кружок бисероплетения
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Наталия Владимировна Литвинова

"Бисероплетение" Рабочая программа на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_biser_rabochaya_programma_22-23.docx140.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей «МОК №2»

Принята на заседании                                                     Утверждаю:

методического (педагогического) совета                     Директор МБОУ «Лицей «МОК №2»

от "__" ______________ 20__ г.                                              _____________________ /ФИО/

Протокол N ___________________                                          "__" ______________ 20__ г.

                 

Дополнительная общеразвивающая программа кружка

(художественно- эстетической направленности)

«Разноцветные бусинки»

для детей старшего дошкольного возраста.

Вторник (Среда) 15.15 час-15.45 час

15.45 час-16.15 час

                      https://chudo-enotiki.ru/wp-content/uploads/2019/08/tsvetyi.jpg

                                         

                                          Литвинова Наталия Владимировна

воспитатель

г. Воронеж

2022-2023 учебный год

Содержание

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Направленность Программы

1.3. Актуальность Программы

1.4. Цель и задачи Программы

1.5. Адресат Программы

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

1.7. Формы педагогической диагностики

2. Содержательный раздел

2.1Учебный план

2.2. Методы обучения

2.3. Формы организации образовательного процесса

2.4. Формы организации занятия

2.5. Алгоритм занятия

2.6. Педагогические технологии

2.7. Дидактические материалы

3. Организационный раздел

3.1. Срок реализации Программы;

3.2. Режим занятий, их продолжительность и периодичность;

3.3. Кадровое обеспечение;

3.4. Материально-техническое обеспечение;

3.5. Методическое обеспечение (список используемой литературы)

4. Приложение

1. Календарно-тематическое планирование

2. Список обучающихся

3. Итогово-отчетные мероприятия

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка.

      Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Колокольчики»  МБОУ «Лицей «МОК№2» в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисероплетение, как любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.

Настоящая программа способна научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе. А на 8 – Марта подарить цветы из бисера маме.

  1. Направленность

Декоративно-прикладное творчество – это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Бисерные работы – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, бусин, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

1.3. Актуальность

1. Занятия в кружке по бисероплетению способствуют развитию творчества, воображения, пространственного мышления, художественного вкуса, эстетических чувств;

2. Знакомят с особенностями художественного языка;

3. Развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;

4. По желанию ребёнка бисер и бусинки могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир.

5. Способствуют обогащению словаря;

6. Способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук;

7. Развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её.

1.4. Цель и задачи  программы:

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером, приобщение детей к основам рукоделия.

В соответствии с целью были сформированы задачи программы:

  1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».
  2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
  3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста;
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
  5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.
  6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.
  7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

1.5. Адресат программы

        Настоящая программа предназначена для работы с детьми в возрасте 5-6лет, рассчитана на  1 год обучения и поэтапное освоение материала. Максимальное количество детей в группе – 5-6 человек.

     

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

В процессе реализации программы дети приобретут:

Навыки

  1. Работы с бисером.
  2. Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.
  3. Работы и общения в коллективе.

Умения

  1. Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.
  2. Читать схемы.
  3. Сочетать цвета.

      Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.

     Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.

1.7. Формы педагогической диагностики

     -Словесный (использование художественного слова; объяснение, беседа; совместное обсуждение);  

-Наглядный (показ приемов изготовления, демонстрирование готовых картин, иллюстраций); 

-Практический (исследовательская деятельность; создание игровых и проблемных ситуаций; изготовление поделок) Аналитический (наблюдение, анкетирование, самоконтроль, самоанализ). 

  1. Содержательный раздел

  1. Учебный план

Период обучения

Количество часов

неделя

месяц

год

Сентябрь - июнь

2

8

72

  1. Методы обучения

1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: - словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы); - практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).

2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации); - репродуктивные методы (воспроизведение дошкольниками полученных знаний и освоенных способов деятельности); - частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом); - исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).

 3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях: - фронтальные методы (одновременная работа педагога со всеми детьми); - индивидуально – фронтальные методы (индивидуальные и фронтальные формы работы чередуются); - групповые методы (организованная работа детей в группах); - индивидуальные методы (индивидуальное выполнение заданий и учебных проблем детьми).

  1. Формы организации образовательного процесса

Образовательный процесс организован в форме занятий по подгруппам (5-6 человек).

