Методика «Пошаговая лепка из пластилина» для детей 3,5-5 лет, автор педагог Евдокименкова Л.В.
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Методика «Пошаговая лепка из пластилина» для детей 3,5-5 лет., автор педагог Евдокименкова Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор -Евдокименкова Л.В.,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификации
МАУДО «ДД(Ю)Т им. Лени Голикова»
г. Великий Новгород
Методика «Пошаговая лепка из пластилина
для детей 3,5-5 лет».
Лепка играет огромную роль в процессе формирования творческого и пространственного мышления, знакомит малыша с таким свойством предметов как пластичность.
При лепке движения пальцев становятся более точными, скоординированными, осознанными. А развитие мелкой моторики в силу специфики мозговой организации приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше уделяется времени в раннем детском возрасте развитию мелкой моторики, тем быстрее идет у ребенка процесс постановки речи.
Умение выделять в процессе восприятия форму, части, которое мы формируем у детей, подводит их к видению структуры объекта. Систематическая педагогическая работа по обучению детей не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.
Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта.
Чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен представлять все его основные свойства и передавать их так, чтобы изображение было узнаваемо. Для маленького художника это весьма существенно.
Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это и специальные наблюдения, и рассматривание дидактического предмета. Педагог направляет восприятие ребенка на те или иные свойства и качества предметов.
Начало.
К возрасту от 3,5-5 годам дети уже обладают каким-то запасом зрительных образов, они лучше ориентируются в пространстве и могут более точно изобразить предмет, больше внимания уделять деталям - поэтому и вылепленные изделия обладают большей выразительностью. В процессе лепки применяются не только простейшие приемы, такие как раскатывание в валик, скатывание в шар, сплющивание, но и более сложные – оттягивание щепоткой пальцев материала для лепки для формирования новой детали, сглаживание кончиками пальцев поверхностей, прощипывание пальцами. Для лепки можно использовать и стеки – специальные пластмассовые ножички, с помощью которых можно резать и выравнивать используемый материал, делать в нем углубления, создавать рельеф. Лепить можно как из целого куска, так и путем присоединения частей.
Для того, чтобы изобразить предмет, ребенок должен очень хорошо представлять его. Поэтому перед началом лепки необходимо как следует рассмотреть этот предмет.
3,5-5 лет – отличный возраст, чтобы познакомить ребенка лепкой из пластилина. Пластилин выбирайте качественный, ярких цветов. При лепке пластилин не должен скатываться в комочки и прилипать к рукам. Перед началом лепки приготовьте для ребенка рабочее место – на стол, застеленный клеенкой, положите дощечку и материал для лепки. Помните, что ребенок раннего возраста не может долго удерживать внимание, поэтому занятие продлится около 25 минут. Не ставьте перед ребенком непосильных задач. Помните, что малыши в учебных группах только знакомится со свойствами пластилина и экспериментирует с приемами лепки. У ребенка пока еще не существует четкой связи между движениями руки и формой, которая получается. Самое главное сейчас – заинтересовать малыша и показать, как можно лепить.
Начинать лучше с простых форм: покажите ребенку, как можно отщипнуть от пластилина кусочек, сделать из него лепешку, раскатайте между ладонями, шарик, валик. Обратите внимание ребенка, что эти простые формы похожи на знакомые ему предметы: шарик – на мячик, жгутик – на колбаску, при сплющивании получаются лепешки.
Например, из одной и той же заготовки – можно получать различных животных, персонажей…Всё строится на одних и тех же элементах – с разницей их размеров и использовании при лепке.
Необходимые материалы:
Пластилин «Гамма», стека, доска для лепки.
Например – лепим Мышь.
Туловише.
Возьмём целый стандартный кусок пластилина из обычного набора «Гамма» (цвет на усмотрения ребёнка) - сложим его вдвое, поставим на доску соединенными концами - это будет туловище (см. фото 1).
Голова.
Затем стандартный кусок другого цвета из этого же набора пластилина разделим на две равные части (можно при помощи стеки) – одну из них скатаем в шарик – это будет голова. Не много потянем шарик - вперед и к верху – чтоб придать голове вытянутую форму.
На самый кончик вытянутой части прилепим шарик, сделанный из пластилина другого цвета это – нос.
От пластилина белого цвета отделим небольшой кусок – разорвём его на две равные части и превратим каждую в шарик – это будут глаза – приклеим в верхней части головы – затем прилепим небольшие кусочки черного пластилина в середину белых шариков – это будут зрачки. Глаза готовы.
Уши.
Отделим от куска пластилина другого (желательно – розового) цвета небольшой кусок – разделить его надвое – раскатать оба кусочка в шарики и затем прижать так, чтоб получилась лепёшечки – приклеить по обе стороны головы.
В нижней части головы – под носовой часть – прилепим небольшой кусочек красного пластилина – это рот.
Получившуюся голову прилепим к туловищу.
Лапы.
Возьмём оставшуюся от лепки головы половину целого стандартного куска пластилина и разделим его на две равные части. И эту часть раскатаем в колбаску – разделим её на две равные части – сразу получим две руки. Приклеим их к туловищу.
Шарф.
Чтоб голова лучше держалась – можно сделать шарфик – это оторванный (любого цвета) кусочек пластилина, скатанный жгутиком (колбаской) и обвитый вокруг стыка головы и туловища.
Хвост.
Снова отщипнём кусочек розового пластилина и скатаем его жгутиком (колбаской) – прилепим сзади внизу туловища. Желательно обвить по форме туловища.
Рот.
Чтобы обозначить рот – нужно отщипнуть незначительное количество от красного куска пластилина – и приклеить в нижней части головы мышки– под носом. Фигурка готова.
Создаваемые нами персонажи отличаются своими характерными особенностями – формой ушей, хвостов и т.п. Все эти особенности обговариваются при рассмотрении дидактического образца ещё до практического объяснения. Затем необходимо показать детям как создаётся этот персонаж, а уже затем лепить вместе пошагово.
Вначале детская робость вынуждает выбирать цвета для лепки фигуры такие же как у педагога. Но со временем – от частого повторения и варьирования основной формы с различием деталей –переходит в неподдельную уверенность и желание выбирать цвет по собственному выбору. Но по поводу выбора цвета - необходимо постоянно повторять чередования светлых и темных, теплых и холодных цветов.
К концу учебного года можно заметить, что дети уже не нуждаются в демонстрации изготовления образца самим педагогом, а с легкостью могут работать, руководствуясь только словесными объяснениями, имея перед глазами дидактический материал. Они могут с легкостью разобраться в очередности и изготовлении нужных частей для лепки заданного образца.
Вывод
Обучение всегда ведет за собой развитие.
«Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия» (Выготский Л.С.).
Автор -Евдокименкова Л.В.,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификации
МАУДО «ДД(Ю)Т им. Лени Голикова»
г. Великий Новгород
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гусеница из пластилина. Пошаговая лепка.
Приобщая самых маленьких детишек к пластилиновому творчеству, выполняйте очень легкие операции...

Консультация «Чем полезна лепка из пластилина для детей и как правильно увлечь малыша»
Лепка из пластилина – любимое занятие малышей и их родителей, которые во время создания зайчиков и ежиков могут спокойно заниматься своими делами. Однако, польза этого творческого занятия намног...

Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)
Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....

Чем полезна лепка из пластилина для детей и как правильно увлечь ребёнка
Когда начинать лепить с ребёнком, из чего и как увлечь его этим занятием...

СООБЩЕНИЕ Тема: «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (практическое занятие)
Практическое занятие «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...