Тема: "Городецкая дощечка" (аппликация)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 246.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по аппликации «Городецкая дощечка»
в старшей группе
Подготовила и выполнила воспитатель Пахомова Т.С.
Программное содержание.
Приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами аппликации. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основной элемент узора.
Задачи.
Обучающая. Учить детей вырезать круги из прямоугольника, сложенного пополам, сочетать цвет и оттенки. Составлять узор, чередуя цветы и листья.
Развивающая. Развивать художественно-эстетический вкус, создать радостное настроение. Формировать творческие и креативные способности детей. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, словарный запас (экспонат, выставка, музей, композиция). Развивать творческие способности.
Оздоровительная. Следить за осанкой детей во время работы.
Воспитательная. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал к занятию. Кухонные доски, образцы узоров, заготовки дляаппликации, гуашь, ватные палочки, ножницы, клей, клеенки, салфетки.
Предшествующая работа. Знакомство с элементами росписи, знакомство с историей городецкой росписи.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, у меня сегодня хорошее настроение, я хотела бы поделиться им с вами. Для этого достаточно сказать друг другу комплимент.
А теперь закройте глаза и представьте себе, что я дала вам в руки кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете? (ответы детей)
А теперь я поменяла черную краску на белую. Какой краской труднее раскрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно – белым? А каким бы вам хотелось видеть мир?
Воспитатель. Мне тоже хотелось бы, что бы мир вокруг нас был красивым, разноцветным, чтобы нас всегда окружали красивые вещи. А кто мне подскажет, где хранятся красивые, редкие вещи? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно, красивые вещи можно увидеть в музее.
Воспитатель. Знаете, почему мы заговорили о музее. Потому что сегодня оттуда к нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите, какой красивый конверт.На нем написан адрес нашего сада и указано: детям старшей группы от директора музея.
Ребята, так как письмо адресовано вам, я подождала, пока вы все собрались в группе. Хотите узнать, что в этом письме?
Воспитатель (читает письмо): Здравствуйте, дети, пишут вас сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим открыть выставку народных изделий. Но нам не хватает экспонатов. Высылаем вам образец одного из экспонатов, которые нужны нам в музее. Но он не помещался в конверт, пришлось его разрезать. Надеюсь, что вы сможете его собрать и изготовить нам для музея такие же экспонаты.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое экспонаты?(предметы, хранящиеся в музее)
- Как вы думаете, сможем мы помочь сотрудникам музея?
- Давайте посмотрим, что же за экспонат нам прислали в конверте.
Д. и.«Собери картинку»
Воспитатель. Ребята, что за изделие у нас получилось?(разделочные доски)
Посмотрите, какие они красивые. Какая знакомая здесьроспись?(этогородец)
- По каким элементам вы догадались?
- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие вГородец и посмотреть, какие еще красивые изделия там делают мастера? Ну тогда в путь.
Воспитатель.
На левом берегу Волги чуть выше НижнегоНовгорода, раскинулось большое село Городец.
Есть на Волгегород древний
По названьюГородец.
Славится по всей России
Своейросписью творец.
Городецкая роспись– как ее нам не знать,
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты
Ярко красками горя,
Чудо птицы здесь порхают
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука.
Городецкий конь бежит
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают.
Посмотрите нароспись, сочность красок манит
Городецкая роспись душу нам веселит.
Воспитатель.
Посмотрите на это изделие. Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите элементы на образце.
1. Она круглая, как чаша, а зовут ее (ромашка)
2. Словно чудо тут и там распускается (розан)
3. Ей в жару не будет жарко, она в воде, она (купавка)
Название цветка купавка связано с очень интересной легендой. Много лет тому назад на Руси праздновали так называемый день Ивана Купалы. В ночь, по приданию, появлялся удивительной красы цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название – купавка. С тех поргородецкиемастера стали изображать купавку в своихросписях.
Воспитатель. Правда, ребята, хороши изделия, расписанныегородецким узором.
Недаром директор музея попросил нас украсить разделочные доски именно таким узором. Ребята, в музее, наверное, ждут, когда же мы пришлем им новые экспонаты
Воспитатель. Пора, ребята, нам отправляться в детский сад и приниматься за работу.
Воспитатель.
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз, ничего, что нет колес!
Друг за другом мы пойдем, за вагончиком бегом.
Дети под музыку продвигаются по группе, подходят к рабочим столам.
Вот мы и в нашей мастерской.
Воспитатель. Посмотрите на образец городецкого узора. Ребята,давайте сравним две цветка: купавку и розан. Чем они отличаются (они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю и самый крупный лепесток располагается напротив середины, а у розана середина располагается в центре и все лепестки одинаковой величины)
Сегодня япознакомлювас еще с одним узоромгородецкой росписи. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся …бутон.
- Ребята, из каких элементов состоит бутон? (из кругов разной величины)
Посмотрите внимательно на композициюгородецкого узора(слово композицияобозначаеткрасивое расположение предметов или элементовросписи) В центре расположен самый красивый и крупный цветок, по обеим сторонам от него – цветы меньше по величине, но одинаковые по окраске.
Городецкиемастера расписывали свои изделия красками, я предлагаю вам украсить экспонатыаппликацией. Мы составим узор из двух бутонов и цветка. Цветок у нас готов, мы его приготовили на прошлом занятии, а сегодня мы сделаем бутон. Из каких элементов он состоит? (из кругов разной величины) Сколько кругов нужно будет вырезать для двух бутонов? (четыре, два маленьких и два больших)
Как можно вырезать сразу два одинаковых круга?(свернуть заготовку пополам и аккуратно срезать уголки по кругу)
После того, как вы вырежете круги, соберите и склейте бутон. Затем составьте узор и приклейте все элементы. Что нужно сделать, чтобы оживить узор?(можно украсить цветы белыми точками, оживкой)
Инструктаж.
- Как правильно держать ножницы? Передавать друг другу?
- Как правильно наносить клей на заготовки?
Молодцы, знаете все правила пользования ножницами. А теперь можно приступать к работе.
Самостоятельная работа детей(под музыку)
Оформление выставки детских работ.
Итогзанятия.
Воспитатель. Какие красивые разделочные доски у вас получились. Вы настоящие мастера. Давайте внимательно рассмотрим некоторые работы. Здесь хорошо подобран цвет, а на этом розане очень красиво смотрится оживка. А эти работы очень аккуратные.Не зря говорят: дело мастера боится. Как называется роспись, которой вы украшали доски?
С каким новым элементом мыпознакомились?
Ну что ж, ребята, давайте сложим наши работы в посылочный ящик и отправим их в музей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область «Художественное творчество» Рисование с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковые игры» Тема: «Городецкая доска»
Представляю вашему вниманию ещё один коспект по приобщению к истокам русской народной культуры. Через художественное творчество дети подготовительной нруппы закрепляют навык городецкой росписи....
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе на тему «Городецкий сувенир»
Занятие по декоративному рисованию...
Декоративное рисование. Тема: «Городецкие доски»
Цель: Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.Задачи:«Познавательное развитие»...
Занятие по ИЗО на тему "Городецкая роспись"
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе по теме «Городецкая роспись»
Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение стро...
Тема: «Городецкая роспись. Основные элементы росписи».
Цели и задачи: 1.продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. 2.Выпо...
Презентация для детей на тему: "Городецкая роспись"
Данная презентация даёт возможность познакомиться с декоративно-прикладным искусством "Городецкая роспись"....