  1. Формы организации занятия

  1. Организованная образовательная деятельность эстетической направленности.
  2. Беседы
  3. Выставки
  4. Мастер-классы с родителями

  1. Алгоритм занятия

Вводная часть.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству

Завершающая часть.

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей - 6 человек. Возраст - дети подготовительной группы. Занятия проходят фронтально.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.

Организация работы по ручному труду предполагает:

  • подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска…);
  • организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).

При работе с ножницами и иголкой особое внимание уделяется технике безопасности:

  • аккуратно обращаться с иглой, следить за направлением ведения иглы (к себе, вперед, вверх), убирать иглу в игольницу; - правильно подавать друг другу ножницы.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие используемого инвентаря.

Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т.д.

  1. Педагогические технологии

    Организация образовательного процесса характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:

  • психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
  • детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;
  • игровое обучение;
  • педагогика сотрудничества.

  1. Дидактические материалы

   Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются  наглядные пособия следующих видов:

- картинный и картинно-динамический (открытки, картины и др.),

-схемы в цвете,

-интернет.

  1. Организационный раздел

3.1. Срок реализации Программы

Срок реализации программы кружка «Разноцветные бусинки» в старшей группе «Колокольчики» - 1 год (для детей 5-6 лет).

  1. Режим занятий, их продолжительность и периодичность

Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Рабочая программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю по средам). Длительность образовательной деятельности 30  минут.

  1. Кадровое обеспечение

Занятия приводит воспитатель ВКК Литвинова Наталия Владимировна.

  1. Материально-техническое обеспечение

-бисер мелкий, средний, крупный;

-бусины, разные по форме, размеру и цвету;

-стеклярус;

-проволока медная гибкая(диаметр 0,28- 0,32мм);

 -клей ПВА (момент);

-ножницы;

-леска;

-цветная бумага;

 -салфетки из ткани 25х3.

  1. Методическое обеспечение (список используемой литературы)

1.Дошкольная педагогика №8 (49)ноябрь 2008. И.Г.Титова «Коррекция мелкой моторики через работу с бисером»

2.Дошкльная педагогика №2 (59) февраль 2010. С.Г.Овчинникова « Занятия бисероплетением для развития мелкой моторики рук ребенка»

3.Лыднина Ю. Фигурки из бисера. – Тверь: Культура и традиции. 2008.

4. Кузьмина Т.А, Кузьмина Е.В. бисер для девочек.- М.; ООО ТД «Издательство мир книги», 2010.

 5. Кузьмина Т.А, Кузьмина Е.В, Морозова Ю.Н. Игрушки из бисера. М.: ООО ТД «Издательство мир книги»,2010.

  1. Приложение

  1. Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

ТЕМА: ИСТОРИЯ БИСЕРА

Цель:

  • Провести экскурс в историю.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения бисероплетения.
  • Дать представление о способах изготовления бисера.
  • Обогащение словаря: рукоделие, бисероплетение, бисер.

Оборудование: иллюстрации, образцы изделий из бисера, журналы по бисероплетению, бисер, стеклярус.

Словарь: бисер, бисероплетение, рубка, стеклярус, матовый.

Ход занятия:

Рассказ педагога.

Работа с бисером - увлекательное рукоделие, которое удивляет и увлекает настолько, что становится «образом жизни».

Издревле люди стремились украсить себя, свою одежду, предметы быта. Самые примитивные украшения - это нити с нанизанными камешками разной формы, кусочками драгоценных пород дерева, раковинами, позднее бусами.

Стеклянные бусы были известны уже в глубокой древности. Бусы голубого стекла находили в гробницах древних египтян.

Самым известным поставщиком бисера была Венеция. Мастерские стекольщиков, образованные на острове Мурано в середине 15 века, приносили республике громадные доходы. Секрет изготовления бисера сохранялся в строгой тайне. Мастера имели массу привилегий, но за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни. Тем не менее, со временем появились мастерские и в Германии, и во Франции.

На Руси бисер использовался наряду с речным жемчугом и драгоценными камнями.

Бисер бывает очень разнообразным по размерам, форме и цвету. Он может быть мелким или крупным, граненым как изнутри, так и снаружи, вытянутой формы, круглым или плоским, как колечки. Разнообразен и способ окраски бисера - прозрачный или цветной, матовый или блестящий, прокрашенный целиком или только изнутри (со стороны отверстия).

Особенно привлекает внимание бисер металлического цвета и бисер с эффектом бензинового пятна в воде. Очень красив бисер, имеющий вертикальные грани или граненый, как большой круглый кристалл.

У вас на столах стоят коробочки с бисером, рассмотрите его.

Кроме бисера в работе могут быть использованы бусины, кристаллы

(граненые бусины) и искусственный жемчуг (они в другой коробочке) Еще один из материалов - стеклярус (трубочки длиной от 3 до 7 мм), а также рубленый стеклярус, так называемая «рубка» (он в следующей коробочке).

Другой интересный материал - это «рис» (вытянутые, округлые бусинки в виде барбариса). Как и жемчуг, он может быть стеклянным или пластмассовым. В отличие от стекляруса, «рис» не режет нить и придает изделиям объемность (он в следующей коробочке)

Кроме того, для работы могут применяться бусины других форм: в виде капли, плоские бляшки, листочки (они тоже находятся на вашем столе). Затем дети по очереди говорят названия материала. Такое разнообразие материалов дает простор для фантазии и позволяет создавать уникальные, непохожие друг на друга изделия.

А сейчас поиграем. Я поставлю коробочки с бисером, бусами и т.д. в ряд. Вы закройте глаза. Я уберу по одной коробочке, затем вы открываете глаза и вспоминаете, какой коробочки не стало. Итог.

Октябрь

Тема: ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА. ТБ.

«Цветочек», «Яблочко»

Цель:

Познакомить с материалами и инструментами необходимыми для бисероплетения.

Задачи:

  • Рассказать об инструментах, применяемых в данном виде рукоделия.
  • Дать представление о способах безопасного их применения.
  • Научить элементарным навыкам работы с иглой, проволокой.
  • Обогащение словаря: нити капроновые, лавсановые, леска, проволока.

Ноябрь

Тема: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦЕПОЧЕК

«Клубничка», «Стрекоза» - выбор детей

Цель:

  • Изготовление простейших цепочек.

Задачи:

  • Учим низанию цепочки "в одну нить" - Продолжаем знакомить со свойствами бисера.
  • Дать представление о разновидностях цепочек.
  • Познакомить со схемами клубнички и стрекозы.
  • Обучаем работе с проволокой.
  • Повторяем счет.

Словарь: звено цепочки, образец, схема.

Оборудование: схемы, образцы цепочек, схемы клубнички и стрекозы, бисер, медная проволока.

Декабрь

Тема: «Ангел», «Морской конек», по желанию

Цель: учить выполнять плоские фигурки из бисера, усложненные. 

Задачи:

  • Учить изготавливать  из  бисера плоские фигурки, добавляя принцип нанизывания и закрепления (хвостик, хохолок для попугая, ушки для мышки).
  • Развивать эстетический вкус, фантазию, мелкую моторику..
  • Закрепляем умение считать и правильно подбирать цвета для изделий.

Оборудование: бусинки диаметром 3-5мм, цвет можно использовать любой, лучше золотой, серебряный, красный и белый, латунная проволока длинной 50см, кусачки, схема.

Январь

Тема: ЗАЙКА

Цель:

  • Изготовить плоскую фигурку "Зайки" из бисера.
  •  Задачи:
  • Продолжаем учить пользоваться простейшими схемами.
  • Дать представление о простейших способах изготовления фигур животных из бисера.
  • Воспитывать терпение, усидчивость, внимание.
  • Развиваем мелкую моторику рук.

     Оборудование: бисер белого, черного, красного и разового цветов, одна крупная бусина красного цвета, медная проволока, ножницы или кусачки.

Ход занятия.

Давайте, ребята вспомним с вами кто такие зайцы?

Это дикие животные, которые живут в лесу и степи.

Когда зайцы бывают белыми? (серыми).

Зима, лето.

Хотите мы с вами изготовим вот такого зайку? Хорошо!

Сегодня мы с вами будем собирать из бисера брошь «Зайку» и, если захотите, вы ее подарите своим мамам или бабушкам.

Работа начинается с изготовления задних лап. Берем проволоку длинной 1м, набираем 9 бисерин белого цвета и на середине выполняем скрутку - это одна лапка. Затем нанизываем 10 бисерин и, оставив одну бисеринку по центру, выполняем вторую скрутку - это вторая лапка. Далее выполняем изделие по схеме: туловище, голова, мордочка и ушки. Концы проволоки закрепляются, и остатки обрезаются или откусываются кусачками. С изнаночной стороны прикрепляем булавку. Итог.

Февраль

Тема: «Кораблик»

Цель: - Научить плести новой техникой «Поворот по вертикали».

Задачи:

  • Познакомить с новой схемой.
  • Повторить правила безопасности при работе с проволокой и кусачками.
  • Продолжить учить плести путем перекрещивания по горизонтали и плавно переходить на вертикальное плетение не обрезая проволоку.
  • Закрепить умение работать с проволокой.

Оборудование: бисер, проволока, схемы, иллюстрации.

Март

Тема: «Цветочек для мамы»

Задачи:

1.Уточнить представления о цветочке незабудке или подснежнике (по выбору);

2.учить работать двумя концами;

3. учить перекручивать проволоку в жгут (стебель);

4. воспитывать дружеские отношения.

Оборудование: бисер разных цветов, проволока, кусачки, схемы для плетения.

Апрель

Тема: «Аквариум с рыбками»

Цель:- Изготовить плоские фигурки рыбок и поместить в аквариум, сделанный из фетра . 

Задачи:

  • Вызвать желание изготовить изделие своими руками.
  • Продолжаем учить пользоваться простейшими схемами.
  • Дать представление о простейших и усложненных способах изготовления фигур  из бисера.
  • Воспитывать терпение, усидчивость, внимание.
  • Развиваем мелкую моторику рук.
  • Учим оформлять готовое изделие.

Оборудование: бисер двух цветов, проволока 15-20 см для изготовления туловища, схема, фетр, картонная коробочка.

Май

Тема: Насекомые

Цель: Уточнить знание детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Повторить умения и навыки работы с бисером, учить красиво, выполнять плетение, правильно подбирать цвета. Развивать эстетический вкус, внимание, аккуратность при выполнении работы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Знать: Насекомых и их характерные признаки, вспомнить различные способы плетения

Уметь: Красиво выполнить плетение, правильно подбирать цвета.

  1. Список обучающихся

1.Болотов Федор                        

2.Булгаков Матвей                        

3.Бородулина Татьяна                        

4.Васильев Кирилл                        

5.Гатилова Фаина                        

6.Гнеушев Ярослав                        

7.Гуламамиев Насим                        

8.Казьмин Степан                        

9.Кипкеев Рустам                        

10.Комов Арсений                        

11.Комов Савелий                        

12.Костина София                        

13.Кривов Савелий                        

14.Круцких Тимофей                        

15.Кузнецова Вероника                        

16.Кобелев Ратмир                        

17.Копылов Никита

18. Лучникова Василиса                        

19.Мавийчук Виолета                        

20.Мищенко Мария                        

21.Мнацаканян Грета                        

22.Нечепаева Мария                

23.Панин Матвей                

24.Парамзина Настя                        

25.Подушкина Валерия                        

26.Половникова Полина                        

27.Полупан София                        

28.Резнева Аня                        

29.Сергачев Глеб        

30.Савельев Саша                

31.Шипилова Вера                        

32.Чучмин Тимофей                        

33.Юдакова Ангелина                        

3. Итогово-отчетные мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование. Кружок по бисероплетению "Бусинка"

Развитие мелкой моторики необходимо как для развития ребёнка в целом, так и для подготовки руки к письму. Бисероплетение - один из способов развить мелкую моторику в  интересной, увлекательной, п...

Кружок бисероплетения "Умелые ручки"

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ознакомление с профессиями дизайнера художника-оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, в...

Кружок бисероплетения в подготовительной группе

Программа  кружка для детей подготовительной группы.Цель кружка: обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда. Задачи:Соверш...

Кружок "Бисероплетение и вышивка бисером"

Данный материал содержит информацию о проводимом кружке в группе, дана цель, задачи, краткое содержание кружка....

Кружок по бисероплетению "Аптаах о5уруо"

Улахан саастаах о5олорго анаан о5уруоннан тиьии бастакы хардыыларыгар уорэтии...

Консультация на тему "Кружок бисероплетения для дошкольников"

для чего заниматься бисероплетением с дошкольниками...

кружок по бисероплетению старшая группа

рабочая программа по бисероплетению с сентября по декабрь...