Конспект организованной образовательной деятельности "Веселые снеговики"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Хромова Ирина Сергеевна

Данный конспект будет полезен воспитателям, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ООД "Веселые снеговики"52.97 КБ

Предварительный просмотр:

Gerb_blue

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 5

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области

11140014, Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 348

телефон:          8-495-554-54-95

телефон/факс: 8-498-553-19-00

E-mail: Gimnaziya2003@mail.ru

Сайт: http://lubgim5.edumsko.ru/

Конспект ООД по аппликации «Веселые снеговики»

старший дошкольный возраст

Подготовила и провела

Воспитатель Хромова И.С.

Люберцы 2023

ООД «Веселые снеговики»

Цель:

Побуждать к созданию выразительного образа снеговика, дополняя сюжетную композицию деталями, обогащающими изображение через использование нетрадиционных приемов.

Задачи:

- Создать условия для обогащения опыта использования детьми дошкольного возраста разнообразных материалов: ваты, фольгированной бумаги (фантиков), цветной бумаги, бросовой бумаги (газетных и журнальных вырезок);

- систематизировать словарь детей по теме «Зима»;

- обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой.

- Способствовать развитию мелкой и общей моторики, всех видов восприятия.

- содействовать развитию творческого воображения, памяти, мышления дошкольников в процессе создания образов.

- Воспитывать эстетический вкус; эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам;

- приобщать детей к здоровому образу жизни через применение здоровье-сберегающих технологий и системного чередования нагрузок и отдыха.

Материалы, инструменты, оборудование:

Демонстрационные:

  • Ноутбук, медиа-проектор.
  • Мультимедийная презентация по теме «История снеговика».
  • Ведро со снегом, морковкой, веточками деревьев.
  • Мяч.
  • Мольберт.
  • Изображения снеговика.
  • Ватные диски, детали для снеговика из цветной бумаги (глаза, нос).
  • Плотная бумага или картон разного цвета для фона, клей, клеевые кисточки, коробочки для обрезков, цветные карандаши, фломастеры, подставки для карандашей, салфетки для аппликации, клеенка на стол.

Раздаточные:

  • Карандаши цветные для дополнения аппликативной композиции графическими средствами, фломастеры.
  • Подставки для карандашей, клей, клеевые кисточки с жесткой щетиной, салфетки для аппликации, клеенки на стол, коробочки для обрезков, подносы для раздаточного материала.
  • Плотные листы бумаги разного цвета для фона, ватные диски, детали для снеговика из цветной бумаги (глаза, нос).
  • Карточки с изображением снеговиков, разных по внешнему виду.

Аудиозаписи:

  • СD-Диск с музыкой и песнями о зиме, снеге, снеговике. «Снеговик», автор стихов Т.Бокова; классика для детей, Вивальди А. «Времена года».

Предварительная работа:

  • Рассматривание и беседа по теме иллюстраций, сюжетных картин, фотографий по теме «Зима».
  • Чтение художественных произведений (рассказов, сказок, стихотворений, загадок) о зиме, снеге, снеговике: Андерсен Г.-Х. «Снеговик», Барто А. «Не одна», Иванова О. «Приключения снежной бабы», Кушак Ю.  «Снежная баба», Лугарев А. «Снежинки», Майер Н. «Про снеговика», Манакова М. «Зимняя загадка», Михалков С. «Белые стихи», Мошковская Э. «Сколько шапок разных-разных!», Превер Ж. «Зимняя песенка для детей», Слуцкая Л. «Снежная семейка», Степанов В. «Зимние качели».

  • Прослушивание музыкальных моментов на зимнюю тематику.
  • Экспериментирование с материалами разной фактуры и плотности: снег, пластилин, бумага.
  • Рассматривание различных скульптурных форм.
  • Изготовление совместно с родителями и педагогом снежных фигурок и сооружений, скульптурных форм.
  • Лепка (конструирование) снеговиков и других скульптурных форм из мягкого снега на прогулке, пластилина (глины, соленого теста) на занятиях.
  • Рассматривание шапочек и шарфов, разных по фактуре.

ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Познавательная

Познавательно-исследовательская деятельность

Двигательная

Игровые упражнения, физминутки

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Коммуникативная

Вводная беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок

Музыкально-художественная

Слушание, выполнение движений под музыку

Труд

Самообслуживание (уборка рабочих мест)

Чтение (восприятие) художественной литературы

Чтение стихотворений, загадок


План проведения занятия:

  1. Вводная часть\организационный момент (2-3 мин.)

- Загадка о зиме.

II. Основная часть занятия (12-14 мин.)

- Дидактическая игра «Мячик передавай – зимнее слово называй!»

- Беседа о зимних забавах.

- Мультимедийная презентация «История снеговика».

- Проблемная ситуация: как сделать снеговика?

III. Переход к практической деятельности детей/ физминутка (1-2 мин.)

- Физминутка.

- (дети проходят на рабочие места).

IV. Практическая часть деятельности детей (7-10 мин.)

- Дидактическая игра «Собираем-различаем».

- Рассматривание свойств ваты.

- Технологический процесс построения снеговика.

- Практическое оформление работы детьми (под музыку).

V. Заключительная часть занятия (2-3 мин.)

        - Подведение итогов совместной деятельности, анализ работ.

- Перспектива на будущее.


 Ход занятия:

  1. Вводная часть\организационный момент (2-3 мин.)

 (дети с воспитателем стоят по кругу)

(возле воспитателя – мяч, ведерко со снегом, морковкой, веточками деревьев))

Воспитатель: «Вы любите отгадывать загадки?»

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Попрошу-ка вас, ребятки, отгадать мои загадки:

Тут подумай, не спеши. Слово нужное скажи!

Сколько снега намело! Стало чисто и светло!

И мороз почти до слез ущипнул меня за нос.

Знать, уже пришла сама

настоящая…

Дети: «Зима».

II. Основная часть занятия (12-14 мин.)

Воспитатель: «А какая зима - мы сейчас узнаем! У нас есть веселый мяч, кому он достанется - тот отвечает».

Дидактическая игра «Мячик передавай - зимнее слово называй!"

(Дети становятся в круг на расстоянии  друг от друга,

  начинают передавать мяч по кругу со словами:)

Ты катись веселый мячик
          Быстро, быстро, не зевай.
   У кого остался мячик -
    Слово быстро называй!

Зима – какая?

 (Каждый, кто остается с мячом, должен назвать слово, характеризующее зиму). 

Дети: «Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая, чудная, волшебная, чарующая, злая, лютая, студеная, леденящая…»

Воспитатель: «Молодцы! Все правильно сказали: зима – это не только самое холодное время года, но и самое любимое! Чем вам нравится заниматься зимой на улице?»

Дети: «Кататься на лыжах, на коньках, играть в снежки, кататься с гор на санках-ледянках, строить снежные крепости, лепить снеговиков…»

Воспитатель: « Посмотрите, что я нашла на нашем участке (показывает ведро со снегом, морковкой, веточками). Кто-то играл и забыл ведро! (дети с воспитателем рассматривают содержимое ведра) Интересно, чье оно? Как вы думаете?»

Дети: «Это ведро от снеговика».

Воспитатель: «Почему вы так решили?»

Дети: (обосновывают свой ответ) «Снеговика делают из снега, морковку используют вместо носа, веточки – вместо рук, а на голову одевают ведро, как шапку».

Воспитатель: «Какие вы молодцы! Все правильно!» (показывает изображение снеговика) Снеговиков делали еще ваши бабушки и дедушки, ведь история снеговика уходит своими корнями в далекое прошлое… Присаживайтесь, история начинается!»

(Воспитатель представляет мультимедийную презентацию «История снеговика»)

1-2.Кто такой «снеговик»?

3-5.Что символизирует снеговик?

6.  Когда отмечается День Снеговика?

7- 9. Портрет (изображение) снеговика.

Воспитатель: «Вот, оказывается какой снеговик! Какая у него интересная история!»

Воспитатель: «Ребята, а что же произошло с нашим снеговиком? От него почти ничего не осталось?»

Дети: «Он рассыпался (растаял, развалился, сломался)!»

Воспитатель: «Что же делать?».

Дети: «Нужно слепить снеговика».

Воспитатель: «Кто знает, как сделать нового снеговика?»

 Дети: «Нужно скатать шары, поставить их друг на друга, сделать нос из морковки, снега или веточек, а глаза из камешков или уголька».

III. Переход к практической деятельности детей \физминутка (2-3 мин.)

Воспитатель: «Давайте мы с вами попробуем слепить снеговика!»

(Физкультминутка)

Игра «Снеговички»: каждую строчку показываем движениями. Песенку поём 2 раза.

После каждого слепленного снеговика, делаем шаг в сторону и лепим нового.

 (воспитатель показывает, дети выполняют движения  под музыку)

Снег пушистый нагребаем,
Лепим, лепим

ком большой,
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком второй.
Лепим, лепим третий ком.
Будешь ты, снеговиком!
Глазки, глазки,

нос – морковкой!
Рот большой,

наверх ведёрко.

Загребающие движения руками

Раздвигает руки в стороны, изображая большой предмет

(повторяем движения)

Показывают глаза, длинный нос,

 Рот

«Одеваем» на голову воображаемую шапку.

Воспитатель: «Давайте посмотрим, ребята, что получилось!»

(дети проходят на рабочие места: столы, составленные кругом, на них приготовлены разносы с ватными дисками, «глазками», обрезками газет (журналов), розетки с клеем, подставки-стаканчики с кисточками, салфетки, листы бумаги для основы: белые и цветные)

(на мольберте: изображение снеговика; на столах маленькие разрезные карточки с изображением разных снеговиков)

«Какие у вас снеговички?»

(Дидактическая игра «Собираем-различаем»: описать, как выглядят снеговики, чем отличаются друг от друга)

Дети: «Веселые, радостные, вместо носа – морковка; на голове у одних ведро, у других шапочка; у одних руки сделаны из снежных шаров, а у других – из веточек».

Воспитатель: «А у меня почему-то грустный снеговик. Что же делать, ребята?»

Дети: «Нужно сделать ему семью, друзей – и тогда он станет веселым: ведь ему одному грустно и одиноко!»

(читают стихотворение  Л. Слуцкой «Снежная семейка»):

Снеговик скучает

Около скамейки.

Для него я вылеплю

Снежную семейку.

Бусинки из ягод,

Длинные реснички –

Очень симпатичная

Вышла снеговичка.

Детки-снеговята

Тут же, под бочком,

Весело играют

Снеговым мячом…

IV. Практическая часть деятельности детей (7-10 мин.)

(во время практической деятельности звучит негромкая классическая музыка)

Воспитатель: «Молодцы! Правильно говорите! Когда семья – вместе, и душа на месте! Мы сделаем целую семейку веселых снеговиков!»

« Из чего мы будем делать?»

Дети: (предлагают варианты) «Из ваты. Она похожа на снег, потому что пушистая, но она не тает. Можно сделать аппликацию из ватных дисков и Снеговики получатся как настоящие и никогда не растают!»

 Воспитатель: «Молодцы! Как мы будем делать снеговиков?»

Дети: «Нужно взять 3 диска – они похожи на снежные шары, и расположить друг под другом (снизу вверх)».

Воспитатель: (показывает образец) «Какие листы бумаги возьмем для основы: белые или цветные?»

Дети: «Нужно взять цветные листы, потому что на белом листе белую вату не будет видно!»

Воспитатель: «Какие вы молодцы!»

«Лист располагаем вертикально. Приклеивать ватные диски начинаем с нижнего круга, чуть-чуть накладывая их друг на друга.  (показывает образец на мольберте) Получился у нас снеговик?»

Дети: «Нет! Нужно сделать ему нос, глаза. Можно нарисовать руки, рот; сделать шапочки или шарфики, цветные ведра…»

Воспитатель: «Правильно! Молодцы! И наши снеговики непременно станут веселыми и нарядными!»

(дети выполняют аппликацию самостоятельно на своих местах)

 ( воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения)

Воспитатель: «Закончили? Молодцы!»

(дети наводят порядок на своем рабочем месте,

воспитатель помогает вывешивать работы на доску)

 V. Заключительная часть (2-3 мин.)

Воспитатель: «Посмотрите, какая у вас получилась замечательная семейка снеговиков. И даже мой снеговичок стал веселым, ведь теперь он не один! Из чего мы делали снеговиков?»

Дети: «Из ватных дисков, газетных (журнальных) обрезков, цветной бумаги…»

 Воспитатель: «Почему мы использовали вату?»

Дети: «Вата похожа на снег: белая и пушистая, и не тает!».

Воспитатель: «Молодцы! А у нас впереди еще целый месяц зимы и мы еще не раз на прогулке слепим веселых снеговиков, только уже из снега! И нам пригодится ведро (показать) и морковка!»


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ:

Литература:

- Волина В.В. Загадки от А до Я. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.-352с.

- Здравствуй, Новый год. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 64с.

- Кодиненко Г. Ф. 100 загадок от А до Я для детей 4-6 лет. М.: Айрис-пресс, 2009. – 112с.

- Михалков С. Любимые стихи.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 400с.

- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет /Под ред. Парамоновой Л.А., - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 784с.

- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для студентов пед. факультета по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – Барнаул, 2007.

Музыка (записи):

  •  «Снеговик», автор стихов Т.Бокова;
  • «Снег пушистый нагребаем…» (авторы неизвестны)
  • Вивальди А. «Времена года»
  • Классика для детей


Ганс Христиан Андерсен

«СНЕГОВИК»

-Так и хрустит во мне! Славный морозец! - сказал снеговик. - Ветер-то, ветер-то так и кусает! Просто любо! А ты что таращишься, пучеглазое? - Это он про солнце говорил, которое как раз заходило. - Впрочем, валяй, валяй! Я и не моргну! Устоим!

Вместо глаз у него торчали два осколка кровельной черепицы, вместо рта красовался обломок старых граблей; значит, он был и с зубами.

На свет он появился под радостные "ура" мальчишек, под звон бубенчиков, скрип полозьев и щелканье извозчичьих кнутов.

Солнце зашло, и на голубое небо выплыла луна, полная, ясная!

- Ишь, с другой стороны ползет! - сказал снеговик. Он думал, что это опять солнце показалось. - Я все-таки отучил его пялить на меня глаза! Пусть себе висит и светит потихоньку, чтобы мне было видно себя!.. Ах, как бы мне ухитриться как-нибудь сдвинуться! Так бы и побежал туда на лед покататься, как давеча мальчишки! Беда - не могу сдвинуться с места!

- Вон! Вон! - залаял старый цепной пес; он немножко охрип - ведь когда-то он был комнатною собачкой и лежал у печки. - Солнце выучит тебя двигаться! Я видел, что было в прошлом году с таким, как ты, и в позапрошлом тоже! Вон! Вон! Все убрались вон!

- О чем ты толкуешь, дружище? - сказал снеговик. - Вон та пучеглазая выучит меня двигаться? - Снеговик говорил про луну. - Она сама-то удрала от меня давеча; я так пристально посмотрел на нее в упор! А теперь вон опять выползла с другой стороны!

- Много ты мыслишь! - сказал цепной пес. - Ну да, ведь тебя только что вылепили! Та, что глядит теперь, луна, а то, что ушло, солнце; оно опять вернется завтра. Уж оно подвинет тебя - прямо в канаву! Погода переменится! Я чую - левая нога заныла! Переменится, переменится!

- Не пойму я тебя что-то! - сказал снеговик. - А сдается, ты сулишь мне недоброе! То красноглазое, что зовут солнцем, тоже мне не друг, я уж чую!

- Вон! Вон! - пролаяла цепная собака, три раза повернувшись вокруг самой себя и улеглась в своей конуре спать.

Погода и в самом деле переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым, тягучим туманом; потом подул резкий, леденящий ветер и затрещал мороз. А что за красота, когда взошло солнышко!

Деревья и кусты в саду стояли все покрытые инеем, точно лес из белых кораллов! Все ветви словно оделись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветви как будто лилось сияние! Плакучая береза, колеблемая ветром, казалось, ожила; длинные ветви ее с пушистою бахромой тихо шевелились - точь-в-точь как летом! Вот было великолепие! Встало солнышко... Ах, как все вдруг засверкало и загорелось крошечными, ослепительно-белыми огоньками! Все было точно осыпано алмазною пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!

- Что за прелесть! - сказала молодая девушка, вышедшая в сад с молодым человеком. Они остановились как раз возле снеговика и смотрели на сверкающие деревья. - Летом такого великолепия не увидишь! - сказала она, вся сияя от удовольствия.

- И такого молодца тоже! - сказал молодой человек, указывая на снеговика. - Он бесподобен!

Молодая девушка засмеялась, кивнула головкой снеговику и пустилась с молодым человеком по снегу вприпрыжку, у них под ногами так и захрустело, точно они бежали по крахмалу.

- Кто такие эти двое? - спросил снеговик цепную собаку. - Ты ведь живешь тут подольше меня; знаешь ты их?

- Знаю! - сказала собака. - Она гладила меня, а он бросал косточки; таких я не кусаю.

- А что же они из себя изображают? - спросил снеговик.

- Парочку! - сказала цепная собака. - Вот они поселятся в конуре и будут вместе глодать кости! Вон! Вон!

- Ну, а значат они что-нибудь, как вот я да ты?

- Да ведь они господа! - сказал пес. - Куда как мало смыслит тот, кто только вчера вылез на свет божий! Это я по тебе вижу! Вот я так богат и годами и знанием! Я всех, всех знаю здесь! Да, я знавал времена получше!.. Не мерз тут в холоде на цепи! Вон! Вон!

- Славный морозец! - сказал снеговик. - Ну, ну, рассказывай! Только не греми цепью, а то меня просто коробит!

- Вон! Вон! - залаял цепной пес. - Я был щенком, крошечным хорошеньким щенком, и лежал на бархатных креслах там, в доме, лежал на коленях у знатных господ! Меня целовали в мордочку и вытирали лапки вышитыми платками! Звали меня Милкой, Крошкой!.. Потом я подрос, велик для них стал, меня подарили ключнице, я попал в подвальный этаж. Ты можешь заглянуть туда; с твоего места отлично видно. Так вот, в той каморке я и зажил как барин! Там хоть и пониже было, да зато спокойнее, чем наверху: меня не таскали и не тискали дети. Ел я тоже не хуже, если не лучше! У меня была своя подушка, и еще там была печка, самая чудеснейшая вещь на свете в такие холода! Я даже уползал под нее!.. О, я и теперь еще мечтаю об этой печке! Вон! Вон!

- Разве уж она так хороша, печка-то? - спросил снеговик. - Похожа она на меня?

- Ничуть! Вот сказал тоже! Печка черна как уголь: у нее длинная шея и медное пузо! Она так и пожирает дрова, огонь пышет у нее изо рта! Рядом с нею, под нею - настоящее блаженство! ее видно в окно, погляди!

