Конспект по познавательному развитию "Народные промыслы России"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пашперо Ольга Владимировна

Обзор основных народных помыслов.  Знакомство детей с основными видами народного - прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly_rossii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе                                                                  «Народные промыслы России»

Цель: Развитие речи и творческих способностей через знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:                                                                                                                                              Образовательные: Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская и дымковская игрушки), с их характерными особенностями. Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Словарная работа: орнамент, умелец.

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.

Материалы и оборудование: Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

ХОД:

- Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём?

- А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)

- Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».

- Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)

- Откуда же берутся такие мастера? Послушайте такую сказку: Жила-была в одной деревне девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала, что залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и, улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт!

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев (показ слайдов)

– Это Гжель.

Нежно - голубое чудо - сказочная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель - это посёлок в Московской области, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, сеточек бордюров.

– Народный промысел – Хохлома.

Хохломскую роспись называют золотой, почему? потому что в ней много жёлтого цвета.

- Что расписывают этой росписью? мебель, посуду

- Из чего сделаны изделия? выточены из дерева 

- Какие цвета используют умельцы? жёлтый, красный, зелёный, чёрный 

- Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент.

- Городецкая игрушка - народный промысел.

Игрушки передавали сцены народного быта, это и птицы, и кони, и цветы. Это детская мебель, разделочные доски для кухни. Материал для промысла – дерево. Элементы росписи – цветы (розаны и купавки)

- Жостовская роспись

История промысла восходит к началу 19-го века, когда князья Демидовы с Урала занесли основы жестяного промысла в несколько подмосковных сёл и деревень Мытищинского района район Московской области.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Физкультминутка:

Конь меня в дорогу ждёт. Бьёт копытом у ворот.

На ветру качает гривой: Пышной, сказочной, красивой.

Быстро на коня вскачу, Не поеду, поскачу.

Там за дальнею рекой, Помашу тебе рукой.

- Палехская роспись

Палехская роспись берет свои истоки из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область, а промысел взял название от поселка Палех. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. 

- Филимоновская игрушка

Это жемчужина народного искусства.

Почему называется Филимоновская? Деревня Филимоново

- Какие игрушки создавали эти мастера? Игрушки - свистульки - это птицы, коровы, медведи

- Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор? три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный, а узор - это полоски                                     

- Это Дымка.

Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи? Какие используют цвета? (Дымково - это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом. Это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины.)

– Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку? Ответы детей 

– Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать - быть мастером своего дела.)

Отгадайте загадку:

Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета: Чёрный, красный, золотой.

Как зовут товар такой? хохломские расписные ложки

– Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу»

На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных промыслов.

- Вот и закончилось наше знакомство с народными промыслами. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась?

- А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю расписать заготовки рубашек дымковским орнаментом.

– Отмечаю, что орнамент рисуется прямо на заготовке, кисть нужно держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения.

- Вспоминаем приёмы дымковской росписи – волнистые линии, широкие полосы, тонкие полосы, между ними круги, точки.

Итог: Предлагаю детям сделать выставку из наших работ, провести их анализ и полюбоваться ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Конспект по познавательно-речевому развитию "Россия - Родина моя"

предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

Конспект занятия познавательному развитию «Промыслы и традиции Кубани» в подготовительной группе

Цель: Познакомить детей с промыслами и традициями КубаниПрограммные задачи:1. Начать знакомство детей с народными ремеслами и промыслами на Кубани: резьбой по дереву, различными видами плете...

Конспект беседы «О народных промыслах России (филимоновская и дымковская игрушка)».

laquo;Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувств...

Конспект беседы "О народных промыслах России"(филимоновская и дымковская игрушка)

• «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувство формируе...

Конспект занятия. Познавательное развитие. День России.

Конспект занятия. Познавательное развитие. День России....

Конспект занятия.Познавательное развитие. "Герб России"

Конспект занятия.Познавательное развитие. "Герб России"...