кружок "Юные фантазеры
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Согласованно Утверждено: Заведующим МДОУ «Красная шапочка»
на педагогическом совете Т.В. Мороз
Протокол
Программа кружка
« Юные фантазеры»
Муниципального дошкольного образовательного учереждения
детский сад «Красная шапочка» д. Вилга
на 2021 - 2022 учебный год
Содержание
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи кружка
1.3.Основные методы и приемы работы
- Содержательный раздел
2.1. Учебно – тематический план
2.3.Перспективный план работы кружка
III. Организационный раздел
3.1.Организация кружковой деятельности
3.2. Используемый материал при работе
3.3.Список литературы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Новизна. Практика работы с детьми показывает, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
- Цель и задачи программы.
Рабочая программа имеет цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
- Основные методы и приемы.
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Предполагаемый результат:
Дети: Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии. Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Педагогические условия для реализации программы: - создание художественно-развивающей среды в детском саду (изо-кружок); - разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация. Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств. Методы и приемы обучения: - словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение); - наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание); - практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)
Режим занятий:
Старшая группа – количество занятий в неделю 1. Детей 17. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для кружка «Юные фантазеры» Для детей старшей группы, возраст 5-6 лет | ||||
№ | Тема, вид занятия | Цель | Материалы | Лит-ра |
октябрь | ||||
1 | Рисование «Осенние цветы» | Освоение приемов работы тушью и акварелью Открытие изобразительных и выразительных возможностей пятен и линий. Знакомство с приемом рисования - кляксографией | Материалы: Бумага А3, тушь, акварель Инструменты: Кисти №3,5, палитры, салфетки трубочки для коктейля | Калинина Т.В. Цветы и травы с.39 |
2 | Лепка «Копилка» | Инициировать творческие проявления детей при создании поделок на основе готовых форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Показать возможность создания копилки путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями. | Материалы: Пластилин, картонные коробки, пластиковые бутылки для лепки на форме, пуговицы или бусины, фольга, Инструменты: стеки, клеенки, ножницы. Копилки разной формы. | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.65 |
3 | Рисование «Бабушкин сад» | Освоение приемов работы тушью и акварелью, цветными карандашами. Открытие изобразительных и выразительных возможностей пятен и линий, различной по тону штриховки, контраста дополнительных цветов | Материалы: Бумага А3, тушь, акварель, цветные карандаши Инструменты: Кисти №3,5, палитры, салфетки, трубочки для коктейля | Калинина Т.В. Большой лес с.40 |
4 | Лепка «Камин с огоньком» | Учить детей создавать модели функциональных предметов, передавая пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении. Познакомить с новым способом лепки – из пластин | Материалы: Пластилин, картонные коробки для лепки на форме стеки, пуговицы, бусины Инструменты скалки, шаблоны, клеенки, | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.56 |
Ноябрь | ||||
1 | Рисование «Светлый замок» | Освоение приемов работы гуашью Открытие изобразительных возможностей волнистой линии, теплых цветов, ритма подобных элементов. Создание образа знойного, напоенного теплом и светом мира. | Материалы: Бумага А3, Гуашь Инструменты: Кисти №3,5, палитры, салфетки | Калинина Т.В Башня, растущая в небо» с.23 |
2 | Лепка «Пылесос на генеральной уборке» | Вызвать интерес к созданию разных бытовых предметов и вещей для наполнения «пылесоса». Формировать навыки сотрудничества в коллективной деятельности. Развивать воображение, активность. | Материалы: Пластилин, большая пластиковая бутылка, мелкие сломанные игрушки или детали от крупных Инструменты стеки, клеенки, | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.70 |
3 | Рисование «Замок злого волшебника» | Освоение приемов работы гуашью Открытие изобразительных возможностей ломаных линий, темной гаммы цветов Создание образа грозного и тревожного мира. | Материалы: Бумага А3, Гуашь Инструменты: Кисти №3,5, палитры, салфетки | Калинина Т.В Башня, растущая в небо» с.26 |
4 | Лепка «Холодильник для игрушек» | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Показать зависимость способа лепки от формы предмета. Разнообразить технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику. | Материалы Соленое тесто, маленькие бутылочки от лекарств, крышки от бутылок Инструменты стеки, клеенки,. | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.35 |
Декабрь | ||||
1 | Лепка «Ёлкины игрушки» | Учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из соленого теста скульптурным способом или вырезывать формочками; показать новый способ оформления лепных фигурок – оборачивание фольгой. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук. | Материалы: Соленое тесто, фольга, тесьма по 10-15 см., коробочки от киндер-сюрпризов, бусины, пуговицы Инструменты: Формочки для выпечки, ножницы, скалки, стеки, клеенки | Лыкова И.А. (1) Изобразительное творчество с.100 |
2 | Рисование «Снежная зима» | Освоение приемов работы фломастерами Открытие изобразительных возможностей пятна и штриховки, контраста теплых и холодных цветов Создание образа искрящегося холодным блеском мира. | Материалы: Бумага А3, фломастеры | Калинина Т.В. Большой лес с.28 |
3 | Лепка «Чудесные колокольчики» | Учить детей создавать образы бытовых предметов: лепить из соленого теста скульптурным способом, оформлять лепные фигурки различными способами: оборачивание фольгой, выдавливание и налепы. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук | Материалы: Соленое тесто, фольга, тесьма по 10-15 см., коробочки от киндер-сюрпризов, бусины, пуговицы Инструменты: ножницы, скалки, стеки, клеенки | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.55 |
4 | Рисование «Букет для Снежной королевы» | Освоение приемов работы гуашью Открытие изобразительных возможностей прямой и ломаной линии, холодной гаммы цветов. Освоение приема тональной растяжки Создание образа ледяного мира. | Материалы: Бумага А3, Гуашь Инструменты: Кисти №2,3,5, палитры, салфетки | Калинина Т.В. Цветы и травы с.26 |
Январь | ||||
1 | Моделирование из фольги «Замок Снежной королевы» | Показать возможность моделирования объемных и рельефных образов их фольги и фактурной бумаги. Расширить спектр приёмов и элементов бумажного декора. Формировать умение планировать индивидуальную и коллективную работу, коммуникативные навыки сотрудничества. | Материалы: Основа для коллективной композиции – лист бумаги светло-голубого цвета, фольга, бумага белая и цветная мишура, дождик, клей, пластиковые бутылочки и картонные коробочки небольшого размера Инструменты Ножницы, простые карандаши, | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.186 |
2 | Рисование «Лес ледяного королевства» | Освоение приемов работы гуашью Открытие изобразительных возможностей прямой и ломаной линии, холодной гаммы цветов. Освоение приема светлотной растяжки Создание образа ледяного мира. | Материалы: Бумага А3, Гуашь Инструменты: Кисти №2,3,5, палитры, салфетки | Калинина Т.В. Большой лес с.16 |
3 | Лепка «Красивые подсвечники» | Продолжать учить детей лепить красивые предметы в соответствии с их функциональным назначением по мотивам ДПИ. Подвести к пониманию взаимосвязи между формой изделия и декором. | Материалы: Соленое тесто, фольга, тесьма, шнуры по 10-15 см., коробочки от киндер-сюрпризов, бусины, пуговицы Инструменты: ножницы, скалки, стеки, клеенки | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.50 |
4 | Рисование «Замерзшие фрукты» | Освоение приемов работы гуашью Открытие изобразительных возможностей прямой и ломаной линии, холодной гаммы цветов. Освоение приема тональной растяжки Создание образа ледяного мира. | Материалы: Бумага А3, Гуашь Инструменты: Кисти №2,3,5, палитры, салфетки | Калинина Т.В. Желтый, синий, красный с.56 |
Февраль | ||||
1 | Рисование «Городской парк» | Освоение приемов работы графическими материалами Открытие выразительных возможностей глухих и звонких цветов, освоение приема штриховки Создание образа вечернего, изменяющегося, «миражного» мира | Материалы: Бумага А3, карандаши простые, цветные, пастель | Калинина Т.В Башня, растущая в небо» с.34 |
2 | Лепка «Фоторамка» | Учить детей создавать модели функциональных предметов, передавая пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении. Воспитывать интерес к познанию бытовой культуры и более точному отражению своих представлений в изодеятельности. | Материалы: Соленое тесто, фольга, тесьма, шнуры по 10-15 см., бусины, пуговицы, камушки, ракушки Инструменты: ножницы, скалки, стеки, клеенки | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.134 |
3 | Рисование «Вечерний город» | Освоение приемов работы графическими материалами Открытие выразительных возможностей глухих и звонких цветов, освоение приема штриховки Создание образа вечернего, изменяющегося, «миражного» мира | Материалы: Бумага А3, карандаши простые, цветные, пастель | Калинина Т.В Башня, растущая в небо» с.34 |
4 | Лепка «Карандашница» | Инициировать творческие проявления детей при создании поделок на основе готовых форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Показать возможность создания карандашницы путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями. | Материалы: Пластилин, картонные коробки, пластиковые бутылки, металлические баночки для лепки на форме, пуговицы или бусины, фольга, ракушки, семечки Инструменты: стеки, клеенки, ножницы. | Лыкова И.А. (1) Изобразительное творчество с.142 |
Март | ||||
1 | Моделирование «Волшебный сундук» | Учить детей создавать модели функциональных предметов, передавая пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении.Воспитывать интерес к познанию бытовой культуры и более точному отражению своих представлений в изодеятельности. | Материалы: тесьма, шнуры по 10-15 см., бусины, пуговицы, клей, картонные коробочки квадратной и круглой формы Инструменты Ножницы, клеенки | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.75 |
