Тема: "Городецкая дощечка" (аппликация)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Пахомова Татьяна Станиславна
Программное содержание.
Приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами аппликации. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основной элемент узора.
Задачи.
Обучающая. Учить детей вырезать круги из прямоугольника, сложенного пополам, сочетать цвет и оттенки. Составлять узор, чередуя цветы и листья.
Развивающая. Развивать художественно-эстетический вкус, создать радостное настроение. Формировать творческие и креативные способности детей. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, словарный запас (экспонат, выставка, музей, композиция). Развивать творческие способности.
Оздоровительная. Следить за осанкой детей во время работы.
Воспитательная. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, дружеские взаимоотношения между детьми.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx246.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по аппликации   «Городецкая дощечка»

в старшей группе


Подготовила и выполнила воспитатель Пахомова Т.С.

Программное содержание.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами аппликации. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основной элемент узора.

Задачи.

Обучающая. Учить детей вырезать круги из прямоугольника, сложенного пополам, сочетать цвет и оттенки. Составлять узор, чередуя цветы и листья.

Развивающая. Развивать художественно-эстетический вкус, создать радостное настроение. Формировать творческие и креативные способности детей. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, словарный запас (экспонат, выставка, музей, композиция). Развивать творческие способности.

Оздоровительная. Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательная. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал к занятию. Кухонные доски, образцы узоров, заготовки дляаппликации, гуашь, ватные палочки, ножницы, клей, клеенки, салфетки.

Предшествующая работа.   Знакомство с элементами росписи, знакомство с историей городецкой росписи.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, у меня сегодня хорошее настроение, я хотела бы поделиться им с вами. Для этого достаточно сказать друг другу комплимент.

А теперь закройте глаза и представьте себе, что я дала вам в руки кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете? (ответы детей)

А теперь я поменяла черную краску на белую. Какой краской труднее раскрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно – белым? А каким бы вам хотелось видеть мир?

Воспитатель. Мне тоже хотелось бы, что бы мир вокруг нас был красивым, разноцветным, чтобы нас всегда окружали красивые вещи. А кто мне подскажет, где хранятся красивые, редкие вещи? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно, красивые вещи можно увидеть в музее.

Воспитатель. Знаете, почему мы заговорили о музее. Потому что сегодня оттуда к нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите, какой красивый конверт.На нем написан адрес нашего сада и указано: детям старшей группы от директора музея.

Ребята, так как письмо адресовано вам, я подождала, пока вы все собрались в группе. Хотите узнать, что в этом письме?

Воспитатель (читает письмо): Здравствуйте, дети, пишут вас сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим открыть выставку народных изделий. Но нам не хватает экспонатов. Высылаем вам образец одного из экспонатов, которые нужны нам в музее. Но он не помещался в конверт, пришлось его разрезать. Надеюсь, что вы сможете его собрать и изготовить нам для музея такие же экспонаты.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое экспонаты?(предметы, хранящиеся в музее)

- Как вы думаете, сможем мы помочь сотрудникам музея?

- Давайте посмотрим, что же за экспонат нам прислали в конверте.

Д. и.«Собери картинку»

Воспитатель. Ребята, что за изделие у нас получилось?(разделочные доски)

Посмотрите, какие они красивые. Какая знакомая здесьроспись?(этогородец)

- По каким элементам вы догадались?

- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие вГородец и посмотреть, какие еще красивые изделия там делают мастера? Ну тогда в путь.

Воспитатель.

На левом берегу Волги чуть выше НижнегоНовгорода, раскинулось большое село Городец.

Есть на Волгегород древний

По названьюГородец.

Славится по всей России

Своейросписью творец.

Городецкая роспись– как ее нам не знать,

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Не в лесу и не в поле,

Не в лугах, не на воле

Распустились цветы

Столь земной красоты

Ярко красками горя,

Чудо птицы здесь порхают

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают.

Посмотрите нароспись, сочность красок манит

Городецкая роспись душу нам веселит.

Воспитатель.

Посмотрите на это изделие. Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите элементы на образце.

