учить детей изображать мордочку зайца с характерным выражением (печальный, внимательный, веселый). Ушки могут быть опущенными, торчащими вверх или в стороны.

2.

«Открытка для папы» Рисование с элементами аппликации.

Учить изображать составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь.

Март

1.

«Цветок для мамы» Рисование пальчиками.

Закреплять умение рисования пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.

2.

«Солнышко» Рисование ладошками.

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечаток – лучики у солнца. Развивать цветовосприятие.

Апрель

1.

«Ранняя весна»

Закреплять умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) (Пальчиком). Развивать чувство композиции.

2.

«Украшение пасхального яйца»

Развивать у детей чувство цвета, умение самостоятельно составить узор из знакомых элементов.

Май

1.

«Гусеницы» Пальчиковое рисование.

Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами. Воспитывать бережное отношение к природе, расширять знания о природе и насекомых.

2.

«Чудо-цветок» Рисование в технике оттиск, печатание пробками.

Учить рисовать цветок в центре листа, закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка). Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции.

    К концу года дети 3 – 4 лет могут:

    Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

    Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

    Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.

    Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

    Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Средняя группа (4 – 5 лет)

      Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

      Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам народных промыслов.

     Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Формировать умение  прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

     Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором с помощью стеки.

     Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

     Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка,  дерево, кустик и др.).

     Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.

     Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

     

     

Таблица №4.

Календарно-тематический план  

Средняя группа

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1.

«Нарисуй картинку про лето»

Учить, доступными средствами отражать полученные впечатления.

Закреп приемы рисования кистью;

- умения правильно: держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

2.

«Осеннее дерево»

Рисование на мятой бумаге.

Научить детей наблюдать окружающую природу. Учить изображать дерево, передавая в рисунке его строение – ствол вертикальной линией, ветки наклонными линиями, листву изображать вертикальными и боковыми мазками (прием примакивания). Учить в рисунок вносить дополнение.

3.

«Золотые листочки» Техника оттиск.

Учить детей делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать художественными материалами. Закрашивать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе.

4.

«Осень наступила» Рисование пальчиками.

Учить рисовать в технике пальчиковая живопись, тучи округлых форм, работать поролоновым тампоном, для тонирования половины альбомного листа (земля). Закреплять умение работать гуашью, ватной палочкой для изображения капелек. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к изобразительным материалам.

Октябрь

1.

«Фрукты на тарелочке» Рисование пальчиками.

Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике пальчиковая живопись, салфеткой, ватной палочкой. Развивать знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы.

2.

«Картошка» Рисование в технике оттиск, печатание картошкой.

Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве (глазки). Развивать аккуратность в работе, внимание, точность, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете. Воспитывать интерес к рисованию.

3.

«Овощи в корзине» Рисование поролоновым тампоном.

Учить рисовать овощи (огурец, кабачок, морковь, свекла, лук) с помощью поролонового тампона, гуаши и кисти. Развивать аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску к овощу. Воспитывать старание, усидчивость, желание поделиться своими впечатлениями от рисунка.

4.

«Букет из осенних листьев»

Рисование с элементами аппликации.

Учить составлять букет из осенних листьев. Аккуратно работать с клеем. Развивать умение создать композицию из листьев. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе.

Ноябрь

1.

«Мышка» Аппликация из резаных ниток

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Воспитывать усидчивость, старание, аккуратность.

2.

«Узор на платье» Рисование по мотивам дымковской росписи поролоновыми палочками.

Продолжать знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить вертикальными и горизонтальными линиями покрывать лист, в клетках ставить мазки и точки.

3.

«Первый снег» Рисование пальчиками, оттиск печатками.

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность, любовь к природе. Развивать интерес к рисованию.

4.

«Лесные животные» Рисование с элементами аппликации.

Учить работать печатками и кистью, создавать законченную композицию картины, располагая животных на картине. Закреплять умение сохранять рабочее место чистым. Развивать моторику рук, внимание, аккуратность, ориентировку на листе. Воспитывать интерес к работе с печатками. Дружелюбие в работе с товарищами, желание создать красивую осеннюю выставку.

Декабрь

1.

«Зимние деревья в лесу»

Рисование манной краской.

Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя манную крупу с краской. Закреплять навык работы кистью, умение изображать голое дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание украсить дерево.

2.

«Снеговик» Техника с помощью трафарета и губковых тампонов.

Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного бросового материала, дорисовками ватной палочкой. Закреплять навык аккуратной работы с краской. Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук.

3.

«Укрась ёлочку бусами»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой.

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма.

4.

«Ёлочные игрушки» Восковой мелок, оттиск пробкой.

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой. Вызвать у детей восхищение и радость о предстоящем празднике.

Январь

1.

«Украсим узором чашку для чая»

По мотивам дымковской росписи.

Развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, украшать узором чайную чашку, используя элементы дымковской росписи. Воспитывать аккуратность в работе с клеем, умение держать рабочее место в чистоте и порядке.

2.

«Дерево в снегу» Рисование с элементами аппликации из ваты.

Учить оформлять нарисованное дерево ватой, составлять законченную композицию. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, инициативу, образное мышление.

3.

«Зайчик»

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку с зайчиком. Развивать чувство композиции.

4.

«Зажжем огоньки».

Учить детей ритмично наносить на темный фон бумаги мазки контрастных цветов, замечать, где темно, а где светло.

Февраль

1.

«Валенки»

Работа с салфетками.

Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать на небольшой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук.

2.

«Городецкая роспись»

Знакомить детей с декоративным народным творчеством – городецкой росписью. Научить видеть и выделять характерные элементы росписи. Обсудить цветовую гамму росписи. Развивать художественный вкус. Воспитывать любовь к народному творчеству.

3.

«Открытка для папы»

Рисование с элементами аппликации.

Учить изображать составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь.

4.

«Светит солнышко»

Аппликация из салфеток.

Учить передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме.

Март

1.

«Открытка к 8 марта»

Объемная аппликация

Учить складывать бантики из полосок бумаги, фиксировать клеем, формировать цветок, использовать в работе несколько различных материалов. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук. Совершенствовать технические приемы и навыки.

2.

«Весеннее солнышко»

Рисование ладошками.

Закреплять умение работать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке. Воспитывать любовь к природе. Умение восхищаться созданным рисунком.

3.

«Кот - Матроскин»

Рисование ватными палочками.

Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватных палочек, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию. Закреплять умение пользоваться палитрой. Развивать внимание, цветовосприятие, аккуратность, ориентировку при рисовании в контуре.

4.

«Золотая рыбка»

Рисование по трафарету

Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Закреплять умение тонировать разведенной акварелью и щетинистой кистью. Развивать навык аккуратной работы. Воспитывать интерес к творчеству.

Апрель

1.

«Цыплята»

Комкание бумаги или обрывание.

Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать фигурки животных и птиц, дорисовывать детали пастелью или фломастерами. Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к животным, интерес к нетрадиционным техникам изображения.

2.

«Дымковская птица»

Роспись птицы по мотивам дымковской игрушки.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, учить концом кисти наносить точки, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, полоски.

3.

«Пасхальное яйцо»

Продолжать знакомить детей с материалом – соленое тесто.  Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка.

4.

«Рыбка»

Аппликация из ткани.

Учить детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем, соединять детали поделка между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент. Воспитывать интерес к труду, аккуратность, трудолюбие.

Май

1.

«Яркий праздничный салют»

Печатанье, тычок, набрызг.

Учить детей передавать образ яркого, праздничного салюта над городом. Учить совмещать различные техники изображения. Воспитывать любовь к Родине.

2.

«Одуванчик»

Оттиск печатками.

Закрепить умение детей работать восковыми мелками и акварелью, печатать печатками. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к природе.

3.

«Полосатый коврик»

Аппликация.

Учить детей пользоваться ножницами. Учить отрезать тонкие полоски. Аккуратно приклеивать их на картон. Развивать умение в чистоте держать рабочее место. Ознакомить с техникой безопасности работы с ножницами.

4.

«Яркая бабочка»

Техника монотипия.

Познакомить детей с техникой изображения монотипией. Развивать чувство симметрии. Научить детей приему симметричного получения крыльев бабочки, путем складывания листа бумаги с предварительным нанесением пятен краски. Учить вносить дополнения в рисунок.

К концу года дети 4 – 5 лет могут:

     Выделять выразительные средства народного промысла, проявлять интерес к книжным иллюстрациям. Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.

      Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

      Украшать силуэты игрушек элементами народных росписей.

Старшая группа (5 – 6 лет).

     

     Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений.

      Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами.

      Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки, работать кистью в технике тычком.

      Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.    

     Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

     Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

     Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.

     Развивать творчество, инициативу.

     Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой.

     Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.

     Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

     Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

     

Таблица №5.

Календарно-тематический план

Старшая группа

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1.

«Летний пейзаж»

Учить детей изображать летний пейзаж на листе. Вспомнить композиционные приемы расположения на листе. Учить изображать линию горизонта – конец неба и начало земли. При изображении неба познакомить детей с растяжкой цвета. Учить детей передавать фактуру травы сухой щетинной кистью горизонтальными и вертикальными мазками, обобщенно изображать лес дальнего плана, используя вертикальные мазки.

2.

«Ветка рябины»

Пальчиковое рисование.

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие. Воспитывать любовь к природе.

3.

«Бабочки, которых я видел летом»

Монотипия, обведение ладошки и кулака.

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.

4.

«Радуга»

Рисование по сырому.

Учить детей определять цвета радуги. Выучить с детьми последовательность цветов в радуге в соответствии со считалочкой. Учить различать теплые и холодные цвета. Познакомить с методом рисования по сырому.

Октябрь

1.

«Осенний пейзаж» Рисование с элементами аппликации, техника тычкование.

Вспомнить технику тычком. Закрепить умение приклеивать мелкие детали. Учить сравнивать цвета окружающих предметов, смешивать краски для получения нужных оттенков. Поощрять творческую инициативу. Сделать и приклеить из осенних листьев ежика на пейзаж.

2.

«Осенний листочек» Рисование на листьях и печатание ими на бумаге.

Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать цветовую окраску, и печать ими на бумаге, совершенствовать технику работы с красками (смешивать краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита); поддерживать творческую инициативу детей.

3.

«Собираем урожай» Аппликация из ткани.

Развивать творческие способности детей, ассоциативное мышление, фантазию. Формировать понятие об умении располагать элементы композиции, учитывая соотношение их с изображением. Воспитывать аккуратность.

4.

«Букет из осенних листьев»

Рисование с элементами аппликации.

Учить составлять букет из осенних листьев. Аккуратно работать с клеем. Развивать умение создать композицию из листьев. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе.

Ноябрь

1.

«Веселые кляксы» Рисование в технике кляксография.

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объекта, полученного в ходе спонтанного изображения, для придания ему законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

2.

«Узор на разделочной доске» Рисование по мотивам городецкой росписи

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, учить выделять элементы узора. Учить украшать разделочную доску простым узором городецкой росписи. Развивать чувство композиции, точность выполнения и изображения узора.

3.

«Первый снег» Рисование оттиск печатками. Монотипия.

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность, любовь к природе. Развивать интерес к рисованию.

4.

«Лесные животные»

Поделка из фисташек.

Познакомить детей с новым для них видом работы. Ознакомить с техникой работы. Предложить и изготовить животное на выбор по желанию. Воспитывать любовь к природе и окружающему миру.

Декабрь

1.

«Зимние деревья в лесу»

Рисование манной краской.

Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя манную крупу с краской. Закреплять навык работы кистью, умение изображать голое дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание украсить дерево.

2.

«Снеговик»

Аппликация из резаных ниток.

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из резаных ниток. Учить равномерно посыпать нарезанные педагогом нитки на клеевую поверхность в соответствии с цветом изображения.

3.

«Символ года»

Коллективная работа.

Плакат.

Создать плакат из мятых салфеток. Заполнить по контуру фигуру животного.

4.

«Символ года»

Коллективная работа.

Плакат.

Учить работать в коллективе, доделывать начатую работу до конца. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Январь

1.

«Снежинка»

Ажурная аппликация.

Учить складывать бумагу, для вырезания ажурной снежинки. Закреплять умение работы с ножницами. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать видение прекрасного.

2.

«Дерево в снегу» Рисование с элементами аппликации из манки.

Учить оформлять нарисованное дерево манкой, составлять законченную композицию. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, инициативу, образное мышление.

3.

«Филин»

Рисование в технике тычок полусухой жесткой кистью.

Учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычком. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, заканчивать начатое дело до конца. Развивать моторику рук.

4.

