Конспект по познавательному развитию "Народные промыслы России"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)
Обзор основных народных помыслов. Знакомство детей с основными видами народного - прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_rossii.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы России»
Цель: Развитие речи и творческих способностей через знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи: Образовательные: Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская и дымковская игрушки), с их характерными особенностями. Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
Развивающие: Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Словарная работа: орнамент, умелец.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование: Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.
ХОД:
- Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём?
- А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)
- Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».
- Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)
- Откуда же берутся такие мастера? Послушайте такую сказку: Жила-была в одной деревне девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала, что залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и, улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев (показ слайдов)
– Это Гжель.
Нежно - голубое чудо - сказочная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель - это посёлок в Московской области, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, сеточек бордюров.
– Народный промысел – Хохлома.
Хохломскую роспись называют золотой, почему? потому что в ней много жёлтого цвета.
- Что расписывают этой росписью? мебель, посуду
- Из чего сделаны изделия? выточены из дерева
- Какие цвета используют умельцы? жёлтый, красный, зелёный, чёрный
- Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент.
- Городецкая игрушка - народный промысел.
Игрушки передавали сцены народного быта, это и птицы, и кони, и цветы. Это детская мебель, разделочные доски для кухни. Материал для промысла – дерево. Элементы росписи – цветы (розаны и купавки)
- Жостовская роспись
История промысла восходит к началу 19-го века, когда князья Демидовы с Урала занесли основы жестяного промысла в несколько подмосковных сёл и деревень Мытищинского района район Московской области.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Физкультминутка:
Конь меня в дорогу ждёт. Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой: Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскачу, Не поеду, поскачу.
Там за дальнею рекой, Помашу тебе рукой.
- Палехская роспись
Палехская роспись берет свои истоки из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область, а промысел взял название от поселка Палех. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.
В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.
- Филимоновская игрушка
Это жемчужина народного искусства.
Почему называется Филимоновская? Деревня Филимоново
- Какие игрушки создавали эти мастера? Игрушки - свистульки - это птицы, коровы, медведи
- Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор? три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный, а узор - это полоски
- Это Дымка.
Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи? Какие используют цвета? (Дымково - это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом. Это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины.)
– Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку? Ответы детей
– Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать - быть мастером своего дела.)
Отгадайте загадку:
Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: Чёрный, красный, золотой.
Как зовут товар такой? хохломские расписные ложки
– Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу»
На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных промыслов.
- Вот и закончилось наше знакомство с народными промыслами. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась?
- А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю расписать заготовки рубашек дымковским орнаментом.
– Отмечаю, что орнамент рисуется прямо на заготовке, кисть нужно держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения.
- Вспоминаем приёмы дымковской росписи – волнистые линии, широкие полосы, тонкие полосы, между ними круги, точки.
Итог: Предлагаю детям сделать выставку из наших работ, провести их анализ и полюбоваться ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"
Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....
Конспект по познавательно-речевому развитию "Россия - Родина моя"
предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...
Конспект занятия познавательному развитию «Промыслы и традиции Кубани» в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей с промыслами и традициями КубаниПрограммные задачи:1. Начать знакомство детей с народными ремеслами и промыслами на Кубани: резьбой по дереву, различными видами плете...
Конспект беседы «О народных промыслах России (филимоновская и дымковская игрушка)».
laquo;Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувств...
Конспект беседы "О народных промыслах России"(филимоновская и дымковская игрушка)
• «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувство формируе...
Конспект занятия. Познавательное развитие. День России.
Конспект занятия. Познавательное развитие. День России....
Конспект занятия.Познавательное развитие. "Герб России"
Конспект занятия.Познавательное развитие. "Герб России"...