1. Она круглая, как чаша, а зовут ее (ромашка)

2. Словно чудо тут и там распускается (розан)

3. Ей в жару не будет жарко, она в воде, она (купавка)

Название цветка купавка связано с очень интересной легендой. Много лет тому назад на Руси праздновали так называемый день Ивана Купалы. В ночь, по приданию, появлялся удивительной красы цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название – купавка. С тех поргородецкиемастера стали изображать купавку в своихросписях.

Воспитатель. Правда, ребята, хороши изделия, расписанныегородецким узором.

Недаром директор музея попросил нас украсить разделочные доски именно таким узором. Ребята, в музее, наверное, ждут, когда же мы пришлем им новые экспонаты

Воспитатель. Пора, ребята, нам отправляться в детский сад и приниматься за работу.

Воспитатель.

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз, ничего, что нет колес!

Друг за другом мы пойдем, за вагончиком бегом.

Дети под музыку продвигаются по группе, подходят к рабочим столам.

Вот мы и в нашей мастерской.

Воспитатель. Посмотрите на образец городецкого узора. Ребята,давайте сравним две цветка: купавку и розан. Чем они отличаются (они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю и самый крупный лепесток располагается напротив середины, а у розана середина располагается в центре и все лепестки одинаковой величины)

Сегодня япознакомлювас еще с одним узоромгородецкой росписи. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся …бутон.

- Ребята, из каких элементов состоит бутон? (из кругов разной величины)

Посмотрите внимательно на композициюгородецкого узора(слово композицияобозначаеткрасивое расположение предметов или элементовросписи) В центре расположен самый красивый и крупный цветок, по обеим сторонам от него – цветы меньше по величине, но одинаковые по окраске.

Городецкиемастера расписывали свои изделия красками, я предлагаю вам украсить экспонатыаппликацией. Мы составим узор из двух бутонов и цветка. Цветок у нас готов, мы его приготовили на прошлом занятии, а сегодня мы сделаем бутон. Из каких элементов он состоит? (из кругов разной величины) Сколько кругов нужно будет вырезать для двух бутонов? (четыре, два маленьких и два больших)

Как можно вырезать сразу два одинаковых круга?(свернуть заготовку пополам и аккуратно срезать уголки по кругу)

После того, как вы вырежете круги, соберите и склейте бутон. Затем составьте узор и приклейте все элементы. Что нужно сделать, чтобы оживить узор?(можно украсить цветы белыми точками, оживкой)

Инструктаж.

- Как правильно держать ножницы? Передавать друг другу?

- Как правильно наносить клей на заготовки?

Молодцы, знаете все правила пользования ножницами. А теперь можно приступать к работе.

Самостоятельная работа детей(под музыку)

Оформление выставки детских работ.

Итогзанятия.

Воспитатель. Какие красивые разделочные доски у вас получились. Вы настоящие мастера. Давайте внимательно рассмотрим некоторые работы. Здесь хорошо подобран цвет, а на этом розане очень красиво смотрится оживка. А эти работы очень аккуратные.Не зря говорят: дело мастера боится. Как называется роспись, которой вы украшали доски?

С каким новым элементом мыпознакомились?

Ну что ж, ребята, давайте сложим наши работы в посылочный ящик и отправим их в музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область «Художественное творчество» Рисование с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковые игры» Тема: «Городецкая доска»

Представляю вашему вниманию ещё один коспект по приобщению к истокам русской народной культуры. Через художественное творчество дети подготовительной нруппы закрепляют навык городецкой росписи....

Декоративное рисование. Тема: «Городецкие доски»

Цель:             Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.Задачи:«Познавательное развитие»...

Занятие по ИЗО на тему "Городецкая роспись"

Конспект занятия для детей старшей группы...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе по теме «Городецкая роспись»

Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.  Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение стро...

Тема: «Городецкая роспись. Основные элементы росписи».

Цели и задачи: 1.продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии.  2.Выпо...

Презентация для детей на тему: "Городецкая роспись"

Данная презентация даёт возможность познакомиться с декоративно-прикладным искусством "Городецкая роспись"....