«Снегирь».

Лепка из соленого теста.

Учить раскатывать из теста колобки, лепешки, колбаски и ленточки. Учить создавать фактуру поверхности, строить композицию. Раскрашивать фигуру птицы в реальные цвета. Развивать моторику рук, воображение, мышление.

Февраль

1.

«Роспись посуды»

Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи.

Учить детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего, расписывать шаблоны посуды, использовать приемы голубой росписи). Развивать умение различать оттенки синего цвета (светло-голубой, голубой, темно-голубой, светло-синий, синий, темно-синий).

2.

«Подарок для папы»

Рисование с элементами аппликации из соленого теста.

Учить составлять композицию на картоне из соленого теста. Развивать моторику рук. Воспитывать стремление сделать подарок для родного человека, как можно более аккуратно и красиво.

3.

«Подарок для папы»

Рисование с элементами аппликации из соленого теста.

Учить изображать составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь, доделывать начатую работу до конца.

4.

«Светит солнышко»

Аппликация из салфеток.

Учить передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме.

Март

1.

«Подарок к 8 марта»

Объемная аппликация

Учить складывать бантики из полосок бумаги, фиксировать клеем, формировать цветок, использовать в работе несколько различных материалов. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук. Совершенствовать технические приемы и навыки.

2.

«Весенние птицы»

Коллективная аппликация.

Закреплять умение работать ножницами, вырезать аккуратно по контуру. Приклеивать птиц на большой пейзаж. Воспитывать умение работать в коллективе, любовь к природе и животному миру.

3.

«Подснежники»

Рисование восковыми мелками.

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветка. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

4.

«Золотая хохлома»

Познакомить детей с народным промыслом – хохломской росписью, историей ее возникновения. Научить выделять характерные элементы росписи. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Апрель

1.

«Звездное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету.

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, технику набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

2.

«Чудесный букет»

Монотипия.

Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в техники монотипии.

3.

«Пасхальное яйцо»

Папье-маше

Познакомить детей с техникой папье-маше. Учить отрывать кусочки бумаги и клеить на форму яйца.

4.

«Пасхальное яйцо»

Папье-маше

Учить раскрашивать и украшать готовое яйцо, сделанное в технике папье-маше. Воспитывать интерес к труду, аккуратность, трудолюбие.

Май

1.

«Праздник Победы»

Аппликация с техникой набрызг.

Учить детей передавать образ яркого, праздничного салюта над городом. Учить совмещать различные техники изображения. Воспитывать любовь к Родине.

2.

«Цветет сирень»

Оттиск печатками, рисование пальчиками.

Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе. Соотносить размер вазы и веток сирени. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и оттиск печатками для повышения выразительности рисунка.

3.

«Рыбка»

Аппликация из фантиков.

Учить детей пользоваться ножницами. Учить отрезать тонкие полоски. Аккуратно приклеивать их на картон. Развивать умение в чистоте держать рабочее место. Ознакомить с техникой безопасности работы с ножницами.

4.

«Яркая бабочка»

Техника монотипия.

Познакомить детей с техникой изображения монотипией. Развивать чувство симметрии. Научить детей приему симметричного получения крыльев бабочки, путем складывания листа бумаги с предварительным нанесением пятен краски. Учить вносить дополнения в рисунок.

К концу года дети 5 – 6 лет могут:

     Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).

     Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

     Знать особенности изобразительных материалов.

     Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

     Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

     Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.

     Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

 

Подготовительная группа (6 – 7 лет).

     

     Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать нетрадиционные техники изображения.

      Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

     Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

     Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением.

     Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых.    

     Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку.   Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

     Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции в аппликации из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции.      Поощрять проявления творчества.

     

Таблица №6.

Календарно-тематический план

Подготовительная группа

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1.

«Летний луг»

Восковые мелки, акварель, печать по трафарету.

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Воспитывать аккуратность. Поощрять инициативу.

2.

«Цветик-разноцветик»

Рисование гуашью.

Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

3.

«Краски осени»

Рисование пастелью.

Познакомить детей с новым способом рисования деревьев и кустов пастелью. Научить приемам работы новым графическим материалом. Вызвать эмоциональный отклик на яркость, активность цветов.

4.

«Собираем урожай»

Рисование с элементами лепки из соленого теста.