2 | Рисование «Город-дом» | Освоение приемов работы гуашью Открытие выразительных возможностей глухих и звонких цветов, освоение приема штриховки Создание образа вечернего, изменяющегося, «миражного» мира | Материалы: Бумага А3, гуашь Инструменты: Кисти №2,3,5, палитры, салфетки | Калинина Т.В Башня, растущая в небо» с.42 |
3 | Моделирование из подручных материалов «Брелок» | Учить детей создавать модели функциональных предметов, передавая пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении. Воспитывать интерес к познанию бытовой культуры и более точному отражению своих представлений в изодеятельности. | Материалы: тесьма, шнуры по 10-15 см., коробочки от киндер-сюрпризов или пробки от бутылок, бусины, пуговицы, клей Инструменты Ножницы, клеенки | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.133 |
4 | Рисование «Дракон» | Освоение приёмов работы в смешанной технике, выразительных возможностей фактуры. Создание образа древнего мифического существа | Материалы: Картон А3, клей ПВА, гуашь, акрил Инструменты Кисти №2,3,5, палитры, салфетки | Калинина Т.В Птицы, звери, комары и мухи с.53 |
Апрель | ||||
1 | Рисование «Солнце и ветер» | Освоение приемов работы фломастерами Открытие выразительных возможностей художественных средств графики пятна и штриховки Создание образа мира, находящегося в непрерывном движении | Материалы: Бумага А4, фломастеры | Калинина Т.В. Цветы и травы с.27 |
2 | Лепка «Чудо-дерево» | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Продолжать освоение пластических материалов лепки – раскатывать пласт соленого теста и вырезать фигурки. Формировать навыки сотрудничества. | Материалы: Соленое тесто, фольга, тесьма, шнуры по 10-15 см., бусины, пуговицы, горох, семечки, трубочки для коктейля Инструменты: Формочки, ножницы, скалки, стеки, клеенки | Лыкова И.А. Изобразительное творчество с.158 |
3 | Рисование «Муха-цокотуха» | Освоение приемов работы в смешанной технике: гуашью и фломастерами. Освоение выразительных возможностей контраста дополнительных цветов Создание образа нарядного, но опасного мира | Материалы: Бумага А4, фломастеры | Калинина Т.В. Птицы, звери, комары и мухи с.46 |
4 | Моделирование из бумаги «Разноцветные крылья» | Освоение приемов работы в аппликации. Освоение выразительных возможностей ритма подобных элементов. Создание образа яркого солнечного мира | Материалы: Цветная бумага А3, Инструменты: Ножницы, клей, салфетки | Калинина Т.В. Птицы, звери, комары и мухи с.49 |
Май | ||||
1 | Рисование «Большая прогулка» | Освоение приемов работы фломастерами Открытие выразительных возможностей художественных средств графики пятна и штриховки Создание образа солнечного летнего дня | Материалы: Бумага А3, фломастеры | Калинина Т.В. Цветы и травы с.31 |
2 | Моделирование «Цветочные вазы и корзины» | Учить детей создавать модели функциональных предметов, передавая пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении. Воспитывать интерес к познанию бытовой культуры и более точному отражению своих представлений в изодеятельности. | Материалы: тесьма, шнуры по 10-15 см., бусины (крупные и мелкие), пуговицы, клей, Пластиковые бутылки, стеклянные банки красивой формы, проволока, крышки от бутылок Инструменты Ножницы, клеенки | Лыкова И.А.(1) Изобразительное творчество с.206 |
Литература
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗОстудии.-М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. – 192 с..
- Калинина Т.В. . Первые успехи в рисовании. Цветы и травы– СПб., 2007. – 65 с.
- Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Птицы, звери, комары и мухи – СПб., 2007. – 72с.
- Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Башня, растущая в небо– СПб., 2006. – 64с.
- Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес – СПб., 2005. – 57с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа "Маленькие фантазеры"
Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....
Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры"
Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры" имеет художественно-эстетическую направленность и призвана способствовать созданию условий для творческой самореализации личности ребенка в изо...
Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры"
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и призвана способствовать созданию условий для творческой самореализации личности ребенка в изодеятельности....
"Фантазеры"
Летний перспективный план РВО "Фантазеры....
Перспективный план кружка: «Фантазеры» в старшей группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3458728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"960","width":"720"}}]]...
Кружок "Фантазеры" экологическое воспитание (5-7лет)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ по экологическому воспитанию (второй год) для детей 5-7лет. В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог...
План занятий в детско — родительском клубе «Фантазеры»
План занятий в детско — родительском клубе «Фантазеры»...