КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (АППЛИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Цель:Развивать детское творчество посредством нетрадиционной техники аппликации.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление детей о народных куклах и их особенностях.
- Способствовать изготовлению детьми нетрадиционных кукол из деревянных ложек.
- Способствовать умению детей самостоятельно создавать композицию узора выбирая цвета, заполнять орнаментом всю ткань.
- Формировать технические умения и навыки вырезать по контуру, аккуратно работать с клеем..
- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
- Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
- Совершенствовать мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kukly_iz_lozhek.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №18 «Гармония» ст. Подгорной»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (АППЛИКАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ)
Подготовительная группа
Выполнил:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Рыбас Е.В.
Георгиевский городской округ
2022 г
Тема: «Куклы из деревянных ложек»
Цель:Развивать детское творчество посредством нетрадиционной техники аппликации.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление детей о народных куклах и их особенностях.
- Способствовать изготовлению детьми нетрадиционных кукол из деревянных ложек.
- Способствовать умению детей самостоятельно создавать композицию узора выбирая цвета, заполнять орнаментом всю ткань.
- Формировать технические умения и навыки вырезать по контуру, аккуратно работать с клеем..
- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
- Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
- Совершенствовать мелкую моторику.
Развивающие:
- Развивать творческие способности, воображение через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.
- Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
- Развивать диалогическую форму речи, творческую самостоятельность детей.
Воспитательные:
- Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
- Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.
- Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Здоровьесберегающие задачи:
- Способствовать сохранению психологического здоровья детей.
- Создать благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, коллективного и согласованного взаимодействия.
- Формировать умение выполнять движения соответствующие тексту.
- Формировать у детей умение получать эмоциональное удовлетворение от конечного результата.
Обогащение и активизация словаря:Цветочный узор, бахрома, платки, ручная вышивка, лента, рубаха, баклуши, кокошник, сарафан.
Оборудование: Подносы, ножницы, клей момент «столярный», прямоугольная ткань с бахромой для основы сарафана разных цветов на выбор детей, кусочки накрахмаленной ткани с изображением цветов, ножницы, кисть, салфетки, клеенка, ленты, видеопроектор, блюдечко с яблочком, сундук, кукла из деревянной ложки, фоновая русская народная музыка.
Стол помощи (кокошники, атласные ленты, бусы, пояса, платки.)
Предварительная работа:Рассматривание альбома «Крестьянские промыслы», поход в мини- музей « Народная игрушка», аппликации на другие темы: «Красивый букет», «Занавески на окно», Д/и. « Подбери по цвету».Изготовление дома с родителями тряпичных кукол, разучивание русской народной игры «Передай платочек», знакомство детей с элементами народного костюма.
Ход занятия
Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в группу, встают в полукруг.
Хозяюшка: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
Хозяюшка: Ребята, хочу пригласить вас в мою мастерскую.
Эй, честные господа,
Ко мне пожалуйте, сюда.
Дети проходят в избу-мастерскую.
Хозяюшка: Ребята, мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: Россия.
Хозяюшка: Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.
А как ещё в старину называли нашу родину?( Русь)
Хозяюшка: А хотите ли вы увидеть, как жили в старину на Руси?
Дети: Да, хотим.
Хозяюшка:Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
-“Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку”:
(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:
Столетиями славилась матушка Россия своими мастерами.
Ребята какие вы знаете промыслы?
Слайды и ответы детей:
(1 кружевное плетение, 2 берестяное плетение,3 ткачество,4 резьба по дереву, 5 изготовление деревянных игрушек, посуды).
6 слайд: Посмотрите, вот как в старину люди изготавливали деревянные ложки.
Ребята, а из чего изготавливали деревянные ложки?
Ребенок 1:Деревянные ложки делали из баклуши, вырезая форму чаши с ручкой, называли такую ложку — баклуша.
Хозяюшка:Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
-Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.
Хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:
Я на ярмарке была
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ
И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке?
Хозяюшка показывает готовую куклу на ложке.
Хозяюшка:
- Дети. Что это? (Кукла.)
- Как вы думаете, из чего она сделана? (Из ложки.)
- Как вы думаете, почему в старину кукол делали из ложек?
Ребенок 2: В старину на Руси кукол не было, поэтому люди делали их своими руками, с большой любовью. Таких кукол не купишь в магазине.
Ребенок 3: Женщины мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение», и при этом им давали интересные имена.
Хозяюшка: Ребята, а какие вы знаете старинные имена ( Пелагея, Степанида, Евдокия, Мария, Анна и т,д.)
На предыдущем занятии мы с вами расписали лица нашим куклам и пришили волосы. И сегодня они с нетерпением ждут когда же мы их будем наряжать. Давайте вспомним какую одежду носили в старину русские женщины(сарафаны красного цвета, длинные платья, фартуки, на голове кокошники.