Закрепить умение лепки из соленого теста и его раскрашивании. Научить создавать корзину с овощами на картоне. Закрепить знание и умение создавать натюрморт в нетрадиционной техники. Воспитывать любовь и уважение к труду.

Октябрь

1.

«Осенние мотивы» Раздувание краски.

Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект.

2.

«Пейзаж у реки»

Рисование в технике монотипия.

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой – монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Развивать умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

3.

«Зайка»

Аппликация из ткани.

Закреплять умение работать с ножницами. Учить создавать композицию из ткани на картоне. Закреплять умение в использовании клея, воспитывать аккуратность. Трудолюбие.

4.

«Букет из осенних листьев»

Рисование с элементами аппликации.

Учить составлять букет из осенних листьев. Аккуратно работать с клеем. Развивать умение создать композицию из листьев. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе.

Ноябрь

1.

«Веселые кляксы» Рисование в технике кляксография.

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объекта, полученного в ходе спонтанного изображения, для придания ему законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

2.

«Золотая хохлома»

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Познакомить детей с народным промыслом – хохломской росписью, историей ее возникновения. Научить выделять характерные элементы росписи. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Развивать у детей любознательность, закреплять умение составлять узор из элементов хохломской росписи. Располагать узор на различных формах (квадрате, полосе), развивать чувство цвета.

3.

«На долгую память»

Композиция из соленого теста ко дню матери.

Учить создавать композицию на твердой основе из соленого теста, в подарок маме ко дню матери. Закрепить умения лепки и выкатывания фигур из соленого теста. Учить способу соединения частей водой.

4.

«На долгую память»

Композиция из соленого теста ко дню матери.

Учить лепить предметы разной формы и размера. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, выполнять начатое дело до конца.

Декабрь

1.

«Зимние деревья в лесу»

Рисование манной краской.

Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя манную крупу с краской. Закреплять навык работы кистью, умение изображать голое дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание украсить дерево.

2.

«Снеговик»

Аппликация из резаных ниток.

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из резаных ниток. Учить равномерно посыпать нарезанные педагогом нитки на клеевую поверхность в соответствии с цветом изображения.

3.

«Новогодняя газета»

Коллективная работа.

Плакат.

Учить создавать плакат, используя различные техники ручного труда. Закреплять умение создавать композицию. Воспитывать трудолюбие, желание порадовать окружающих. Учить работать в коллективе, доделывать начатую работу до конца. Воспитывать аккуратность и трудолюбие

4.

«Морозный узор»

Декоративное рисование.

Учить детей сравнивать различные способы изображения, рисовать узор, используя различные формы. Учить придавать рисунку законченность.

Январь

1.

«Снежинка»

Ажурная аппликация.

Учить складывать бумагу, для вырезания ажурной снежинки. Закреплять умение работы с ножницами. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать видение прекрасного.

2.

«Игрушки в подарок малышам» Лепка из соленого теста.

Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями для получения нужной формы (круг, овал). Научить способу украшения, путем вдавливания или надреза. Соединять детали с помощью воды.

3.

«Зимушка-зима»

Рисование в различных техниках

Учить детей в разных видах художественной деятельности создавать картины зимней природы, развивать творчество, фантазию.

4.

«Снегирь».

Рисование с помощью манки.

Учить создавать фактуру поверхности, строить композицию. Раскрашивать фигуру птицы в реальные цвета. Развивать моторику рук, воображение, мышление.

Февраль

1.

«Роспись посуды»

Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи.

Учить детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего, расписывать шаблоны посуды, использовать приемы голубой росписи). Развивать умение различать оттенки синего цвета (светло-голубой, голубой, темно-голубой, светло-синий, синий, темно-синий).

2.

«Аквариум»

Рисование с элементами аппликации»

Закрепить умение работать акварелью. Учить совмещать различные техники изображения в одной работе. Закреплять умение работы с клеем. Воспитывать аккуратность.

3.

«Подарок для папы»

Рисование с элементами аппликации из соленого теста.

Учить составлять композицию на картоне из соленого теста. Развивать моторику рук. Воспитывать стремление сделать подарок для родного человека, как можно более аккуратно и красиво. Учить изображать составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь, доделывать начатую работу до конца.

4.

«Светит солнышко»

Коллективная работа. Ладошковая живопись.

Учить передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме.

Март

1.

«Подарок к 8 марта»

Рисование манной краской.

Научить изображать вазу с цветами с помощью манной краски. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук. Совершенствовать технические приемы и навыки.

2.

«Миска или тарелка»

Лепка из глины.

Учить лепить из глины простейшие предметы быта. Развивать моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с глиной.

3.

«Миска или тарелка»

Декоративное рисование.

Учить разрисовывать ранее слепленную из глины миску или тарелку растительными узорами. Развивать цветовосприятие. Воспитывать трудолюбие.

4.

«Цветок»

Аппликация из цветной бумаги.

Закреплять умение работать ножницами, клеем. Учить складывать и вырезать различные формы. Воспитывать аккуратность. Развивать цветовосприятие.

Апрель

1.

«Загадочный мир космоса»»

Набрызг, печать поролоном по трафарету, аппликация.

Учить детей изображать космос, планеты, звезды, кометы, вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве.

2.

«По замыслу»

Различные техники ручного труда.

Учить задумывать композицию и выполнять ее, создавать задуманное. Закреплять умение работать в различных техниках изображения. Воспитывать аккуратность.

3.

«Пасхальное яйцо»

Папье-маше

Познакомить детей с техникой папье-маше. Учить отрывать кусочки бумаги и клеить на форму яйца.

4.

«Пасхальное яйцо»

Папье-маше

Учить раскрашивать и украшать готовое яйцо, сделанное в технике папье-маше. Воспитывать интерес к труду, аккуратность, трудолюбие.

Май

1.

«Праздник Победы»

Аппликация с техникой набрызг.

Учить детей передавать образ яркого, праздничного салюта над городом. Учить совмещать различные техники изображения. Воспитывать любовь к Родине.

2.

«Яблони в цвету»

Рисование пальчиками. Рисование манкой.

Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и рисование манкой для повышения выразительности рисунка.

3.

«Клубника»

Лепка из соленого теста.

Учить пользоваться специальными формами для вырезания листьев. Закреплять умение скреплять детали с помощью воды. Закреплять скатывать в ладошках предметы круглой и овальной формы. Воспитывать умение доделывать начатую работу.

4.

«Яркая бабочка»

Техника монотипия.

Познакомить детей с техникой изображения монотипией. Развивать чувство симметрии. Научить детей приему симметричного получения крыльев бабочки, путем складывания листа бумаги с предварительным нанесением пятен краски. Учить вносить дополнения в рисунок.

     К концу года дети 6 – 7 лет могут:

     Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.

     Называть основные выразительные средства произведений искусства

     Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

     Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

Детский сад «Березка» п. Горноправдинск

   Утвержден на                                                                                                                                     Утверждаю

Педагогическом совете № 1                                                                                     Заведующая МКДОУ ХМР

от 25.09.2014г.                                                                             «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

                                                                                                         

                                                                                                                     _________________Р. В. Ульковская

                                                                                                                           

                                                                                                                     Приказ №                  от 25. 09. 2014г.

C:\Users\Galaxy\Desktop\маленький художник\ramka-detskaya-26_small.png

                                                                                                                       

                                                                       

                                                                       

                                                                   

                                                                   

                                                                   

                                                                           Составитель:

                                                                           Семёнова Елена Александровна

                                                                           педагог дополнительного образования

Приложение к программе по нетрадиционной технике рисования

Изостудия «Увлекательное творчество».

     Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности. Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.

     Занятия проходят 1 раз в две недели, 18 занятий в год, длительность 30 минут.

Цель студии художественного творчества:

  1. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи;
  2. Создавать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;
  3. Развивать творческие способности, фантазию, воображение;
  4. Помочь ребенку  проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи студии художественного творчества:

  1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  2. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  3. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
  4. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  5. Формировать умение оценивать созданные изображения.
  6. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  7. Развивать творческие способности детей.
  8. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  9. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Календарно-тематический план занятий студии художественного творчества

на 2014-2015 учебный год

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1.

«Подсолнух».

Аппликация из крупы.

Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

2.

«Разноцветные бабочки». Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Октябрь

1.

«Животные, которых я сам себе придумал».

Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

2.

«Мышка». Аппликация из резаных ниток.  

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Ноябрь

1.

«Рыбка».

 Рисование ладонью

Рисование ладонью. Учить передавать образ  рыбки. Познакомить с теплой и холодной цветовой гаммой.

