Художественное творчество (лепка) «Жаворонок»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Цель- знакомство с обрядом встречи весны через изготовление птицы-жаворонка из теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_iz_solyonogo_testa.docx | 43.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) «Жаворонок»
(подготовительная группа)
1. Место работы | МАДОУ № 52, г. Калининград |
2. Автор материала, должность | Миронова Н. В, воспитатель |
3. Направление | Познавательно-исследовательская деятельность |
4. Образовательная область | Декоративно-прикладное творчество (лепка). |
5. Возраст воспитанников | 6-7 лет |
6. Продолжительность мероприятия | 25 минут-30 минут |
7. Форма проведения мероприятия | Открытое занятие |
8. Методы | Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, ИКТ, игровые, эмоциональное стимулирование |
9. Приёмы | Просмотр презентации, художественное слово (пословицы, загадки), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, эмоциональный настрой, физминутка, самостоятельная деятельность детей, сравнение |
10. Формы работы | Индивидуальная, коллективная. |
11. Цели, задачи НОД | Цель- знакомство с обрядом встречи весны через изготовление птицы-жаворонка из теста. Задачи НОД - Образовательные: формировать и развивать умения детей лепить из теста жаворонка, свернув в узелок жгутик теста - Развивающие: развивать мелкую моторику рук, творческое воображение; формировать познавательный интерес. - Воспитательные: прививать интерес к русскому фольклору, уважительное отношение к обычаям и традициям предков, воспитывать аккуратность, усидчивость , любовь к природе |
12. Материалы | Солёное тесто, стеки, доски для лепки, материалы для украшения жаворонков: изюм, горох |
13. Оборудование | Аудиозапись с мелодиями, компьютер, проектор |
14. Словарная работа | Жаворонки, день весеннего равноденствия, проталинки |
15. Действующие лица | Дети, воспитатель, Весна, Зима |
Ход занятия
Этап, продолжительность | Деятельность воспитателя |
Организационный момент Эмоциональный настрой - 1минута | ( слайд 1) Дети входят в группу под музыку -1 Воспитатель: Всем-всем доброе утро! Ребята! У вас такие лучистые улыбки, что на душе теплеет. К солнышку потянулись, ( выполняют движения) Лучики взяли, К сердцу прижали, Людям отдали! И сказали всем: «Здравствуйте» Воспитатель. Какие вы молодцы! С хорошим настроением начинаем нашу работу! ( дети садятся) |
Мотивационно-побудительный -3 минуты | Воспитатель – К нам на занятие спешит ещё одна гостья. Отгадайте загадку: «Если снег повсюду тает, день становится длинней, Если все зазеленело, и в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла…?» (весна) А вот и она - ( слайд 2) (Весна здоровается) Здравствуйте, мои друзья, Всех вас рада видеть я. Всюду – в поле и в лесу Людям радость я несу. Просмотр клипа -2 «Весна - красна идёт» Воспитатель: На Руси Весну очень ждали. 1-й ребенок. Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря, Надоела ты нам и наскучила, Наши рученьки приморозила. 2-й ребенок. Нам, зима, ты надоела, И весь хлеб у нас поела, Все дрова у нас пожгла, С крыш солому унесла.
( слайд 3) Все: Весна! Весна - красна! Тепло-солнышко! Приди скорей! Согрей детей! Приди к нам с радостью, С великой милостью! Злую вьюгу прогони, студёну зиму унеси! ( садятся) Воспитатель: - Ребята! Ребята, прислушайтесь. Звучит Музыка-3 ( метель, вьюга) Что вы слышите? ( слайд 4) Это, наверное, Зима шалит, дает знать о себе, злится на Весну! ( появляется Зима) Зима. Бью челом тебе, Весна теплая. Расскажи ты мне без утайки: Почему тебя величают все, Меня – Зимушку – проклинают все? Весна. Потому что ты – больно лютая, И холодная и голодная. Побыла ты, Зима, в гостях у людей, Не пора ли тебе уходить из гостей? Воспитатель: Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Давайте споём ( слайд 5) Музыка-4 Ой, бежит ручьем вода, нету снега, нету льда. Ой, вода, ой, вода, нету снега, нету льда. Прилетели журавли, и соловушки мои. Журавли, журавли. И соловушки мои. Мы весняночку поём, весну красную зовем. Мы поём, мы поём, Весну красную зовём. Воспитатель: Давайте попрощаемся с Зимой – помашем ей вслед руками. А Весна с нами останется, пусть радует нас! Весна: Спасибо, ребята! Не останутся теперь люди без весеннего тепла! ( слайд 6) 22 марта называют – день весеннего равноденствия. Давайте вместе скажем: день весеннего равноденствия (повторяют) Сейчас весы сравнялись. День равен ночи. А дальше одна чаша весов будет тяжелее, потому что день расти начинает. ( слайд 7) Сегодня необычный день ещё и тем, что это – день прилёта птиц. В этот день, говорили в старину, прилетают из тёплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок. Этот день в народе так и называется «Жаворонки». - Посмотрите, что я вам принесла! Что это? ( показывает гнездо) - Как вы думаете, кто в нём может быть? ( конечно, птичка) - Посмотрите, это маленький жаворонок. Ему одному очень скучно. Как вы думаете, чем мы можем ему помочь? ( высказывают предположения: спеть, станцевать… |
Актуализация знаний -4 мин | Воспитатель - Это хорошо! Но давайте сначала поближе познакомимся с жаворонком. ( рассказывают дети) ( слайд 8) Ребёнок- 1. Эта птичка небольшая, размером с воробья. Обитают жаворонки в открытых местах. Никогда не встречаются в лесу, никогда их не увидишь на дереве . ( слайд 9) Ребёнок-2 Обычно они сидят на земле или на кочках. Гнездо делают в ямке, сделанной самой птицей, либо копытом лошади или коровы. ( слайд 10) Ребёнок-3 Жаворонки едят семена разных трав и охотятся на насекомых - гусениц, муравьев, червячков. ( слайд 11) Воспитатель: Они бывают разными. ( слайд 12) Это очень дружные птицы, держатся стайками по проталинам.. Говорят: «Сколько проталинок, столько и жаворонков». ( слайд 13) Петь жаворонки начинают сразу в марте. Они обладают очень звонким и чистым голосом. Вот послушайте! (видеоклип-5 пение жаворонка) |
Динамическая пауза- 1 минута | ( слайд 14) Воспитатель: - А теперь отдохнём : В небе жаворонок пел, (Дети выполняют маховые движения руками) Колокольчиком звенел, (Вращают кистями поднятых рук) Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз) Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени) Будет весел целый год. (Дети стоя весело хлопают в ладоши) |
Основной момент Восприятие и освоение нового материала- 8минут | ( слайд 15) Воспитатель:- Раньше в этот день пекли фигурки птиц с распахнутыми крылышками, глазками - изюминками. В разных местах выпечка была разная, (посмотрите на слайдах!) ( слайд 16-17) И называлась по - разному: «грачами», «птюшками», «чувильками», «куликами», но чаще «жаворонками». Как вы думаете, почему так? -Друзья мои, внимательно посмотрели на рабочие места. Какой материал вы видите на столе? (тесто) -Вы догадались, чем будем сейчас заниматься? (лепкой) Да, сегодня мы тоже попробуем из теста слепить весеннюю птичку. А поможет нам в этом Рукодельница! ( приходит переодетая Зима с подносом и говорит:) Пусть в группе у вас всегда будет весна- Волшебные руки творят чудеса! -Рада видеть вас в моей мастерской! Посмотрите на этот поднос ( там лежат пирожки, блины, баранки, жаворонки) - Что их объединяет? (из муки сделаны, они съедобны) - Что вас больше заинтересовало? (жаворонки) -Сегодня я вас научу их лепить. Но при работе нужна аккуратность и внимательность. Хочу проверить ваше внимание. Постарайтесь хлопнуть, когда услышите слово, обозначающее не птицу. Прилетели птицы: голуби, синицы, конфеты и стрижи. Прилетели птицы: аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби и пиццы, ласточки, синицы, Скворушки, чижи, скалки и стрижи. Пельмешки и кукушки. Чипсы и подружки, Матрёшки , поварёшки, совы и ватрушки. Молодцы! Вы очень внимательные! Давайте сделаем друзей для нашего жаворонка в гнезде. - Подготовим наши волшебные пальчики к работе. Проведём пальчиковую гимнастику: (слова говорят хором и выполняют движения) ( под музыку 6) Как снега растают - (руки ладонями вниз разводим в стороны) Птицы прилетают, (машем руками, как крыльями) Гнёзда вьют из веток (соединим руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты – «гнездом») Для птенцов, для деток. (пальцы переплетены, сгибаем – разгибаем пальцы)
- ( слайд 18) Прежде, чем приступить к работе с тестом, надо знать некоторые правила:
|
Практическая работа -8 мин | ( слайд 19) Рукодельница показывает технологию лепки жаворонка: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки или изюм – вот и глаза. Поэтапный ход - на слайдах презентации) Для украшения своих жаворонков выбираете материал по своему усмотрению из коробочек на столе - Можно ли ещё по-другому вылепить жаворонка? Посмотрите варианты. ( слайд 20-21 ) Самостоятельная лепка жаворонков под нежную мелодию-7 ( слайд 22) Воспитатель - Ребята, раньше готовые изделия раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» - тем самым благословляя детей. А так как жаворонок является символом поля и луга, испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле, и что есть силы кричали, звали весну. Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм. |
Рефлексивно-итоговый этап рефлексия -1 мин | Рукодельница - - Вы довольны своим мастерством? Вижу - справились с работой. Молодцы! Сейчас я всех попрошу выйти со своими жаворонками ко мне. Давайте вытянем свои ручки с птичками к солнышку и скажем. Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам, Унесите от нас зиму холодную. Принесите нам весну красную! |
Итог -2 мин | ( слайд 23) Воспитатель -Друзья, подведём итог. -С какой птицей познакомились? Чему сегодня научились? -Возникло ли желание ещё творить-лепить? Если занятие вас чему-то научило - помашите широко руками Если не всё поняли и не всё смогли - машем ладошками А если ничему не научились на занятии - машем пальчиками -За руки умелые, за ум и смекалку, Сказать большое спасибо всем я хочу! И на память буклеты коллегам дарю! ( слайд 24) Весна: А от меня примите угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». До новых встреч! Радости всем, светлых надежд и весеннего настроения! Под приятную музыку- 8 дарим подарки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное творчество - лепка. Занятие по лепке в подготовительной группе « В гостях у повара».Тема «Профессии»
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости. Еще один важный момент –благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть , как...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественное творчество». Лепка.) Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая»
Приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек....
Конспект занятия. Художественное творчество. Лепка. 2-ая мл. Тема: Плоды фруктовых деревьев. Лепка по замыслу.
Конспект занятия. Художественное творчество. Лепка. 2-ая мл.Тема: Плоды фруктовых деревьев. Лепка по замыслу.Цели: Закрепить знания о фруктах, о способах их приготовления. Учить...
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Мир искусства и художественное творчество. Лепка. Тема: «Лепка по замыслу».
Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеМир искусства и художественное творчество. Лепка.Тема: «Лепка по замыслу». Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина,...
Мир искусства и художественное творчество. Лепка План — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)
Мир искусства и художественное творчество. ЛепкаПлан — конспект по лепке для детей 4-5лет «Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» (АПРЕЛЬ)Воспитатели: Малкова Л.П., Ветро...
Художественное творчество ( лепка). 2-я младшая группа. Тема: «Колобок (сюжетная лепка )».
Художественное творчество ( лепка).2-я младшая группа.Тема: «Колобок (сюжетная лепка )».Задачи: продолжать развивать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями; ...
Занятие по художественному творчеству лепка из соленого теста "Жаворонок"
Занятие посвящено старинному, славянскому празднику "Жаворонки"...