Рекомендации для воспитателя
консультация по аппликации, лепке

Бреган Лариса Алексеевна

"Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley_melkaya_motorika.docx779.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей

Влияние мелкой моторики   на развитие речи дошкольников

         

Развитие речи дошкольника

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.

С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Влияние мелкой моторики на развитие ребенка

                                             Мелкая моторика рук у детей: игры для развития ребенка дошкольного возраста   

                 Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:

  • внимания;
  • мышления;
  • зрительной памяти;
  • воображения;
  • пространственной ориентации;
  • связной речи.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).

Работа по развитию мелкой моторики

При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

О том, что надо развивать мелкую моторику, слышал каждый родитель, но далеко не все знают, зачем это нужно. Что дадут ребенку хорошо натренированные ручки и пальчики, вы сейчас узнаете.

Во-первых, «послушные» пальчики позволят малышу быстрее освоить элементарные навыки самообслуживания. Завязать шнурки, застегнуть пуговицы, одеться – всё это не будет вызывать каких-либо трудностей, если мелкая моторика хорошо развита. Возможность самостоятельно выполнять действия, которые раньше были доступны только взрослым, всегда очень мотивирует ребенка и переводит его на новый этап развития.

Во-вторых, при тренировки ручек и пальчиков улучшаются графические навыки ребенка, кисть укрепляется, готовится к письму и к предстоящим школьным нагрузкам.

Стоит отметить также, что при развитии мелкой моторики рисунки становятся  правдоподобнее и с большим успехом передают то, что задумал нарисовать малыш.

В-третьих, тренировка рук и пальцев способствует ускорению мыслительных процессов и раскрытию творческого потенциала.

И, в-четвертых, развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на  речь. Тренировка ручек и пальчиков помогает малышу быстрее освоить пассивную и активную речь, расширяет словарный запас. Дети с хорошо развитой координацией рук, как правило, хорошо говорят, умеют логично рассуждать, объяснять.

 Дидактические средства развития мелкой моторики

Мелкую моторику рук развивают:  

- пальчиковая гимнастика; 

- упражнения с массажным мячом; 

- пальчиковый театр; 

- массаж ладошек; 

- пластилинография; 

- ниткография; 

- вырезальный тренажер; 

- рисование пальчиками, ладонью; 

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.

Наиболее простые и эффективные игры:

        Развитие мелкой моторики. Как и чем заниматься? - Промам          Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ | Дефектология Проф             

 Игры с конструктором, мозаикой, пазлами. Ладушки. Разрывание бумаги. Перелистывание страниц. Бусы. Вкладыши-мисочки. Крупы. Баночки с крупами. Рисование на песке. Горошина. Завинчивание крышек. Застегивание, расстегивание и шнуровка. Лепка. Рисование и раскрашивание. Собирание мозаик и пазлов. Вырезание.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

Подготовила  воспитатель Бреган Л.А.

       Пластилинография,  как средство развития мелкой моторики и речи

C:\Users\User\Desktop\пластелин\detskie-ruchki-007.jpg

«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках пальцев»
                                                                           В.А. Сухомлинский

        В раннем возрасте дети охотно вовлекаются в любую продуктивную творческую деятельность. Кроме того, во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, а через неё и речь.  Занятия творчеством очень важны для малыша – они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность.

     Понятие пластилинография имеет 2 смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а «пластилин»- материал при помощи которого осуществляется замысел.

     Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей, развитию таких психических процессов как внимание, память, мышление, речь, восприятие, а также пространственной ориентации и сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

      Давно известно, что речевой центр и центр, отвечающий за движение пальцев рук, находится в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, появляется связная речь.

  Основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, развития мелкой моторики).

              C:\Users\User\Desktop\пластелин\29646_900.jpg                     

Методы и приёмы, используемые в работе с пластилином:

  •  показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
  •  использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
  •  игровые приёмы;
  •  индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
  •  обследование, рассматривание,   наблюдение.

Техники и приемы  рисования пластилином на картоне:

1.Примазывание.

2.Скатывание.

3.Надавливание.

4.Размазывание.

5.Лепка из «колбасок».

6.Лепка с использованием природных материалов.

7.Рельефный рисунок с помощью стеки.

8.Отпечатки.

9.Трафаретное рисование.

10.Процарапывание.

11. Цветной пластилин, полученный резанием.

12.Рисование пластилиновой стружкой.

                        Примазывание                                                      Отпечатки                                                  

C:\Users\User\Desktop\пластелин\razvivayushhie-igry-1.jpg         C:\Users\User\Desktop\пластелин\image-0-02-04-c04b2e538f69b5b42a3abd57199a28aa6105bfcce24237cf3ecf56a445466e40-V(1).jpg

  Лепка из «колбасок»                                                   Скатывание

C:\Users\User\Desktop\пластелин\image-0-02-04-8b22dd6851b6dccff84d2fecb58740c96359bddfa406939915b8d9f3a2c1759f-V.jpg                                      D:\Юля-2\Все о пластилине\Пластилиновые поделки\detsad-470387-1456221813.jpg
    Таким образом тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние  на развитие высшей нервной деятельности ребенка:
- функции движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;
- развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обеих полушариях, и как следствие, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

Подготовила  воспитатель Бреган Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей: «Воспитатель и музыка».

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь прис...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии". Рекомендации для воспитателей

Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии" - рекомендации для воспитателей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Рекомендации для воспитателей «Учим ребенка рисовать человека: простые схемы и рекомендации»

Вопрос «Как научить детей рисовать человека?» ставит многих взрослых в тупик: далеко не каждый сможет реалистично передать пропорции и портретное сходство, и тем более, объяснить этап...