2.

«На долгую память»

Композиция из соленого теста ко дню матери.

Учить создавать композицию на твердой основе из соленого теста, в подарок маме ко дню матери. Закрепить умения лепки и выкатывания фигур из соленого теста. Учить способу соединения частей водой.

Декабрь

1.

«Новогодняя газета»

Коллективная работа.

Плакат.

Учить создавать плакат, используя различные техники ручного труда. Закреплять умение создавать композицию. Воспитывать трудолюбие, желание порадовать окружающих. Учить работать в коллективе, доделывать начатую работу до конца. Воспитывать аккуратность и трудолюбие

2.

«Дед Мороз»

Аппликация из ваты. Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Январь

1.

«Снежинка»

Ажурная аппликация.

Учить складывать бумагу, для вырезания ажурной снежинки. Закреплять умение работы с ножницами. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать видение прекрасного.

2.

«Снегири на ветке».

Рисование способом тычка.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Февраль

1.

«Валентинки».

Дать представление о празднике день Святого Валентина, о его атрибуте, развивать мелкую моторику рук, совершенствовать умение правильно держать кисточку и пользоваться гуашью, совершенствовать технику рисования кистью, воспитывать самостоятельность, чувство дружбы и любви.

2.

«Подарок для папы».

Аппликация из салфеток.

Научить скручивать жгутиком салфетку, придавая ей образ цветка, воспитание любви к родителям.

Март

1.

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

2.

«Цветок»

Аппликация из цветной бумаги.

Закреплять умение работать ножницами, клеем. Учить складывать и вырезать различные формы. Воспитывать аккуратность. Развивать цветовосприятие.

Апрель

1.

«Звездное небо»»

Набрызг, печать поролоном по трафарету, аппликация.

Учить детей изображать небо, звезды, кометы, вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве.

2.

«Пасхальное яйцо».

Аппликация из салфеток.

Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

Май

1.

«Праздник Победы»

Аппликация с техникой набрызг.

Учить детей передавать образ яркого, праздничного салюта над городом. Учить совмещать различные техники изображения. Воспитывать любовь к Родине.

2.

Итоговая выставка

рисунков за год

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные высказывания.

Литература.

      1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2 – 7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

      2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  - М.: Мозаика-Синтез, 2013.

      3. Н. В. Дубровская. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников– С.-П.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011

      4. Т. Г. Казакова. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности– М.:Просвещение, 1996.

      5. Т. С. Комарова. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе  – М.:Педагогическое общество России, 2000.

      6. Т. С. Комарова, А. И. Савенков. Коллективное творчество детей – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

      7. Т. В. Королева. Занятия по рисованию в детском саду  – М.:Владос, 2007.

      8. Н. В. Лободина «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы» по редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012.

      9. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская музыкально-дидактическая игра на развитие танцевального творчества "Танцевальная мозаика"

Музыкально-дидактическая игра поможет в создании условий для творческих проявлений детей в танце, послужит для развития интереса к данному виду музыкальной деятельности, предназначена для детей 6-7 ле...

Авторские игры на развитие творчества детей.

Игры с музыкальным сопровождением для развития творческих проявлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Авторская разработка. КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество», в разделе рисование Тема: «Красивые воздушные шары»

КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество»,   в разделе рисованиеТема: «Красивые воздушные шары» Вторая младшая группа...

Литературное творчество, авторские сказки "Огородно - фруктовые".

Мной были написаны "Фруктово - огородные сказки" для детей 4-6лет, для знакомства с сезонными работами на огороде. Рекомендовано для домашнего прочтения и в помощь воспитателям. При знакомстве детей с...

Конкурс авторского творчества

quot;Всё что сердцу дорого..." Стих собственного сочинения, представленный на краевом конкурсе поэтов -любителей....

Авторская постановка этюда по ритмопластике (с элементами творчества) на классическую музыку для детей дошкольного возраста.

Сочетание классической музыки с ритмопластикой развивает у детей дошкольного возраста не только эмоциональное отношение к музыке и движениям, но  и  развивает творчество, фантазию, мышление....

Авторская программа "Творчество и игровая деятельность"

Программа «Творчество и игровая деятельность» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством народа , ориентированная на нравственно-патриотическое ...