Использованию плоскостного моделирования с детьми старшего дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке
В процессе увлекательной познавательной игры создаются благоприятные условия, для развития у детей таких навыков как:
- Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
- Развитие речевых и коммуникационных способностей— ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
- Развитие памяти, внимания, логического и пространственного мышления, творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ploskostnomu_modelirovaniyu.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…
Не опаздайте и, помогая… думайте сами»
Б.П. Никитин
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться с Вами опытом своей работы по использованию плоскостного моделирования с детьми старшего дошкольного возраста.
Что же такое плоскостное моделирование?
Плоскостное моделирование – это построение на плоскости изображений предметов из различных плоских геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, овалов и т.д.
Технология плоскостного моделирования в детском саду - это один из видов познавательного развития дошкольников, а также является средством развития творческого мышления, связанной речи и памяти.
Образовательные конструкторы - многофункциональное оборудование, у которого есть возможность использования во всех областях детского развития.
В процессе увлекательной познавательной игры создаются благоприятные условия, для развития у детей таких навыков как:
- Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
- Развитие речевых и коммуникационных способностей— ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
- Развитие памяти, внимания, логического и пространственного мышления, творческих способностей.
Совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребенка к школе.
Работу по направлению плоскостного моделирования нужно начинать уже с детьми младшего дошкольного возраста с постепенным усложнением, так как они многоуровневые, и в зависимости от возраста и способностей ребенка усложняются поставленные задачи игры.
Наиболее востребованы в этом направлении развивающие игровые технологии Елены и Бориса Никитиных, к которым относятся такие игры как: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» «Логические кубики» и др.
Работу с кубиками рекомендуется начинать с наборов «Сложи узор» и «Сложи квадрат», а затем постепенно добавляются новые наборы.
Игра «Сложи узор» в нашей группе «живёт» уже много лет. Почти всегда в начале, идёт "волна интереса» к игре. Дети играют в кубики неделю подряд. За это время и дети настраивались на игру, и я начинала чувствовать их возможности. А это умение - очень важное для руководства развитием в любой области. Оно позволило в дальнейшем правильно определить дозу игры.
В нашей группе имеются:
- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
– логические блоки Дьенеша. Блоки являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики, причём на протяжении всего дошкольного детства, начиная с яслей. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждает.
- палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики. Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций: все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см; палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов
В старшем дошкольном возрасте мы добавляем моделирование на базе «оригами» и игры на плоскостное моделирование «Пентамино», начиная с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен.
На первых занятиях по Оригами демонстрирую процесс складывания без схем, лучше использовать сказочный сюжет. Постепенно приучаю детей к условным знакам, схемам. Даю детям задание на дом – прошу их складывать те фигуры, которые они научились делать в саду, и дарить их родным. После того как дети научатся моделировать 5-6 фигурок, процесс следует усложнить.
Игры на плоскостное моделирование «Пентамино» - это 12 разных по форме, но равные по размеру элементы. Каждый элемент состаит из 5 равных квадратов. Составить силуэты из элементов «Пентамино» достаточно трудно. Поэтому мы сначала внимательно рассматриваем сходство элементов и находим внешнее сходство их с предметами, буквами и т.д. затем дети составляют изображения игрушек, предметов мебели, разных видов транспорта, животных, используя 2-7 элементов.
Составляя простые образные фигуры, дети осваивают характерные для данной игры способы соединения элементов.
Это развивает у них элементарное пространственное видение, способность ориентироваться на плоскости листа, учитывать поставленную перед собой цель. Постепенно дети учатся составлять изображения из 12 элементов.
В своей работе я использую игры известного автора Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Квадрат Воскобовича». В основу игр заложены три основных принципа - интерес, познание, творчество. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игровой квадрат состоит из 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Может быть двухцветным и четырехцветным. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линии сгиба в разных направлениях до получения фигур. Есть фигуры плоские, а есть объемные.
Знакомство мы начинаем с обследования квадрата- обведи пальцем, пройди по сторонам квадрата, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину и др.
«Играем в прятки» - найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие; «Сложи квадрат» - пополам разными способами. Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат.
Следующий этап – работа по схемам. На этом этапе я познакомила детей с условными обозначениями. Затем составление своих фигур. Можно включать воображение и фантазию. Придумываем сказки. Вы можете создать свою книгу, в которой будут записаны ваши сказочные истории, придуманные вместе с детьми.
Игры позволяют детям овладевать навыками анализа и синтеза, развивают способности комбинирования, которые необходимы для конструкторской работы.
В нашей группе мы используем самодельный плоскостной конструктор. Я его изготовила из гофрированного картона, обклеенного самоклейкой. Состоит из разных геометрических фигур разного цвета: квадраты, прямоугольники, треугольники и т .д. Конструктор позволяет развивать образное мышление, мелкую моторику, фантазию, усидчивость. Рассчитан
Таким образом из всего выше сказанного следует сделать вывод, что моделирование, с одной стороны, является ступенью для развития конструкторских навыков детей, а с другой – основой для творческого процесса модификации исходной конструкции на более высоком логико-схематическом уровне. Поэтому знакомство дошкольников с миром моделирования на основе применения плоскостных конструкторских игр, является наиболее интересным и увлекательным.
Приложение 1. Картотека игр.
Логические блоки Дьенеша.
Цель игры.Учить детей составлять изображение предметов из геометрических фигур используя схемы; развивать умение различать, правильно называть, группировать геометрические фигуры; развивать воображение и творческое мышление у детей, желание придумывать новые варианты изображения предметов из геометрических фигур.
Логико-математическая игра.
Цель игры. Развивать умение у детей самостоятельно составлять схематические изображения, разнообразя их по цвету, форме и размеру; сравнивать и группировать по размеру (большие и маленькие); Выявлять количественные отношения; переносить действия на основе схемы на реальные геометрические фигуры определять цветы, размеры и их сочетания.
Магнитная геометрическая мозаика.
Цель игры. 1. Учить детей составлять изображение предмета из геометрических фигур (целое из частей) по образцу или по собственному замыслу, развивать логическое мышление, сенсорные умения и способности аналитического восприятия.
2. Развивать умение различать, правильно называть, группировать геометрические фигуры.
Цветные палочки Кюизенера.
Цель игры. Пособие предназначено для развития умения у детей различать и называть цвета, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; развивает сенсорные процессы, восприятие, мышление, воображение детей.
Тетрис.
Цель игры. 1. Развивать у детей логическое мышление, умение группировать геометрические фигуры по определенному условию (цвет, форма, величина);
2. Развивать навыки счета у детей.
3. Учить детей определять закономерности и продолжить ряд, ориентируясь на чередование свойств.
4. Учить детей составлять узоры по схематичному изображению и по собственному замыслу.
Геометрическая мозаика.
Цель игры Развивать у детей ориентировку в пространстве, умение различать и группировать геометрические фигуры, составлять из них изображение знакомых предметов по чертежам и по своему замыслу.
Сложи квадрат.
Цель игры. Учить детей складывать квадрат из частей, иногда неизвестной формы; закреплять умение перед началом работы переворачивать кусочки на лицевую сторону и группировать их по цветам и по оттенкам цветов; развивать логическое мышление, внимание, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
Танграм.
Цель игры. 1.Развивать у детей умение сравнивать и группировать геометрические фигуры: четырехугольники и треугольники, составлять из треугольников новые геометрические фигуры.2. Развивать у детей логическое мышление, пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, сенсорные способности, творческое воображение.
Рамки и вкладыши Монтессори.
Цель игры. 1. Развивать у детей умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь); знакомить детей с геометрической терминологией – названием фигур: квадрат, круг, треугольник равносторонний, эллипс, прямоугольник, ромб, трапеция, четырехугольник неправильный, параллелограмм, треугольник равнобедренный, шестиугольник, звезда, пятиугольник, треугольник разносторонний.
2. Развивать у детей ориентировку в пространстве, умение различать и группировать геометрические фигуры, сенсорные умения и способности аналитического восприятия.
Монгольская игра.
Цель игры. 1. Развивать у детей умение сравнивать и группировать геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, квадраты.
2. Развивать у детей логическое мышление, пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, сенсорные способности, творческое воображение.
Дроби.
Цель игры. Познакомить детей с понятием целое и части; учить детей составлять целое из частей. Развивать сенсорные способности у детей, память внимание, логическое мышление.
2. Учить детей составлять узоры из деталей игры по схематичным изображениям и по собственному замыслу.
Игры со счетными палочками.
Цель игры. Учить детей составлять геометрические фигуры и узоры из геометрических палочек, пользуясь схематичным изображением (словесным заданием - позднее); учить отсчитывать нужное количество палочек; упражнять в умении высказывать предположения о правильном решении поставленной задачи.
Квадрат Воскобовича.
Цель игры. Учить детей складывать квадрат в разных направлениях; развивать у детей логику, внимание, пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, сенсорные способности, творческое воображение.
Мелкий геометрический конструктор.
Цель игры. Развивать способность у детей различать и называть геометрические фигуры (кубик, призма, конус, кирпичик, пластина).
Учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивости, формы, величины).
Крупный плоскостной геометрический конструктор.
Цель игры. Учить детей узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), умение группировать фигуры (по цвету, форме, величине) составлять знакомые предметы из геометрических фигур; развивать сенсорные способности, внимание, восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, сообразительность, конструктивные навыки.
Геоконт. Умелые лапки.
Цель игры. Способствует сенсорному развитию (эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно – осязательные анализаторы); развивает мелкую моторику рук; развивает внимание, память, творческое воображение и пространственное мышление, формирует умение анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
Составь картинку из геометрических фигур.
Цель игры. Игра способствует освоению детьми эталонов формы, выполняя задания игры, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество геометрических фигур, знакомится с пространственными отношениями и величиной, развивает мышление, внимание, сообразительность, усидчивость, творческое воображение.
Лото со схемами.
Цель игры. Познакомить детей со схематичным изображением знакомых предметов, учить детей узнавать по схемам предмет, правильно его называть и находить его реальное изображение; развивать у детей умение в ориентировке в пространстве; развивать память, внимание, мышление.
Игра «Светофор»
Цель: складывание фигуры светофора вертикально и горизонтально, используя квадрат.
Игра «Конфеткы для Маши»
Цель: развивать умение складывать предметы из разных по форме фигур, используя центр фигуры; закреплять умение ориентироваться на плоскости фигуры.
Игра «Туфелька для Золушки»
Цель: закреплять умения складывать квадрат по диагонали, использовать знакомые схемы для выполнения задания.
Игра «Золотая рыбка»
Цель: закреплять способы складывания по диагонали и внутрь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.
Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...
"Развитие связной речи с использованием наглядного материала в старшем дошкольном возрасте"
опыт работы...
Плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста
Использование счетных палочек в работе с детьми дошкольного возраста....
Статья. Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
quot;Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"....
Использование метода 3D-моделирования в старшем дошкольном возрасте.
Консультация для воспитателей....
Использование моделирования в старшем дошкольном возрасте для формирования экологических представлений
В данном материале освещается аспект использования метода моделирования для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация «Использование наглядного моделирования с детьми дошкольного возраста 6-7 в процессе конструирования»
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов.В старшем дошкольном ...