Снеговик посмотрел и в самом деле увидал черную блестящую штуку с медным животом; в животе светился огонь. Снеговика вдруг охватило такое страшное желание, - в нем как - будто зашевелилось что-то... Что такое нашло на него, он и сам не знал и не понимал, хотя это понял бы всякий человек, если, разумеется, он не снеговик.

- Зачем же ты ушел от нее? - спросил снеговик пса, он чувствовал, что печка - существо женского пола. - как ты мог уйти оттуда?

- Пришлось поневоле! - сказал цепной пес. - Они вышвырнули меня и посадили на цепь. Я укусил за ногу младшего барчука - он хотел отнять у меня кость! "Кость за кость!" - думаю себе... А они осердились, и я оказался на цепи! Потерял голос... Слышишь, как я хриплю? Вон! Вон! Вот тебе и вся недолга!

Снеговик уже не слушал; он не сводил глаз с подвального этажа, с каморки ключницы, где стояла на четырех ножках железная печка величиной с самого снеговика.

- Во мне что-то странно шевелится! - сказал он. - Неужели я никогда не попаду туда? Это ведь такое невинное желание, отчего ж бы ему не сбыться! Это мое самое заветное, мое единственное желание! Где же справедливость, если оно не сбудется? Мне надо туда, туда к ней... Прижаться к ней во что бы то не стало, хоть бы разбить окно!

- Туда тебе не попасть! - сказал цепной пес. - А если бы ты и добрался до печки, то тебе конец! Вон! Вон!

- Мне уж и так конец подходит, того и гляди, свалюсь!

Целый день снеговик стоял и смотрел в окно; в сумерки каморка выглядела еще приветливее; печка светила так мягко, как не светить ни солнцу, ни луне! Куда им! Так светит только печка, если брюшко у нее набито. Когда дверцу открыли, из печки метнулось пламя и заиграло ярким отблеском на белом лице снеговика. В груди у него тоже горело пламя.

- Не выдержу! - сказал он. - Как мило она высовывает язык! Как это идет ей!

Ночь была длинная, длинная, только не для снеговика; он весь погрузился в чудесные мечты, - они так и трещали в нем от мороза.

К утру все окна подвального этажа покрылись прекрасным ледяным узором, цветами; лучших снеговик и желать не мог бы, но они скрыли печку! Мороз так и трещал, снег хрустел, снеговику радоваться да радоваться бы, так нет! Он тосковал о печке! Он был положительно болен.

- Ну, это опасная болезнь для снеговика! - сказал пес. - Я тоже страдал этим, но поправился. Вон! Вон! Будет перемена погоды!

И погода переменилась, началась оттепель.

Зазвенела капель, а снеговик таял на глазах, но он не говорил ничего, не жаловался, а это плохой признак. В одно прекрасное утро он рухнул. На месте его торчало только что-то вроде железной согнутой палки; на ней-то мальчишки и укрепили его.

- Ну, теперь я понимаю его тоску! - сказал цепной пес - У него внутри была кочерга! Вот что шевелилось в нем! Теперь все прошло! Вон! Вон!

Скоро прошла и зима.

- Вон! Вон! - лаял цепной пес, а девочки на улице пели:

Цветочек лесной, поскорей распускайся!

Ты, вербочка, мягким пушком одевайся!

Кукушки, скворцы, прилетайте,

Весну нам красну воспевайте!

И мы вам подтянем: ай, люли-люли,

Деньки наши красные снова пришли!

О снеговике же и думать забыли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Снеговик»

Цель: научить изготавливать аппликацию «Снеговик» из ватных дисков.Задачи:Учить выкладывать и составлять на листе бумаги изображение предмета из нескольких готовых форм. (Образовательная)Р...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего возраста "Письмо от Снеговика"

Конспект организованной образовательной деятельностидля детей среднего возраста "Письмо от Снеговика"...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование "Веселый снеговик"

Цель:Вызывать у детей интерес к созданию изображения красками.Задачи:- Закреплять у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке, на занятиях лепкой и а...