Перед вами на столах лежат подносы с прямоугольниками из красной и желтой ткани ( это будут сарафаны).
Ребята, а какие были в старину сарафаны? (Широкие, длинные,)
Хозяюшка: Так какие же цвета преобладали в русском костюме?
Дети: белый, красный, голубой, желтый.
Хозяюшка: А чем украшены сарафаны?
Ребенок 4: Сарафаны украшали элементами народных росписей геометрическими, растительными орнаментами, вышивкой и бисером
Хозяюшка:Ребята когда вы будете работать над нарядом вашей куклы, вы подумайте какое старинное имя вы дадите.
Ребята раньше когда работали пели песни, а мы с вами будем слушать русские народные песни и они нам будут помогать работать.
Но прежде чем приступим к работе, давайте вспомним главные правила работы с ножницами,(показ схем с изображением правил пользования ножницами, клеем).
Ребенок 5: Ножницами нельзя махать, передавать колечками вперед, не оставлять на столе открытыми.
Хозяюшка: Как нужно пользоваться клеем?
Ребенок 6: Клей наносить аккуратно на детали,набирать немного клея, намазывать аккуратно форму с обратной стороны, пользоваться клеенкой, прижимать салфеткой не сдвигая.
А чтобы правильно выполнить работу, обратите внимание на алгоритм.
Дети выполняют аппликациюна ткани (сначала вырезать из прямоугольников ткани лепестки (листья), из ткани орнамент цветов, разложить на прямоугольнике бутоны цветов и заготовки, составив самостоятельно узор, затем начать приклеивать их
Хозяюшка:
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
Попляшите поиграйте.
Динамическая пауза (русский народный танец)
(Игра проводится 1 раза.)
После игры дети рассаживаются на свои места.
Теперь ребята мы будем наряжать нашу куклу. Берем наш прямоугольник-сарафан и присбариваем его на шее куклы и крепко обматываем ниткой.
( Дети выполняют)
Хозяюшка:Ребята, а теперь вы можете на столе помощи, выбрать дополнительные предметы для наряда вашей куклы.
( Дети выполняют работу).
Хозяюшка:Вот и куклы наши готовы. Давайте разместим своих кукол возле радуги, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые, назовём кукол русскими именами? (Глаша, Варвара, Матрона, Марфа, Пелагея, Анастасия, Марьяна, Ульяна, Дуняша)
Ребята, есть такая примета « Кто под радугой пройдет, тот будет всю жизнь счастлив. Проведите своих кукол под радугой, и пусть они дарят людям счастье.
Хозяюшка: Ваши куклы получились интересные, весёлые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.
А кто хочет рассказать о своей работе?
Дети выбирают понравившуюся работу, рассматривают ее, объясняют свой выбор.
Спросить, что чувствовали дети при выполнении работы? Чем вас порадовало занятие? Что детям было сложнее всего сделать на занятии? Почему? Что удалось легко. Как вы думаете, все ли сегодня справились с работой? У кого что-то не получалось? Вечером мы обязательно попробуем это сделать еще раз.
Хозяюшка: Спасибо за работу, вы все трудолюбивые, старательные, отзывчивые. Мне было очень интересно с вами общаться и работать.
Хозяюшка:А в заключении предлагаю Аленушке подарить нашим гостям стихотворение.Читает стихотворение под музыку « Как упоительны в России вечера»
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
Хозяюшка: Ребята, а давайте мы своих кукол подарим в мини-музей
« Народная игрушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного способа рисования - метода тычка. Тема: «Осенняя берёза». Подготовительная группа
Цели:1. Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, лёгкая крона), осеннюю окраску листвы.2. Учить детей рисовать нетрадиционным с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Аппликация) Старшая группа
Тема: «Пожарная машина».Задачи:1. Образовательные:- Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания.- Учить детей передавать форму и взаимно...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности в Области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) На тему: «Птицы на дереве»
Государственное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 68Приморского района Санкт-Петербурга КонспектНепосредственно-образовательной деятельнос...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Художественно-эстетическое развитие". Изобразительная деятельность (нетрадиционная техника рисования) "ЛЕБЕДЬ"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)...
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного способа рисования - метода тычка. Подготовительная группа Тема: «Осенняя берёза».
Цели:1. Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, лёгкая крона), осеннюю окраску листвы.2. Учить детей рисовать нетрадиционным с...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Художественно- эстетическое развитие Образовательная деятельность: Конструирование. Тема: «Корзиночка»
Освоение детьми нового способа работы с бумагой.Учить правильно складывать квадратный лист бумаги на шестнадцать маленьких квадратиков; развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику...