Методика «Пошаговая лепка из пластилина» для детей 3,5-5 лет, автор педагог Евдокименкова Л.В.
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Методика «Пошаговая лепка из пластилина» для детей 3,5-5 лет., автор педагог Евдокименкова Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_poshagovaya_lepka_iz_plastilina_dlya_publikatsii.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор -Евдокименкова Л.В.,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификации
МАУДО «ДД(Ю)Т им. Лени Голикова»
г. Великий Новгород
Методика «Пошаговая лепка из пластилина
для детей 3,5-5 лет».
Лепка играет огромную роль в процессе формирования творческого и пространственного мышления, знакомит малыша с таким свойством предметов как пластичность.
При лепке движения пальцев становятся более точными, скоординированными, осознанными. А развитие мелкой моторики в силу специфики мозговой организации приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше уделяется времени в раннем детском возрасте развитию мелкой моторики, тем быстрее идет у ребенка процесс постановки речи.
Умение выделять в процессе восприятия форму, части, которое мы формируем у детей, подводит их к видению структуры объекта. Систематическая педагогическая работа по обучению детей не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.
Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта.
Чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен представлять все его основные свойства и передавать их так, чтобы изображение было узнаваемо. Для маленького художника это весьма существенно.
Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это и специальные наблюдения, и рассматривание дидактического предмета. Педагог направляет восприятие ребенка на те или иные свойства и качества предметов.
Начало.
К возрасту от 3,5-5 годам дети уже обладают каким-то запасом зрительных образов, они лучше ориентируются в пространстве и могут более точно изобразить предмет, больше внимания уделять деталям - поэтому и вылепленные изделия обладают большей выразительностью. В процессе лепки применяются не только простейшие приемы, такие как раскатывание в валик, скатывание в шар, сплющивание, но и более сложные – оттягивание щепоткой пальцев материала для лепки для формирования новой детали, сглаживание кончиками пальцев поверхностей, прощипывание пальцами. Для лепки можно использовать и стеки – специальные пластмассовые ножички, с помощью которых можно резать и выравнивать используемый материал, делать в нем углубления, создавать рельеф. Лепить можно как из целого куска, так и путем присоединения частей.
Для того, чтобы изобразить предмет, ребенок должен очень хорошо представлять его. Поэтому перед началом лепки необходимо как следует рассмотреть этот предмет.
3,5-5 лет – отличный возраст, чтобы познакомить ребенка лепкой из пластилина. Пластилин выбирайте качественный, ярких цветов. При лепке пластилин не должен скатываться в комочки и прилипать к рукам. Перед началом лепки приготовьте для ребенка рабочее место – на стол, застеленный клеенкой, положите дощечку и материал для лепки. Помните, что ребенок раннего возраста не может долго удерживать внимание, поэтому занятие продлится около 25 минут. Не ставьте перед ребенком непосильных задач. Помните, что малыши в учебных группах только знакомится со свойствами пластилина и экспериментирует с приемами лепки. У ребенка пока еще не существует четкой связи между движениями руки и формой, которая получается. Самое главное сейчас – заинтересовать малыша и показать, как можно лепить.
Начинать лучше с простых форм: покажите ребенку, как можно отщипнуть от пластилина кусочек, сделать из него лепешку, раскатайте между ладонями, шарик, валик. Обратите внимание ребенка, что эти простые формы похожи на знакомые ему предметы: шарик – на мячик, жгутик – на колбаску, при сплющивании получаются лепешки.
Например, из одной и той же заготовки – можно получать различных животных, персонажей…Всё строится на одних и тех же элементах – с разницей их размеров и использовании при лепке.
Необходимые материалы:
Пластилин «Гамма», стека, доска для лепки.
Например – лепим Мышь.
Туловише.
Возьмём целый стандартный кусок пластилина из обычного набора «Гамма» (цвет на усмотрения ребёнка) - сложим его вдвое, поставим на доску соединенными концами - это будет туловище (см. фото 1).
Голова.
Затем стандартный кусок другого цвета из этого же набора пластилина разделим на две равные части (можно при помощи стеки) – одну из них скатаем в шарик – это будет голова. Не много потянем шарик - вперед и к верху – чтоб придать голове вытянутую форму.
На самый кончик вытянутой части прилепим шарик, сделанный из пластилина другого цвета это – нос.
От пластилина белого цвета отделим небольшой кусок – разорвём его на две равные части и превратим каждую в шарик – это будут глаза – приклеим в верхней части головы – затем прилепим небольшие кусочки черного пластилина в середину белых шариков – это будут зрачки. Глаза готовы.
Уши.
Отделим от куска пластилина другого (желательно – розового) цвета небольшой кусок – разделить его надвое – раскатать оба кусочка в шарики и затем прижать так, чтоб получилась лепёшечки – приклеить по обе стороны головы.
В нижней части головы – под носовой часть – прилепим небольшой кусочек красного пластилина – это рот.
Получившуюся голову прилепим к туловищу.
Лапы.
Возьмём оставшуюся от лепки головы половину целого стандартного куска пластилина и разделим его на две равные части. И эту часть раскатаем в колбаску – разделим её на две равные части – сразу получим две руки. Приклеим их к туловищу.
Шарф.
Чтоб голова лучше держалась – можно сделать шарфик – это оторванный (любого цвета) кусочек пластилина, скатанный жгутиком (колбаской) и обвитый вокруг стыка головы и туловища.
Хвост.
Снова отщипнём кусочек розового пластилина и скатаем его жгутиком (колбаской) – прилепим сзади внизу туловища. Желательно обвить по форме туловища.
Рот.
Чтобы обозначить рот – нужно отщипнуть незначительное количество от красного куска пластилина – и приклеить в нижней части головы мышки– под носом. Фигурка готова.
Создаваемые нами персонажи отличаются своими характерными особенностями – формой ушей, хвостов и т.п. Все эти особенности обговариваются при рассмотрении дидактического образца ещё до практического объяснения. Затем необходимо показать детям как создаётся этот персонаж, а уже затем лепить вместе пошагово.
Вначале детская робость вынуждает выбирать цвета для лепки фигуры такие же как у педагога. Но со временем – от частого повторения и варьирования основной формы с различием деталей –переходит в неподдельную уверенность и желание выбирать цвет по собственному выбору. Но по поводу выбора цвета - необходимо постоянно повторять чередования светлых и темных, теплых и холодных цветов.
К концу учебного года можно заметить, что дети уже не нуждаются в демонстрации изготовления образца самим педагогом, а с легкостью могут работать, руководствуясь только словесными объяснениями, имея перед глазами дидактический материал. Они могут с легкостью разобраться в очередности и изготовлении нужных частей для лепки заданного образца.
Вывод
Обучение всегда ведет за собой развитие.
«Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия» (Выготский Л.С.).
Автор -Евдокименкова Л.В.,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификации
МАУДО «ДД(Ю)Т им. Лени Голикова»
г. Великий Новгород
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гусеница из пластилина. Пошаговая лепка.
Приобщая самых маленьких детишек к пластилиновому творчеству, выполняйте очень легкие операции...
Консультация «Чем полезна лепка из пластилина для детей и как правильно увлечь малыша»
Лепка из пластилина – любимое занятие малышей и их родителей, которые во время создания зайчиков и ежиков могут спокойно заниматься своими делами. Однако, польза этого творческого занятия намног...
Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)
Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....
Чем полезна лепка из пластилина для детей и как правильно увлечь ребёнка
Когда начинать лепить с ребёнком, из чего и как увлечь его этим занятием...
СООБЩЕНИЕ Тема: «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (практическое занятие)
Практическое занятие «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...
Лепка из пластилина для детей. Черепашонок
Поделка простая, детки с удовольствием сделают ее....
ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Нос для снеговика. Лкпкаиз пластилина...