Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы «Пластилиновое чудо»
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности «Пластилиновое чудо»- основной идей которой является рисование картин пластилином - пластилинография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

по художественно-эстетическому развитию

для детей средней группы

 «Пластилиновое чудо»

Подготовила:

воспитатель

Суркова Елена

Александровна.

г. о. Воскресенск

2023г.

Возраст: дети средней группы

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

Тип проекта: учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

По числу участников проекта: групповой

Сроки реализации проекта: сентябрь – май 2023 – 2024гг.

Актуальность

Специалисты утверждают: если в 1970–1980х годах речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется в возрасте до 3-х лет.

Зарубежные и отечественные психологи и педагоги отмечали зависимость между речью и мелкой моторикой. В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова исследовали особенности развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ученые заметили, что у детей с нарушениями речи снижен уровень развития координации движений пальцев рук. В пальцах каждой руки ребенка находится большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центры мозга, контролирующие речевое развитие и согласованность движений пальцев рук. Поэтому дошкольники с недостаточно развитой мелкой моторикой испытывают трудности в простых, даже примитивных действиях, которые доступны для остальных детей. 

В статье «Почему растет количество детей с речевыми нарушениями?» профессор доктор педагогических наук Лопатина Людмила Владимировна даёт практические советы: чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Одной из таких технологий является «пластилинография». Эта нетрадиционная художественная техника работы с пластилином, как одна из видов декоративно-прикладного искусства, легко доступна детям младшего дошкольного возраста и позволяет эффективно развивать мелкую моторику рук, вовлекать в работу движения рук (ладоней, пальцев), тем самым помогая педагогу в более короткие сроки способствовать развитию речи ребенка.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности «Пластилиновое чудо»- основной идей которой является рисование картин пластилином - пластилинография.

Цель: развивать мелкую моторику, а в последующем и речь посредством обучения детей нетрадиционной технологии рисования пластилином.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  2. Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  3. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  2. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Методы:

1. Наглядные (показ взрослого, образцы).

2. Словесные (объяснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

Способы:

1. Рассматривание и обыгрывание образца. (Обратить внимание на форму тела, расположение крупных и мелких частей; их пропорциональность, а также его положение относительно стола.)

2. Показ приёмов лепки. (Принципы оттягивания, вдавливания, сглаживания. Движения рук: круговые и параллельные.)

3. Работа детей. (Необходимая индивидуальная помощь воспитателя детям.)

4. Положительная оценка детских работ.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап:

⁕ Составление перспективного плана мероприятий проекта.

⁕ Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

⁕ Приобрести пластилин, цветной картон, наборы стеков.

⁕ Проведение диагностики с целью определения уровня развития речи детей; развития мелкой моторики.

⁕ Подбор и оформление наглядно- информационного материала для детей и их родителей: консультация для родителей «Ребенок и пластилинография», изготовление папки - передвижки «Лепим дома».

⁕ Пополнение предметно-развивающей среды группы.

  1. Основной этап:

№ п/п

Сроки реализации

Тема занятия/цель

Источник

Сентябрь

1.

1 неделя

Пластилинография «Солнышко проснулось – деткам улыбнулось» Цель: учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Давыдова Г. Н. “Пластилинография для малышей”, стр. 14

2.

2 неделя

Пластилинография «Воздушные шары» Цель: закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие.

Давыдова Г. Н. “Пластилинография для малышей”, стр. 4.

3.

3 неделя

Пластилинография «Осенние листочки» Цель: учить смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка, для передачи окраски осенних листьев. Развивать мелкую моторику рук; развивать умение производить точные движения пальцами рук. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

4.

4 неделя

Пластилинография «Морковка» (обратная раскраска) Цель: отщипывание небольшого кусочка пластилина от большого; скатывание кусочка пластилина в палочку-колбаску; сплющивание; размазывание. Закрепить названия основных цветов – оранжевый, зеленый.

Гулидова В. «Обратные разукрашки», стр. 22.

Октябрь

5.

1 неделя

Аппликация семенами «Виноград» Цель: своение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера. Развивать интерес к природе. Развивать воображение, творческие способности.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 28.

6.

2 неделя

Аппликация семенами «Золотая осень» Цель: научить детей лепить деревья из пластилина на плоскости, передавая ствол, ветви, подбирая их по размеру. Научить раскрашивать семена красками.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 23.

7.

3 неделя

Пластилинография «Вишенка» (обратная раскраска) Цель: развивать умения: отщипывание небольшого кусочка пластилина от большого; скатывание кусочка пластилина в шарик, палочку-колбаску; сплющивание; размазывание. Закрепить названия основных цветов – красный, желтый, зеленый, черный.

Гулидова В. «Обратные разукрашки», стр. 6.

8.

4 неделя

Пластилинография «Грибы» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающему миру, к изменениям в окружающей природе с приходом осени.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 17.

Ноябрь

9.

1 неделя

Пластилинография «Флаг России» Цель: формирование навыков в данной технике (отщипывание, раскатывание, примазывание, размазывание). Учить передавать изображение флага, соблюдая порядок цветов. Расширять знания о флаге, как государственном символе. Развивать художественные навыки, глазомер, внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать уважение к флагу России, чувство патриотизма.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

10.

2 неделя

Пластилинография «Сова – большая голова» Цель: формирование навыков работы с пластилином (скатывания, надавливания, размазывания). Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

11.

