Мастер-класс воспитателя «Гончарное дело сродни волшебству»
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Мастер-класс воспитателя 

 «Гончарное дело сродни волшебству»

Цель:  Познакомить детей с гончарным ремеслом.

Задачи:  1) помочь детям овладеть элементарными приемами гончарного дела; 2) расширить у детей познавательный интерес к истории гончарного дела; 3) воспитывать  интерес и уважение к русским народным обычаям и традициям.

 

                                                     Ход занятия.

Воспитатель: Добрый день, меня зовут Алена Александровна,  я рада видеть Вас в моей мини гончарной мастерской. Здесь представлена  мини выставка глиняных изделий.

Воспитатель: Давным-давно в старинном русском селе, жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали скот, сеяли хлеб, воспитывали детей. Однажды этим людям в руки попал небольшой кусочек глины. Глина была серой и некрасивой. Для чего она нужна, никто не знал. Но умелец Иван взял в руки глину, брызнул на нее водой, она согрелась, стала теплой и мягкой словно ожила. (слайд 2)                                                                                                          

 Воспитатель: Несколько умелых движений и кусок глины в руках Ивана превратился в глиняный сосуд, чашку, бокал.  (слайд 3)

 

Воспитатель: Изделия  высушивались на солнце. Вот так ребята, кусок глины оказался волшебным, ведь из  него получились такие нужные предметы. Людей, которые стали лепить изделия из глины назвали гончарами. В  древности, для того чтобы изготовить самый простой горшок, нужно было потрать очень много времени и сил. Гончары сначала скатывали глину в валики, которые рядами накладывали друг на друга.

(слайд 4,5)                                                                                                         

Воспитатель: После этого старательно сглаживали все неровности, но все равно изделия получались с неровностями.

Через некоторое время  гончары придумали  деревянный гончарный круг. Древний гончарный круг представлял собой колесо,  вращая колесо рукой или ногой, получалось более правильное изделие. (слайд 6,7)

 

Воспитатель: После того как сосуды снимали с круга, их  обжигали на костре.

Затем люди решили обжигать изделия в русских печах.  Но и в этих печах прокаливалась не вся поверхность.  Позднее изобрели гончарную печь  «горна». Только в этой печи  прокаливалась вся поверхность изделия, потому, что она  нагревалась до очень высокой температуры.

 

Воспитатель: Когда я готовилась к встрече с вами,  подул сильный ветер и несколько глиняных изделий упали с полки и разбились. Прошу вашей помощи мне их собрать.    Игра «Сложи посуду из кусочков».   

                                     

Воспитатель: У меня в мастерской есть кусок глины, используя её, мы с вами можем побывать в роли гончаров.

 

Этапы продуктивной деятельности:

  1. Подготовка глины. Прежде чем приступить к работе нам нужно подготовить глину. Для этого глина должна быть определенной консистенции. Она недолжна быть слишком жесткой , но при этом она не должна быть слишком мягкой. Я беру небольшой кусочек, смачиваю руки и начинаю проминать глину. Работа с глиной напоминает очень работу с тестом. Нам нужно собрать очень плотный комочек «улиточку». Основной момент здесь в том, что мы должны закрутить очень плотную «улиточку», в которой не останется воздушных полостей, которые потом будут мешать при работе на гончарном круге. Мы начинаем сбивать глину в плотный комочек «снежочек». Теперь глина готова. Получился ровный шар, на нем нет трешин, глина эластична. Эта глина готова, чтобы работать на круге.
  2. Центровка и промин массы. Работа на круге начинается с того, что нам нужно увлажнить гончарную тарелку (или сделать липучку,взять маленький кусок глины и растереть его по центру гончарной тарелки). Важный момент, нужно бросить глину так, чтобы она попала четко по центру. Начинаем работать. Включаем круг на малых оборотах (первое положение). Первое, что мы будем делоть называется центровка и промин массы. Мочим руки. Пальчики вместе. Правая рука (у правшей) лежит на глине левая ей помогает. И мы начинаем постепенно собирать глину в комочек двумя ручками (руки мы мочем всегда). Начинаем промин вверх, и промин вниз. Во время работы вожно, чтобы руки были зафиксированны, а именно логти лежали на коленях.

Физминутка

Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи Вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.

  1. Формирование изделия. Первое, что мы делаем у любого изделия это доннышко. Размещаем пальчик на центре, другой рукой обязательно придерживаем себя, чтобы рука не скакала. Делаем доннышко не до конца, не до гончарной торелки, чтобы осталось доннышко вашего будущего изделия. Дальше мы донышко растягиваем, ровненько пальчиком отводим на себя. Поправляем мокрушкой, собираем губкой воду.
  2. Декорирование или украшение изделия. Украшать изделие можно как с помощью стеки, так и просто акриловыми красками.

Мой  мастер-класс подошел к концу хочу поблагодарить всех за участие и завершить  следующими словами:

Гончарное дело сродни волшебству

Запомни каждый ученик что труд – благое дело.

Ремесла наши постигать – старайся ты умело.

Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goncharnoe_delo.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с гончарным промыслом

Слайд 2

Глина

Слайд 4

Заготовка глины

Слайд 6

Древний гончарный круг

Слайд 8

Обрезка сосуда с круга

Слайд 9

обжиг на костре

Слайд 10

Обжиг в русских печах, в избах

Слайд 11

Древнейшая гончарная печь «горна» для обжига керамики

Слайд 12

Современная гончарная печь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Мастер-класс для воспитателей «Волшебство песка»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию мастер-класс о летних играх с песком. Материал предназначен для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного во...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер-класс для родителей «Оригами — это чудо, волшебство и игра…»

Ознакомление участников мастер-класса (родителей) с техникой оригами, как способом организации совместной деятельности взрослых и детей....

Мастер - класс "Как мы деньги делали"

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время очень актуально. Обучать детей  обращению с деньгами необходимо уже в детском саду. И лучше всего - через игру.Напри...

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии» Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии»Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенк...