Технологическая карта НОД "Случай в этнографическом музее"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,
ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru
ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001
Технологическая карта
мероприятия непосредственно-образовательной деятельности
с детьми старшей группы
Тема: «Случай в этнографическом музее»
(интеграция образовательных областей
«художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие»)
Автор:
Воспитатель первой категории
Черненко Татьяна Ивановна
г. Надым, 2019 г.
Образовательная область | «Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие» | ||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет, старшая группа | ||||
Тема | «Случай в этнографическом музее» | ||||
Цель | Формирование положительного и эмоционального отклика детей на эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающего мира. | ||||
Задачи | Образовательные задачи:
формировать умение анализировать, установить простейшие взаимосвязи между предметами и их изображением. Развивающие задачи:
Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к культуре коренных народов, стремление к новы знаниям. | ||||
Материал | Материал к занятию: презентация «Экскурсия в музей ненецкой одежды», виды орнаментов, карточки для театрализованной игры, медальоны, «лэпбук» для воспитателя, «лэпбук» для детей, приспособления для рисования в нетрадиционной технике. | ||||
Предполагаемый результат | 1. Использовать при необходимости полученную информацию в повседневной жизни. 2. Знать о наличии нетрадиционных техник рисования. 3. Уметь взаимодействовать с другими детьми при решении выдвинутых задач | ||||
Этапы | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
| Вызвать интерес, внутреннюю потребность детей для включения в деятельность. Способствовать развитию понимания, что информацию можно получать из разного рода источников. | 1.Организационный момент. Дети подходят к воспитателю Воспитатель - Вы любите узнавать что-то новое? - А из каких источников вы это узнаете? - какие помощники у вас для этого есть? (на доске появляется изображение – газеты, журналы, гаджеты (ноутбук, планшет, телефон), телевизор, воспитатель с ребёнком) - А ещё много нового можно узнать во время путешествия по разным местам, во время экскурсии в музей. - Вы любите экскурсии? А почему? (это весело, интересно, познавательно) Я - ваш экскурсовод. А вы - группа туристов. Как правило, в интересных местах бывает много людей и поэтому у экскурсовода с его группой есть опознавательные знаки. Предлагаю вам медальоны такого же цвета, как мой флажок, (достаю их из своего волшебного чемоданчика экскурсовода) Теперь мы группа туристов и я приглашаю вас на экскурсию. Мы с вами отправимся на выставку одежды малочисленных народов севера. - Проходим, ребята не задерживаемся (останавливаемся около смарта, стойки с лентами..) Ограничительная лента нужна, чтоб посетители не трогали руками экспонаты. | -Взаимодействие с воспитателем; - осуществление практической деятельности поискового характера; -выбор источника информации. | - Мотивация к познават. деятельности; -формирование мышления; - развитие умения использовать разного рода источники для нахождения информации и способы ее достижения. | -Ответы детей; представление информации друг другу и воспитателю. |
II.Актуализация знаний | Создать проблемную ситуацию, мотивировать детей к действию. Способствовать самостоятельной постановке детской цели. | Воспитатель - В музее представлена верхняя одежда ненцев. Давайте рассмотрим детально. - Может, вы знаете название? ( Ответы детей). Правильно, ягушка, верхняя одежда ненецких женщин, её шьют из меха оленя, из кусочков цветной ткани (сукна), из бисера. Обратите внимание на узор, орнамент, которым украшена ягушка, подол, ворот, рукава. Этот орнамент называется «Оленьи рожки», похоже правда на рога оленя? - Следующий экспонат – малица, мужская верхняя одежда. Она так же украшена орнаментом. Посмотрите, на что похож орнамент? (ответ детей) - Да, на «чумики», а на ненецком «мядико» - А это? (ответ детей) пояс, которым подпоясывают малицу или ягушку. Он тоже украшен орнаментом, называется «лисий локоть». - Зимняя обувь ненцев называется «кисы», они сшита из меха оленя и украшены по голенищу орнаментом из бисера «заячьи уши» (ответ детей) - А это что? (ответ детей). Сумочка, по - ненецки «туча», она очень вместительная, а на ней орнамент «птичьей клювики» Шумит ветер, звук бубна…. Пропадают орнаменты на одежде, остается только силуэт этой одежды. - Что произошло? (узоры пропали) Это проделки шамана (музейный дух), он решил испортить нам экскурсию. - Без орнаментов туристы не смогут понять, что это одежды ненцев. | -Взаимодействие с воспитателем; -участие в беседе; -предложение собственных вариантов; -постановка детской цели. | Выбор источников передачи информации из личного опыта. | Ответы детей. Представление информации друг другу и воспитателю. |
III. Затруднение в ситуации | Фиксация затруднения. Тренировка мыслительных операций. | Воспитатель - Ребята как выйти из положения? Исправить ситуацию? (нарисовать, украсить самостоятельно) | Фиксация затруднения; - участие в беседе; -предложение собственных вариантов выхода из затруднения | Умение слушать поставленную задачу, предлагать варианты выполнения решений. | Ответы детей: нарисовать недостающие орнаменты |
IV. Открытие нового знания или способа действий. | Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Формирование понятия, что в окружающем мире благодаря знакам и с помощью наблюдательности можно найти различную нужную информацию. | - Думаю, нам поможет чемоданчик экскурсовода (поворачиваемся к столу и из чемоданчика достаю бубен и карточки для игры) Давайте ребята поколдуем и поиграем в игру «Орёл и решка» - Посмотрите на свои медальоны, одна сторона называется орёл, поверните, другая сторона – решка. Что изображено? (у детей силуэты …) - Что у тебя? (ягушка) - У кого ещё ягушка? Образуйте пары. (Даю каждой паре карточку с изображением орнамента) | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения. Дети соотносят информацию с изображением и содержимым чемоданчика. Двигательная активность. | Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов. Умение формулировать простейший вывод | Наблюдение за процессом деятельности Соблюдение правил в работе. |
V. Введение новых знаний в систему знаний. Ознакомление с правилами нетрадиционного рисования Овладение спос – ю исп - ть полученные знания для достижения цели | Закреплять новые знания и способы их применения. | Игра «Белый шаман» - Посмотрите внимательно на карточку, вам надо изобразить орнамент, без слов, а остальные ребята должны догадаться, какой орнамент вы показываете. Молодцы, мы запомнили все орнаменты, присаживайтесь за стол, на котором есть изображение, как у вас на медальоне. Дети сидят за столом, у них нет кисточек… - Приступайте, ребята. (дети в замешательстве) - Почему не рисуете? (нечем) А как быть? (можно пальцем… - Я предлагаю необычный способ работы, будем делать орнаменты с помощью вот таких штампов. Штамп –это один элемент орнамента, а нам нужно чтоб у нас получился один единый орнамент. Для этого мы выстраиваем цепочку из таких элементов. - Беру штамп, обмакиваю легонько, без нажима в краску и примакиваю на эскиз одежды, чтоб у нас получился отпечаток. И последовательно друг за другом выстраиваем отпечатки, чтоб у нас получился один орнамент.(подробно показываю и рассказываю как макнуть и поставить отпечаток) Дети самостоятельно работают, парами, помогают друг другу. Хожу контролирую процесс. | Применение знаний в практической деятельности и расширение полученных знаний об орнаментах, узорах для украшения ненецкой одежды и предметов быта. Создание элементарных взаимосвязей. | Умение анализировать, сопоставлять информацию, составлять элементарные взаимосвязи Умение работать в команде. | Соблюдение правил в работе по составлению орнамента. Следование алгоритму |
VI Осмысление (итог) | Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности | Итог Рефлексия - Ребята, колдовство шамана исчезло! (обращаю внимание детей к доске, работы на столе пока сохнут) Вы смогли вернуть узоры на место. - Сравните свои работы с выставочными экземплярами. - Маша, как называется твой орнамент? – Саша, что ты украшал? - Вика, тебе нравится твоя работа? - У вас получилась своя выставка! Предлагаю сделать её передвижной. (показываю и вместе с детьми оформляю их лэпбук, дополняю его) и с этой выставкой вы может сами стать экскурсоводами. Спасибо вам ребята, что помогли развеять чары шамана. | Отвечают на вопросы воспитателя. Эмоциональное самовыражение на достижение детской цели. | Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия по этнографическому музею "Ангарская деревня" города Братска
Видеофайл экскурсии можно посмотреть здесь:http://youtu.be/VYtb-6tHfe4...
Этнографический музей в детском саду
Цели:Освоение окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий, направленных на объемное, многомерное изучение истории села, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с ...
презентация Этнографический музей народов Забакайлья
Этнографический музей народов Забакайлья...
Экскурсия в этнографический музей.
Ознакомление детей с жизнью и бытом народа ханты....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (В форме экскурсии в этнографический музей детского сада.)
ТЕМА: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.ЦЕЛЬ: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.Задачи: Образовательная: Познакомить детей с нар...
Картотека игр к конспекту занятия (В форме экскурсии в этнографический музей детского сада.)
Подборка игр для знакомства детей с играми народнов Приамурья. Формировать представление о жизни и быте этих народов....
Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...