3 неделя

Аппликация семенами «Лошадка» Цель: формирование навыков работы с пластилином (скатывания, надавливания, размазывания). Научить детей изображать лошадь с помощью трафарета, пластилина, гречки. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 24.

12.

4 неделя

Аппликация семенами «Ёжик» Цель: учить детей создавать образ ёжа, используя технику пластилинографии (отщипывания, размазывания). Закреплять знания детей о ежах. Развивать у детей внимание, усидчивость; наблюдательность.

Развивать творчество и желание вносить дополнительные детали в работу. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь и бережное, заботливое отношение к животным.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 15.

Декабрь

13.

1 неделя

Аппликация семенами «Валенки» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 15.

14.

2 неделя

Пластилинография «Машина» Цель: формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности

Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

15.

3 неделя

Аппликация семенами «Новогодняя ёлочка» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 27.

16.

4 неделя

Пластилинография «Снежинка» Цель: формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания). Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

Январь

17.

2 неделя

Пластилинография «Зайчик» Цель: формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания). Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

18.

3 неделя

Пластилинография «Снеговик» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

19.

4 неделя

Аппликация семенами «Снегирь» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 26.

Февраль

20.

1 неделя

Аппликация семенами «Город зимой» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 22.

21.

2 неделя

Аппликация семенами «Шапочка для белочки» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

22.

3 неделя

Пластилинография «Самолёт летит» Цель: закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Продолжать учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

Давыдова Г. Н. “Пластилинография для малышей”, стр. 29.

23.

4 неделя

Пластилинография «Бусы для мамы» Цель: закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

Давыдова Г. Н. “Пластилинография для малышей”, стр. 12.

Март

24.

1 неделя

Пластилинография «Цветок для бабушки» (обратная раскраска) Цель: отщипывание небольшого кусочка пластилина от большого; скатывание кусочка пластилина в палочку-колбаску; сплющивание; размазывание. Закрепить названия основных цветов – оранжевый, зеленый.

Гулидова В. «Обратные разукрашки», стр. 29.

25.

2 неделя

Пластилинография «Мышка – норушка и золотое яичко» Цель: учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Учить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. Развивать сюжетно-игровой замысел.

Давыдова Г. Н. “Пластилинография для малышей”, стр. 35.

26.

3 неделя

Пластилинография «Ландыш» Цель: учить изображать с помощью пластилина цветок. Учить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

27.

4 неделя

Аппликация семенами «Веточка вербы» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 14.

Апрель

28.

1 неделя

Аппликация семенами «Украшаем тарелочку» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Коваленко З. Д. «Аппликация семенами», стр. 25.

29.

2 неделя

Пластилинография «Уточка с утятами» Цель: учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утенка). Развивать чувство формы и композиции.

Давыдова Г. Н. “Пластилинография для малышей”, стр. 37.

30.

3 неделя

Пластилинография «Светофор» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

31.

4 неделя

Пластилинография «Салют» Цель: закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне). Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность.

Конспект ООД Сурковой Е. А.

Май

32.

2 неделя

Пластилинография «Улитка, улитка, выпусти рога!» Цель: продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.

Давыдова Г. Н. “Пластилинография для малышей”, стр. 26.

33.

3 неделя

Пластилинография «Бабочка» (обратная раскраска) Цель: отщипывание небольшого кусочка пластилина от большого; скатывание кусочка пластилина в палочку-колбаску; сплющивание; размазывание. Закрепить названия основных цветов – оранжевый, зеленый.

Гулидова В. «Обратные разукрашки», стр. 54.

34.

4 неделя

Пластилинография «Радуга - дуга» Цель: упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

Давыдова Г. Н. “Пластилинография для малышей”, стр. 40.

  1. Заключительный этап:

⁕ Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.

⁕ Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

⁕ Проведение итоговой диагностики с целью определения уровня развития речи детей; развития мелкой моторики.

⁕ Открытое занятие с родителями и детьми «Волшебные превращения».

Ожидаемые результаты:

 1. Дети умеют составлять простые композиции на плоскости; передают простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

 2. Дети применяют различные техники пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

3. Умеют обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

4. У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

5. Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Список литературы:

1. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей»

2. З. Д. Коваленко «Аппликация семенами»

3. В. Гулидова «Обратные разукрашки»

4. Т. Н. Яковлева «Пластилиновая живопись»

5. В. Кард, С. Петров «Сказки из пластилина»

6. Р. Орен «Лепка из пластилина: развиваем моторику рук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Морковка для зайчонка» с учетом ФГОС

Программные задачи: Образовательные: Стимулировать речевую и двигательную активность на занятии. Способствовать получению положительных эмоций в процессе овладения основным приёмом лепки, совершенст...

Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей второй младшей группы «Самолеты». Детская выставка «Аэропорт» с учетом ФГОС

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: учить называть воздушный транспорт, закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких...

Интегрированная НОД (художественно-эстетическое, речевое развитие) для детей первой младшей группы «Снеговик» с учетом ФГОС.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Цели: научить детей рисовать снеговика с помощью тычка(ватной палочки); упражнять детей в рисовании п...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому разитию (лепка) для детей среднего возраста «К нам весна шагает»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому разитию (лепка) для детей среднего возраста «К нам весна шагает»...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Тестопластика для детей среднего дошкольного возраста»

Цель и задачи программы.Цель:- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев  рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики;-формирование сенсорных эталонов...

Долгосрочный проект по речевому развитию для детей средней группы «Дети и сказки» с использованием мнемотаблиц.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражае...